ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ
С. ЕВГРАФОВА
Нет привычки – не будет и навыка
В лицее при РГГУ, где я преподаю,
русский язык и литературу ведут разные люди, так
что я не вмешиваюсь в преподавание литературы. Но
писать – учу. Читая косноязычно написанные
некоторыми учениками изложения и сочинения, я
понимаю, что встречи со мной один-два раза в
неделю не могут заменить ни запойного чтения для
себя, ни семейных разговоров о любимых или только
что прочитанных книгах. Если нет привычки
запросто, за чашкой чая говорить о литературе и
об искусстве, то не будет и свободного, ясного
слога.
Конечно, я стараюсь компенсировать ребятам
отсутствие культурного общения тем, что подбираю
для диктантов и изложений тексты из Лотмана,
Шкловского, Томашевского, Бонди. Но не во всяком
классе они находят отклик. И вот как-то я решила
попробовать писать окололитературные
размышления, которые могли бы пригодиться и в
качестве диктанта, и в качестве изложения, и в
качестве опорного текста для сочинения на
свободную тему. Ребятам неожиданно понравилось:
говорят, что такие тексты легче писать, потому
что они понятны. Предлагаю вашему вниманию два
примера.
Пушкин как историк
1. (Н_)пр_взойден_ое поэтическое и
писательское мастерство Пушкина зат(е,и)няет
другие его таланты но сложись его судьба
(чуть)чуть (по)иному или проживи он (н_)много
(по)дольше он мог(бы) стать (н_)менее талантл_вым
(ученым)историком ведь (н_)даром он написал
«Историю Пугачева» и начал писать «Историю
Петра». Обе эти вещи св_детельствуют о том что
Пушкин с возр_стом стал испыт_вать (н_)пр_од_лимое
вл_чение к тайнам истории в особен_ости истории
русской. (От)части это может быть связан_о с тем
что в юн_ости учась в Лице_ поэт тесно общался с
Николаем Михайловичем Карамзиным (от)части с
самим временем заставлявш_м прист_льно
вгляд_ват_ся в прошлое в надежде уг_дать зыбкое и
(н_)яс_ное буду_щее.
Во_стание Пугачева и трагедия
декабристов рев_люция во Франции и (р,Р)ос_ийские
дворцовые перевороты и следу_щие за ними
осл_пительные царствования почти бе_пр_рывные
напол_он_овские войны начала века завершивш_еся
бл_стательной победой рус_кого оружия а затем и
крушением самой фантастической империи нового
времен_ – все это (н_)могло (н_)наве_ти на
р_змышления о властителях и их судьбах о людях и
власт_.
Если (н_)считать экзаменацион_ого
стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814)
то первым историческим произведением Пушкина
стала драм_а «Борис Годунов» написан_ая в
1825 году и посв_щен_ая Николаю Михайловичу
Карамзину. И это посв_щение (н_)только дань
ув_жения великому историку но и благодарность за
отста_ваемую им версию о гибел_ царевича Димитрия
версию которая сделала Бориса Годунова едва(ли)
(н_)самой драм_тичной фигурой рус_кой истории и
которая смогла поэтому стать сюжетной основой
потр_сающего по силе литературного произведения.
Уже в «Борисе Годунове» (в)полне
проявилась склон_ость Пушкина вид_ть в истории
цепь человеческих судеб и искать (перв_)причины
исторических конфликтов в психологии людей.
Кроме того «Борис Годунов» показал что Пушкин
(н_)соб_рается огляд_ват_ся на какие(бы)то (н_)было
к_нон_ы огранич_вающие свободу его творчества.
Отрекшись раз и (на)всегда от правил клас_ицизма
он назвал свое произведение «сценами» но в этих
сценах решительно раздвинувших границы
сценического пространства и времени
(н_)чу_ствует_ся (н_)какой фр_гм_нтарности.
Целостность во_пр_ятия произведения
обе_печ_вается яс_ностью замысла и отточ_ностью
его композицион_ого и образного вопл_щения.
Любопытно что на вечный вопрос истории
почему умный и талантливый властитель
(н_)пр_успел в своих д(е,и)яниях Пушкин дает
(н_)двусмыслен_ый ответ: «Потому что
бе_нравствен_ая в своей основе власть
(н_)долг_вечна она (н_)имеет опоры в народе». В этом
ответе можно увид_ть и ал_ег_рический смысл намек
на бездарный финал царствования Екатерины на
бе_славное завершение царствования Александра
на трагедию Напол_она...
(364 слова)
2. Еще учась в Лице_ Пушкин начал
ос_зн_вать себя сопр_час_ным истори_ своего
отеч_ства. Он гордился что в (ц,Царско)сельском
парке на специальной кол_он_е уст_новлен_ой
(в)честь (р,Р)ос_ийских побед выс_чен_о имя его
двоюродного деда Ивана Абрамовича Ганнибала
знаменитого генерала одного из главных героев
Наваринского ср_жения 1770 года. Трепетное
отношение к славному прошлому Рос_ии к
знаменитым во_н_чальникам пред(ы,и)дущего века
было характерно для мальчиков чье де_тво и ран_яя
юн_ость совпали с войной 1812 года.
Но Пушкину было мало того что он знал о
своих предках. Да коне_но он знал что он потомок
древнего б_ярского рода когда(то) с_девшего при
царском столе выше Романовых однако ему человеку
хоть и од_рен_ому живым во_бр_жением но цен_щему
точность были (н_)обходимы детали бытовые
подробности которых он (н_)знал. Дело в том что
родители Пушкина люди све_кие и образован_ые
(н_)много стеснялись своих могучих горячих и
невежествен_ых предков и (по)тому (н_)охотно
отв_чали на вопросы любознательного сына. Там в
веке минувш_м были (н_)верные мужья погублен_ые
заточен_ые жены бешен_ые политические страсти
взлеты и опалы. Бабушка Марья Алексеевна
Ганнибал то(же) помалк_вала (н_)хотела посв_щать
внука в старин_ые родствен_ые распри. Дед Осип
Абрамович жил в разводе с бабкой и умер когда
внуку было всего семь лет.
(На)много позже ок_завшись в
Михайловском Пушкин познакомился с последним из
детей легендарного арапа Петром Абрамовичем и
тот пок_зал ему семейную р_ликв_ю биографию
Абрама Петровича Ганнибала написан_ую (в)скоре
после кончины абис_инского царевича крес_ника
Петра Великого «действительного генерал(ан)шефа
рус_кой императорской службы». Знакомство с
чуд_к_ватым дедом отставным генерал(майором) от
арт_л_ерии который на девятом десятке был крепок
и н_ровист пр_дало новый импульс (п,П)ушк_нским
историческим из_сканиям. Именно тогда у поэта
возник замысел написать о Петре Первом и о своем
(н_)обычно_м (пра)деде.
(В)проч_м (по)настоящему за эту
сложнейшую и прот_в_р_чивую эпоху Пушкин взялся
после 1827 года а (с)начала его внимание пр_ковал
Борис Годунов. (К)стати любопытно что уже в этой
п(ъ,ь)ес_е Пушкин ввел в систему персонажей одного
из своих предков б_яр_на Гаврилу Пушкина.
(По)вид_мому в этом сказалось его
(ист_н_о)дворянское мироощущение каждый человек
звено в (н_)разрывной цепи исторических событий.
(301 слово)
|