Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2002

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

О.Н.КАЛЕНКОВА,
г. Москва


ДЕТИ БЕЖЕНЦЕВ УЧАТСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Самое первое сентября

Во дворе школы № 729 в первый день учебного года царило праздничное оживление, шумное, веселое столпотворение, обычное для всех московских школ. Но было в этой картине что-то не совсем обычное. Непривычно выглядели первые классы. На фоне огромных пестрых букетов и белоснежных воротничков ярко выделялись иссиня-черные косички и смуглые детские личики с нездешним разрезом глаз. Первоклашки в большинстве своем были иностранцы. В первый класс пришли учиться афганские дети.

Ровно год назад...

Ровно год назад было подписано соглашение между Управлением верховного комиссара по делам беженцев ООН, Московским комитетом образования и школой № 729 о создании на ее базе специальных нулевых языковых классов в целях преодоления языкового барьера на пути к обучению детей-беженцев в общеобразовательной московской школе. Согласно проекту дети-беженцы, не говорящие по-русски, должны в течение года изучать русский язык по программе РКИ (русский как иностранный) с педагогами именно этой специализации. Количество учеников в языковой группе не может быть более 10 человек, поэтому каждый языковой класс должен состоять из трех групп. По окончании этих классов учащиеся могут начинать или, если им позволит багаж полученных знаний, продолжать свое образование в школе с поликультурным компонентом содержания образования. Устав школы гарантирует детям разных национальностей изучение своего родного национального языка наряду с преподаванием всех базисных предметов на русском языке.

Они понимают всех, и все их понимают

Прошел год, и вчерашние нулевички пришли в первый класс. Теперь они будут учиться вместе с московскими ребятишками по обычной школьной программе, будут вместе с ними читать первые книжки, решать первые задачки, писать первые диктанты. Они говорят по-русски со своими новыми друзьями, с учителями, иногда даже друг с другом. Они понимают всех, и все понимают их. От этого им здесь уютно и спокойно. Но для того, чтобы все это было именно так, для того, чтобы маленькие иностранцы почувствовали себя полноправными обитателями большого многолюдного дома, для того, чтобы они смогли участвовать в интересной жизни московской школы, за минувший год была проделана большая и кропотливая работа. Прежде всего – работа по научно-методическому обеспечению занятий и по созданию учебной программы.

Мы учим русскому малышей

Конечно, языковая программа для нулевого класса предполагает активное использование богатого отечественного опыта преподавания РКИ и опыта зарубежных стран по обучению иммигрантов государственному языку. Но не следует забывать, что в нашем случае «иммигранты» не умеют ни читать, ни писать ни на каком языке. Они не могут сидеть за партой более 5–7 минут и вообще не могут долго сидеть спокойно, очень легко расстраиваются и быстро устают, потому что эти «иммигранты» уж очень малы. Поэтому программа должна разрабатываться с учетом данных о психологических особенностях этой возрастной группы. А психологические особенности заключаются и в определенном объеме знаний и навыков, и в специфике произвольной формы памяти, мышления и воображения, и в уровне способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей. Эти особенности заключаются также в интенсивном развитии познавательной мотивации и едва сформировавшемся умении согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, в важной роли коллективной игры, которая является для ребенка шкалой социальных нормативов, и еще во многом таком, что и в голову не приходит при обучении иностранному языку взрослого человека. Но мы обучаем не взрослых, мы учим русскому малышей. И, работая над программой, учитываем все эти факторы. Потому что именно эти факторы определяют дозировку новой информации, темп обучения, виды познавательной деятельности, периодичность и частоту их сменяемости, именно эти факторы определяют формы обучения, которые должны обеспечивать каждому ребенку абсолютный психологический комфорт и полную раскрепощенность.

Больше чем просто обучение языку

Итак, мы пишем программу по русскому языку для маленьких мигрантов в целях преодоления языкового барьера на пути к обучению детей-беженцев в общеобразовательной московской школе. Но что кроется за этими словами? Конечно, гораздо больше, чем просто обучение языку.
Начнем с того, что существует понятие «психологическая готовность к школе», которая подразумевает мотивационную, волевую и интеллектуальную готовность, а также определенный уровень развития зрительно-моторной координации. Как нетрудно догадаться, в этой области у наших «студентов» одни проблемы. Дети с большим трудом размещают на листе бумаги самую простую геометрическую фигуру. О какой интеллектуальной готовности может идти речь, если ребенок в силу весьма неблагоприятных жизненных обстоятельств имеет крайне обедненное представление об окружающем мире (большинство из них просто не выходят на улицу). Таким образом, в круг наших задач входят в первую очередь общее развитие детей, их воспитание и собственно психологическая подготовка к школьной жизни. И мы рисуем и поем, танцуем и играем и... снова рисуем. И наконец постепенно на детских рисунках любимые черный, красный и коричневый медленно вытесняются зеленым, голубым и желтым, а упрямые кружочки потихоньку втискиваются в тесные клеточки. Но это только одна сторона подготовительной работы к поступлению в первый класс. Есть еще и другая – культурно-языковая адаптация, которая предполагает обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, физическую и эмоциональную адаптацию к новым условиям жизни, приобретение так называемых «фоновых знаний», которые включают и навыки корректного поведения в типичных ситуациях, и представление об основных элементах русской культуры. За год занятий в нулевом классе маленькие студенты обязательно должны познакомиться со сказками, которые очень хорошо известны большинству российских детей этой же возрастной группы – ведь многие сказочные сюжеты лежат в основе упражнений и заданий учебных пособий для начальных классов. Эти фоновые знания являются необходимым условием обеспечения психологического комфорта, культурной адаптации ребенка и его подготовки к обучению в российской школе.

Ребенок сначала учится говорить, а затем – читать и писать

Программа рассчитана на 36 недель – 900 часов обучения. Определенная часть учебного материала вписывается в три концентра, каждый из которых рассчитан на 12 недель обучения. Таким образом, ребенок возвращается к пройденной теме через каждые 12 недель, только в иных коммуникативных условиях и ситуациях, в расширенном лексическом объеме, на базе усложненных речевых моделей и на более высоком уровне осознанности.
Часть программы представлена в виде таблиц, которые сопровождаются необходимыми комментариями, другая часть изложена в традиционной форме.
Как уже отмечалось, обучение русскому языку по данной программе начинается с нулевого уровня, то есть начального этапа, когда учащиеся впервые знакомятся с русским языком. Общей целью обучения является практическое владение русской речью и подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы. Это предполагает формирование коммуникативной, культуроведческой компетенции, а также формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности. Согласно этой программе ребенок сначала учится говорить, а затем – читать и писать. Таким образом, аудирование и говорение предшествуют чтению и письму. А это означает автоматический отказ от большей части традиционных приемов методики преподавания русского как иностранного и... поиск новых.

Дети – это просто дети

Иммигранты, мигранты, вынужденные переселенцы, беженцы... наверное, есть еще какие-то названия для людей, которые в силу тех или иных обстоятельств по своей или чужой воле покинули родину и кочуют по разным странам в поисках счастья, достатка или просто покоя. Для миграционных служб эти люди подразделяются на разные категории, но дети – это просто дети, и они должны ходить в школу при любых изменениях в жизни своей семьи, а незнание языка мешает им учиться. В Москве очень много таких детей, большинство из них все-таки ходят в детские сады и начальную школу, а воспитатели и педагоги не знают, как им помочь. Поэтому программа по русскому языку как иностранному для дошкольников и младших школьников предназначена не только для афганских детей-беженцев, но и для детей всех национальностей, независимо от миграционного статуса их родителей, она универсальна и, судя по всему, очень актуальна.

Пилотный проект в действии

В ближайшем будущем школа откроет еще один языковой класс для детей постарше. У этих ребят нет времени сидеть в первых классах начальной школы. После подготовительного года обучения все они сразу пойдут в третий, четвертый, а может быть, и пятый класс. Поэтому обучение в нулевом классе планируется по иной схеме. Собственно русский язык будет изучаться первые шесть-семь месяцев, а затем, когда педагогам станут ясны дальнейшие перспективы обучения каждого ребенка, группы будут соответственно переформированы для специальной предметной подготовки (пропедевтических курсов).
А нынешние «выпускники» первого языкового класса тем временем продолжают учиться в школе № 729. Некоторые из них после нулевки перешли сразу в третий класс, некоторые – во второй, но большинство стали первоклассниками. Прилежно или не очень прилежно работают они на уроках и с гиканьем носятся по коридорам на переменках. Ученики как ученики. А в языковой класс пришли в сентябре новенькие, они еще меньше своих предшественников, и многие ни слова не знают по-русски. Вернее, не знали. Пилотный проект – в действии.
23 апреля в школе № 729 по инициативе Московского комитета образования и Управления верховного комиссара по делам беженцев при ООН состоялась торжественная презентация пилотного проекта «Дети-беженцы идут в школу».
После подписания соглашения между МКО и УВКБ ООН об организации на базе школы № 729 языкового нулевого класса для детей-беженцев прошло три месяца. Три месяца с того момента, как нулевочки переступили порог школы. За это время ребята освоились в новых стенах, привыкли к школьным порядкам и требованиям – одним словом, почувствовали себя школьниками. Не все и не сразу смогли включиться в активную жизнь московской школы, не совсем легко вышли из замкнутого мира семейной жизни в незнакомый большой школьный мир. Нелегко было и учителям преодолевать серьезные психологические барьеры, но все это уже позади.
А сегодня в школе большой праздник: торжественные приветствия, прекрасный концерт, в котором участвуют и первоклашки, и старшеклассники. Виновники торжества тоже готовились к выступлению и теперь старательно выговаривают русские слова. Это немного трудно, но гораздо легче, чем на репетиции, потому что там они были одни, а сейчас на сцене с ними рядом стоят русские ребятишки, вместе-то веселее.
Звучат поздравления на дари, родители благодарят школу, Комитет образования, Управление по делам беженцев, они говорят о том, как изменились их дети, как многому научились за это короткое время. А затем снова – стихи и песни, но уже на армянском, грузинском... ведь в школе учится много детей, для которых эти языки родные. Праздник в честь завтрашних первоклассников удался. Теперь они полноправные обитатели большого и уютного дома, который называется школа; здесь им предстоит учиться 11 лет.
Хочется надеяться, что это будут интересные, радостные, по-настоящему счастливые годы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru