Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2002

ПРАКТИКУМ

Издательский дом «генжер» готовит к печати серию книг для старшеклассников Г.А. Богдановой (автора многих пособий по русскому языку для учителей и учащихся), посвященных темам, которые, как показывает практика, вызывают наибольшую трудность для школьников. Это «Правописание корней», «Правописание -н-, -нн- в различных частях речи», «Знаки препинания в предложениях с союзом и», «Знаки препинания при союзе как» и др.
Цель каждой книги – помочь старшеклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку, повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить их лексический запас. В книгах содержатся таблицы обобщающего характера, большое количество упражнений для тренировки разной степени сложности.

Г.А.БОГДАНОВА


Правописание корней

Правописание гласных в корне

Упражнение 1. Рассмотрите таблицу. Впишите в пустые графы подзаголовки. Подкрепите своими примерами (по 4–5 слов) каждое положение таблицы.

Виды орфограмм – гласные в корне

 Виды орфограмм – гласные в корне

Упражнение 2. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не сделать ошибки в выборе безударной гласной в корне слова?

Безударные гласные в корне

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:

1) выяснить лексическое значение слова (или корня);

2) определить, проверяется безударная гласная ударением или она непроверяемая, не является ли она чередующейся;

3) выбрать способ проверки гласной в корне.

 

Упражнение 3. Используя таблицу, вспомните правило написания чередующихся гласных в корнях слов. Какие морфемы выделены в таблице и почему?

Запомните: не проверяются ударением чередующиеся гласные в корне!

 

ОМОФОНЫ – фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию).

Упражнение 4. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова.

Шансы на успех весьма мАлы. – Стояли на мОлу. ЗалИзать рану. – ЗалЕзать на дерево. ПосвЕтить фонарем. – ПосвЯтить стихотворение другу. СпЕшим на поезд. СпИшите. УмОлять о пощаде. – УмАлять роль. УвЯдать без воды. – УвИдать чудо. УкрОтить зверя. – ПрекрАтить разговоры. ЗавИла кудри. – ЗавЕла разговор.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

Различайте!

КАМПАНИЯ (от фр. campagne) 1. Совокупность военных действий, война на определенном театре военных действий в тот или иной период. Летняя кампания 1942 года. 2. Мероприятия для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи. Избирательная кампания.

КОМПАНИЯ (пришло из французского через лат. com – «вместе» и panis – «хлеб»; дословно companio – «сохлебник, соучастник в еде», «тот, кто ест хлеб вместе с кем-либо»). 1. Торговое или промышленное объединение предпринимателей; предприятие, фирма 2. Небольшая группа лиц, проводящих вместе время; собравшиеся приятели, друзья.

Упражнение 6. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

К_мпания сверс_ников; предвыборная к_мпания; его к_мпань_н; к_мпания 1812 года; к_мпания по производству к_мпьютерной техники; организовать к_мпанию по сбору средств; нефт_ная к_мпания; к_мпанейский человек; работать в одной туристической к_мпании.

Упражнение 7. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.

А. 1. Огромное красное солнце медленно опускалось за г_ризонт, окрашивая в б_гровый цвет похожие на перья облака. 2. Оч_тившись в л_б_ратории, он осторожно вынул шк_тулку из п_кета и пок_зал ее приятелю. 3. К нему вновь вернулось его прежнее _пт_мистическое мироощ_щение. 4. Комната была осв_щена тусклым светом единственной лампы. 5. Под х_латом у профе_сора ок_зался эл_гантный ч_рный к_стюм. 6. Все ваши ст_рания _бсолютно бессмысленны. 7. Профе_сор спрятал б_лет в к_рман, резко разв_рнулся и пошел к выходу из в_кзала. 8. Такая пер_сп_ктива больше не предст_влялась ему слишком _бсурдной. 9. Неожиданно на его лице по_вилась лукавая усмешка.

(О.Погорелов)

Б. 1. Его об_яние с лихвой к_мп_нсировало непривл_кательную внешность. (П.Дашкова) 2. У дороги на травушке роса бл_стит, хлеба стоят нал_ваются, за речкой лесок шумит... (В.Короленко) 3. Ч_рные глаза Екатерины радостно забл_стели, щ_ки г_рели ярким румянцем. (З.Завадская) 4. Огромная старая ель лежала п_рп_ндикулярно руслу ручья. (В.Мясников) 5. Вдоль г_зонов шла _ккуратная _сфальтированная дорожка. 6. Узкая зеленая полоска яснеющей з_ри уже отд_лила небо от земли, но не прогнала еще ночных теней. (Д.Балашов) 7. Над ним т_скливо ш_лестели оп_ленные ранним заморозком листья. (М.Шолохов)

В. 1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

(С.Алексеев)

Подберите по 3–4 однокоренных слова различных частей речи к выделенным словам. Укажите части речи записанных слов.

Упражнение 8. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение 9. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Упражнение 10. Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.

Дайте толкование выделенных слов.

б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море.

(В.Пелевин)

в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.

Упражнение 11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.

Прочитайте текст, озаглавьте его.

Путешественники проб_рались сквозь зар_сли наполненные криками птиц и шелестом их крыльев. Тьма р_дела и (в)дали начали вырисовываться (не)ясные оч_ртания скалистых гор. Небо быстро бл_днело звезды тускнели таяли на глазах и исчезали.
...Это была ш_рокая д_лина поросшая высокой розовой травой. Слева линию г_ризонта закрывала темная гр_да леса. Он т_нулся в сторону скал и т_рялся где(то) в предгорьях. Справа д_лина постепенно пон_жалась и (по)видимому заканчивалась обрывом над рекой. (От)туда отч_тливо дон_сились ш_рох и плеск воды. Однако разгл_деть что происходит там (в)низу было (не)возможно за обрывом огромным м_хнатым облаком в_сел туман.
Но вот небо над д_лекими горами покраснело нак_ляясь все ярче и ярче и стало наконец б_гровым. Вершины гор внезапно осл_пительно засв_ркали и на д_лину от гор упали длинные тени. И в свете разг_рающегося дня путешественники вдруг увидели все что р_стет на этой пл_нете уд_вительно розового цвета. Зач_рованные они молча смотрели по сторонам.

(По В.Губареву)

Выпишите из текста по два слова: 1) без окончания; 2) с нулевым окончанием. Укажите, к каким частям речи они относятся.
Разберите по составу слово розовое.
Подберите синонимы к слову засверкать.
Найдите в тексте градацию. Какова ее роль?
Какие из данных ниже эпитетов, взятых из «Словаря эпитетов русского языка» (авт.: К.Горбачевич, Е.Хабло), можно использовать со словом небо, говоря 1) о цвете, наличии или форме облаков; 2) о наличии или отсутствии солнца; 3) о впечатлении, психологическом восприятии:

предрассветное, блеклое, безмятежное, тихое, ласковое, тоскливое, дымное, мглисто-багровое, предутреннее, таинственное, огненное, румяное, пурпурное, притихшее?

Какие эпитеты к слову небо можно было бы использовать в данном тексте?

Упражнение 12. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Над ровным полем аэродрома св_стит ветер. Он взм_тает сухую п_лену снега швыряет в лицо к_лючую пыль обж_гает глаза нест_рпимым морозом, не да_ет вздохнуть. Металл если к_снуться его без п_рчаток мгновенно прил_пает к рукам. Но у самолетов в т_мноте к_пошатся люди...
Ветер пош_веливает на земле самолеты насквозь прон_зывает тело кожа сл_зает с пальцев обожженная стылым металлом небо уже бледнеет вялым зимним рассветом а техники упрямо прод_лжают готовить машины ветер разгон_т облака и погода несомненно стан_т летной.

(Л.Соболев)

Найдите в тексте градацию. С какой целью ее использует автор?
Подберите синонимы к слову нест_рпимый (мороз), расположив их в порядке усиления признака.

Упражнение 13. Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

(Е.Парнов)

Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта... 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами.

(А.Казанцев)

Упражнение 14. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Олени низко опустили головы почти к_саясь снега черными носами. 2. Дрова потрескивая медленно разг_рались. 3. Мороз проб_рал и мы вскоре вернулись в п_латку. 4. В неподвижном воздухе свеча могла г_реть как в комнате. 5. Волны к_тились ровные и слои обл_ков подн_мались все выше. 6. Большинство свободных оф_церов собрались здесь распол_жившись в удобных кожаных креслах. 7. Я уселся на ч_модане у ф_нарного столба и вдыхая ночную свежесть оглядывался кругом. 8. Когда мы добрались до холма обс_рватории с зап_дной стороны уже погасли последние отбл_ски. 9. Дорога пов_рачивала налево и у края зеленых садов соед_нялась с другой.

(И.Ефремов)

Составьте схемы 3-, 5-, 8-, 9-го предложений.
Докажите, что слово г_реть многозначное.

Упражнение 15. Прочитайте, расскажите о происхождении выделенных слов. Подберите к ним однокоренные, с 3–4 из них составьте предложения.

Из биографии слов...

Орфография слова есть биография слова.

В.П. Срезневский

а) ОБАЯНИЕ – исходное от древнерусского Баять («говорить»). Первоначально слово означало «околдовать словами». От Баять – байка, краснобай, басня (ба-сн-я, как пе-сн-я; первоначально басня – сказка, рассказ), а также баю – баюшки, баюкать.

б) ОБОНЯНИЕ – заимствовано из старославянского – Об + воняти (пахнуть) – от слова воня (не вонь!) – «запах вообще», ср.: благовоние; зловоние; ср. Смрад – «вонь».

в) РАЗИТЬ – от общеславянского разь («удар»), разити («ударять, бить»); поразить – «нанести удар».

г) НАВАЖДЕНИЕ – «непонятное явление, обман чувств» – от на + вадити («наушать, наговаривать, внушать», 1-е л. – Важу; в говорах – вадить («наговаривать, клеветать на кого-либо»).

Используя «Краткий этимологический словарь русского языка» (Н.Шанский, В.Иванов, Т.Шанская) или любой другой этимологический словарь (например: П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка; М.Фасмер. Этимологический словарь русского языка), на примере 3–4 слов докажите правомерность высказывания знаменитого русского педагога В.П. Срезневского.
Подготовиться к ответу вам помогут также книги:

Э.Вартаньян. Из жизни слов; К.Горбачевич, Е.Хабло. Почему так названы?; С.Котков. Сказки о русском слове; Е.Ковалевская. История слов; Ю.Откупщиков. К истокам слова; Л.Успенский. Слово о словах, Почему не иначе? (Очерки о языке); М.Феллер. Как рождаются и живут слова; Е.Этерлей, О.Кузнецова. Неизвестное в известном (рассказы о словах). (Любые издания.)

Упражнение 16. Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.

Дайте толкование выделенных слов.
Подберите синонимы к словам: тр_ктовать, _бсурд, инв_стиции. Составьте с ними предложения.

Упражнение 17. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу.

Из биографии слов...

Ученые считают, что слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ впервые употребил Карамзин. В состав этого слова входит весьма распространенное в словосложениях БЛАГО («хороший, приятный; польза, добро»); БЛАГОГОВЕТЬ (благо + говеть – «выражать учтивость; поститься») (Он благоговел перед ним.); БЛАГОДЕНСТВИЕ (благо + денствие – от ДЕНЬ); буквально: «хорошие дни»; БЛАГОПОЛУЧИЕ («хороший, удачный» + полука – «судьба, случай»; ср. ЗЛОПОЛУЧНЫЙ); БЛАГОСЛОВИТЬ (благо + словить (от СЛОВО), буквально: «доброе слово, напутствие»; БЛАГОПРИЯТНЫЙ (благо + приятный – «принимаемый, угодный») и др.

Упражнение 18. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

Великий бл_готв_ритель и (не)менее великий чудак Прокофий Демидов всю жизнь заст_влял говорить о себе не только Россию но и все европейские центры которые он пос_щал во время своих путешествий.
Пишу это а перед глазами извес_ный портрет Демидова г_ниальной кисти Левицкого что ныне укр_шает Третьяковскую г_лерею. Помните наверное что Демидов изобр_жен на фоне цветущего сада в х_лате и к_лпаке. С небрежной д_ловитостью обл_котился он на садовую лейку.
(При)чем здесь лейка и сад скаж_те вы. Они необходимы и как фон и как деталь многое объ_сняющие в жизни Демидова. Прир_жденный б_таник он много времени посв_щал любимому делу разв_дил цветники сод_ржал ор_нж_реи для выв_дения в них тр_пических р_стений соб_рал к_лекции редкос_ных лавровых и пап_р_тников которые высоко оценивались петербургскими учеными.

(По В.Пикулю)

Подберите синонимы к словам: бл_готв_ритель, извес_ный, г_ниальный. Все ли они могут быть взаимозаменяемыми в данном тексте?

Упражнение 19. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль. Укажите средства связи предложений 1-го абзаца.
Перепишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Не только на Востоке но и в Европе секреты р_месленного мастерства перед_вались подобно древним ск_заниям из пок_ления к пок_лению. Это была изус_ная тр_диция (не)зап_ч_тленная тайна которая распростр_нялась только среди посв_щенных. Р_вниво об_регали свои секреты _лхимики оружейники ш_лководы и виноделы. (Не)уд_вительно что и в древних пам_тниках секреты простых деревенских мастеров всевозможных г_нчаров кузнецов и пивоваров предст_ют перед нами в облике почти что м_стерий. И если(бы) мы точно (не)знали кто именно обж_гает горшки можно было(бы) подумать что их обж_гают именно боги.
(Не)смотря на все могущество современной науки мы лишь ср_внительно (не)давно раскрыли основные принц_пы исконных ремесел Востока. Но по тонкости изяществу и юв_лирной тщ_тельности изгот_вления нам куда как д_леко до м_таллургов Индии (из)д_вна умевших выпл_влять (не)ржавеющее железо до тибетских лам отл_вавших из бронзы своих многоруких богов до малайских оружейников делавших изумительные ножи. (Не)раскрытыми до конца остаются и уд_вительные дост_жения медиков _лхимиков...

(По Е.Парнову)

Дайте толкование слова м_стерия. В случае затруднения обратитесь к словарям.
Найдите в тексте антоним слова древний. Подберите синонимы к словам дост_жения, об_регать. Составьте с ними словосочетания.

Упражнение 20. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Найдите средства выразительности языка, использованные автором. Какова их роль в предложениях?

1. У берега распол_жилось селение а над обрывом об_ятая холодным солнеч_ным пламенем стояла знаменитая крепость. 2. По другую сторону севернее прост_ралась всх_лмлё_ная р_внина. 3. Т_ж_лые хлопья снега падали в серые волны гуси_ным пухом выст_лая дальние берега. 4. В черном небе ярко г_рели звезды р_внодушно вз_рая на грешную землю. 5. День уг_сал едва успев разг_реться. 6. А позади туч_ кл_нилось к западу большое красное солнце. Оно ра_ст_лало над морем косые полотнища последних лучей и там где лучи к_сались воды гребни вспых_вали недобрым б_грянцем. 7. Солнце кл_нилось к западу к_саясь лесных вершин. 8. На востоке уже разг_ралась вдоль г_ризонта узенькая полоска з_ри. 9. Быстрый ручей выкат_вался из ущелья раст_каясь по р_внине семью неглубокими струями. 10. Костер буш_вал. Жаркие языки взв_вались с веселым и ярос_ным ревом раздвигая ночной мрак.

(М.Семенова)

Найдите слова (по одному примеру), строение которых соответствует схемам:

Выпишите из предложений одно слово с нулевым окончанием, одно – без окончания; укажите, к каким частям речи относятся эти слова.

Упражнение 21. Какие из данных ниже эпитетов, взятых из «Словаря эпитетов русского языка» (авт.: К.Горбачевич, Е.Хабло), можно использовать:

  • со словом снег, говоря 1) о его цвете; 2) о звуках, издаваемых снегом, когда на него наступают; 3) о характере физического воздействия на человека, о впечатлении:

    • хрустящий, сахарный, искристый, колкий, нарядный, нежный, скрипучий, серебристый, лучистый, иссиня-голубой?

  • Со словом звезда, говоря 1) о цвете, характере излучения; 2) впечатлении, психологическом восприятии:

    • заветная, стыдливая, мерцающая, холодная, чистая, дрожащая, лучистая, грустная, безмолвная?

Какие эпитеты к указанным словам можно было бы использовать в 3-м и 4-м предложениях предыдущего упражнения?

Упражнение 22. Прочитайте, подготовьтесь к рассказу о данных словах.

Из биографии слов...

ИЗОЩРЕННЫЙ – от «делать острым, оттачивать» (о слухе, зрении, вкусе, умении, способностях); ИСПЕЩРЯТЬ – от «делать что-либо пёстрым», «покрывать, усеивать какую-либо поверхность мелкими пятнами, знаками»; ЩЕПЕТИЛЬНЫЙ – от «щепки, мелочи», «порядок в мелочах по отношению к внешнему виду»; ВОПЛОТИТЬ – от ВО + ПЛОТИТИ (от ПЛОТЬ – «тело». (Вошло в плоть и кровь.); ВОПРЕКИ – ВО + ПРЕК – «препятствие, запрет»; ВОСХИЩЕНИЕ – ВОС + ХИТИТИ – «хватать»; первоначально: «похищение», «ловкая ловля» (ср. хищник); затем – «чувство радостного удовлетворения», «восторг»; ИСТЯЗАТЬ – ИС + ТЯЗАТИ – «тянуть, тащить»; ТЯГА.

Упражнение 23. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Составьте схемы 2-, 3-, 4-, 7-го предложений.

1. Полуметровый слой снега уст_лает всю дорогу т_нувшуюся вдоль склона и постепенно заб_равшуюся наверх в густые зар_сли ивн_ка которые р_стут вдоль русла реки. 2. Песча_ные отлогие берега светлой речки подб_рающийся с холма к воде мелкий кустарник искр_вле_нный овраг с ручьем на дне и березовая роща все (как)будто было нароч_но пр_бра_но одно к одному и мастерски нарисова_но. (И.Гончаров) 3. Луна св_тила из круглой пушистой дыры в облаке и к_залась из(за) этого своим собстве_ным отр_жением в (не)существующей проруби. (В.Пелевин) 4. На полу в_лялся мусор пустые _птечные фл_коны старый б_тинок слом_ная г_тара без струн и какие(то) бумажные обрывки. (В.Пелевин) 5. Подн_лась было проб_ваясь между туч_ красная луна взгл_нула (из)за сухого дерева и сразу(же) плотно пр_крылась облаком буд(то) и ей было холодно. (В.Гусев) 6. Свежий ночной ветер раскачивал ветки деревьев играл листвой и нап_лнял лес звуками и ш_рохами сл_вавшимися с д_леким ух_ньем совы. (Д.Успенский) 7. И эти березы с их светом и тенью и эти курчавые облака и этот дым костров все вокруг преобр_зилось для него и пок_залось чем(то) страшным и угр_жающим. (Л.Толстой) 8. Голубой цвет у Андрея Рублева с_мволизирует чистоту героев вопл_щает в себе всю красоту окружающей природы. (Е.Осетров) 9. Для него огонь был священным, потому что д_рил и свет и тепло и уют. 10. Голубыми лентами изв_ваются реки (в)виде голубых зеркал расст_лаются там и сям озера ок_ймле_ные то желтеющей зеленью лесов то зубчатыми или всх_лмлё_ными ож_рельями гор то ж_лтыми л_скутами песков.

(Д.Мордовцев)

Выпишите из текста одно однозначное и одно многозначное слово.

Упражнение 24. Прочитайте, перескажите текст.

Из биографии слов...

Словообразовательный латинский элемент кон («с, вместе») содержат многие исторически родственные заимствованные слова, например: КОНСТИТУЦИЯ («вместе» + «слагать, составлять»; 1) основной закон государства; 2) строение, структура, телосложение); КОНЦЕНТРАЦИЯ  (с + центр, средоточение – «сосредоточение, скопление чего-либо») и др.
Этот же элемент имеет значение «против». Например, КОНФЛИКТ – «столкновение противоположных взглядов, интересов».

Упражнение 25. Объясните значение данных ниже слов. В случае затруднения обращайтесь к словарю иностранных слов.
Учитывая разные значения латинского элемента кон, распределите слова в два столбика. Устно составьте с ними словосочетания или предложения.

Конгресс, конференция, конфедерация, конфиденциальный, конфронтация, консолидация, конвенция.

Для какого стиля речи характерно употребление данных слов? Подберите синонимы к выделенному слову.

Упражнение 26. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

I. Обл_чение пороков, оч_ровать друзей, погл_щает зап_хи, сост_влять план, опов_стить о к_нференции, пож_леть с_роту, ш_ловливый малыш, посв_тить жизнь науке, обв_вает лицо; туман расст_лается; усм_ренный поток; дрова дог_рают; разв_вать ребенка, ср_зиться с противником; сост_влять план р_ф_рата; самоист_зание; гл_жу в книгу; пог_сить свет; про_вить щ_петильность; возгл_влять д_легацию п_рл_ментариев; обв_нять в недосмотре; забл_стеть на солнце; изобр_жать героя; прогн_зировать события, спр_вляться в словаре; соч_тание звуков; увл_каться спортом; вы_влять недостатки; к_стер разг_рается; неисс_каемый источник; лес обн_жился; от_г_щенные снегом ветки; ув_дание природы; дост_вать с полки; распр_мившаяся ветка; зар_сти водор_слями; глаза сл_паются; разд_ваться в тишине; бл_госл_вить на добрые дела; уск_кать прочь; препод_ватель математики; легкое ур_внение; прик_сновение к цветку; разд_рать пополам; сильное вп_ч_тление; обм_кнуть хлеб в молоко; ур_внять в пр_вах; объед_ниться в союз; зам_рать от восторга; дело просв_щения; восх_щаться игрой пи_ниста; д_лекий г_ризонт; пр_изр_стает в д_лине; предприн_мать усилия; м_хнуть рукой; рассв_репевший зверь; пор_вняться с ним; взгр_моздиться на крышу; распростр_ненное заблуждение; оз_ренный светом; ум_лять роль; см_гчить остроту к_нфликта; низко покл_ниться; наск_чить на камень; вопл_тить в жизнь; непост_жимое упрямство в дост_жении цели; возр_ждение из пепла; обл_гчить уч_сть; пок_рить вершину; р_скошный цветок; какое-то нав_ждение; исп_щренный какими-то знаками.

Подберите к выделенному слову однокоренные слова различных частей речи. Укажите части речи.

II. Тр_диция, д_путат, ор_нжерея; _казия; к_рикатура, тр_нслировать, м_тафора; м_л_нхолический, п_рсонаж, г_пербола; б_лл_тристика, г_рмония чувств, п_норама; п_р_докс, м_лодия, п_сс_мист, _ктивное участие; б_ллетень; д_скуссия; д_кл_мация; д_кл_рировать; акк_мп_нировать, интелл_генция; гр_теск; ш_девр; п_циент; _рудиция, к_нфр_нтация, _питет.

Объясните значение выделенных слов. Составьте с ними предложения. Подберите антонимы к слову _ктивный (человек).

Упражнение 27. Используя данные примеры, составьте схему правила: «И – ы после ц».

Циклон, циферблат, панцирь, пацифист, цыган, цыпленок, цыц, цыпочки, агитация, улицы, круглолицый, сестрицын.

Объясните значение выделенного слова. К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения? Составьте с данным словом предложение.

Упражнение 28. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфемы, в которых есть орфограммы «и – ы после ц в различных частях слова».
Объясните значение выделенных слов.

а) Ц_рк, ц_ркуль, панц_рь, ц_гейка, ц_фра, ц_нк, ц_тата, ц_трусовый, демонстрац_я, акац_я, станц_я, информац_я, медиц_на, коллекц_я, репетиц_я, ц_ркач, ц_рковой, ц_тировать, ц_кл, ц_клон, ц_клоп, ц_ник, ц_анистый, ц_гарка, операц_я, ц_ган, ц_кнуть, ц_пленок, ц_плячий, ц_ганский, продукц_я, милиц_я, позиц_я, экспедиц_я, редакц_я, сигнализац_я, иниц_атива, репродукц_я, спец_альность, ц_ркуляция, иллюстрац_я; отц_, огурц_, улиц_, молодц_, бойц_, удальц_, девиц_, красавиц_, учениц_, танц_, сестриц_, лестниц_, столиц_, гусениц_, куниц_, птиц_, синиц_, овц_, ножниц_, рукавиц_, щипц_, конц_, бледнолиц_й, круглолиц_й, сестриц_н, лисиц_н, Куниц_н, Пшениц_н, на ц_почках, ассоциац_я, интеллигенц_я, провинц_я, дикц_я, скворц_, смуглолиц_й, спиц_, зарниц_, иниц_алы, принц_пы, пац_енты, репутац_я, грац_я, реализац_я, ц_ничный, эмоц_и, соц_альный, символизац_я, иллюминац_я, администрац_я, авиац_я, инспекц_я, полиц_я, ассигнац_я, формац_я, оконц_, пальц_, станиц_, мельниц_.

б) Ин_ц_атива, классиц_зм, делегац_я, акц_онер, лисиц_н, агитац_я, декл_рац_я, антиц_клон, бледнолиц_й, газ_фикац_я, ц_ремония, интел_генц_я, ц_пенеть, модернизац_я, опт_мизац_я, канц_лярия, ц_вилизац_я, ц_низм, операц_я, прец_дент, исц_лить, синиц_н, коэф_ц_ент, провинц_альный, эск_лац_ия, коллекц_я, Птиц_н, лиц_мер, эксплуатац_я, ин_ц_алы, демокр_тизац_я, ц_нзура, проц_дить, инц_дент, ц_ркуляр, плоскозубц_, ц_линдр, ц_почка, ц_рюльник, проц_дура, комп_нсац_я, д_сс_миляц_я, принц_пиальность, ц_плята, взять под уздц_, расц_ловаться, рез_дент, рец_нзент, дисц_плина, оц_пенеть, рец_див, нац_я, ц_кличность, рац_он, ауд_енц_я, грац_озный, сц_пление, соц_ология, ц_лебный, энц_клопедия, тр_диц_я, рез_денц_я, спец_алист, рест_врац_я, информац_я.

Подберите антонимы к словам принц_пиальность, д_сс_миляция.

Упражнение 29. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. В словах с пропуском букв, в которых есть орфограммы «и – ы после ц в различных частях слова», выделите морфемы.

1. Ц_пленок (не)известно зачем попавший в дом с_ротливо п_щал бродя по гостиной. (И.Бунин) 2. Машинист попыхивая ц_гаркой поглядывал в окошко словно чего(то) ож_дал. (М.Шолохов) 3. Зубчатые стены ц_тадели кажутся панц_рной чешуей доисторического ч_довища насторож_но застывшего у берега залива. 4. Влажный ц_клон с запада принес низкую облачность. 5. Я полностью на вашей стороне одобряю и поддерживаю вашу ин_ц_ативу. 6. Он ок_зался беспринц_пным критиком произвольно кр_мсавшим статьи сотрудников. (В.Кулешов) 7. Он долго рассматривал сестриц_н портрет написанный молодым художником. 8. В результате этой реакц_и в ц_линдре образуется п_рошок который (не)возможно уд_лить. (А.Казанцев) 9. Из-за изломанных краев ледяной глыбы вып_лзали трактора волоча за собой т_желые сани с огромными ц_стернами. (А.Казанцев) 10. Выше всего я ставлю служение принц_пу. (А.Казанцев) 11. Несколько раз дост_вал компас молча смотрел на ц_ферблат и уб_рал в к_рман. (В.Мясников) 12. В село въезжают верениц_ поля покинувших телег. (Н.Языков) 13. И были мыслям улиц_ тесны. (В.Устинов) 14. Варька на ц_почках подкралась к кровати (не)отрывая взгляда от лица спящего. (Б.Акунин) 15. Парень прошел к камельку снял рук_виц_ взял их (под)мышку прот_нул руки к плите. (В.Шукшин) 16. Птиц_н как(то) (не)лепо взм_хнув руками устр_мился в ворота. (А.Адамов) 17. Когда я ехал бумага билась о спиц_ и изд_вала быстрый тихий треск похожий на шум авиац_онного двигателя. (В.Пелевин) 18. Все дружно поедали вареных раков так что во все стороны летели высосанные клешни лапки и панц_ри. (В.Ленцов) 19. От частого употребления некоторые ц_таты бл_стят как перила. (В.Пелевин)

Дайте толкование выделенного слова, подберите к нему синонимы.

Упражнение 30. Подкрепите своими примерами (по 4–5 слов) каждое положение таблицы. Запишите их.

и, у, а после шипящих

Правило

После шипящих вместо ы, ю, я пишутся и, у, а

Примеры

пережиток, чудеса, чаща, шиповник

Исключения: брошюра, жюри, парашют; иноязычные имена собственные: Жюль (Верн), Лонжюмо, Шяуляй и пр.

Упражнение 31. Озаглавьте таблицу, дополните ее своими примерами.

__________________________________________________

Упражнение 32. Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.

Упражнение 33. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы. Образец: шёлк, ручонка, увлечён (прич.), ситцевый.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.

Сделайте вывод о выборе орфограммы ё – о в различных морфемах.
Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый, расположив их в порядке усиления признака.

Упражнение 34. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка, ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата, беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка, друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный, ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но, девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Упражнение 35. Спишите, вставьте пропущенные буквы; определите вид орфограммы – гласной в корне; устно объясните ее выбор.
Подчеркните словосочетания, характерные для публицистического стиля речи. С 2–3 из них составьте и запишите предложения.

Г_рантия успеха; ш_кировать своим пов_дением; дост_влять насл_ждение; принц_пиальный подход к решению пр_блемы; позл_щенные купола храма; высокая к_нкуренц_я; согл_шение о перемирии; уг_щать к_нфетой; вл_чить жалкое существование; пл_нительный ар_мат; раздр_жаться от постоянных прер_каний; пров_сти _налогию; публиц_стика; соц_альная незащ_щенность; неув_дающий т_лант; пощ_дить недруга; пор_ждать новые идеи; точное ц_тирование; поэтическая с_мволика; р_сурсы; деф_ц_т; инт_грац_онные процессы; соч_тание цветов; уд_вительные р_стения; бл_стательная речь; ст_билизац_я в _кономике; ц_ганское пение; покл_ниться при встрече; д_баты разг_раются; ц_кольный этаж; ч_ткое предст_вление; интересные д_скуссии; творческий пот_нц_ал; соприк_сновение с прекрасным; цветущая р_внина; д_летант; м_раторий; р_акц_я; п_литра красок; досадный инц_дент.

Объясните значение слов д_летант, м_раторий.

Упражнение 36. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Выделите в словах с пропуском морфемы, в которых есть орфограммы «гласные после шипящих в разных частях слова». Какие это виды орфограмм?

I. 1. Очень ч_сто ране_ное ж_вотное заслыш_в ш_рох бр_сает_ся на выстрел охотника. (Л.Толстой) 2. Я (с,з)делал дли_ную прогулку по обрывам над морем и лег в к_мыш_вое кресло на б_лконе. (И.Бунин) 3. В памяти сохр_нился только ш_лест ш_н на ровном ш_ссе р_вномерный гул двигателя – и больше ничего. (Е.Яковлева) 4. Я (не)смела ш_вельнут_ся потому что в этой звенящей пустоте м_лейший ш_рох произв_дил э_фект камнепада в горах. (Е.Яковлева) 5. И в то(же) время ощ_щение н_визны было отч_тливым. 6. Ничего (не)было слышно кроме ш_ршания и ш_пения. (Стругацкие) 7. Он вооруж_лся ж_сткой щ_ткой и пр_нялся ч_стить уткнувшегося в к_рмушку коня. (М.Семенов) 8. А (с)верху на все это смотрела ч_рная ворона и в_ртела головой с т_ж_лым клювом. (В.Ленцов) 9. Опущ_ные глаза (полу)закрыты пуш_стыми ресницами. 10. В г_сти_ной г_рел только т_ршер под больш_м зеленым аб_ж_ром. 11. А ты как (з,с)десь оч_тился спросил он подозрительно пр_щ_рившись. (О.Погорелов) 12. Каждую минуту они останавливались и ч_тко пр_слуш_вались. 13. На заднее колесо своего (полу)гоноч_ного «Спорта» я ставил спец_альную трещ_тку. (В.Пелевин) 14. Ч_ткой линии берега (в)низу (не)было. (В.Пелевин) 15. Д_леко за пляж_м и поселком в_днелась (не)высокая гора дли_ная и пологая. (В.Пелевин) 16. (В)переди была од_нокая белая (пяти)этажка с обвитыми плющ_м б_лконами перед (пяти)этажкой исс_ч_ный ш_пами пыльный пустырь. (В.Пелевин) 17. В середине зала на (не)высокой к_нструкци_ из аж_рных реш_ток была сооруж_на (не)большая круглая площ_дка. 18. Человек то пр_двигался к п_латке ещ_ на верш_к то (на)долго зам_рал в (не)подвижности. (М.Семенов)

II. 1. На тумбочке у большой деревянной кровати св_тился ц_ферблат эл_ктронных часов. (П.Дашкова) 2. Изв_янная из слоновой кости и золота Афродита поп_рала ногой панц_рь огромной черепахи. (Л.Кожевников) 3. Довольно часто у нас проводились медиц_нские проверки – всех нас изучали вдоль и поперек. (В.Пелевин) 4. Постройка походила на ступенчатый ц_линдр из нескольких б_тонных блоков стоящих друг на друге. (В.Пелевин) 5. Он чувствовал как кровь нач_нает ц_ркулировать р_вномерно по всему телу. 6. Герасим открыл один ставень и на ц_почках вышел из комнаты. (И.Тургенев) 7. Вдали тихо шумело море со всех сторон долетал треск ц_кад. (В.Пелевин) 8. Внезапно старик понизил голос чуть не до вкрадчивого ш_пота посмотрел с хитринкой. (П.Проскурин) 9. Ч_тко буд(то) работал с телеграфным ключ_м он трижды ут_пил кнопку звонка. (Д.Жуков) 10. А бедный, пышный мой букет ощ_пан, буд(то) саранч_ю! (С.Надсон) 11. Ни ш_роха не разд_валось глухая тишь была в дому... (В.Тушнова) 12. Его серую внешность чуть разнообразили лишь тонкие ч_рные усики щ_точкой. (С.Зверев) 13. Детишки забились на чуть теплую печку и что(то) ш_потом рассказывали друг другу. (И.Бунин) 14. Ч_гунная реш_тка с двумя обращ_нными друг к другу крылатыми драконами была приоткрыта. (А.Гаранин) 15. Еще в той лампе ф_тилек тобой зажж_н как ж_лтый жалкий м_тылек тр_пещет он... (В.Тушнова) 16. Беспорядочного падения для умелого параш_тиста не может быть ни при каких обстоятельствах; параш_тист полновластный хозяин воздушной стихии. (Г.Титов) 17. Правда лекц_и спец_алистов авиац_онной и космической медиц_ны я слушал без особого внимания считая эту дисц_плину второстепенной. (Г.Титов) 18. К вечеру из соседнего района в_рнулся микро_втобус с грузом пл_катов и брош_р. (С.Зверев) 19. До выезда на ш_ссе ост_вался один поворот. 20. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами посреди ш_ссе. Ни дать ни взять лукошко с новорожденными ц_плятами. (Ф.Абрамов) 21. На нем была выг_ревшая шт_рмовка ш_рокий островерхий капюш_н. (В.Мясников) 22. Прибл_жалась реш_тчатая к_ническая башня с колоссальным б_рабаном наверху. (А.Казанцев) 23. (Не)пром_каемый плащ с капюш_ном разв_вался на его (не)уклюжей высокой ф_гуре. (А.Казанцев) 24. Солнце косыми лучами пронизывало чащ_бу. (Е.Федоров)

Объясните значение выделенного сочетания слов. Как оно называется? Приведите 3–4 подобных примера.

Продолжение следует

Публикация статьи произведена при поддержке частной школы "Балтика-Колледж". Посетив сайт школы, расположенный по адресу http://www.baltica-college.ru/, Вы познакомитесь с преподавательским составом школы, узнаете последние новости и учебный план "Балтики-Колледжа". Являясь одной из лучших частных школ Санкт-Петербурга, "Балтика-Колледж" предоставляет образовательные услуги высочайшего качества, а также широкий спектр факультативных занятий и кружков для учащихся.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru