МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова
И.А.ГРОМОВ,
Владимирская обл.
Словообразование
Дидактический материал к учебнику
М.В.Панова
6 класс
Уважаемые девочки и мальчики!
В 6-м классе вы продолжите изучение
русского языка по учебнику под редакцией
замечательного языковеда М.В. Панова. Думаю, что в
5-м классе вы уже убедились, насколько интересна
наука о русском языке, сколько она таит в себе
умного, удобного, неожиданного, яркого, иногда
загадочного, а порой и труднообъяснимого. Но в
этом-то и заключается притягательность
лингвистики!
Вы уже знаете особенности лексического состава
нашего языка, изучили фонетические
закономерности, познакомились со «строительными
материалами» слова – морфемами.
В начале 6-го класса вас ожидает встреча с еще
одним разделом языкознания – словообразованием.
Эта тема не менее интересна, чем те, которые
изучали вы в 5-м классе. Как образовалось
большинство слов русского языка, как рождаются
новые, какие механизмы действуют при их рождении,
какие принципы лежат в основе этих явлений – на
эти и многие другие вопросы мы попытаемся
ответить в ходе знакомства со словообразованием.
Представьте: вам предстоит раскрыть тайну
рождения слова. Вы имеете представление о том,
как рождаются люди, животные, растения. А как
рождаются слова? Вот эту загадку мы и будем
разгадывать.
А теперь откройте рабочую тетрадь и вместе
начнем разбираться в таинствах нашего
словообразования.
Здравствуй, словообразoвание!
§ 1. Производные и непроизводные слова
Задание 1. Спишите данные слова,
разбейте их на морфемы:
аппарат, батальон, горячий, везти,
диспетчер, визжать, котлета, бильярд, деликатный,
понтон, пахать, патриот, огромный, одинаковый,
кропотливый, виртуоз, висеть, колодец, колосс,
ржавый, хоккей.
Все ли слова вам понятны? (Если не
совсем понятно слово, не поленитесь, уточните его
лексическое значение, заглянув в толковый
словарь.) А теперь подумайте: можно ли
растолковать значение приведенных слов через
другие, более простые однокоренные слова?
Внимание! Являются ли
однокоренными слова: колосс – колос, огромный
– гром? Найдите еще слова, в которых можно
сделать ошибку, выделяя корень.
Справедливым ли будет утверждение, что эти слова
образовались от каких-то других, возникли не сами
по себе? Разумеется, с точки зрения современного
русского языка? Какие вы знаете источники
пополнения лексического запаса языка? (Память
вас не подвела, если вы ответили: сам язык – и
исконно русские слова, и заимствования.)
Задание 2. Запишите ряд слов и также
произведите их морфемный анализ:
аппаратура, батальонный, горяченький,
ввезти, диспетчерский, завизжать, котлетка,
бильярдный, деликатность, понтонный, вспахать,
патриотизм, преогромный, неодинаковый,
кропотливость, виртуозный, висячий, колодезный,
колоссальный, ржаветь, хоккеист.
Что объединяет эти слова со словами из
задания 1? А чем они различаются?
Запишите однокоренные слова парами,
растолковывая более сложные слова через более
простые. Например: хоккеист – тот, кто играет
в хоккей; колодезный – относящийся к колодцу;
вспахать – закончить пахать. Выделите ту
морфему, которая различает эти пары слов.
Попытайтесь сделать выводы о непроизводных и
производных словах. Если вам это не удалось,
прочитайте материал на стр. 6 учебника.
Задание 3. Превратите данные
непроизводные слова в производные, причем
подыскивайте такие, которые отличаются от
указанных наименьшим количеством морфем. К
примеру: свидетель – свидетельство, а не свидетель
– свидетельствовать! Какие морфемы помогут
вам справиться с этим заданием? Выделите их.
Определите разницу в значении производных и
непроизводных слов.
Свирепый, чемпион, эксперимент, много,
заказать, завидовать, веять, лестница, одеколон,
рядить, рябой, душа, манекен, солидный, теннис,
завещать, жужжать, молоток, моллюск, молодой,
прозорливый.
Задание 4. Это задание, обратное
предыдущему: превратите производные слова в
непроизводные. Как вы это сделаете? Как изменится
значение однокоренного непроизводного слова? Во
всех ли получившихся парах слова различаются
только одной морфемой?
Кровяной, пассажирка, пунцоветь,
пугливый, путаник, модельер, закавычить,
пододеяльник, жестковатый, сжечь, грачонок,
коротенький, разрастись, беспринципный,
пригореть, безграмотный, касание, картинный,
комиссионный, изящность.
Задание 5. Разбейте предлагаемые
слова на две группы: непроизводные и производные.
Рядом с производным словом в скобках запишите
однокоренное слово, отличающееся от него только
одной морфемой – приставочной или
суффиксальной.
Гигантский, колоть, всколыхать,
корабль, пластилин, серебряный, силуэтик,
кларнет, затеять, беззвездный, гора, ощутить,
отчетливость, талант, принять, остановка,
приодеть, нефтяной, решетка.
Задание 6
Осторожно: самозванцы!
Бывает так, что не всегда легко
определить, производным или непроизводным
является слово. Сравните: угол – укол. Слово угол
явно непроизводное, не образовалось же оно от
слова гол! От него можно образовать целый ряд
однокоренных: уголок, угловатый, треугольник...
Продолжите сами, если захотите. А вот с уколом
не все так просто. Ведь когда получается укол?
Когда кто-то кого-то уколол, чаще всего врач
больного. Получается, что укол – производное
от глагола уколоть! Так ведь?
А теперь посмотрите, нет ли среди приведенного
списка слов «самозванцев», то есть таких, которые
только внешне кажутся непроизводными, а на самом
деле очень даже производные.
Маленькая подсказка. Будем рассуждать так:
чтобы получился ход, надо сначала начать ходить;
чтобы получилась тишь, нужно, чтобы сначала
все стало тихим.
Таким способом образуются обычно только
существительные – от глаголов или
прилагательных.
Лед, синь, клев, мед, взгляд, бег, рожь,
сушь, мена, мир, мелочь, даль, удар, доклад, проход,
разбег, коготь, угон, топь.
Задание 7. Давайте посчитаем!
Как вы думаете, каких слов в русском
языке больше – производных или непроизводных?
На всякий случай проверим. Сосчитайте в
приведенном ниже тексте (согласитесь, что он
очень красивый!) количество тех и других и
сделайте вывод. Только, чур, уговор: служебные
слова (помните их?) во внимание пока не принимаем
– о них у нас речь впереди. А нужно ли считать
повторяющиеся слова и их формы?
ДЕНЬ ЗОЛОТЫХ БЕРЕЗ
В лесу вспыхнули березовые костры.
Всегда березы сливались с зеленью леса, а сейчас
вдруг выступили вперед – насквозь золотые,
полнолиственные, белоствольные. Сосны, неизменно
прекрасные, отступили перед их золотой красотой.
Багрянец вишен, желтизна орешника – все меркнет
перед их светлым-светлым новорожденным золотом.
Молодое золото берез. Молодой день, полный
бодрой, солнечной свежести, тепла, живительного
кислорода.
Вьются, поблескивая в нитях, паутинки. Кружат
пчелы, тяжело взлетают коричневые лакированные
божьи коровки.
(Г.Николаева)
Кто продолжает сомневаться, может
взять отрывок из другой книги (например, из
учебника географии) и заняться подсчетом. Хотя
есть и другой путь: возьмите одно непроизводное
слово, например, береза, и сосчитайте, сколько
у него есть однокоренных слов: березка,
березонька, березняк, березовый, подберезовик...
Убедились?
Задание 8. Спишите, расставляя
пропущенные знаки препинания.
В одном густом тропическом лесу жил да
был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка.
Вернее сначала его никак не звали пока он жил в
своем тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой
потом когда он из леса уехал и встретился с
людьми. Ведь это же люди дают зверям имена. Это
они сказали слону что он слон жирафу – что он
жираф а зайцу – что он заяц.
Но слон если бы подумал мог бы догадаться что он
слон. Ведь у него же очень простое имя! А каково
зверю с таким сложным именем, как гиппопотам?
Поди догадайся что ты не ги-потам не по-потам, а
именно гип-по-потам.
Так вот и наш зверек; он никогда не задумывался
над тем как его зовут а просто жил себе да жил в
далеком тропическом лесу.
(Э.Успенский)
О каких словах – производных или
непроизводных – идет речь в этом отрывке?
А слово гиппопотам имеет производное? Кто
найдет?
Задание 9
Вова Бутузов увлеченно строгал доски
рубанком: решил построить своему Шарику
добротную конуру. Настя Кувшинчикова стояла
рядом и время от времени собирала стружки. Как
все девочки, она не могла долго молчать и поэтому
через 81 секунду после начала работы сказала:
– Вова, теперь ты у нас плотник. Значит, и плот
можешь сделать, чтобы на озере покататься.
– А при чем здесь плот?
– Ну как же: плоты делает плотник, поэтому он так
и называется. Так же, как пашет пахарь, косит
косец!
Вова выпрямился, вытер со лба капельки пота и
произнес...
– Как вы думаете, что сказал Вова?
Действительно ли плотник делает плоты? То
есть, выражаясь лингвистически, плотник –
производное от слова плот?
Задание 10. Составьте по аналогии с
предыдущим свой диалог о производных и
непроизводных словах. А может, у вас получится
захватывающая детективная история? К примеру, о
словах гвоздь и гвоздика...
Задание 11. Спишите слова. Но для
этого вам придется вспомнить некоторые правила
или поработать с орфографическим словарем.
Пласт_линовый, кр_хмал, ст_дион,
позар_страть, ра_следовать, _дешний, к_рнавал,
и_кромсать, ш_пот, с_едобный, об_ед_ниться,
ярос_ный, р_зетка, ка(с,сс)ета, с_туация, дог_равший,
овац_я, пр_творщик, обер_ка, _божать.
Каких слов здесь больше –
непроизводных или производных? Докажите.
Обратите внимание на слово шепот. В Школьном
словообразовательном словаре под ред. А.Н.
Тихонова утверждается, что шептать –
производное от слова шепот. Вы согласны с
такой трактовкой? (В случае затруднения см.
задание 6.)
Задание 12. Порассуждайте
письменно: удобно ли для говорящего, что
непроизводных слов в русском языке намного
меньше, чем производных? И наблюдается ли
подобное явление в изучаемом вами иностранном
языке?
Задание 13. Восстановите
орфографическое и пунктуационное «лицо» текста,
укажите несколько «готовых» и «сделанных» слов.
ХОЗЯИН
Хозяин Кота был в ра_цвете сил.
В свои тридцать пять лет он выгл_дел на
дев_тнадцать. Румяный а(к,кк)уратно по_стриженный.
Всегда в хорош_м настроени_, сколько бы ни
заработал за день. Ми(л,лл)ион или десять. Пахло от
Хозяина только модным од_к_лоном. Василий терпеть
(не)мог этот г_рьковатый зап_х. Всегда после его
об_ятий он уходил отмыват_ся.
Два раза в неделю Хозяин ездил в спортзал к_чать
мышцы, или «т_скать» железо как он любил говорить.
Пил Хозяин только н_туральные соки которые сам
выж_мал из фруктов. И так он их хорошо выж_мал что
ни капельки в них больше (не)ост_валось. Точно так
же он выж_мал все соки из п_ртнеров по бизнесу.
Единственная слабость Хозяина (с,С)ибирские
пельмени. Мог целую к_стрюлю съесть.
(А.Курляндский)
Задание 14. Списывая текст,
вспомните особенности пунктуационного
оформления диалога. Расставьте знаки препинания.
ЗМЕЯ
Мы заснули а потом вдруг дядя
проснулся. И я тоже. И дядя меня со всей силой к
себе прижал. А сам глядит на мох. Прямо глаза
выпучил. Я тоже поглядел туда и увидел змею.
Она приподнялась и головку к нам повернула. А
около змеи маленькие змейки как червяки. Они
ползали и вертелись.
А дядя совсем не шевелился и так меня придавил
что было больно. И вдруг как покатится со мной по
земле! А потом вскочил со мной и побежал. Бежал
бежал... Потом остановился и все смотрел кругом и
молчал. Я не плакал. Он поставил меня на землю и
спрашивает:
Ты знаешь кто это был
Я отвечаю
Знаю
А он опять спрашивает
Кто
Я говорю
Скажите кто
Он говорит
Это гадюка. Если она укусит можно умереть. Она
ядовитая.
(Б.Житков)
Как в тексте названы «дети» змеи? Верно
ли образовано это производное? Как нужно
правильно называть детеныша змеи? Запишите это
слово.
Задание 15. У К.И. Чуковского есть
замечательная книга – «От двух до пяти». В ней
собраны увлекательные рассказы и истории о речи
маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из
них, но не только ради любопытства, а со
словообразовательной целью: заодно укажите
ошибки в образовании производных слов, запишите
правильный вариант. Во всех ли случаях легко
выполнить это?
– Ты же пил чай.
– Да не пил я. Я только пивнул капельку.
– Стрелка на часах ходнула разок.
– Ой, как больнуло живот!
– Я только немножко откуснул от
пирожка.
– Пойдем в этот лес заблуждаться. Да
что ты от меня все ухаживаешь?
– Червячное яблоко.
– Пугательные сказки.
– Сверкастенький камушек.
– Какой песок песучий!
– Зубовный врач.
– Смотри, какая жукашечка ползет!
Мальчик услышал, как некая купальщица
сказала на пляже:
– Я просто с ума сошла. Купаюсь четвертый раз.
И спросил у матери часа через два:
– Куда она ушла, сумасошлатая?
Четырехлетняя Майя:
– Лес заблудительный, однойнельзяходительный.
Деревенской девочке сказали, что мы
собираемся в лес. Она спросила:
– Всколькером?
Продолжение следует
|