Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО

Продолжение. См. № 4, 8, 12, 16/2002


Полезные мелочи

1. Снова крючочки

Это тоже из письма Ирины Александровны Сильвестровой: «В первой статье под названием “Раз крючок, два крючок…” (Русский язык, № 4/2002. – Прим. ред.) пишется о буквах е и и, в которых один и два крючочка соответственно. Эти же крючочки я использую при определении спряжения глаголов: если один крючок (буква е), то глагол первого спряжения, если два крючочка (буква и), то второго. При изучении вида глагола обращаю внимание детей на вопрос. Если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида, а если нет буквы с (что делать?), то глагол несовершенного вида. Это очень помогает детям не ошибиться в определении вида глагола».

2. Прямые и зигзаги

И снова словарные слова. Сергей Владимирович Волков предлагает так запоминать слова интеллигент и президент: это слова-зигзаги, в них нет одинаковых гласных в соседних слогах; от конечной ударной е движемся влево, чередуя е и и.
Слова можно особым образом записать на доске и в тетрадях:

Добавим к этой паре третье слово – артиллерист и запомним гласные в нем подобным же образом (в первой гласной никто не ошибается).

А об удвоенной л скажем так: артиллеристы долгое время были самыми образованными людьми в армии – своего рода военные интеллигенты. В отличие от кавалеристов. И слово кавалерист пишется просто, «прямо»: без удвоенных согласных, подряд в двух слогах безударные а (третью гласную запоминать не надо – она проверяется ударением).

Статья опубликована при поддержке компании "Кастур", оказывающей профессиональную помощь физическим лицам в оформлении заграничных стандартных и биометрических паспортов, заполнении анкет на загранпаспорт, а также оформлении паспортов граждан РФ. Подвернулась горящая турпутевка, пришел долгожданный вызов на учебу в зарубежном университете, нужно срочно ехать в командировку за границу, а срок действия паспорта заканчивается? Не стоит брасаться звонить по первому попавшемуся в интернете объявлению "загранпаспорт оформление". В условиях острой нехватки времени для тщательной проверки фирмы, предлагающей подобного рода услуги, Вы рискуете нарваться на мошенников, которые возьмут с Вас деньги, а документы так и не оформят или же оформят неправильно. Обратитесь в "Кастур", которая является официальным агентом ФГУП «ПВС» ФМС Российской Федерации. Вы можете быть абсолютно уверены, что в случае необходимости загранпаспорт здесь Вам помогут оформить даже в том случае, если до отъезда остались считанные дни. Загранпаспорта старого или нового образца оформят как взрослым, так и детям, в том числе проживающим не только в Москве и Московской области, но и других российских регионах. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, а также расценками можно ознакомиться на сайте castour.ru.

3. Заграница поможет

Еще два совета Сергея Владимировича Волкова, на этот раз о корнях с чередованием. Обычно выучивают пары зор/зар, гор/гар, клон/клан, твор/твар и говорят, какая именно гласная пишется в безударном положении. А проще запоминать только корни с безударными гласными: зар, гор, клон, твор.
Ученики не будут путать, перед какой согласной пишется о в корне скак/скоч, если вспомнят слово скотч (хотя, разумеется, оно никакого отношения к корням с чередованием не имеет).

4. «В какую бурю ощущений...»

Ольга Павловна Эхина напомнила нам стихотворение (кажется, впервые оно прозвучало в давней передаче «Радионяня»), которое помогает выучить некоторые слова с непроизносимой согласной в корне, а также другие слова, в которых непроизносимую согласную писать не надо:

Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
Но опасно и ужасно
Букву т писать напрасно.

5. Солнце, воздух и вода

Светлана Геннадьевна Зелинская так изучает правописание корней с чередованием о – а, в которых выбор гласной зависит от ударения. Ребята рисуют незатейливый пейзаж с заходом солнца и записывают монолог светила (в нем все корни с безударными гласными, т.е. с теми, которые и нужно запоминать):

клОнюсь,
гОрю,
твОрю

зАрю

(Речь солнца покажется более внятной и связной, если мы будем воспринимать слово зАрю как существительное в винительном падеже, а не как глагол-неологизм. А если хочется все-таки представить для запоминания именно ряд глаголов, напишем озАрю: во-первых, такой глагол есть в языке, а во-вторых, опять слово с А в корне противопоставлено остальным – на этот раз количеством слогов).
С пятым из подобных корней – плав/плов/плыв – сложнее, и даже если добавить на картинке поплАвок, это проблемы не решит. Придумаем смешное глуповатое продолжение монолога:

но плОвец и плОвчиха плывут на восток
и держат в зубах поплАвок

6. Жук-универсал

Рифмованная загадка, присланная Светланой Геннадьевной Зелинской, составлена из слов с удвоенной согласной ж:

Кто Жжет, жуЖЖит и держит воЖЖи,
Ест моЖЖевельник и пьет дроЖЖи? (Жук.)

Надеемся, что никто из наших учеников не начнет, познакомившись с этим забавным двустишием, писать дерЖЖит.

7. «Посоветовали? И я посоветую!» –

так озаглавил свою реплику Виктор Михайлович Селезнев из Воронежской области.
«Правописание гласных в суффиксах глаголов – -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-) ученики усваивают с трудом, потому что правило отягощено «грамматизмами». Учебники предлагают: “Чтобы правильно писать суффикс в инфинитиве, нужно образовать форму 1-го л. ед. ч. наст. и буд. времени. Если глагол в 1-м л. оканчивается на -ую (-юю), то в инфинитиве (и в формах прош. времени) нужно писать суффикс -ова- (-ева-) и т.д.”
Поскольку среднестатистический ученик тяжело представляет себе форму “1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр.”, то я ввел в практику вспомогательную форму я сейчас, в которой я указывает на 1-е л. ед. ч., сейчас – на наст. время.
А далее все по правилу: советовать – я сейчас советую, пробовать – я сейчас пробую, приказывать – я сейчас приказываю. Мне кажется, помогает!»

Продолжение

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru