ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
Ю.Ю.БАЛАШОВА
Ситуативная тревожность у школьников
Эмоциональное состояние, которое
характеризуется ощущением напряжения,
беспокойства, мрачными предчувствиями, называют
ситуативной тревожностью. Такое состояние
возникает, когда любой человек (а школьник в
особенности) воспринимает ситуацию как несущую в
себе элементы опасности, актуальную или
потенциальную угрозу. В поведении тревога
проявляется в общей дезорганизации
деятельности, в нарушении ее целенаправленности
и продуктивности.
Высокий уровень ситуативной
тревожности сказывается на качестве образования
и не дает возможности адекватно оценить уровень
знаний. Кроме того, это вызывает нарушение как
физического, так и психического здоровья детей.
Мы обследовали учащихся 2–9-х классов
при контролировании знаний по русскому языку и
установили высокий уровень ситуативной
тревожности школьников на протяжении всех лет
обучения. Тревожность особенно высока у
школьников во время письменных контрольных
работ.
Причин, порождающих высокий уровень
ситуативной тревожности при контролировании
знаний, много: это особенности личности ребенка,
возраст, особенности отношений в семье, между
учителем и учеником, с одноклассниками и т.д.
Школьный учебник тоже может быть
причиной высокого уровня ситуативной
тревожности.
Каждый учитель знает, что школьник не
может одновременно и сразу в ходе урока и понять
новый материал, и научиться грамотной речи.
Предполагается, что ученик продолжит классную
работу дома, по учебнику. Однако, даже если ученик
добросовестно выполняет домашнее задание, у него
все равно образуются пробелы в знаниях.
Почему это происходит?
Ученик мог или не понять объяснения
учителя, или отвлечься и прослушать его, или
просто пропустить урок по болезни. Восстановить
пропущенную информацию с помощью учебника,
самостоятельно заполнить возникшие пробелы
школьник не может. Это связано с тем, что
современные учебники, как правило, являются
учебниками-справочниками,
учебниками-тренажерами. По ним школьник не
только не может восполнить пробелы, но и
осуществить контроль за правильностью
выполнения задания. Вследствие этого у ребенка
постепенно накапливаются пробелы в знаниях, а со
временем появляется боязнь проверки знаний.
Мы предполагаем, что снизить уровень
ситуативной тревожности при контролировании
знаний помогут занятия по учебникам нового типа.
Учебники нового типа, с одной стороны, организуют
работу в классе как полилог между учителем,
учеником и учебником. Тогда ученик постоянно
включен в работу, он активен, а значит, лучше
усваивает новый материал. С другой стороны, такие
учебники позволяют школьнику самостоятельно
восполнить пробелы в знаниях.
Для проверки этой гипотезы была
проведена массовая экспериментальная апробация
учебников нового типа.
Результаты обследований показали, что
у школьников, занимавшихся по учебникам
авторского коллектива под руководством Г.Г.
Граник, наметилась устойчивая тенденция к
снижению ситуативной тревожности, особенно при
написании контрольных работ.
Для сравнения приведем следующие
данные: уровень тревожности во время диктанта у
девочек в 5-х экспериментальных классах в два
раза ниже, чем в обычных классах. У мальчиков
различие менее выражено.
Решение проблемы снижения ситуативной
тревожности школьников ищут как педагоги и
психологи, так и медики и физиологи. Предлагаются
разные пути решения этой проблемы. В большинстве
своем это различные тренинги для детей и занятия
с родителями и учителями. Все они, безусловно,
заслуживают пристального внимания. Предлагаемый
нами способ снижения ситуативной тревожности
при контролировании знаний помогает решить эту
проблему с помощью учебников нового типа.
|