ИНФОРМАЦИЯ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ
ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11-Х КЛАССАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ в 2000/2001 УЧЕБНОМ ГОДУ
В 2000/2001 учебном году Министерством
образования Российской Федерации был проведен
экспериментальный письменный экзамен по
литературе в 11–х классах общеобразовательных
учреждений. Выпускникам впервые было
предоставлено право выбора формы экзамена –
сочинение или изложение с творческим заданием.
Инициатива проведения
экспериментального экзамена принадлежит
учителям русского языка и литературы, их
предложения были обобщены в ходе опроса 80
регионов, проведенного Департаментом
образовательных программ и стандартов в 1999 году.
Задача эксперимента – проверить,
возможно ли использование при итоговой
аттестации такой экзаменационной формы, как
изложение с творческим заданием наряду с
сочинением, а также поиск новых форм итоговой
аттестации выпускников 11-го класса.
В эксперименте участвовали 76 регионов
Российской Федерации (не более 10% школ от
общего количества общеобразовательных
учреждений в регионе). Экспериментом было
охвачено более 100 тысяч выпускников из 2273 школ (из
них около 170 учреждений с повышенным уровнем
гуманитарного образования). Показательно, что
решение об участии в эксперименте приняли более
четырех тысяч опытных учителей (95% учителей имеет
педагогический стаж свыше 5 лет, 71%
преподавателей – со стажем работы более 15 лет).
В ходе подготовки эксперимента в
регионы были своевременно высланы все
методические материалы, даны необходимые
разъяснения в прессе. Все это позволило
познакомить учащихся, родителей и учителей с
целями эксперимента, его организационными
формами и содержанием.
В ходе эксперимента была получена
информация по целому ряду важнейших вопросов: о
влиянии формы итогового контроля на учебный
процесс, о мотивах, лежащих в основе сделанного
выпускниками выбора, о влиянии эксперимента на
круг чтения учащегося в направлении его
расширения или сужения и проч.
На первом этапе эксперимента было
оправдано предоставление учащимся возможности
пересдачи экзамена в традиционной форме
(сочинение) в том случае, если полученная оценка
не будет их удовлетворять (этим правом
воспользовалось только 4% выпускников). Такое
решение позволило создать комфортную, деловую
атмосферу на экзамене.
Отчетные материалы, присланные из 67
регионов России, были обобщены
экспертно-аналитическим центром.
Большинство участников эксперимента
считают, что рассматривать сочинение как
единственную форму аттестации нецелесообразно,
что необходимо направить усилия на поиск
новых форм проведения экзамена по литературе в
11-м классе. Это направление методического
поиска приобретает особую значимость в связи с
реализацией принципа вариативности в
образовании, а также в связи с задачами создания
профильной школы и перспективами единого
государственного экзамена.
Как показывают результаты
проведенного экзамена, обе формы итоговой
аттестации (сочинение и изложение с творческим
заданием) позволяют определить уровень знаний
выпускников по литературе, сформированность
важнейших умений по предмету. Во многом
оказались схожи результаты по двум формам
экзамена: независимо от формы аттестации 80%
выпускников подтвердили свои годовые отметки.
В ходе эксперимента были получены
интересные данные об уровне обученности
выпускников по литературе. Перепроверка работ
выявила типичные затруднения учащихся,
нерешенность ряда методических проблем в
массовой школе. Показательно, что реальный
уровень обученности выпускников оказался ниже,
чем это отражено в оценках учителей – участников
эксперимента. Эксперимент подтвердил
необходимость решать вопрос об уточнении
критериев оценки письменной работы по
литературе, о повышении ее объективности,
надежности: существующие критерии неоднозначны
и допускают множественную интерпретацию.
Необходимо разработать механизм, препятствующий
как непомерному завышению уровня требований к
выпускникам, так и неоправданному их снижению.
Участники эксперимента выявили
достоинства и недостатки как традиционной, так и
новой формы итогового экзамена по литературе.
Значительное количество учащихся (до
60–80%), не претендующих на достижение повышенного
уровня подготовки, относятся к сочинению
формально, для многих из них сочинение
превратилось в компиляцию.
Эксперимент показал, что изложение с
творческим заданием позволяет решить некоторые
проблемы, связанные с итоговым контролем по
литературе: при использовании этой формы
учащиеся не списывают готовые сочинения, реже
обращаются к клишированным заготовкам. Идея
постановки вопроса к эпизоду художественного
произведения или к фрагменту критической статьи
себя оправдала. Вопрос позволяет уйти от
размытых и шаблонных формулировок тем
традиционного сочинения, точнее задает
направление анализа.
В процессе эксперимента были выявлены
наиболее существенные различия обеих форм. По
сравнению с формулировками тем сочинений
формулировки вопросов творческих заданий носят
более конкретный характер. Написание сочинения
предполагает широкий выбор тем, в то время как
творческие задания в изложении были
представлены, как правило, безальтернативно.
Кроме того, ряд тем сочинений предоставляет
учащимся свободу выбора в обращении к тому или
иному тексту отечественной литературы,
изложение с творческим заданием такой
возможности не дает. Наконец, творческие задания
в ряде вариантов предполагают знакомство с
фрагментом литературно-критического текста,
работа с которым является более сложной, нежели с
фрагментом художественного произведения.
Условия выполнения творческого
задания существенно иные, чем при написании
сочинения: при ответе на вопрос, поставленный к
литературному фрагменту, учащийся лишен
возможности обратиться к тексту произведения
(отметим, что этой возможности нет и на
вступительных экзаменах в вуз).
Сочинение дает большую возможность
проверить уровень начитанности выпускника.
Компенсировать указанный недостаток изложения с
творческим заданием можно, отбирая тексты для
изложения по более широкому кругу литературы и
путем расширения общей проблематики вопросов
для творческого задания.
Времени, отведенного для написания
изложения и выполнения творческого задания (если
учесть требование «аргументированно ответить на
вопрос», а также сложные формулировки некоторых
заданий), явно недостаточно, не случайно ответы
на вопросы часто не превышали по объему само
изложение и занимали в среднем полторы-две
страницы ученической тетради. Возникали
трудности в оценке знаний по литературе в том
случае, если учащийся справился с изложением, но
не выполнил творческое задание (оценка такой
работы не имеет отношения к предмету
«литература»). Учитывая эти проблемы, в текущем
учебном году учащимся будет предоставлено право
писать как подробное, так и сжатое изложение.
Краткая запись текста поможет оценить важнейшее
умение лаконично излагать материал с
сохранением основных микротем, а также позволит
высвободить время на экзамене для работы над
творческим заданием.
Большая часть участников эксперимента
(60%) были едины в главном выводе: изложение с
творческим заданием при условии правильного
отбора текстов для изложения и выбора точно
направленных формулировок творческого задания
является формой, вполне сопоставимой с
сочинением. Совпадают критерии оценки
творческих работ. Обе формы соотносимы по
сложности учебной задачи и соответствуют
требованиям к подготовке выпускников в области
литературного образования (как вопросы,
предложенные для творческого задания, так и темы
для сочинения дают выпускникам возможность
выразить собственное отношение к
художественному тексту и проверяют важнейшие
знания и умения, формируемые курсом литературы).
Большинство участников эксперимента
высказались за поиск новых форм итоговой
аттестации. В качестве таких форм называют:
обязательный устный экзамен по литературе при
обязательном письменном экзамене по русскому
языку; анализ ранее не изученного
художественного произведения (комплексный или
аспектный анализ, рецензия). Все участники
эксперимента высказали сомнение по поводу
использования тестов с выбором готового ответа,
предлагая не использовать их вовсе или
использовать ограниченно с целью проверки
знания текста художественного произведения.
Результаты эксперимента были
обсуждены в январе 2001 года на Федеральном
координационном совете, где было принято решение
продолжить в 2001/2002 учебном году эксперимент по
совершенствованию форм итоговой аттестации,
изменив контуры эксперимента второго этапа с
учетом результатов, полученных в ходе
эксперимента прошлого года. Методическое письмо,
которое публикуется ниже, дает представление о
направлении этих изменений.
Руководитель Департамента
образовательных программ и стандартов
общего образования А.В. БАРАННИКОВ
|