Я ИДУ НА УРОК
А.Е.КУМАНЯЕВА,
гимназия №1529,
г. Москва
Модальные частицы
7 класс
При изучении темы «Частицы», кроме
правописания, можно продолжать работу по
развитию речи учащихся. Опыт показывает, что
учащиеся порой не в состоянии до конца осмыслить
семантическое богатство модальных частиц и
поэтому стараются обойтись без них в своих
творческих работах. Я думаю, что материал,
подобранный для эвристической беседы на уроке,
поможет школьникам в овладении частицами как
средством связи предложений в тексте и покажет полноту
экспрессии этой служебной части речи. На
данном уроке учитель может использовать отрывок
из рассказа Ю.Казакова «Арктур – гончий пес»,
чтобы повторить самостоятельные части речи.
Цель урока: учащиеся должны
знать разряды модальных частиц по значению,
отличать их от формообразующих и отрицательных
частиц.
Развитие речи: анализ средств
выразительности в тексте; ответы-рассуждения
учащихся.
ХОД УРОКА
Слово учителя.
Ребята, на этом уроке мы обратимся к отрывку из
рассказа Юрия Казакова «Арктур – гончий пес». Он
посвящен трагической судьбе слепой от рождения
собаки. Я думаю, что эпизод, рассмотренный на
уроке, разбудит в вас любопытство и вы прочтете
весь рассказ.
Сегодня, когда мы будем читать и разбирать
отрывок, мы обратим внимание на средства
художественной выразительности, использованные
автором, на тип связи предложений в тексте и
сможем разобраться в новой грамматической теме.
Начнем с чтения текста.
С этого дня жизнь его пошла другим
чередом. С утра он пропадал в лесу, убегал туда
один и возвращался иногда к вечеру, иногда на
следующий день, каждый раз совершенно
измученный, избитый, с налившимися кровью
глазами. Он сильно вырос за это время, грудь
раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и
мощными, как стальные пружины.
Как он гонял там один, как не разбивался, этого я
не мог понять. Он, наверное, чувствовал все-таки,
что в его одиноких охотах чего-то не хватает.
Может быть, он ждал одобрения, поддержки со
стороны человека, что так необходимо каждой
гончей собаке.
Я ни разу не видел его вернувшимся из лесу сытым.
Бег его, бег слепой, неловкой собаки, конечно же,
был медлительным и неуверенным. Нет, никогда не
догонял он своих врагов и не вонзал в них зубы!
Лес был ему молчаливым врагом, лес стегал его по
морде, по глазам, лес бросался ему под ноги, лес
останавливал его. Только запах, дикий, вечно
волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и
враждебный запах, доставался ему, только один
след среди тысячи других вел его все вперед и
вперед.
Как находил он дорогу домой, очнувшись от
бешеного бега, от великих грез? Какое чувство
пространства и топографии, какой великий
инстинкт нужен был ему, чтобы, очнувшись,
совершенно обессиленным, разбитым,
задохнувшимся, сорвавшим голос где-нибудь за
много верст в глухом лесу с шорохом трав и
запахом сырых оврагов, добраться до дому!
Учитель.
– Что придает прочитанному отрывку особую
выразительность?
Ответ.
– Риторические вопросы и восклицания в конце
текста: Нет, никогда не догонял он своих врагов
и не вонзал в них зубы; Как находил он дорогу
домой, очнувшись от бешеного бега, от великих
грез?; Какое чувство пространства и топографии,
какой великий инстинкт нужен был ему, чтобы
очнувшись, совершенно обессиленным, разбитым,
задохнувшимся, сорвавшим голос где-нибудь за
много верст в глухом лесу с шорохом трав и
запахом сырых оврагов, добраться до дому!
В этих предложениях встречаем также
стилистически окрашенные слова (грезы, великий
инстинкт), ряды однородных членов предложения,
повторы слов, которые придают речи
эмоциональность, экспрессивность (Лес был ему
молчаливым врагом, лес стегал его по морде, по
глазам, лес бросался ему под ноги, лес
останавливал его).
Учитель.
– Каков тип связи между предложениями?
Подтвердите свой ответ примерами.
Ответ.
– Я считаю, что предложения в тексте связаны
цепной связью. Для этого автор использует личное
местоимение 3-го л. ед. ч. м. р. и его падежные формы (Я
ни разу не видел его вернувшимся из лесу сытым.
Бег его, бег слепой, неловкой собаки, конечно же,
был медлительным, неуверенным).
Учитель.
– Какой частью речи является слово как в
предложениях: Как он гонял там один, как не
разбивался, этого я не мог понять? Как находил
он дорогу домой, очнувшись от бешеного бега, от
великих грез?
Ответ.
– В первом предложении слово как является
подчинительным союзом, так как служит для связи
простых предложений в сложноподчиненном
предложении. Это можно доказать, составив схему
предложения и задав вопрос от главного к
придаточным:
Во втором предложении слово как
помогает сформулировать вопрос, следовательно,
является вопросительным наречием.
Учитель.
А теперь определите, имеет ли указанные признаки
слово как в следующем предложении: Как
хорошо ты, о море ночное! (Ф.Тютчев) Конечно
же, нет. В этом предложении как выражает
восхищение, выражает чувство говорящего,
следовательно, является частицей, относящейся к
разряду модальных.
Запишем тему «Модальные частицы» и начнем
составлять таблицу, которую назовем «Группы
модальных частиц по значению»:
Учитель.
– Укажите в тексте уже известные вам частицы.
Ответ.
– Мы встречаем отрицательные частицы не
и ни в предложении Я ни разу не видел его
вернувшимся из лесу сытым. Формообразующих
частиц в этом тексте нет.
Учитель.
– Запишите последнее предложение из 3-го абзаца,
пропустив слово только, но оставив для него
место. Что изменится в значении высказывания?
Ответ.
– ... запах, дикий, вечно волнующий, зовущий,
нестерпимо прекрасный и враждебный запах,
доставался ему, ... один след среди тысячи других
вел его все вперед и вперед.
Исчезает значение «единственности» запаха, того,
за чем охотился пес.
Учитель.
– Правильно, слово только вносит в
предложение значение выделения, ограничения.
(Продолжение таблицы на доске.)
Учитель.
– Найдите самостоятельно слово, которое
является частицей, относится к разряду модальных
и вносит значение усиления.
Ответ.
– Это слово мы встречаем в предложении Он,
наверное, чувствовал все-таки, что в его одиноких
охотах чего-то не хватает.
(Продолжение таблицы на доске.)
Учитель.
– Подумайте, чем может являться -то в слове?
Для этого сравните примеры: А мы-то старались! и
Кто-то постучал в дверь.
Ответ.
– Во втором предложении -то является
суффиксом неопределенного местоимения кто-то.
А в первом – частицей, вносящей оттенок усиления.
Учитель.
– Правильно. Знакомство с модальными частицами
вы продолжите дома, заполнив таблицу по
указанному образцу.
Карточки к уроку
1. Выпишите из текста страдательные и
действительные причастия, выделяя их суффиксы и
указывая, от каких глаголов они образовались.
Ответ.
Следующий <– следовать
налившийся <– налиться
волнующий <– волновать
зовущий <– звать
задохнувшийся <– задохнуться
сорвавший <– сорвать
измученный <– измучить
избитый <– избить
обессиленный <– обессилеть
разбитый <– разбить
2. Выпишите из текста словосочетания,
соответствующие схеме (по два примера):
Ответ.
Совершенно измученный,
совершенно задохнувшимся,
сильно вырос,
никогда не догонял.
3. Укажите союзы, использованные
автором. Что они связывают в предложениях?
Выпишите примеры из текста.
Ответ.
Союз и связывает однородные
члены предложения (прекрасный и враждебный
запах; с шорохом трав и запахом сырых оврагов).
Подчинительные союзы что и чтобы
связывают простые предложения в составе
сложного.
4. Используя существительное ум и
прилагательные прозорливый, проницательный,
мощный, глубокий, большой, составьте
экспрессивное высказывание, воспользовавшись
таким приемом, как повтор слов.
|