Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2002

МАРАФОН

Сегодня на первых страницах мы рассказываем об основных событиях «Дня учителя русского языка», который 1 апреля открыл педагогический марафон, впервые организованный Московским комитетом образования совместно с Издательским домом «Первое сентября».
Редакция газеты «Русский язык» благодарит учителей, принявших участие в этой встрече.


Профессиональный разговор

Вокруг текста

Одним из центральных мероприятий «Дня учителя русского языка» стала научно-методическая конференция «Текст в школьном преподавании». Редакция газеты «Русский язык» проводила ее совместно с кафедрой теоретической лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). С докладами выступали лингвисты, литературоведы, учителя, издательские работники.

Стоместный амфитеатр малого зала Дома учителя оказался тесным — слушатели стояли в проходах, сидели на ступеньках. Одно это показывает, как своевременно выбрана проблема для обсуждения и насколько она важна сегодня для учителей.

А.С.Соловейчик

А.С.Соловейчик

На утреннем заседании речь шла о задачах и методах работы с текстом в курсе русского языка. С.И. Гиндин говорил о том, что такое лингвистический анализ текста, с какими целями вводится он в школьное обучение и на каком материале лучше им заниматься.

Сообщение Н.А. Шапиро было посвящено рассуждению как самому востребованному в практической жизни виду текста. Если предлагаемая тема далека от личного опыта пишущего, вместо того чтобы учиться оформлять свои мысли, он будет припоминать чужие или пытаться списывать. Для успешной работы по развитию речи необходимо, во-первых, тщательно продумывать темы, стимулирующие мысль, и, во-вторых, давать учащимся различные синтаксические средства их оформления.

С.М. Евграфова говорила о том, что понимание учащимися достаточно содержательного текста требует от них привлечения знаний, полученных на занятиях по разным предметам. Поэтому степень понимания может стать критерием общей успешности и согласованности обучения.

Наибольший интерес аудитории вызвал рассказ В.В. Дибобес о работе с пяти- и шестиклассниками над усвоением научных понятий по учебнику под редакцией М.В. Панова. По просьбам слушателей докладчице пришлось сделать отдельное сообщение о методике оценки навыков чтения.

Второе, дневное, заседание в основном было посвящено тексту на уроках литературы и словесности.

Н.Д. Тамарченко показал, как система вопросов к прозаическому тексту может стать методическим компасом к его анализу.

Д.Н. Магомедова рассказала о том, в какой последовательности лучше вводить различные типы символистских стихотворений, чтобы научить ребят пониманию природы символа.

С.П. Лавлинский систематизировал трудности и противоречия, с которыми столкнулись школьники при чтении «Леса» Н.С. Гумилева.

В.И. Тюпа предложил занятия по литературе в пятых–седьмых классах строить не на анализе текстов, а на основе собственного творчества учеников. Была описана использованная в ряде школ Сибири система порождения текстов ряда конкретных жанров.

О.А. Еремина говорила о трудностях толкования текстов, отдаленных от нас во времени (например, древнерусских текстов).

В заключительном докладе С.И. Гиндина основные уровни сверхфразовой структуры текста были продемонстрированы на материале стихотворения А.С. Пушкина «Движение».

Наиболее интересные доклады предполагается опубликовать в ближайшие месяцы на страницах газеты «Русский язык».

Встреча с авторами новых учебников

Т.М. Пахнова и Л.А. Гончар

Т.М. Пахнова и Л.А. Гончар

Многие учителя пришли на встречу с авторами новых учебников.

Известные методисты А.Д. Дейкина и Т.М. Пахнова рассказали о своем учебнике-практикуме для старших классов. Вместе с программой и методическими материалами он вышел в свет осенью 2001 г. в издательстве «Вербум-М». В нем по-новому подается теоретический материал, продумана система самостоятельной работы старшеклассников (например, составление конспекта, подготовка реферата). Учебник-практикум включает более 500 упражнений, большинство из которых – комплексная работа с текстом.

Учителя-русисты давно знают книги «Секреты орфографии» и «Секреты пунктуации» Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой, охотно используют их на уроках русского языка. Авторы этих популярных книг, работающие в лаборатории проблем построения школьных учебников Психологического института РАО, теперь создали учебники нового типа для начальной и средней школы.

Г.Г. Граник, руководитель авторского коллектива (на встрече в Доме учителя присутствовала также С.М. Бондаренко), рассказала, что они создавали школьный курс по русской филологии, осознавая необходимость сближения двух «разлученных» предметов – русского языка и литературы. Основанием для сближения, в частности, является общность психологических механизмов грамотного письма и понимания текста.

Одной из важных целей в обучении русскому языку и литературе является воспитание Читателя, умеющего понимать текст (и наслаждаться им). Вообще в учебнике проблема понимания выдвинута на первый план. В нем можно найти ответы на вопросы, как помочь ученику учиться, а учителю – учить пониманию текста.

Как в учебнике подается материал? Так, как будто между преподавателем, учеником и учебником ведется беседа, диалог. Еще одна особенность: все задания в учебнике снабжены ответами-ключами. Ответы, по мнению авторов-психологов, поддерживают интерес и учат самоконтролю, а если школьник не справился с заданием, то он получает знания в готовом виде.

Учебники авторского коллектива под руководством Г.Г. Граник проходят экспериментальную проверку в московских школах.

П.А. Лекант и В.В. Леденева представили свой учебник «Русский язык: Теория. Практика. Речь» (М.: Дрофа, 2000). Он стал победителем конкурса по созданию учебников нового поколения, который проводился Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования России. В учебнике принят линейно-концентрический принцип изложения основных научных сведений о языке. Это означает, что материал излагается концентрами (кругами) с последовательным расширением и углублением сведений от класса к классу. Предполагается на каждом этапе возвращаться к пройденному, к известному, необходимому для продвижения вперед. В одну книгу, в отличие, например, от учебника В.В. Бабайцевой, включены все компоненты школьного курса: теория, практика, речь. Очень удобен справочный аппарат книги: орфографический словарь, словарь лингвистических терминов, орфографическая таблица.

Учителя-словесники проявили интерес к первой книге О.Е. Дроздовой «Уроки языкознания для школьников» (М.: Владос, 2001). Автор нового учебного пособия преподает лингвистику в московской гимназии № 1541. С рецензией на эту книгу наши читатели смогут познакомиться в ближайших номерах газеты «Русский язык».

Учебники, о которых выше шла речь, были представлены на страницах нашей газеты в разное время: учебник П.А. Леканта и В.В. Леденевой – в № 42/2000; учебник А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой – в № 10/2002; учебник Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой – в № 14/2002.

Мастер-классы

Е.В. Муравенко

Е.В. Муравенко

Большую аудиторию собрали мастер-классы. Для нас было приятным сюрпризом узнать, что учителя просто горят желанием учиться. А как они с ходу решают головоломные лингвистические задачи! И с каким глубоким пониманием подходят к неоднозначным проблемам! В общем, встреча с московскими учителями – это радость. Но не только с москвичами, были учителя из Подмосковья и из других не очень близких городов. Так, С.В. Столбунова, наш неизменный автор, приехала из Ярославля, чтобы послушать В.В. Дибобес и порешать лингвистические задачи с Е.В. Муравенко.

К сожалению, педагогическая гостиная Дома учителя оказалась маловата, чтобы вместить всех желающих принять участие в работе мастер-классов, слушали, даже стоя в коридоре. Во всяком случае такое столпотворение говорит о подлинном интересе и к преподаванию по программе М.В. Панова, и к организации внеклассной работы, и к олимпиадам по лингвистике.

Не обошлось и без курьезов, например, в мастер-классе Е.В. Муравенко. Не успеет Елена Владимировна показать через кодоскоп условие очередной задачи, как тут же сыплются ответы под возмущенные возгласы: «Мы еще до конца дочитать не успели, а они уже отвечают!». Так что не раз смущенная Елена Владимировна, всплескивая руками, приговаривала: «Ну, вы как дети!». А задачки, надо сказать, не всегда были уж такими легкими. Но призы можно было выдать всем.

Общее мнение: полезное это дело – творческие встречи. Спасибо Артему Соловейчику за прекрасную организацию, музыку и теплые слова. А мы пришли к такому выводу.

Во-первых, надо возобновить рубрику «Лингвистические задачи». (Помните – «Поломаем голову»?) Заранее не только публиковать объявления о лингвистических конкурсах, но и подробно информировать о том, как к ним готовиться, как оформлять заявки для участия в них и т.д.

Во-вторых, необходимо активизировать и расширить работу семинара «Работаем по учебнику М.В. Панова». Чтобы учебник был полноценным комплексом, требуется дополнить его методическими разработками и дидактическим материалом. Сейчас в газете публикуются материалы А.Громова для раздела «Словообразование». Надеемся и на ваш вклад.

Фото Д.Гайдукова

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru