МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.ШАПИРО
Продолжение. См. № 4, 8,
12, 16/2002
Полезные мелочи
1. Снова крючочки
Это тоже из письма Ирины Александровны
Сильвестровой: «В первой статье под названием
“Раз крючок, два крючок…” (Русский язык, № 4/2002.
– Прим. ред.) пишется о буквах е и и,
в которых один и два крючочка соответственно. Эти
же крючочки я использую при определении
спряжения глаголов: если один крючок (буква е),
то глагол первого спряжения, если два крючочка
(буква и), то второго. При изучении вида
глагола обращаю внимание детей на вопрос. Если в
вопросе есть буква с (что сделать?),
то глагол совершенного вида, а если нет
буквы с (что делать?), то глагол
несовершенного вида. Это очень помогает детям не
ошибиться в определении вида глагола».
2. Прямые и зигзаги
И снова словарные слова. Сергей
Владимирович Волков предлагает так запоминать
слова интеллигент и президент: это
слова-зигзаги, в них нет одинаковых гласных в
соседних слогах; от конечной ударной е
движемся влево, чередуя е и и.
Слова можно особым образом записать на доске и в
тетрадях:
Добавим к этой паре третье слово – артиллерист
и запомним гласные в нем подобным же образом (в
первой гласной никто не ошибается).
А об удвоенной л скажем так:
артиллеристы долгое время были самыми
образованными людьми в армии – своего рода
военные интеллигенты. В отличие от кавалеристов.
И слово кавалерист пишется просто,
«прямо»: без удвоенных согласных, подряд в двух
слогах безударные а (третью гласную
запоминать не надо – она проверяется ударением).
Статья опубликована при поддержке компании "Кастур", оказывающей профессиональную помощь физическим лицам в оформлении заграничных стандартных и биометрических паспортов, заполнении анкет на загранпаспорт, а также оформлении паспортов граждан РФ. Подвернулась горящая турпутевка, пришел долгожданный вызов на учебу в зарубежном университете, нужно срочно ехать в командировку за границу, а срок действия паспорта заканчивается? Не стоит брасаться звонить по первому попавшемуся в интернете объявлению "загранпаспорт оформление". В условиях острой нехватки времени для тщательной проверки фирмы, предлагающей подобного рода услуги, Вы рискуете нарваться на мошенников, которые возьмут с Вас деньги, а документы так и не оформят или же оформят неправильно. Обратитесь в "Кастур", которая является официальным агентом ФГУП «ПВС» ФМС Российской Федерации. Вы можете быть абсолютно уверены, что в случае необходимости загранпаспорт здесь Вам помогут оформить даже в том случае, если до отъезда остались считанные дни. Загранпаспорта старого или нового образца оформят как взрослым, так и детям, в том числе проживающим не только в Москве и Московской области, но и других российских регионах. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, а также расценками можно ознакомиться на сайте castour.ru.
3. Заграница поможет
Еще два совета Сергея Владимировича
Волкова, на этот раз о корнях с чередованием.
Обычно выучивают пары зор/зар, гор/гар,
клон/клан, твор/твар и говорят, какая именно
гласная пишется в безударном положении. А проще
запоминать только корни с безударными гласными: зар,
гор, клон, твор.
Ученики не будут путать, перед какой согласной
пишется о в корне скак/скоч, если
вспомнят слово скотч (хотя, разумеется, оно
никакого отношения к корням с чередованием не
имеет).
4. «В какую бурю ощущений...»
Ольга Павловна Эхина напомнила нам
стихотворение (кажется, впервые оно прозвучало в
давней передаче «Радионяня»), которое помогает
выучить некоторые слова с непроизносимой
согласной в корне, а также другие слова, в которых
непроизносимую согласную писать не надо:
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
Но опасно и ужасно
Букву т писать напрасно.
5. Солнце, воздух и вода
Светлана Геннадьевна Зелинская так
изучает правописание корней с чередованием о –
а, в которых выбор гласной зависит от ударения.
Ребята рисуют незатейливый пейзаж с заходом
солнца и записывают монолог светила (в нем все
корни с безударными гласными, т.е. с теми, которые
и нужно запоминать):
клОнюсь,
гОрю,
твОрю
зАрю
(Речь солнца покажется более внятной и
связной, если мы будем воспринимать слово зАрю
как существительное в винительном падеже, а не
как глагол-неологизм. А если хочется все-таки
представить для запоминания именно ряд глаголов,
напишем озАрю: во-первых, такой глагол есть в
языке, а во-вторых, опять слово с А в корне
противопоставлено остальным – на этот раз
количеством слогов).
С пятым из подобных корней – плав/плов/плыв –
сложнее, и даже если добавить на картинке
поплАвок, это проблемы не решит. Придумаем
смешное глуповатое продолжение монолога:
но плОвец и плОвчиха плывут на восток
и держат в зубах поплАвок
6. Жук-универсал
Рифмованная загадка, присланная
Светланой Геннадьевной Зелинской, составлена из
слов с удвоенной согласной ж:
Кто Жжет, жуЖЖит и держит воЖЖи,
Ест моЖЖевельник и пьет дроЖЖи? (Жук.)
Надеемся, что никто из наших учеников
не начнет, познакомившись с этим забавным
двустишием, писать дерЖЖит.
7. «Посоветовали? И я посоветую!» –
так озаглавил свою реплику Виктор
Михайлович Селезнев из Воронежской области.
«Правописание гласных в суффиксах глаголов – -ова-
(-ева-) и -ыва- (-ива-) ученики усваивают
с трудом, потому что правило отягощено
«грамматизмами». Учебники предлагают: “Чтобы
правильно писать суффикс в инфинитиве, нужно
образовать форму 1-го л. ед. ч. наст. и буд. времени.
Если глагол в 1-м л. оканчивается на -ую (-юю),
то в инфинитиве (и в формах прош. времени) нужно
писать суффикс -ова- (-ева-) и т.д.”
Поскольку среднестатистический ученик тяжело
представляет себе форму “1-го л. ед. ч. наст. и
буд. вр.”, то я ввел в практику вспомогательную
форму я сейчас, в которой я
указывает на 1-е л. ед. ч., сейчас – на наст.
время.
А далее все по правилу: советовать – я
сейчас советую, пробовать – я сейчас пробую,
приказывать – я сейчас приказываю.
Мне кажется, помогает!»
Продолжение
|