Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО


Продолжение. См. № 4, 8, 12 /2002

Полезные мелочи

1. «Весь мир – театр...»

Время от времени для поддержания бдительности учеников бывает полезно на уроке высказать очевидно неверное утверждение. Конечно, у каждого из нас хватит артистизма на то, чтобы вполне серьезно сказать между прочим: «Слово платок проверим словом плотный», или: «Ну, с глаголом подрастет, я думаю, трудностей не будет: проверим словами рост или подросток», или: «Понятно, почему слово постригать так пишется, ведь за корнем идет суффикс а» – и т.п. Лучшей наградой за лицедейство будет шквал возмущения или лес рук, поднятых для недоуменных вопросов или возражений.
Не стоит бояться, что именно это неправильное объяснение ученики запомнят на всю жизнь. Когда вы «разоблачены», «загладьте свою вину»: попросите дать правильное объяснение, составьте с пострадавшими словами предложения и запишите их и т.п. Если этот способ поддержания внимания на уроке покажется уж очень рискованным, давайте хотя бы спросим: «Может быть, проверить слово подрастет?..» но не грозно, а непринужденно.

2. Сила воображения

Когда надо запомнить написание какого-нибудь слова, Адель Григорьевна Миримская обращается к зрительным образам. Например, так: «А ну-ка нарисуй корзину сверху. Видишь, круглая. Как буква о. Запоминай: корзина». А слово привилегия почти невозможно написать неправильно после такого учительского монолога: «Часто привилегия дается от рождения. Малыш еще в пеленках, а уже неуязвим: у него привилегия – будто такая прививка».

3. Не вся правда

Рассказывает Адель Григорьевна Миримская: «Ученик ошибся в слове подлинный. Подчеркиваю слово, а рядом пишу красным: «Линь – орудие пытки?». Ученик недоумевает. «Давай посмотрим в словаре». У Ожегова приводятся омонимы: 1) пресноводная рыба; 2) (спец.) веревка для корабельных снастей. Никаких пыток. Но некоторые ученые полагают, что было такое веревочное орудие для битья, кнут – линь, линек. Сведения, произнесенные под пыткой, называли подлинными».
«Этимологический словарь русского языка» Фасмера иначе комментирует слово подлинный: «...обычно сближают с подлинник «длинный шест» (см. длина) на том якобы основании, что при судебной расправе били «подлинниками» – длинными палками, чтобы выпытать правду». В любом случае удивительна уверенность наших предков в том, что сказанное для того, чтобы прекратить мучения, и есть самая настоящая правда (сейчас-то мы знаем, что это совсем не так).
Подобный разговор, занимающий вместе с чтением словаря не больше пяти минут, заставляет обратиться к лексическому значению слова, задуматься о сложных связях между историей и языком, убедиться в том, что в науке о языке многое нельзя считать окончательно решенным; побуждает подумать над некоторыми моральными и юридическими вопросами... И, безусловно, помогает запомнить правописание прилагательного подлинный.

4. Ставьте черточки. Везде?

«Этому меня научила моя мама, – пишет нам Ирина Александровна Сильвестрова, – а я передаю своим родным детям и ученикам. Стихотворение заучивается наизусть и помнится потом всю жизнь.

КОЕ-, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ –
Черточки не позабудь.
И при -ТАКИ, -КА и -ДЕ
Ставьте черточки везде.
Лишь к частицам БЫ, ЖЕ, ЛИ
Черточки не проводи!»

Поскольку мы имеем дело с образчиком учительского (или ученического?) фольклора, позволим себе предложить чуть подправленную (для чистоты рифмы) редакцию последних строк: «Лишь частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ без дефиса отдели».
А потом, когда немудрящие стихи выучены, спросим детей, всегда ли эти слова или части слов пишутся именно так, как здесь сказано. Понятно, ответ будет отрицательный. Дальше дело за примерами. Например, такими: кое с кем; либо ты, либо я; именно то; кто ни будь на его месте, всякий удивится; старик таки удивился; чтобы; тоже; если.

Продолжение

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru