ПРАКТИКУМ
Издательский дом «генжер» готовит к
печати серию книг для старшеклассников Г.А.
Богдановой (автора многих пособий по русскому
языку для учителей и учащихся), посвященных
темам, которые, как показывает практика, вызывают
наибольшую трудность для школьников. Это
«Правописание корней», «Правописание -н-, -нн-
в различных частях речи», «Знаки препинания в
предложениях с союзом и», «Знаки
препинания при союзе как» и др.
Цель каждой книги – помочь старшеклассникам
подготовиться к экзамену по русскому языку,
повысить орфографическую и пунктуационную
грамотность, расширить их лексический запас. В
книгах содержатся таблицы обобщающего
характера, большое количество упражнений для
тренировки разной степени сложности.
Г.А.БОГДАНОВА
Правописание корней
Правописание гласных в корне
Упражнение 1. Рассмотрите
таблицу. Впишите в пустые графы подзаголовки.
Подкрепите своими примерами (по 4–5 слов) каждое
положение таблицы.
Виды орфограмм – гласные в корне
Упражнение 2. Рассмотрите схему.
Что нужно знать и уметь, чтобы не сделать ошибки в
выборе безударной гласной в корне слова?
Безударные гласные в корне
Чтобы не ошибиться в
написании безударной гласной в корне,
необходимо:
1) выяснить лексическое значение слова
(или корня);
2) определить, проверяется безударная
гласная ударением или она непроверяемая, не
является ли она чередующейся;
3) выбрать способ проверки гласной в
корне. |
Упражнение 3. Используя таблицу,
вспомните правило написания чередующихся
гласных в корнях слов. Какие морфемы выделены в
таблице и почему?
Запомните: не проверяются ударением
чередующиеся гласные в корне!
ОМОФОНЫ – фонетические омонимы
(слова, совпадающие по звучанию, но различные по
значению и написанию).
Упражнение 4. Укажите, от чего
зависит выбор выделенных гласных в корнях слов.
Подберите к ним (устно) проверочные слова.
Шансы на успех весьма мАлы. – Стояли на
мОлу. ЗалИзать рану. – ЗалЕзать на дерево.
ПосвЕтить фонарем. – ПосвЯтить стихотворение
другу. СпЕшим на поезд. СпИшите. УмОлять о пощаде.
– УмАлять роль. УвЯдать без воды. – УвИдать чудо.
УкрОтить зверя. – ПрекрАтить разговоры. ЗавИла
кудри. – ЗавЕла разговор.
Упражнение 5. Вставьте
пропущенные буквы; объясните свой выбор.
Пол_скать собаку, пол_скать белье;
знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты;
раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать
стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика,
пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь;
просл_влять героя; благосл_влять на подвиг;
прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги;
дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю,
похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься
по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке;
ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы,
прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять
поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить
договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался
спор; упл_тнить график работы.
Различайте!
КАМПАНИЯ (от фр. campagne) 1.
Совокупность военных действий, война на
определенном театре военных действий в тот или
иной период. Летняя кампания 1942 года. 2.
Мероприятия для осуществления важной
общественно-политической или хозяйственной
задачи. Избирательная кампания.
КОМПАНИЯ (пришло из французского
через лат. com – «вместе» и panis –
«хлеб»; дословно companio – «сохлебник,
соучастник в еде», «тот, кто ест хлеб вместе с
кем-либо»). 1. Торговое или промышленное
объединение предпринимателей; предприятие,
фирма 2. Небольшая группа лиц, проводящих
вместе время; собравшиеся приятели, друзья.
Упражнение 6. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
К_мпания сверс_ников; предвыборная
к_мпания; его к_мпань_н; к_мпания 1812 года; к_мпания
по производству к_мпьютерной техники;
организовать к_мпанию по сбору средств; нефт_ная
к_мпания; к_мпанейский человек; работать в одной
туристической к_мпании.
Упражнение 7. Выпишите слова с
пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора
орфограммы – гласной в корне.
А. 1. Огромное красное солнце медленно
опускалось за г_ризонт, окрашивая в б_гровый цвет
похожие на перья облака. 2. Оч_тившись в
л_б_ратории, он осторожно вынул шк_тулку из п_кета
и пок_зал ее приятелю. 3. К нему вновь вернулось
его прежнее _пт_мистическое мироощ_щение.
4. Комната была осв_щена тусклым светом
единственной лампы. 5. Под х_латом у профе_сора
ок_зался эл_гантный ч_рный к_стюм. 6. Все ваши
ст_рания _бсолютно бессмысленны. 7. Профе_сор
спрятал б_лет в к_рман, резко разв_рнулся и пошел к
выходу из в_кзала. 8. Такая пер_сп_ктива больше не
предст_влялась ему слишком _бсурдной. 9.
Неожиданно на его лице по_вилась лукавая усмешка.
(О.Погорелов)
Б. 1. Его об_яние с лихвой к_мп_нсировало
непривл_кательную внешность. (П.Дашкова) 2. У
дороги на травушке роса бл_стит, хлеба стоят
нал_ваются, за речкой лесок шумит... (В.Короленко)
3. Ч_рные глаза Екатерины радостно забл_стели, щ_ки
г_рели ярким румянцем. (З.Завадская)
4. Огромная старая ель лежала п_рп_ндикулярно
руслу ручья. (В.Мясников) 5. Вдоль г_зонов шла
_ккуратная _сфальтированная дорожка. 6. Узкая
зеленая полоска яснеющей з_ри уже отд_лила
небо от земли, но не прогнала еще ночных теней. (Д.Балашов)
7. Над ним т_скливо ш_лестели оп_ленные ранним
заморозком листья. (М.Шолохов)
В. 1. Лестница ок_залась новой, прочно
сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю
ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в
дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком,
роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был
тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3.
П_тно света от лазерного луча лежало на самом
верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На
б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах
в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый,
вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень.
П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от
осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно
потр_сало вообр_жение размерами и каким-то
ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном
см_тении.
(С.Алексеев)
Подберите по 3–4 однокоренных слова
различных частей речи к выделенным словам.
Укажите части речи записанных слов.
Упражнение 8. Распределите слова
в два столбика в зависимости от выбора гласной в
корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.
а) е – и
Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать,
зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить,
выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть,
бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить,
зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать,
забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть,
соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить,
расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать,
изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный,
бл_снет, приб_рет, оп_реться.
б) о – а
К_сательная, прик_снуться,
прик_сновение, предл_жить, предл_гать,
предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное,
прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька,
подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть,
наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли,
выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение,
р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в
сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень,
ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с
кем-то, распол_житься, составить ур_внение,
р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ,
водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение,
сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки,
возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный,
разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный,
выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний,
обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть
кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять
швы, соприк_сновение.
Упражнение 9. Спишите, расставьте
пропущенные буквы, обозначьте графически
условия выбора орфограммы в корне.
Отл_жить, пол_жить, прил_жить,
предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение,
сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать,
зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст,
подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль,
Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать,
расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться,
выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать,
нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться,
пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание,
ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться,
прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться,
к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый,
заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать,
дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть,
перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый
плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь
пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все
р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень,
р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять
условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок,
ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец,
пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить,
скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь,
покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка,
з_ревать.
Упражнение 10. Выпишите слова с
пропущенными буквами в следующем порядке: с
безударной гласной в корне, проверяемой
ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте
пропущенные буквы.
а) 1. Глупцы не разумом, не честностью
бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты
последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин)
3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет
яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных
волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский)
5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по
ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов)
6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон)
7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как
только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся
холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев)
8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев)
9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев)
10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной
борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь,
что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый
ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой.
13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14.
Здесь так внезапно обрывалась суша и
расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я
предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок
моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей
орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов)
17. За широким окном св_ркала под лучами снежная
р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада
насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений,
зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев
нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие)
20. Не так часто приходится встречать людей,
успешно соч_тающих умение работать и головой, и
руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а
вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина)
22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл
дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо
зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин)
24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И
долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский)
26. События разв_вались самым непредск_зуемым
образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на
б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей
п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки
про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно
было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес,
что с ним говорят ув_жительно.
Дайте толкование выделенных слов.
б) 1. Как всегда, вид вечернего города
нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие
в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных
шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели
загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом
небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался
в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по
верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока.
5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в
училище постепенно. 6. Склон перех_дил в
л_биринт скал, между которыми пл_скалось море.
(В.Пелевин)
в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым
насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие,
с которым он подступает к изл_жению своих мыслей.
3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо.
4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не
наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак
(волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы
прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от
необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем,
мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9.
Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал
каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить
теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную
ночь.
Упражнение 11. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскрывая скобки.
Прочитайте текст, озаглавьте его.
Путешественники проб_рались сквозь
зар_сли наполненные криками птиц и шелестом их
крыльев. Тьма р_дела и (в)дали начали
вырисовываться (не)ясные оч_ртания скалистых гор.
Небо быстро бл_днело звезды тускнели таяли на
глазах и исчезали.
...Это была ш_рокая д_лина поросшая высокой
розовой травой. Слева линию г_ризонта закрывала
темная гр_да леса. Он т_нулся в сторону скал и
т_рялся где(то) в предгорьях. Справа д_лина
постепенно пон_жалась и (по)видимому
заканчивалась обрывом над рекой. (От)туда
отч_тливо дон_сились ш_рох и плеск воды. Однако
разгл_деть что происходит там (в)низу было
(не)возможно за обрывом огромным м_хнатым облаком
в_сел туман.
Но вот небо над д_лекими горами покраснело
нак_ляясь все ярче и ярче и стало наконец
б_гровым. Вершины гор внезапно осл_пительно
засв_ркали и на д_лину от гор упали длинные тени. И
в свете разг_рающегося дня путешественники вдруг
увидели все что р_стет на этой пл_нете уд_вительно
розового цвета. Зач_рованные они молча смотрели
по сторонам.
(По В.Губареву)
Выпишите из текста по два слова: 1) без
окончания; 2) с нулевым окончанием. Укажите, к
каким частям речи они относятся.
Разберите по составу слово розовое.
Подберите синонимы к слову засверкать.
Найдите в тексте градацию. Какова ее роль?
Какие из данных ниже эпитетов, взятых из «Словаря
эпитетов русского языка» (авт.: К.Горбачевич,
Е.Хабло), можно использовать со словом небо,
говоря 1) о цвете, наличии или форме облаков; 2) о
наличии или отсутствии солнца; 3) о
впечатлении, психологическом восприятии:
предрассветное, блеклое, безмятежное,
тихое, ласковое, тоскливое, дымное,
мглисто-багровое, предутреннее, таинственное,
огненное, румяное, пурпурное, притихшее?
Какие эпитеты к слову небо можно
было бы использовать в данном тексте?
Упражнение 12. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Над ровным полем аэродрома св_стит
ветер. Он взм_тает сухую п_лену снега швыряет в
лицо к_лючую пыль обж_гает глаза нест_рпимым
морозом, не да_ет вздохнуть. Металл если к_снуться
его без п_рчаток мгновенно прил_пает к рукам. Но у
самолетов в т_мноте к_пошатся люди...
Ветер пош_веливает на земле самолеты насквозь
прон_зывает тело кожа сл_зает с пальцев
обожженная стылым металлом небо уже бледнеет
вялым зимним рассветом а техники упрямо
прод_лжают готовить машины ветер разгон_т облака
и погода несомненно стан_т летной.
(Л.Соболев)
Найдите в тексте градацию. С какой
целью ее использует автор?
Подберите синонимы к слову нест_рпимый
(мороз), расположив их в порядке усиления
признака.
Упражнение 13. Выпишите слова с
пропущенными буквами, группируя их по видам
орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы,
объясните графически их выбор.
А. 1. Пл_вучий мост через своенравную
реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов
соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять
чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной
пугающей красотой, столь неожиданной среди
зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы
прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула
дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над
г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной
др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые
кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в
подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к
приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был
подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная
машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше
объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он
накл_нился над письменным столом и стал
переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные
погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и
даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно
незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей
новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в
черном к_стюме и выж_дательно остановился на
п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные
тушью т_блицы и графики.
(Е.Парнов)
Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на
спуске, остановился около к_литки. 2. Между
ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный
с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся
зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то
бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного
склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади
на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был
_бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть
накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со
своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе,
оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок
л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам
гладкого проспекта... 11. Он видел, как первые лучи
солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко
разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла,
упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися
волосами.
(А.Казанцев)
Упражнение 14. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
1. Олени низко опустили головы почти
к_саясь снега черными носами. 2. Дрова потрескивая
медленно разг_рались. 3. Мороз проб_рал и мы вскоре
вернулись в п_латку. 4. В неподвижном воздухе
свеча могла г_реть как в комнате. 5. Волны к_тились
ровные и слои обл_ков подн_мались все выше.
6. Большинство свободных оф_церов собрались
здесь распол_жившись в удобных кожаных креслах. 7.
Я уселся на ч_модане у ф_нарного столба и вдыхая
ночную свежесть оглядывался кругом. 8. Когда мы
добрались до холма обс_рватории с зап_дной
стороны уже погасли последние отбл_ски. 9. Дорога
пов_рачивала налево и у края зеленых садов
соед_нялась с другой.
(И.Ефремов)
Составьте схемы 3-, 5-, 8-, 9-го
предложений.
Докажите, что слово г_реть многозначное.
Упражнение 15. Прочитайте,
расскажите о происхождении выделенных слов.
Подберите к ним однокоренные, с 3–4 из них
составьте предложения.
Из биографии слов...
Орфография слова есть биография слова.
В.П. Срезневский
а) ОБАЯНИЕ – исходное от
древнерусского Баять («говорить»). Первоначально
слово означало «околдовать словами». От Баять –
байка, краснобай, басня (ба-сн-я, как пе-сн-я;
первоначально басня – сказка, рассказ), а также
баю – баюшки, баюкать.
б) ОБОНЯНИЕ – заимствовано из
старославянского – Об + воняти (пахнуть) – от
слова воня (не вонь!) – «запах вообще», ср.:
благовоние; зловоние; ср. Смрад – «вонь».
в) РАЗИТЬ – от общеславянского разь
(«удар»), разити («ударять, бить»); поразить –
«нанести удар».
г) НАВАЖДЕНИЕ – «непонятное явление,
обман чувств» – от на + вадити («наушать,
наговаривать, внушать», 1-е л. – Важу; в говорах –
вадить («наговаривать, клеветать на кого-либо»).
Используя «Краткий этимологический
словарь русского языка» (Н.Шанский, В.Иванов,
Т.Шанская) или любой другой этимологический
словарь (например: П.Я. Черных.
Историко-этимологический словарь современного
русского языка; М.Фасмер. Этимологический
словарь русского языка), на примере 3–4 слов
докажите правомерность высказывания
знаменитого русского педагога
В.П. Срезневского.
Подготовиться к ответу вам помогут также книги:
Э.Вартаньян. Из жизни слов;
К.Горбачевич, Е.Хабло. Почему так названы?; С.Котков.
Сказки о русском слове; Е.Ковалевская.
История слов; Ю.Откупщиков. К истокам слова; Л.Успенский.
Слово о словах, Почему не иначе? (Очерки о языке); М.Феллер.
Как рождаются и живут слова; Е.Этерлей,
О.Кузнецова. Неизвестное в известном (рассказы
о словах). (Любые издания.)
Упражнение 16. Спишите, группируя
слова так, чтобы в каждой группе оказались слова
с орфограммами, написание которых
регламентируется одним правилом. Вставьте
пропущенные буквы.
Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить,
вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься,
бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить
(числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать,
уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое
ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления;
покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование,
выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в
щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание;
подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый
р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное
решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к
прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская
работа; совм_щать должности; отр_сль
промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу,
пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит
з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары;
играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец;
нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная
линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент,
ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия,
подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический,
ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние;
нав_ждение.
Дайте толкование выделенных слов.
Подберите синонимы к словам: тр_ктовать, _бсурд,
инв_стиции. Составьте с ними предложения.
Упражнение 17. Прочитайте текст,
подготовьтесь к его пересказу.
Из биографии слов...
Ученые считают, что слово
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ впервые употребил Карамзин.
В состав этого слова входит весьма
распространенное в словосложениях БЛАГО
(«хороший, приятный; польза, добро»); БЛАГОГОВЕТЬ
(благо + говеть – «выражать учтивость;
поститься») (Он благоговел перед ним.);
БЛАГОДЕНСТВИЕ (благо + денствие – от ДЕНЬ);
буквально: «хорошие дни»; БЛАГОПОЛУЧИЕ («хороший,
удачный» + полука – «судьба, случай»; ср.
ЗЛОПОЛУЧНЫЙ); БЛАГОСЛОВИТЬ (благо + словить (от
СЛОВО), буквально: «доброе слово, напутствие»;
БЛАГОПРИЯТНЫЙ (благо + приятный – «принимаемый,
угодный») и др.
Упражнение 18. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки.
Великий бл_готв_ритель и (не)менее
великий чудак Прокофий Демидов всю жизнь
заст_влял говорить о себе не только Россию но и
все европейские центры которые он пос_щал во
время своих путешествий.
Пишу это а перед глазами извес_ный портрет
Демидова г_ниальной кисти Левицкого что ныне
укр_шает Третьяковскую г_лерею. Помните наверное
что Демидов изобр_жен на фоне цветущего сада в
х_лате и к_лпаке. С небрежной д_ловитостью
обл_котился он на садовую лейку.
(При)чем здесь лейка и сад скаж_те вы. Они
необходимы и как фон и как деталь многое
объ_сняющие в жизни Демидова. Прир_жденный
б_таник он много времени посв_щал любимому делу
разв_дил цветники сод_ржал ор_нж_реи для выв_дения
в них тр_пических р_стений соб_рал к_лекции
редкос_ных лавровых и пап_р_тников которые высоко
оценивались петербургскими учеными.
(По В.Пикулю)
Подберите синонимы к словам: бл_готв_ритель,
извес_ный, г_ниальный. Все ли они могут быть
взаимозаменяемыми в данном тексте?
Упражнение 19. Прочитайте текст,
озаглавьте его, определите основную мысль.
Укажите средства связи предложений 1-го абзаца.
Перепишите, вставьте пропущенные буквы,
недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
Не только на Востоке но и в Европе
секреты р_месленного мастерства перед_вались
подобно древним ск_заниям из пок_ления к
пок_лению. Это была изус_ная тр_диция
(не)зап_ч_тленная тайна которая распростр_нялась
только среди посв_щенных. Р_вниво об_регали свои
секреты _лхимики оружейники ш_лководы и виноделы.
(Не)уд_вительно что и в древних пам_тниках секреты
простых деревенских мастеров всевозможных
г_нчаров кузнецов и пивоваров предст_ют перед
нами в облике почти что м_стерий. И если(бы) мы
точно (не)знали кто именно обж_гает горшки можно
было(бы) подумать что их обж_гают именно боги.
(Не)смотря на все могущество современной науки мы
лишь ср_внительно (не)давно раскрыли основные
принц_пы исконных ремесел Востока. Но по тонкости
изяществу и юв_лирной тщ_тельности изгот_вления
нам куда как д_леко до м_таллургов Индии (из)д_вна
умевших выпл_влять (не)ржавеющее железо до
тибетских лам отл_вавших из бронзы своих
многоруких богов до малайских оружейников
делавших изумительные ножи. (Не)раскрытыми до
конца остаются и уд_вительные дост_жения медиков
_лхимиков...
(По Е.Парнову)
Дайте толкование слова м_стерия.
В случае затруднения обратитесь к словарям.
Найдите в тексте антоним слова древний.
Подберите синонимы к словам дост_жения,
об_регать. Составьте с ними словосочетания.
Упражнение 20. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Найдите средства выразительности языка,
использованные автором. Какова их роль в
предложениях?
1. У берега распол_жилось селение а над
обрывом об_ятая холодным солнеч_ным пламенем
стояла знаменитая крепость. 2. По другую сторону
севернее прост_ралась всх_лмлё_ная р_внина.
3. Т_ж_лые хлопья снега падали в серые волны
гуси_ным пухом выст_лая дальние берега. 4. В черном
небе ярко г_рели звезды р_внодушно вз_рая на
грешную землю. 5. День уг_сал едва успев
разг_реться. 6. А позади туч_ кл_нилось к западу
большое красное солнце. Оно ра_ст_лало над морем
косые полотнища последних лучей и там где лучи
к_сались воды гребни вспых_вали недобрым
б_грянцем. 7. Солнце кл_нилось к западу к_саясь
лесных вершин. 8. На востоке уже разг_ралась вдоль
г_ризонта узенькая полоска з_ри. 9. Быстрый ручей
выкат_вался из ущелья раст_каясь по р_внине семью
неглубокими струями. 10. Костер буш_вал. Жаркие
языки взв_вались с веселым и ярос_ным ревом
раздвигая ночной мрак.
(М.Семенова)
Найдите слова (по одному примеру),
строение которых соответствует схемам:
Выпишите из предложений одно слово с
нулевым окончанием, одно – без окончания;
укажите, к каким частям речи относятся эти слова.
Упражнение 21. Какие из данных
ниже эпитетов, взятых из «Словаря эпитетов
русского языка» (авт.: К.Горбачевич, Е.Хабло),
можно использовать:
со словом снег, говоря 1) о его
цвете; 2) о звуках, издаваемых снегом, когда на
него наступают; 3) о характере физического
воздействия на человека, о впечатлении:
хрустящий, сахарный, искристый,
колкий, нарядный, нежный, скрипучий, серебристый,
лучистый, иссиня-голубой?
Со словом звезда, говоря 1) о
цвете, характере излучения; 2) впечатлении,
психологическом восприятии:
заветная, стыдливая, мерцающая,
холодная, чистая, дрожащая, лучистая, грустная,
безмолвная?
Какие эпитеты к указанным словам можно
было бы использовать в 3-м и 4-м предложениях
предыдущего упражнения?
Упражнение 22. Прочитайте,
подготовьтесь к рассказу о данных словах.
Из биографии слов...
ИЗОЩРЕННЫЙ – от «делать
острым, оттачивать» (о слухе, зрении, вкусе,
умении, способностях); ИСПЕЩРЯТЬ – от «делать
что-либо пёстрым», «покрывать, усеивать
какую-либо поверхность мелкими пятнами,
знаками»; ЩЕПЕТИЛЬНЫЙ – от «щепки, мелочи»,
«порядок в мелочах по отношению к внешнему виду»;
ВОПЛОТИТЬ – от ВО + ПЛОТИТИ (от ПЛОТЬ –
«тело». (Вошло в плоть и кровь.); ВОПРЕКИ –
ВО + ПРЕК – «препятствие, запрет»; ВОСХИЩЕНИЕ
– ВОС + ХИТИТИ – «хватать»; первоначально:
«похищение», «ловкая ловля» (ср. хищник);
затем – «чувство радостного удовлетворения»,
«восторг»; ИСТЯЗАТЬ – ИС + ТЯЗАТИ – «тянуть,
тащить»; ТЯГА.
Упражнение 23. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскройте скобки. Составьте схемы 2-, 3-, 4-, 7-го
предложений.
1. Полуметровый слой снега уст_лает всю
дорогу т_нувшуюся вдоль склона и постепенно
заб_равшуюся наверх в густые зар_сли ивн_ка
которые р_стут вдоль русла реки. 2. Песча_ные
отлогие берега светлой речки подб_рающийся с
холма к воде мелкий кустарник искр_вле_нный овраг
с ручьем на дне и березовая роща все (как)будто
было нароч_но пр_бра_но одно к одному и мастерски
нарисова_но. (И.Гончаров) 3. Луна св_тила из
круглой пушистой дыры в облаке и к_залась из(за)
этого своим собстве_ным отр_жением в
(не)существующей проруби. (В.Пелевин) 4. На полу
в_лялся мусор пустые _птечные фл_коны старый
б_тинок слом_ная г_тара без струн и какие(то)
бумажные обрывки. (В.Пелевин) 5. Подн_лась было
проб_ваясь между туч_ красная луна взгл_нула
(из)за сухого дерева и сразу(же) плотно пр_крылась
облаком буд(то) и ей было холодно. (В.Гусев) 6.
Свежий ночной ветер раскачивал ветки деревьев
играл листвой и нап_лнял лес звуками и ш_рохами
сл_вавшимися с д_леким ух_ньем совы. (Д.Успенский)
7. И эти березы с их светом и тенью и эти курчавые
облака и этот дым костров все вокруг
преобр_зилось для него и пок_залось чем(то)
страшным и угр_жающим. (Л.Толстой) 8. Голубой
цвет у Андрея Рублева с_мволизирует чистоту
героев вопл_щает в себе всю красоту окружающей
природы. (Е.Осетров) 9. Для него огонь был
священным, потому что д_рил и свет и тепло и уют. 10.
Голубыми лентами изв_ваются реки (в)виде голубых
зеркал расст_лаются там и сям озера ок_ймле_ные то
желтеющей зеленью лесов то зубчатыми или
всх_лмлё_ными ож_рельями гор то ж_лтыми л_скутами
песков.
(Д.Мордовцев)
Выпишите из текста одно однозначное и
одно многозначное слово.
Упражнение 24. Прочитайте,
перескажите текст.
Из биографии слов...
Словообразовательный латинский
элемент кон («с, вместе») содержат многие
исторически родственные заимствованные слова,
например: КОНСТИТУЦИЯ («вместе» + «слагать,
составлять»; 1) основной закон государства;
2) строение, структура, телосложение);
КОНЦЕНТРАЦИЯ (с + центр, средоточение –
«сосредоточение, скопление чего-либо») и др.
Этот же элемент имеет значение «против».
Например, КОНФЛИКТ – «столкновение
противоположных взглядов, интересов».
Упражнение 25. Объясните значение
данных ниже слов. В случае затруднения
обращайтесь к словарю иностранных слов.
Учитывая разные значения латинского элемента кон,
распределите слова в два столбика. Устно
составьте с ними словосочетания или предложения.
Конгресс, конференция, конфедерация, конфиденциальный,
конфронтация, консолидация, конвенция.
Для какого стиля речи характерно
употребление данных слов? Подберите синонимы к
выделенному слову.
Упражнение 26. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
I. Обл_чение пороков, оч_ровать друзей,
погл_щает зап_хи, сост_влять план, опов_стить о
к_нференции, пож_леть с_роту, ш_ловливый малыш,
посв_тить жизнь науке, обв_вает лицо; туман
расст_лается; усм_ренный поток; дрова дог_рают;
разв_вать ребенка, ср_зиться с противником;
сост_влять план р_ф_рата; самоист_зание; гл_жу в
книгу; пог_сить свет; про_вить щ_петильность;
возгл_влять д_легацию п_рл_ментариев; обв_нять в
недосмотре; забл_стеть на солнце; изобр_жать
героя; прогн_зировать события, спр_вляться в
словаре; соч_тание звуков; увл_каться спортом;
вы_влять недостатки; к_стер разг_рается;
неисс_каемый источник; лес обн_жился; от_г_щенные
снегом ветки; ув_дание природы; дост_вать с полки;
распр_мившаяся ветка; зар_сти водор_слями; глаза
сл_паются; разд_ваться в тишине; бл_госл_вить на
добрые дела; уск_кать прочь; препод_ватель
математики; легкое ур_внение; прик_сновение к
цветку; разд_рать пополам; сильное вп_ч_тление;
обм_кнуть хлеб в молоко; ур_внять в пр_вах;
объед_ниться в союз; зам_рать от восторга; дело
просв_щения; восх_щаться игрой пи_ниста; д_лекий
г_ризонт; пр_изр_стает в д_лине; предприн_мать
усилия; м_хнуть рукой; рассв_репевший зверь;
пор_вняться с ним; взгр_моздиться на крышу;
распростр_ненное заблуждение; оз_ренный светом;
ум_лять роль; см_гчить остроту к_нфликта; низко
покл_ниться; наск_чить на камень; вопл_тить в
жизнь; непост_жимое упрямство в дост_жении цели;
возр_ждение из пепла; обл_гчить уч_сть; пок_рить
вершину; р_скошный цветок; какое-то нав_ждение;
исп_щренный какими-то знаками.
Подберите к выделенному слову
однокоренные слова различных частей речи.
Укажите части речи.
II. Тр_диция, д_путат, ор_нжерея; _казия;
к_рикатура, тр_нслировать, м_тафора; м_л_нхолический,
п_рсонаж, г_пербола; б_лл_тристика, г_рмония
чувств, п_норама; п_р_докс, м_лодия, п_сс_мист,
_ктивное участие; б_ллетень; д_скуссия; д_кл_мация; д_кл_рировать;
акк_мп_нировать, интелл_генция; гр_теск;
ш_девр; п_циент; _рудиция, к_нфр_нтация, _питет.
Объясните значение выделенных слов.
Составьте с ними предложения. Подберите антонимы
к слову _ктивный (человек).
Упражнение 27. Используя данные
примеры, составьте схему правила: «И – ы
после ц».
Циклон, циферблат, панцирь, пацифист,
цыган, цыпленок, цыц, цыпочки, агитация, улицы,
круглолицый, сестрицын.
Объясните значение выделенного слова.
К каким словарям вы обратитесь в случае
затруднения? Составьте с данным словом
предложение.
Упражнение 28. Спишите, вставьте
пропущенные буквы. Выделите морфемы, в которых
есть орфограммы «и – ы после ц в
различных частях слова».
Объясните значение выделенных слов.
а) Ц_рк, ц_ркуль, панц_рь, ц_гейка, ц_фра,
ц_нк, ц_тата, ц_трусовый, демонстрац_я, акац_я,
станц_я, информац_я, медиц_на, коллекц_я, репетиц_я,
ц_ркач, ц_рковой, ц_тировать, ц_кл, ц_клон, ц_клоп,
ц_ник, ц_анистый, ц_гарка, операц_я, ц_ган, ц_кнуть,
ц_пленок, ц_плячий, ц_ганский, продукц_я, милиц_я,
позиц_я, экспедиц_я, редакц_я, сигнализац_я,
иниц_атива, репродукц_я, спец_альность,
ц_ркуляция, иллюстрац_я; отц_, огурц_, улиц_,
молодц_, бойц_, удальц_, девиц_, красавиц_, учениц_,
танц_, сестриц_, лестниц_, столиц_, гусениц_, куниц_,
птиц_, синиц_, овц_, ножниц_, рукавиц_, щипц_, конц_,
бледнолиц_й, круглолиц_й, сестриц_н, лисиц_н,
Куниц_н, Пшениц_н, на ц_почках, ассоциац_я,
интеллигенц_я, провинц_я, дикц_я, скворц_,
смуглолиц_й, спиц_, зарниц_, иниц_алы, принц_пы,
пац_енты, репутац_я, грац_я, реализац_я, ц_ничный,
эмоц_и, соц_альный, символизац_я, иллюминац_я,
администрац_я, авиац_я, инспекц_я, полиц_я,
ассигнац_я, формац_я, оконц_, пальц_, станиц_,
мельниц_.
б) Ин_ц_атива, классиц_зм, делегац_я,
акц_онер, лисиц_н, агитац_я, декл_рац_я, антиц_клон,
бледнолиц_й, газ_фикац_я, ц_ремония, интел_генц_я,
ц_пенеть, модернизац_я, опт_мизац_я,
канц_лярия, ц_вилизац_я, ц_низм, операц_я, прец_дент,
исц_лить, синиц_н, коэф_ц_ент, провинц_альный, эск_лац_ия,
коллекц_я, Птиц_н, лиц_мер, эксплуатац_я, ин_ц_алы,
демокр_тизац_я, ц_нзура, проц_дить, инц_дент,
ц_ркуляр, плоскозубц_, ц_линдр, ц_почка, ц_рюльник,
проц_дура, комп_нсац_я, д_сс_миляц_я,
принц_пиальность, ц_плята, взять под уздц_,
расц_ловаться, рез_дент, рец_нзент, дисц_плина,
оц_пенеть, рец_див, нац_я, ц_кличность, рац_он,
ауд_енц_я, грац_озный, сц_пление, соц_ология,
ц_лебный, энц_клопедия, тр_диц_я, рез_денц_я,
спец_алист, рест_врац_я, информац_я.
Подберите антонимы к словам принц_пиальность,
д_сс_миляция.
Упражнение 29. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки. В словах с пропуском букв, в
которых есть орфограммы «и – ы после ц в
различных частях слова», выделите морфемы.
1. Ц_пленок (не)известно зачем попавший
в дом с_ротливо п_щал бродя по гостиной. (И.Бунин)
2. Машинист попыхивая ц_гаркой поглядывал в
окошко словно чего(то) ож_дал. (М.Шолохов)
3. Зубчатые стены ц_тадели кажутся
панц_рной чешуей доисторического ч_довища
насторож_но застывшего у берега залива. 4. Влажный
ц_клон с запада принес низкую облачность. 5. Я
полностью на вашей стороне одобряю и поддерживаю
вашу ин_ц_ативу. 6. Он ок_зался беспринц_пным
критиком произвольно кр_мсавшим статьи
сотрудников. (В.Кулешов) 7. Он долго
рассматривал сестриц_н портрет написанный
молодым художником. 8. В результате этой реакц_и в
ц_линдре образуется п_рошок который (не)возможно
уд_лить. (А.Казанцев) 9. Из-за изломанных краев
ледяной глыбы вып_лзали трактора волоча за собой
т_желые сани с огромными ц_стернами. (А.Казанцев)
10. Выше всего я ставлю служение принц_пу. (А.Казанцев)
11. Несколько раз дост_вал компас молча смотрел на
ц_ферблат и уб_рал в к_рман. (В.Мясников) 12. В
село въезжают верениц_ поля покинувших телег. (Н.Языков)
13. И были мыслям улиц_ тесны. (В.Устинов) 14.
Варька на ц_почках подкралась к кровати
(не)отрывая взгляда от лица спящего. (Б.Акунин)
15. Парень прошел к камельку снял рук_виц_ взял их
(под)мышку прот_нул руки к плите. (В.Шукшин) 16.
Птиц_н как(то) (не)лепо взм_хнув руками устр_мился
в ворота. (А.Адамов) 17. Когда я ехал бумага
билась о спиц_ и изд_вала быстрый тихий треск
похожий на шум авиац_онного двигателя. (В.Пелевин)
18. Все дружно поедали вареных раков так что во все
стороны летели высосанные клешни лапки и панц_ри.
(В.Ленцов) 19. От частого употребления
некоторые ц_таты бл_стят как перила. (В.Пелевин)
Дайте толкование выделенного слова,
подберите к нему синонимы.
Упражнение 30. Подкрепите своими
примерами (по 4–5 слов) каждое положение таблицы.
Запишите их.
и, у, а после шипящих |
Правило
После шипящих вместо ы, ю, я
пишутся и, у, а
Примеры
пережиток, чудеса, чаща, шиповник
Исключения: брошюра, жюри,
парашют; иноязычные имена собственные: Жюль
(Верн), Лонжюмо, Шяуляй и пр. |
Упражнение 31. Озаглавьте
таблицу, дополните ее своими примерами.
__________________________________________________
Упражнение 32. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите
корень.
Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый
ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый
ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка;
легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка;
кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох;
спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот;
ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер;
ш_фер; мокрое ш_ссе.
Упражнение 33. Спишите, вставьте
пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой
пропущена буква. Объясните графически выбор
орфограммы. Образец: шёлк, ручонка,
увлечён (прич.), ситцевый.
Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним
летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное
настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го
края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить
горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой;
скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный
подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный
ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой
меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка;
горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка;
сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник;
сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из
списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный
прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить
умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты;
свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н;
розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка
леса; прож_ванный хлеб.
Сделайте вывод о выборе орфограммы ё
– о в различных морфемах.
Подберите антоним к слову маж_рное
(настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый,
расположив их в порядке усиления признака.
Упражнение 34. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка,
ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке,
лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата,
беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка,
друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый,
обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот,
расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром
свеж_; дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный,
ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но,
девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный,
перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий,
рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый,
внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_,
шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н,
ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок,
ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с
блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный,
отц_в.
Упражнение 35. Спишите, вставьте
пропущенные буквы; определите вид орфограммы –
гласной в корне; устно объясните ее выбор.
Подчеркните словосочетания, характерные для
публицистического стиля речи. С 2–3 из них
составьте и запишите предложения.
Г_рантия успеха; ш_кировать своим
пов_дением; дост_влять насл_ждение;
принц_пиальный подход к решению пр_блемы;
позл_щенные купола храма; высокая к_нкуренц_я;
согл_шение о перемирии; уг_щать к_нфетой; вл_чить
жалкое существование; пл_нительный ар_мат;
раздр_жаться от постоянных прер_каний; пров_сти
_налогию; публиц_стика; соц_альная незащ_щенность;
неув_дающий т_лант; пощ_дить недруга; пор_ждать
новые идеи; точное ц_тирование; поэтическая
с_мволика; р_сурсы; деф_ц_т; инт_грац_онные
процессы; соч_тание цветов; уд_вительные р_стения;
бл_стательная речь; ст_билизац_я в _кономике;
ц_ганское пение; покл_ниться при встрече; д_баты
разг_раются; ц_кольный этаж; ч_ткое предст_вление;
интересные д_скуссии; творческий пот_нц_ал;
соприк_сновение с прекрасным; цветущая р_внина;
д_летант; м_раторий; р_акц_я; п_литра красок;
досадный инц_дент.
Объясните значение слов д_летант,
м_раторий.
Упражнение 36. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки. Выделите в словах с пропуском
морфемы, в которых есть орфограммы «гласные
после шипящих в разных частях слова». Какие это
виды орфограмм?
I. 1. Очень ч_сто ране_ное ж_вотное
заслыш_в ш_рох бр_сает_ся на выстрел охотника. (Л.Толстой)
2. Я (с,з)делал дли_ную прогулку по обрывам над
морем и лег в к_мыш_вое кресло на б_лконе. (И.Бунин)
3. В памяти сохр_нился только ш_лест ш_н на ровном
ш_ссе р_вномерный гул двигателя – и больше
ничего. (Е.Яковлева) 4. Я (не)смела ш_вельнут_ся
потому что в этой звенящей пустоте м_лейший ш_рох
произв_дил э_фект камнепада в горах. (Е.Яковлева)
5. И в то(же) время ощ_щение н_визны было
отч_тливым. 6. Ничего (не)было слышно кроме
ш_ршания и ш_пения. (Стругацкие) 7. Он
вооруж_лся ж_сткой щ_ткой и пр_нялся ч_стить
уткнувшегося в к_рмушку коня. (М.Семенов) 8. А
(с)верху на все это смотрела ч_рная ворона и
в_ртела головой с т_ж_лым клювом. (В.Ленцов) 9.
Опущ_ные глаза (полу)закрыты пуш_стыми ресницами.
10. В г_сти_ной г_рел только т_ршер под больш_м
зеленым аб_ж_ром. 11. А ты как (з,с)десь оч_тился
спросил он подозрительно пр_щ_рившись. (О.Погорелов)
12. Каждую минуту они останавливались и ч_тко
пр_слуш_вались. 13. На заднее колесо своего
(полу)гоноч_ного «Спорта» я ставил спец_альную
трещ_тку. (В.Пелевин) 14. Ч_ткой линии берега
(в)низу (не)было. (В.Пелевин) 15. Д_леко за пляж_м
и поселком в_днелась (не)высокая гора дли_ная и
пологая. (В.Пелевин) 16. (В)переди была од_нокая
белая (пяти)этажка с обвитыми плющ_м б_лконами
перед (пяти)этажкой исс_ч_ный ш_пами пыльный
пустырь. (В.Пелевин) 17. В середине зала на
(не)высокой к_нструкци_ из аж_рных реш_ток была
сооруж_на (не)большая круглая площ_дка. 18. Человек
то пр_двигался к п_латке ещ_ на верш_к то (на)долго
зам_рал в (не)подвижности. (М.Семенов)
II. 1. На тумбочке у большой деревянной
кровати св_тился ц_ферблат эл_ктронных часов. (П.Дашкова)
2. Изв_янная из слоновой кости и золота Афродита
поп_рала ногой панц_рь огромной черепахи. (Л.Кожевников)
3. Довольно часто у нас проводились медиц_нские
проверки – всех нас изучали вдоль и поперек. (В.Пелевин)
4. Постройка походила на ступенчатый ц_линдр из
нескольких б_тонных блоков стоящих друг на друге.
(В.Пелевин) 5. Он чувствовал как кровь нач_нает
ц_ркулировать р_вномерно по всему телу. 6. Герасим
открыл один ставень и на ц_почках вышел из
комнаты. (И.Тургенев) 7. Вдали тихо шумело море
со всех сторон долетал треск ц_кад. (В.Пелевин)
8. Внезапно старик понизил голос чуть не до
вкрадчивого ш_пота посмотрел с хитринкой. (П.Проскурин)
9. Ч_тко буд(то) работал с телеграфным ключ_м он
трижды ут_пил кнопку звонка. (Д.Жуков) 10. А
бедный, пышный мой букет ощ_пан, буд(то) саранч_ю! (С.Надсон)
11. Ни ш_роха не разд_валось глухая тишь была в
дому... (В.Тушнова) 12. Его серую внешность чуть
разнообразили лишь тонкие ч_рные усики щ_точкой. (С.Зверев)
13. Детишки забились на чуть теплую печку и что(то)
ш_потом рассказывали друг другу. (И.Бунин) 14.
Ч_гунная реш_тка с двумя обращ_нными друг к другу
крылатыми драконами была приоткрыта. (А.Гаранин)
15. Еще в той лампе ф_тилек тобой зажж_н как ж_лтый
жалкий м_тылек тр_пещет он... (В.Тушнова) 16.
Беспорядочного падения для умелого параш_тиста
не может быть ни при каких обстоятельствах;
параш_тист полновластный хозяин воздушной
стихии. (Г.Титов) 17. Правда лекц_и спец_алистов
авиац_онной и космической медиц_ны я слушал без
особого внимания считая эту дисц_плину
второстепенной. (Г.Титов) 18. К вечеру из
соседнего района в_рнулся микро_втобус с грузом
пл_катов и брош_р. (С.Зверев) 19. До выезда на
ш_ссе ост_вался один поворот. 20. Круглая клумба с
м_хнатыми ж_лтыми цветами посреди ш_ссе. Ни дать
ни взять лукошко с новорожденными ц_плятами. (Ф.Абрамов)
21. На нем была выг_ревшая шт_рмовка ш_рокий
островерхий капюш_н. (В.Мясников) 22.
Прибл_жалась реш_тчатая к_ническая башня с
колоссальным б_рабаном наверху. (А.Казанцев) 23.
(Не)пром_каемый плащ с капюш_ном разв_вался на его
(не)уклюжей высокой ф_гуре. (А.Казанцев) 24.
Солнце косыми лучами пронизывало чащ_бу. (Е.Федоров)
Объясните значение выделенного
сочетания слов. Как оно называется? Приведите 3–4
подобных примера.
Продолжение следует
Публикация статьи произведена при поддержке частной школы "Балтика-Колледж". Посетив сайт школы, расположенный по адресу http://www.baltica-college.ru/, Вы познакомитесь с преподавательским составом школы, узнаете последние новости и учебный план "Балтики-Колледжа". Являясь одной из лучших частных школ Санкт-Петербурга, "Балтика-Колледж" предоставляет образовательные услуги высочайшего качества, а также широкий спектр факультативных занятий и кружков для учащихся.
|