МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Т.М.ПАХНОВА
ЛЕКСИКА:
Повторяем перед экзаменом
К учебному комплексу
«Русский язык: “Теория”», «Русский язык:
“Практика”», «Русская речь»*
Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Упражнение 1. Прочитайте начало
раздела «Лексика» («Теория», с. 77), затем
дополните запись.
В лексике изучается_______________________
____________________________________. Чем больше слов знает
человек, тем ___________________, тем __________________________.
Особенно обогащает речь _________. Если при чтении
встретились новые слова, нужно ________________.
Упражнение 2. Подготовьтесь к
выразительному чтению отрывка из стихотворения
К.Бальмонта «Русский язык».
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
1. Значение каких слов вам непонятно?
Обратитесь к словарю.
2. Запишите две первые строки (после
слова раздолье поставьте многоточие (...): это
означает в данном случае, что предложение не
закончено).
Подберите синонимы к прилагательному великолепный.
3. Назовите антонимы к слову свет.
Запишите пословицу:
Ученье – свет, неученье – тьма.
Объясните знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы предложений.
Какие антонимы используются в пословице? Какова
их роль? Запишите ряд пословиц, в которых
употребляются антонимы.
Упражнение 3. Прочитайте отрывки
из статьи Владимира Солоухина «Океан родной
речи». Объясните смысл названия.
...Всякий разговор о языке полезен.
Язык – это неисчерпаемый склад материала, склад
слов-кирпичей... Из одинаковых кирпичей строятся
дома, сараи, дворцы, пакгаузы, захолустные города
и блистательные столицы. Архитектурные
сооружения, построенные из равнодушного
материала, получаются уже разными по характеру,
по стилю, по красоте, по одухотворенности, по
звучанию, по эмоциональной окраске.
Язык – это океан. Можно черпать и наливать в
сосуды различной формы. Одна и та же вода
принимает форму куба, бутылки, древнегреческой
амфоры, хрустального шара и грязной лужи.
Словарный состав языка – это хлорофилловые
зерна, растительные клетки, которые в
зависимости от запрограммированности
комбинируются то в железный дуб, то в гнилую
осину, то в пышную розу, то в скромную незабудку,
то в мягкую траву-мураву, то в верблюжью колючку.
Много языков внутри одного языка, ну, или, скажем
мягче, много разных языковых сфер, разных стилей.
1. Определите тему, основные мысли
текста.
2. Объясните значение слов: одухотворенность,
эмоциональный, захолустный, амфора, пакгауз,
сфера (обратитесь к словарям).
3. Какие слова употребляются в
переносном значении? Понаблюдайте за
использованием в тексте такого средства
выразительности, как сравнение.
4. Запишите антонимы к многозначному
слову мягкий (обратитесь к словарю). Какие
текстовые (контекстуальные) антонимы к
прилагательным грязный, гнилой, пышный
используются в тексте? Какова их роль?
5. Словарный диктант. (Продиктуйте друг
другу, затем проверьте.)
Блистательные столицы,
одухотворенность, равнодушный материал,
растительные клетки, неисчерпаемый склад
слов-кирпичей, словарный состав, древнегреческая
амфора, мягкая трава-мурава, одна и та же вода,
архитектурные сооружения, скромная незабудка,
верблюжья колючка, комбинироваться,
запрограммированность.
Упражнение 4. Прочитайте
словарные статьи. В каком значении слово раздолье
употребляется в стихотворении К.Бальмонта?
Раздолье, -я, род. мн. -лий, ср. 1. Простор,
широкое свободное пространство. Р. полей, лугов.
На р. 2. перен. Свобода поступать по-своему
(разг.). Летом ребятам раздолье.
Раздольный, -ая, -ое; -лен, -льна (разг.). Полный
раздолья. Раздольная степь. Раздольная жизнь.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Толковый словарь русского языка)
1. Подготовьте сообщение на тему «Что
можно узнать о слове из толкового словаря?».
2. Запишите предложение: Раздолье – это...
3. Что означает стилистическая помета разг.?
Приведите примеры слов, имеющих стилистические
пометы (поработайте со словарем):
высок. – высокое, высокого
стиля:_______________ _________________________;
книжн. – книжное, книжного
стиля:____________ _______________________;
разг. – разговорное:_____________________ ;
прост. – просторечное:____________________ .
Упражнение 5. Дополните запись
(прочитайте последний абзац § 65 «Теории»).
Словарное богатство русского языка
создается не только большим количеством слов, но
и тем, что в нем много слов, близких по значению
(______________), слов, ________________ (антонимов), устойчивых
сочетаний (фразеологизмов) ____________ и поговорок.
Упражнение 6. Найдите лишнее: речной,
степной, березовый, небесный; голубь, дождь, речь.
Упражнение 7. Повторим морфемику:
а) выпишите из стихотворения
К.Бальмонта слова с нулевым окончанием;
б) произведите морфемный и словообразовательный
разбор слов: речной, волчий, взлет.
Упражнение 8. Запишите ряд
синонимов к слову неисчерпаемый (обратитесь
к словарю или к упр. № 737 «Практики»).
Упражнение 9. Запишите последнее
предложение (упр. № 3). Используйте его в качестве
начала текста-рассуждения. Перечитайте сведения
о стилях речи на с. 58–66 «Речи»).
____________
* Все ссылки в тексте даются на новое,
исправленное и дополненное, издание учебного
комплекса, выпускаемого с 1999 г. См.: Бабайцева
В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5–9-е
кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений.
8-е изд. М., 1999; Русский язык: Практика. 5-й кл.:
Пособие для общеобразовательных учреждений / Под
ред. А.Ю. Купаловой. 6-е изд., испр. и доп. М., 2000; Никитина
Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5-й кл.: Учебник
для общеобразовательных учреждений. 8-е изд.,
испр. и доп. М., 1999.
|