РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ
М.В.ПАНОВА
В.ДИБОБЕС
Учителям-практикам
В газете «Русский язык» (№
8/2002) были опубликованы материалы второго
занятия заочного семинара «Работаем по учебнику
М.В. Панова», следующее занятие практического
семинара («Уроки Сургута»-2) будет продолжено в
одном из очередных номеров.
А сегодня учитель-методист И.А. Громов
представляет свой дидактический материал
«Словообразование» к учебнику «Русский язык»
для 6-го класса под редакцией М.В. Панова. В
связи с этим хочу сказать несколько слов.
Согласно программе раздел «Словообразование»
изучается в 6-м классе после повторения раздела
«Учение о морфеме», пройденного в 5-м классе,
когда на базе начальной школы формируется
понятие о морфеме и вырабатывается навык
членения слов по принципу Винокура, углубляется
понятие об однокоренных, одноприставочных и
односуффиксных словах.
Цель курса «Словообразование» – познакомить
с основными понятиями (производное и
непроизводное слово; исходная производная
основа; словообразовательный аффикс и
словообразовательное значение;
словообразовательный тип, продуктивный и
непродуктивный), научить находить исходную и
производную основы, исходя из синхронических
отношений в современном русском языке, выделять
словообразовательные аффиксы и определять их
словообразовательное значение, т.е. производить
словообразовательный анализ, показать
выразительные возможности современного языка.
В этом разделе показана работа как
словообразовательных, так и словоизменительных
аффиксов, поэтому мы будем постоянно
возвращаться к словообразованию при изучении
частей речи.
Дидактический материал И.А. Громова органично
дополняет и расширяет систему заданий учебника:
он включает традиционные упражнения для
словообразовательного анализа и
орфографического тренинга, задания на
определение значений словообразовательных
аффиксов и подбор слов с таким же аффиксом,
задания по стилистике, творческие задания и
подспорье для лингвистических изложений и
сочинений.
Это интересный материал для серьезной и
увлекательной работы. Хотя он привязан к
параграфам учебника, его можно использовать при
изучении курса тематическими блоками, для
организации работы в группах и парах с
последующим обсуждением результатов
самостоятельных наблюдений детей.
И.А. Громов помогает глубже усвоить
лингвистические понятия и совершенствовать
навык словообразовательного разбора, учит
видеть необычное в обычном и воспитывает любовь
к родному языку.
|