ПРАКТИКУМ
Г.А.БОГДАНОВА
Продолжение. Начало см. №16/2002
Правописание корней
Правописание гласных в корне
Упражнение 37. Спишите, вставьте
пропущенные буквы; объясните графически выбор
орфограммы в корне.
Образец: облегчить – лёгкий,
разбирать, жёлтый, авантюра
(слов.).
Обн_жившиеся склоны; погл_щена чтением
ф_нтастики; сум_рки, бл_стящие льды; осв_тить
пр_блему; осозн_вать сложность вопроса;
звукоподр_жание; разр_дить _тмосферу; прес_кать
попытки; св_щенный долг; ст_сняться своей
неловкости; пок_яние; привл_кательный п_лисадник;
обл_чать пороки; искреннее изв_нение; полезное
времяпрепров_ждение; точное летоисч_сление;
стр_жайший запрет; пор_ждать полем_ку; подл_нное
мастерство; огл_шать список; неприк_сновенный
запас; прич_нять боль; з_ря разг_рается; л_пестки
прич_дливых р_стений; м_рцающий свет; ш_рокий
ди_п_зон; к_мпл_мент; к_нт_нент; ор_гинальное
решение пр_блемы; _раторское искусство;
абс_лютный, ап_гей, алл_гория, ан_нимный, ауд_енция,
алл_т_рация; проскл_нять прил_гательное; выж_гать
рисунок; изм_нить пол_жение; прос_ка зар_стает;
ж_луди прор_сли; ц_плята выр_сли; семена прор_сли;
бл_стает ч_стотой; изб_рать д_л_гатов к_нф_ренции;
лестное ср_внение; бл_готв_рительность; зонт
пром_кает; обм_кнуть кисть в краску; подм_чивший
свою р_путац_ю; пл_вучий дом отдыха; ж_нглер в
ц_рке; просв_тительская работа; увл_чение
арх_тектурой; стр_дать от зноя; обн_ружить
автогр_ф поэта; возобн_вление движения;
вп_ч_тление от прочитанного; зал_вается
жаворонок; ок_заться св_детелем; зам_нить в
л_вушку; вопл_щение зам_сла; истинное насл_ждение;
прид_вать зн_чение; обн_ружить д_фект; новое
разоч_рование; тихий ш_рох; ум_ротв_ренность;
пор_жение; опт_мизм; р_волюц_я.
Объясните значение слов: алл_т_рация;
алл_гория, ап_гей.
Подберите антонимы к выделенным словам.
Подберите синонимы к словам: пр_блема, полем_ка.
Упражнение 38. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
1. Сначал_ она сл_пила маленький снеж_к
потом стала к_тать его по снегу и постепенно он
ст_новился все больше и больше. (В.Пелевин)
2. Сперва же только бл_стели очки и торчал носик
все остальное – рыжая прич_ска. (В.Шукшин) 3.
Разм_тав беч_вки которыми была завяз_на одна нога
он _куратно св_рнул беч_вки и тотчас принялся за
другую ногу взглядывая на Пьера. (Л.Толстой) 4.
Распустились новые завязи в тихом ш_рохе листьев
и трав. (В.Ленцов) 5. Пуш_стая прониз_ная
солнцем хвоя иногда легко зад_вала боковые
стекла. (П.Дашкова) 6. Сомнения всегда были
одной из движущих пруж_н науки. 7. Сам хозяин сидел
на увитом плющ_м крылечке и завидев подъехавшую
машину вск_чил. (С.Высоцкий) 8. Тут же в дверном
проеме по_вились две м_рдашки по уши испачк_ные
ш_коладом. (А.Маринина) 9. Когда я учился в
школе я обычно к_ротал лето в подмосковной
деревеньке ст_явшей на обочине ш_ссе. (В.Пелевин)
10. Вокруг двух_этажного особняка был разбит
огорож_ный ч_гунной реш_ткой маленький садик. 11.
«А ты д_вно здесь?» – спросил Пьер дож_вывая
последнюю картошку. (Л.Толстой) 12. Он с
подъемом приступил к объ_снениям и вновь горяч_ и
увл_ч_нно сам решал все вопросы. 13. На дворе было
ясно свеж_ р_систо и весело. (Л.Толстой) 14.
Вдруг страшный толч_к откинул его назад, на землю.
(Л.Толстой) 14. Женщина негромко быстро горяч_
говорила. (В.Шукшин) 15. Старич_к внезапно
подозрительно прищ_рился. 16. Он стоял подп_рев
плеч_м дверной косяк и скр_стив руки на груди
какой-то совершенно ч_жой и незнакомый. (Е.Яковлева)
17. Эн_ргия била из него ключ_м. 18. Девочка затихла
теперь и держась руч_нками за к_фтан Пьера сидела
на его руке. (Л.Толстой) 19. И солдат отталкивая
от себя собач_нку прыгавшую к нему вернулся к
своему месту и сел. (Л.Толстой) 20. Следующий
день был не менее хлопотливым и напр_ж_нным. 21. Он
ещ_ немного посмотрел как бегают запр_ж_нные кони.
(В.Шукшин) 22. Неприветливо встретила казаков
лесная чащ_ба. (Е.Федоров).
Упражнение 39. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки. Составьте схемы отмеченных
знаком «* » предложений.
1. Эти(же) цветы р_сли у самого крыльца и
так(же) дурманяще пахли вечерами. 2. К_залось что
на тр_туаре пост_лили ковер ржаво(ж_лтого) цвета. (Э.Хруцкий)
3. Никогда (не)видела скупая на цвета северная
природа такого б_гатого соч_тания красок. (М.Шолохов)
4. Упавшие листья кружились и ск_льзили по
поверхности и это говорило что вода тут постоя_но
обн_вляет_ся и ут_кает куда(то) (не)переп_лняя
краев.* (Л.Кожевников) 5. Д_леко в разрывы
мягких туч_ св_тило ш_рокими лучами солнце и степь
дымилась и бл_стела.* (К.Паустовский) 6. Сердце
т_скливо зам_рало от пр_бл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин)
7. Созд_ет человека природа но разв_вает и обр_зует
его общество. (В.Белинский) 8. Свеча на столе
оз_ряла его выр_зительное лицо (не)р_вномерно. (Е.Яковлева)
9. Болотный туман густыми клубами обв_лакивал
белесые остовы гигантских р_стений. (А. и
Б.Стругацкие) 10. И разв_ваясь красной шитой
мантией и перьями и бл_стя др_гоценностями он
пошел к свите почтительно ожидавшей его. (Л.Толстой)
11. В к_чевавшем с места на место пресс(клубе)
(по)прежнему соб_ралась многочисленная к_мпания. (Б.Акунин)
12. Он даже зак_тил глаза во время своего
ф_нтастического м_нолога. (Е.Яковлева) 13. Я
был в_дущим одной из телевизионных программ
работал в теплой крепко ск_лоченной к_мпании
ед_номышле_ников. (А.Маринина) 14. Показ
фильма пр_рвался жизнерадос_ным р_кламным блоком.
(С.Майоров) 15. М_нологи перешли в ж_вой
наб_рающий силу д_алог. (С.Майоров) 16. В
квартире было тихо (ни)каких звуков и ш_рохов. (Е.Яковлева)
17. Лицо стало ж_стким и каким(то) сухим глаза
г_рели. 18. Его ж_сткое лицо с ч_ткими крупными
чертами покрытое бисеринками пота выр_жало
(не)удовольствие. (А.Маринина) 19. Дн_вная
осл_пительная жара плавила оч_ртания
предметов а сейчас можно было даже на солнце
смотреть спокойно (не)щ_рясь. Оно все глубже
ух_дило в море по воде т_нулась яркая ровная
дорожка. Ближе к берегу она расп_далась на
длинные _ранжевые л_скутья. (П.Дашкова) 20. Б_тон
на ш_ссе бл_стел от росы. (А. и Б. Стругацкие)
21. Ж_лтый телефон ож_л на долю с_кунды и снов_
зам_р словно напом_ная о себе. (А. и
Б. Стругацкие) 22. Они произв_дили вп_ч_тление
людей довольных часто и охотно смеялись в_ли себя
(не)принужденно глаза их бл_стели (по)всюду
разд_вались ож_вленные голоса.* (А. и
Б. Стругацкие) 23. На Дону – плавный шелест,
ш_рох, хруст. (М.Шолохов)
К выделенным словам подберите по 2–3
однокоренных слова различных частей речи.
Укажите часть речи.
Упражнение 40. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Раскройте скобки.
Найдите средства выразительности
языка, используемые авторами, и определите их
роль.
1. Прекрасно озеро Чудское когда над
ним светило дня из синих вод как шар огня вст_ет в
торжестве_ном покое: его красой оз_р_на цветами
радуги играя лежит р_внина вод_ная. (П.Вяземский)
2. Пред ним пусты_ные р_внины лежат зеленой
пеленой. (А.Пушкин) 3. Серый день п_лзет л_ниво и
б_лтают (не)ст_рпимо на стене часы стенные языком
(не)ут_мимо. (А.Фет) 4. Сырость и мгла наб_гают в
д_лину. (А.Фет) 5. Какою нежною, янтарною з_рею
с_яют небеса... (А.Фет) 6. Любуюсь я д_вно, пл_вец
пугливый, на яркие пл_вучие цветы. (А.Фет) 7.
Осыпал лес свои в_ршины сад обн_жил свое чело
дохнул сентябрь и г_оргины дыханьем ночи обожгло.
(А.Фет) 8. На небе месяц золотой бл_стит холодной
кр_сотой. (И.Тургенев) 9. Есть стихи лебеди_ной
породы, (не)сг_рающим зорям сродни. (Вс.
Рождественский) 10. Пылит з_ря р_биновой
пыльц_й. (В.Фирсов) 11. Могучий дуб среди
д_лины ровной твоей з_рей как лентою обвит. (А.Прокофьев)
12. Река текла т_ж_лая как масло в ней зарево
закатное (не)гасло. (В.Тушнова) 13. Вода
бл_гов_лила литься! Она бл_стала столь чиста что н_
напит_ся н_ умыт_ся и это было (не)спроста. (Л.Мартынов)
14. Шурша по сухой листве как сл_пой добереш_ся до
ш_лаша. (И.Бунин) 15. После (не)давнего дождя лес
был полон ост_рожного ш_роха капель ст_кавших с
листвы. (К.Паустовский) 16. На домах пол_скались
флаги. (В.Ленцов)
Докажите, что выделенные слова
многозначные.
Упражнение 41. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскройте скобки.
I. 1. Вп_ч_тлений от этих поездок так
много что им можно посв_тить книгу.* (Г.Титов) 2.
Знаю что в выч_слительном центре сейчас идет
напр_ж_ная работа. (Г.Титов) 3. Инд_видуальность
наших характеров увл_чений и пр_вычек про_влялась
во всем. (Г.Титов) 4. Дно пор_сло пышными
подушками зеленого мха. (Ф.Абрамов) 5. Мы ст_яли
на опушке осинника и перед нами прост_ралась
гр_мадная р_внина ощ_тин_вшаяся молодым сосн_ком. (Ф.Абрамов)
6. Вода в реке глянц_во зам_рает затихает
ночной звездопад обр_нив летние св_тлячки.* (В.Распутин)
7. Птиц соб_ралось (по)многу с ними см_рился
даже наш котенок. (В.Распутин) 8. На следу_щий
день с утра зар_дил дождь и я опять остался дома. (Ф.Абрамов)
9. Мы все в деревне плавали но в хорошие пл_вцы
(не)выходили. (В.Распутин) 10. Закат дог_рел но
изг_бающаяся по г_ризонту полоса все еще рдела с
прощальной грустью и красотой.* (В.Распутин)
11. Свинц_вое полотно воды зар_било, сморщилось. (В.Распутин)
12. Р_вноденствие время одинаковой
прод_лжительности дня и ночи. 13. Через панц_рь
безразличия можно было пробиться. (Е.Парнов)
Подберите однокоренные слова к
выделенным словам (по 3–4 примера различных
частей речи).
Найдите в предложениях средства выразительности
языка и определите их роль.
Укажите 2–3 однозначных и многозначных слова.
Подберите синонимы к слову затихает,
расположив их в порядке нарастания значения.
Всегда ли возможно включение в предложение
нескольких синонимов, использованных в качестве
однородных членов, при создании градации?
Докажите, используя подобранные или любые другие
синонимические ряды.
Сделайте синтаксический разбор отмеченных
значком «*» предложений.
II. 1. Осл_пительно бл_стела кромка
прибоя кипевшего вдоль прич_дливо изрез_ного
берега. 2. Почти ид_ально круглая бухта
соед_нялась с океаном проливом к_лометра в три. 3.
Дальше расст_лалась (не)пролазная топь и глушь
без единого просвета на г_ризонте. 4. Лиш_ губы
у него помимо воли сл_жились в подобие слабой
улыбки. 5. На верхушках чернобыла т_рчавших из
снега в_село несколько толстых праз_ничных
сн_гирей выб_равших сем_на и о чем(то) тихо почти
(не)слышно перекл_кающихся. 6. От заг_ревшейся
над крыльц_м лампоч_ки метель стала еще более
ф_нтастической. 7. И вдруг он почу_ств_вал новый
(не)ожида_ный прилив сил тело окр_пло дыхание
выр_вн_лось. 8. Бухта жила своей скрытой от (не)посв_щ_ного
зат_енной ж_знью гр_нитные скалы осв_ще_ные
зах_дящим со_нцем искрились к_зались облитыми
т_нчайшим нежным плам_нем. 9. Он встал раздвигая
зар_сли мелкого дубн_ка нач_навшего заб_вать весь
остальной подрост.
(П.Проскурин)
Подберите 3–4 однокоренных слова к
выделенным. Укажите часть речи записанных слов.
Выпишите два слова, строение которых
соответствует схеме: Ш З Щ . Укажите
принадлежность данных слов к части речи.
Подберите антонимы к словам нежный, слабый,
неожида_ный.
Однозначное или многозначное слово пламя?
Докажите.
Упражнение 42. Объясните значение
данных слов. В случае затруднения обратитесь к
словарям. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
К_нфликт, эксп_зиц_я, кульминац_я,
п_рсонаж, эм_нсипац_я, д_спотизм, м_ц_нат, х_нжа, эв_люц_я.
Подберите синонимы к выделенным
словам.
Различайте!
ИДЕ-Я («мысль»)
ИДЕ-АЛ (гласная а после иде-
является частью суффикса -ал)
ИДЕ-АЛ – «высшая цель», «совершенство,
образец».
ИДЕ-О-ЛОГ – «защитник, выразитель какой-либо
идеологии».
ИДЕ-О-ЛОГИЯ – «система взглядов» (два корня;
гласная о – соединительная между двумя
корнями).
ИДЕ-АЛ-ИЗИРОВАТЬ – «представлять идеальным,
лучше, чем есть в действительности»; Идеализация,
идеализирование.
ИДЕ-АЛ-ИЗМ – философское направление.
Составьте с выделенными словами
словосочетания или предложение.
Упражнение 43. Прочитайте,
расскажите о происхождении выделенных слов.
Из биографии слов...
I. Часто написание безударной гласной в
корне иностранного слова определяется при
помощи слов, родственные связи которых
осознаются не сразу. Так, «Школьный словарь
иностранных слов» (под редакцией В.Иванова) дает
такое толкование слов критерий и критика:
КРИТЕРИЙ – «существенный, отличительный
признак, на основании которого производится оценка,
определение или классификация чего-либо».
КРИТИКА – одно из значений – «разбор, обсуждение
кого- или чего-либо с целью оценить
достоинства, выявить и исправить недостатки».
Нужно ли относить выделенные слова к разряду
«словарных», то есть требующих просто
запоминания их написания?
Составьте с выделенными словами предложения и
запишите их.
Докажите, что слово критика многозначное.
II. Слово монах – древнерусское,
заимствовано из греческого monos – «один».
Что означают слова монах, монолог, монарх,
монархия, монархист? Дайте (письменно)
толкование слов монополия, монограмма,
монокль, монолитный. К каким словарям вы
обратитесь в случае затруднения?
Объясните значение второго корня в слове монография.
Запишите 4–5 слов с данным корнем. «Расшифруйте»
их.
III. Латинский словообразовательный
элемент сан имеет значение «здоровый», сон
– «звук».
а) Спишите, вставьте пропущенные
буквы. Подчеркните слова, в основе которых лежит
элемент сан.
С_наторный режим, дисс_нанс, с_нитарка,
с_норные звуки, с_ната, с_нация, с_натина.
б) Приведите примеры слов с
иноязычными словообразовательными элементами.
Дайте толкование этих слов. В случае затруднения
обращайтесь к словарям.
Аква... (от лат. – вода); гео... (от греч. –
земля); терра... (от лат. – земля); био... (от греч. –
жизнь); термо... (от греч. – тепло); цирк... (от лат. –
круг); ...тека... (от греч. – хранилище); декор... (от
фр. – украшение); орфо... (от греч. – правильный);
социо... (от лат. – общество).
Упражнение 44. Спишите текст,
вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания; раскройте скобки.
Стоит(ли) перечит_вать рукописные
книги ра_сматр_вать поч_рневшие от врем_ни фрески
в д_вно заброш_ных церквах думать о зн_чени_
в_лнистой лини_ _рнамента выс_че_ного на замшелом
камне? Есть(ли) смысл сохр_нять бр_венч_тые избы
домотка_ные полотенца расш_тые красными
нитями вальки украш_ные пестрыми красками
загадочными г_ометрическими узорами?
Человек (не)подобен бабочке(однодневке) весело
п_рхающей при солнце и (не)знающей о том что было
вчера и что сулит завтра. В его судьбе спл_тают_ся
в _диный узел былое нынешнее и завтр_шнее. Человек
сын своего врем_ни и своей страны чу_ство Родины
всегда (не)отд_лимо от чу_ства истори_.
(Е.Осетров)
Выразительно прочитайте текст,
сформулируйте его основную мысль. Определите тип
и стиль текста. Укажите признаки этого стиля.
Какие стилистические приемы, используемые
автором, делают текст выразительным?
Выясните по толковому словарю значение слов фрески,
_рнамент. В каком значении употреблено
выделенное словосочетание? Приведите пример
употребления его в другом значении.
Найдите предложение с однородным соподчинением,
составьте его схему.
Перечислите виды орфограмм – гласных в корне,
которые встретились в тексте.
Упражнение 45. Прочитайте текст,
подготовьтесь к его пересказу.
Из биографии слов...
Латинский корень ман- (от лат. manus
– «рука») – лежит в основе многих слов: МАНИКЮР
(буквально – «забота о руках»), МАНЕРА
(буквально – «ловкая рука»), МАНИПУЛЯЦИЯ (одно из
значений – «сложный прием в работе ручным
способом; действие, требующее ловкости рук»),
МАНУСКРИПТ (древняя рукопись на папирусе,
пергаменте; буквально – «написано рукой»),
МАНДАТ (буквально – «данный в руки, врученный»),
МАНУФАКТУРА (одно из значений – «форма
производства, в основе которого лежит ручной
труд»).
Упражнение 46. Вставьте
пропущенные буквы. Объясните значение слов.
Подчеркните слова, в основе которых лежит корень ман-.
В случае затруднения используйте словарь
иностранных слов.
М_неж, м_некен, м_никюр, м_нархия,
м_нополия, м_нифест, м_ндарин, м_нишка, м_нускрипт,
м_нокль, м_нолитный, м_нография, м_нумент, м_нтаж,
м_нополист, м_нкировать, м_нсарда, м_нокультура,
м_норельсовая дорога, м_ньяк, м_нипулятор,
пом_нить.
Упражнение 47. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки.
НА СОЛОВКАХ
Белую ночь я встречаю в м_нашеской
келье на Соловках. Всюду в окрес_ностях во
дворе м_настыря (в)нутри стари_ных келий тишина.
Все кажется спит на острове лиш_ одна белая ночь
с_яет. Розовое небо на (северо)западе
(мрачно)пурпурны т_ж_лые контуры туч_ вздымающих
за г_ризонтом серебристые высочайшие ч_шуйки
легких облаков. Пове_л ветерок пр_несший вздох с
моря и пря_ный зап_х водор_слей. Нет нельзя н_
поддаться оч_рованию такой ночи! Выхожу с
м_настырского двора проб_раюсь через лесную
чащ_бу к морю.
Море как стекло. И клюкв_ная полоса на г_ризонте и
облака и мокрые ч_рные камни все отр_же_но в его
зеркальности. Идет пр_лив. На песча_ом дне между
камнями бе(с,сс)ч_тные ручейки зап_лняют следы
чаек. Отвл_чеш_ся чем(нибудь) потом глянеш_ на воду
камень только что торчавший из воды почти
скрылся только мокрая лыс_на розовеет отр_жая
небесный свод и возле лыс_нки булькает.
Чайки (не)вд_леке как (не)раста_вшие льдинки
(бело)голубые спят на воде торч_ком подняв хвосты.
Море спокойно и на душе то(же) ум_ротв_ре_ность.
День ч_десный прекрасна расст_лающаяся
(передо)мной дорога ок_ймле_ная верстовыми
столбиками.
(В)течени_ последних лет м_няет_ся отношение к
памятникам и(с,сс)ку(с,сс)тва прошлого. Хочет_ся
верить что и Соловки как (в)старь станут
колокольным звоном опов_щать людей о своей жизни.
(По Ю.Казакову)
Какие типы речи сочетаются в тексте?
Укажите их.
Найдите средства выразительности языка,
используемые автором. Какова их роль в тексте?
Определите цветовую гамму картины, нарисованной
автором. Какие цвета преобладают в ней? Какой
световой фон соответствует данной палитре
красок? Можно ли провести параллель между
световым и цветовым фоном и настроением героя,
его восприятием природы?
Найдите в тексте однозначные и многозначные
слова (по 2–3 примера).
Выпишите из текста однокоренные слова к
выделенному слову.
Выскажите свое отношение к поднятой автором
проблеме.
Укажите средства связи предложений в тексте.
Подберите синонимы к слову пурпурный,
расположив их в порядке убывания признака.
Упражнение 48. Проверьте себя!
ТЕСТ 1
Найдите строку, в которой на месте
пропуска букв во всех словах:
I. пишется буква а:
1) предл_гать, р_стет, ук_ризна,
насл_ждение;
2) пол_гать, оч_ровательный, р_скошный, вопл_щение;
3) сокр_щать, ср_стание, нас_ждать, об_ятельный;
4) погл_щать, сн_ряжать, заст_влять, отв_рить дверь;
II. пишется буква и:
1) разб_раю, обж_гать, изв_нить, ут_шать;
2) ф_олетовый, забл_стать, разв_вать память,
от_гощать;
3) расст_лаю, рассв_репеть, объед_нить, пал_садник;
4) соб_рать, сотр_сти, аккомпан_мент, разж_гать;
III. пишется буква о:
1) к_рикатура, погл_щать, вопл_тить,
тр_нслировать;
2) благосл_влять, об_няние, об_гащать, р_сток;
3) декл_рация, предпол_гать, п_норама, огл_шать;
4) уд_литься, сп_ртакиада, выр_щенный, спл_титься;
IV. пишется буква а:
1) нав_ждение, пригл_шать, уг_сать,
иде_логия;
2) предст_влять, предназн_чение, дек_рация,
прил_жение;
3) препод_вать, ф_нтазия, выр_сти, распростр_нять;
4) л_боратория, пол_гается, упр_щать, заг_релый;
V. пишется буква а:
1) безотл_гательный, заг_рать, пор_жать,
к_рнавал;
2) прик_саться, преод_леть, раздр_жаться,
распозн_вать;
3) предпол_гать, сост_влять, к_ммюнике, од_ренный;
4) декл_мация, отр_стить, нав_ждение, обн_житься;
VI. пишется буква а:
1) л_ндшафт, пред_нность,
аккомп_нировать, укр_щать;
2) пост_новление, п_лисадник, впеч_тление, ум_лять
роль;
3) рест_врация, подр_сли, пост_мент, сост_влять;
4) прик_снуться, вопл_щение, нагром_ждать,
отст_вать;
Сверьте правильность ответов по ключам
Упражнение 49. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки. Составьте схемы отмеченных
значком «* » предложений.
Большой заслугой Тургенева было
создание им ч_десных обр_зов русской жен_щины
изобр_жение ее духовного развития высоких
стр_млений ее твердого характера и глубоко
люб_щего сер_ца.* Тургенев _делал великое дело тем
что написал уд_вительные портреты жен_щин
говорил Л.Н. Толстой А.П. Чехову.
Тургеневские героини всегда ст_ронят_ся пошл_сти
внутре_ней н_чтожности слабости в людях
стремят_ся к сильному смелому богатому духом и
характером человеку. В этом про_вилась их
собстве_ная сила богатство их внутре_ней жизн_
высокий нравстве_ный обл_к.* Тургеневские героини
люб_т один раз и на всю жизнь.
...(Не)обходимо так(же) отметить что любовь которую
с таким соверше_ным мастерством рисует Тургенев
н_когда (н_)рождает у больш_нства его героинь
каких(либо) _гоистических чу_ств а напротив почти
всегда связ_на со стремлением к де_тельност_ и к
высоким ид_алам. Отсюда такое об_яние образов
жен_щин созд_ных Тургеневым. Славу жен_щине пели
книги Тургенева замечает Горький ра_сказ_вая о
своих впеч_тлениях от произведений писателя.*
(С.М. Петров)
Какие слова, словосочетания придают
тексту оттенок приподнятости, торжественности?
Для какого стиля речи это характерно?
Найдите в тексте примеры антитезы. С какой целью
использует их автор?
Какие синтаксические синонимы можно употребить
для передачи содержания высказывания М.Горького?
Запишите их.
Какова роль цитат в данном тексте?
Подготовьтесь к пересказу текста.
Правописание согласных в
корне
Упражнение 50. Используя таблицу,
вспомните правило написания согласных в корне.
Виды орфограмм – согласных в корне
Сомнительные согласные
Непроизносимые проверяемые согласные
Чтобы не ошибиться в написании
сомнительной или непроизносимой согласной, надо
подобрать родственное слово, в котором эта
согласная стоит перед гласной или согласными л,
м, н, р:
пристаВка – приставить, ниЗкий – низок,
проБка – пробочка, месТный – место,
надкосТница – кость/
Непроверяемые согласные
Если проверочное слово нельзя подобрать,
написание звонкой или глухой согласной
устанавливается по орфографическому словарю: чувствовать,
группа, прецедент/
Следует различать:
блеснуть, проблески – блестеть,
блестки;
косный («отсталый»), косность,
коснеть, косноязычный, закоснелый – костный
(мозг), костная (ткань);
ровесник (от «одинаковый по годам, по
веснам») – сверстник (от «верста», «одинаковый по
возрасту»);
свиснуть (свисать) – свистнуть
(свист);
шествовать (шедший, шел) –
шефствовать (быть шефом);
яства (от ист. «ясти» – есть) –
явственно (явный).
Упражнение 51. Распределите слова
в колонки по видам орфограмм – согласных в них.
Вставьте пропущенные буквы.
Прелес_ный, хлес_нуть, извес_ный,
хрус_нуть, совес_но, опас_ный, радос_ный, ше_ствие,
наез_ник, трос_ник, крепос_ной, доблес_ный,
грус_ный, влас_ный, поверхнос_ный, пристрас_ный,
пас_бище, ус_ный, гиган_ский лес_ница, окрес_ный,
учас_ник, поз_ний, инци_дент, ма_штаб, мя_кий, у_кий,
про_ьба, моти_, ма_сив, ше_ский (концерт),
делитан_ский, ужас_но, безмол_ствовать.
Упражнение 52. Выпишите слова с
пропущенными буквами в следующем порядке: с
сомнительной согласной в корне, непроизносимой
проверяемой, непроверяемой согласной. Вставьте
пропущенные буквы.
1. Мы шли по вя_кому песку прилива к
хижинам, которые видели под деревьями. (И.Гончаров)
2. Трудно выдумать печальнее мес_ность. (И.Гончаров)
3. Ше_ствие напр_влялось по улице столицы к
королевскому дворцу. (П.Проскурин) 4. Чу_ствую,
как многотонная гиган_ская сигара
устремилась ввысь. (Г.Титов) 5. Мох мя_ко
пружинит под ногами. (Ф.Абрамов) 6. Самолет
вздрагивает от ре_ких толчков. (И.Ефремов) 7.
Девять из десяти учас_ников скачки прибыли на
поезде к месту соревнования. 8. И за стенами
чу_ствовалась та же неподвижность. (И.Тургенев)
9. Сле_ка ныряя по мя_ким волнам, плыла наша
быстрая ло_ка. (И.Тургенев) 10. Вдруг внизу
я_ственно скрипнула дверь, послышались уверенные
шаги. (В.Пикуль) 11. С утра до вечера по
окрес_ным долинам и холмам пехота и конница
отрабатывала совмес_ные маневры. (Б.Акунин) 12.
Он сла_ко потянулся, и сразу стало радос_но,
праз_нично, весело. (Б.Акунин) 13. Ма_сивные
стены из камня были уже кое-где разобраны. (В.Пикуль)
14. Ко_респонденты расположились на высотке. 15.
Вдоль стен расположились многоярус_ные сте_лажи. (О.Погорелов)
16. Там начиналась лес_ница, ведущая на второй
этаж. 17. Скво_ь грубый булыжник пробивалась чахлая
рома_ка. (Е.Парнов) 18. Глядя на высокое звез_ное
небо, на месяц, на комету и на зарево, Пьер
испытывал радос_ное умиление. (Л.Толстой) 19.
Вся улица была зас_лана тучей черного дыма. (Л.Толстой)
20. Он воспринимал мир во всей его удивительной
целос_ности. (Е.Парнов) 21. Тягос_ное
молчание было нарушено. 22. Мя_кий сне_ медленно
падал в свете фонарей. (А. и Б. Стругацкие)
23. Рассказчик он был ре_кос_ный. (Б.Стругацкий)
24. Весна в этом году пришла вовремя, а на
майские праз_ники ударили заморо_ки. (В.Ильин)
25. В окно постучали ре_ко и требовательно. 26.
Внизу неожиданно открылся волшебный лан_шафт.
27. Чес_но говоря, я подумал, что у меня начались
га_люцинации. (К.Евграфов) 28. Он открыл крышку
рояля и взял несколько а_кордов. 29. Артем
заторопился к остановке тро_лейбуса. 30. Профе_сор
и его а_систенты шли по направлению к флигелю. (А.Казанцев)
31. Размашистый, но а_куратный по_черк к концу
рукописи менялся. (А.Казанцев) 32. Мальчик
учился в час_ном пансионе где-то в Европе. (Б.Акунин)
33. Узел удивительных прои_ше_твий затягивался все
туже. (А. и Б. Стругацкие) 34. Лесом мы шли по
тропинке единственной в поз_ний и сумрачный час. (А.Фет)
Подберите антонимы к выделенным
словам.
Упражнение 53. Прочитайте,
расскажите, как этимология объясняет написание
выделенных слов.
Из биографии слов...
Объясните значение слова искусственный.
Составьте с выделенными словами предложения и
запишите их.
Упражнение 54. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания,
раскройте скобки.
1. Северное лето спре_сова_но в три
месяца. (Ф.Абрамов) 2. Паренек конечно же
(не)ут_рпел и пустился в разговоры о вчерашнем
прои_ше_ствии. (А.Маринина) 3. Тлеющий хворост
обв_лакивал сидевших медовым запахом при_же_ной
травы. (М.Шолохов) 4. Он а_куратно подв_нтил
б_нокль и вл_жил его в футляр подвеш_нный на груди.
(Н.Атаров) 5. Всюду где удар пришелся под углом
лиственницы были повал_ны на гиган_ской площади. (А.Казанцев)
6. В быту будут применяться только а_люмин_евые и
другие немагнитные сплавы. (А.Казанцев) 7. Он
говорил прекрас_но даже с излишней страс_ностью
пожалуй. (А.Казанцев) 8. Профе_сор глядел на
двух своих помо_ников и растер_но тер переноси_цу.
(А.Казанцев) 9. В тесной воде бухты отр_зились
за_же_ные на яхте огоньки. (А.Казанцев) 10. На
р_внине соверше_но я_стве_но в_днелась каждая
снежинка. (В.Короленко) 11. Головного убора на
нем не было волосы были стриж_ны а_куратным
коротким ежиком. (В.Ильин) 12. Наиболее
э_фективной производительной силой общества
должна стать наука и потому наиболее важным
должен стать инте_лектуальный труд. (Из газет)
13. Пчела опустилась на цветок медле_но проп_лзла
по нему и снялась с ровным ж_у_жанием. (Н.Резанова)
14. В этот момент однако за его спиной на лес_нице
раздался ле_кий испуг_ный возгла_. (Л.Кожевников)
15. Она крепко вц_пилась в его рукав тоненькими
замер_шими пальчиками. (Е.Яковлева) 16. Почтам_т
я обн_ружил здесь же на площади. (А. и
Б. Стругацкие) 17. Обез_яны горес_ными криками
пров_жают зак_тившееся за г_ризонт св_тило словно
навсегда прощаются с ним. (Е.Парнов) 18. Все
я_стве_нее проступала темная лента в песках. (Е.Парнов)
19. По ко_ридору гр_хотали шаги звучали
взволнова_ные голоса. (Б.Акунин) 20. Где(то)
совсем бли_ко тревожно зазвенел судовой колокол
донеслись крики отчая_но зави_жала женщина. (Б.Акунин)
21. Э_фект безусловно усиливался из(за)
подрагивающего плам_ни единстве_ного факела. (Б.Акунин)
22. Они шли по темному словно вы_же_ному пожаром
следу вдоль которого (не)р_сла даже вездесущая
верблюж_я колючка. (Е.Парнов) 23. (На)ощупь трава
была клейкой и мя_кой и ре_ко пахла медом. (В.Губарев)
24. Но все чу_ства все помыслы затаивала под_вляла
она в себе. (И.Бунин) 25. От вида этой
ш_велящейся _жу_жащей д_лины стало не по себе. (Б.Акунин)
26. Мета_лические удары глухо разносились по
огромному залу. (И.Ефремов) 27. Как грус_ны
сумрачные дни беззвучной осени и хладной. (А.Фет)
Какие выразительные средства языка
использованы в последнем предложении?
Из биографии слов...
Латинский корень терр- (от terra –
«земля») содержится в ряде исторически
родственных слов:
ТЕРРИТОРИЯ – «пространство земли с
определенными границами»; ТЕРРАСА –
1) «насыпь, площадка»; 2) «летнее открытое
помещение в доме»; ТЕРРАРИУМ – «место в зоопарке,
где содержатся мелкие пресмыкающиеся и
земноводные»; ТЕРРАКОТА (буквально –
«обожженная земля») – род глины желтого или
красного цвета или изделие из этой глины, не
покрытое глазурью; ТЕРРАКОТОВЫЙ цвет –
красно-коричневый; но: ПАРТЕР – «нижний
этаж зрительного зала».
Упражнение 55. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
1. Обширную те_риторию института
окружали точно такие же кирпичные стены. (Е.Парнов)
2. Они направились к те_ра_се кафе и прошли мимо
гру_пы туристов, беседовавших со своим гидом. 3.
Эта те_ритория должна дать месторождения многих
драгоце_ных камней. (Ю.Липовский) 4. Те_ритория
выгл_дела порядком захл_мле_ной. Под стенами
л_бо_аторных к_рпусов стояли пустые кислородные
ба_лоны. (Е.Парнов) 5. Он искал коренную,
главную тайну криста_лов, которая волновала и
тревожила человечество тысячи лет. (Е.Парнов)
6. Люсин взял со стола несколько разноцветных
криста_ликов, очень похожих на те, которые
показывал ему д_ректор. (Е.Парнов) 7. Вода в
ручье была криста_льно чистой. 8. Ис_ку_ство
страшно тем, что каждый смертный себя считает
знатоком ис_ку_ства. (Е.Евтушенко) 9. Пусть
нашим детям светит из туманов криста_льною
надеждою Москва. (В.Сорокин) 10. У_кие и прямые
кипарисы кажутся коло_нами, оставшимися от давно
снесе_ных зданий. (В.Пелевин) 11. Она никогда не
была пе_симисткой. 12. Вид у про_фе_сора был строгий
и сосредоточе_ный. (О.Погорелов) 13. Очки
служили женщине дополнительным укр_шением,
прид_вая ее лицу инте_л_гентный вид. (О.Погорелов)
14. Слев_ от лес_ницы, в небольшом хо_ле, были три
двери в гостевые комнаты. (А.Константинов) 15.
За ма_сивным зданием Центрального почтам_та
в_днелся зеленый сквер. (Ю.Липовский) 16. В
руках у него ок_залась т_желая, желтовато-бледная,
гла_кая мета_лическая пластинка. (П.Проскурин)
АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихах
или – реже – в прозе одинаковых созвучных
согласных звуков для усиления выразительности
художественной речи. АЛЛИТЕРАЦИЯ подчеркивает
звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им
особое выразительное значение.
АССОНАНС – повторение в строке, фразе, строфе
однородных гласных звуков; рифма, основанная на
созвучии только гласных звуков.
Упражнение 56. Прочитайте
выразительно стихотворение. В чем его
«фонетический секрет»? Какова роль многосоюзия в
тексте? Какие еще средства выразительности языка
использует автор?
Я СЛУШАЮ ЛЕТО
Я летом не только лучи собирала,
Не только лишь ягод лесных огоньки,
А тропок молчанье в кустах краснотала,
И грохот грозы, и журчанье реки.
И звуки задорно звенящего горна,
И песни колосьев, и шелест листвы,
И аистов клекоты там, где просторно
Ветрам и зарницам, и трепет травы...
(И.Мазнин)
Почему, по-вашему, поэт пишет от имени
лирической героини?
Упражнение 57. Прочитайте отрывок
из стихотворения А.С. Пушкина.
Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?
Какие фонетические средства
выразительности языка использованы поэтом? С
какой целью? Какие еще средства выразительности
использованы здесь?
Выпишите по 2–3 слова с орфограммами в корне.
Объясните их выбор.
Упражнение 58. Используя толковые
словари, выясните: а) есть ли разница в значениях
слов эффектный и эффективный, практичный и
практический, составьте с ними предложения; б)
значение слов прецедент, инцидент, составьте
с ними предложения.
Упражнение 59. Прочитайте,
объясните написание выделенных слов.
Из биографии слов...
Составьте с выделенными словами
предложения и запишите их.
Упражнение 60. Спишите, вставьте,
где нужно, пропущенные буквы. В случае
затруднения обращайтесь к словарю.
I. Сверс_ник, окрес_ный, чу_ствовать,
ре_кие металлы, я_ственный шепот, вкус_ные я_ства,
отсу_ствовать, жу_жать, _жение, а_лея, ви_жать,
девятиба_льный, криста_, криста_лический,
кристал_ный, ко_ридор, ро_сиянин, ру_сист, ру_ский,
поверхнос_ный, чес_ный, словес_ный, мо_жевельник,
праз_ничное ше_ствие, извес_ный дра_матург,
хру_кое _доровье; и_ску_ство, и_ску_с_ная ре_ьба;
проце_сы, арти_лерия, и_люзии, те_нис, профе_сия,
диску_сия, ко_ледж, инте_лигент, ко_ментарий,
и_мунитет, вы_шая награда, а_компанемент,
труже_ник, сте_лаж, инци_дент, преце_дент,
ко_респондент, брю_жать, дребе_жать, ра_сориться,
А_лочка, ус_ный, гиган_ский, блес_нуть на со_нце;
маки и ромашки росли впереме_ку; трос_ник,
залихва_кий, кос_ные взгляды, громоз_кий,
воскрес_ный, по_черк, полновлас_ный, буревес_ник,
плес_нуть, ро_кий, ярос_ный, бли_кий, опас_но,
крепос_ной, свис_нуть, несчас_ный, радос_ный; вле_
на ду_; про_ьба, пого_ка, белору_, белору_ский,
сколь_кий, э_фект, перелес_ный, безучас_ный,
беспристрас_ный, бескорыс_ный, бесчу_ственный,
бесстрас_ный, безжалос_ный, безмол_ствовать,
ровес_ник, завис_ливый человек.
II. Д_летан_ский подход к пробле_ме;
президен_ские а_п_ртаменты; ко_личество,
капита_листический; ко_ментарий ко_респондента;
корыс_ные намерения; интриган_ское поведение; конста_тировать
факт; прогре_сивные взгляды; созд_вать о_позицию;
инте_л_генция; и_ску_сный; а_легория;
филосо_ский; ско_ректировать проект; целос_ное
восприятие; а_социация промышленников; компроме_тировать
идею; ди_сонанс; идти на компром_и_с; и_ску_сно
увернуться от ответа; ко_муникабельность; час_ное
предприятие; гиган_ский размах; учас_ник
конгре_са; мой сверс_ник; те_ритория государства,
па_сивный человек; передо мной стоит диле_ма;
ко_мерческое предприятие; ди_ску_сия по вопросу;
де_фицит доброты; произвести э_фект; строить
и_люзии; кос_ные взгляды; ба_лотироваться на
выборах; бю_летень; моше_ник; пара_лель; пе_симизм;
ко_ледж, дра_ма, дра_матургический; кла_сик; те_нис;
а_петит; гу_манизм; гу_манный подход; ка_рикатура;
трудная ми_сия; картинная га_лерея; выступить в
пре_се; интерес_ная пье_са; извес_ная поэте_са,
гра_мотный человек; гра_матика; гра_мотей.
Объясните значение выделенных слов.
Составьте с ними словосочетания или предложения.
Укажите 5–6 слов, характерных для
публицистического стиля речи.
Подберите синонимы к слову активный
(человек), антонимы к слову пе_симизм.
Упражнение 61. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки.
1. Из космоса отлично видны темные
ма_сивы лесов. (Г.Титов) 2. В и_люминатор видны
цепи гор похожие на гиган_ские скирды соломы. (Г.Титов)
3. И сейчас перескакивая с канала на канал в
поисках интерес_ной програ_мы он отпускал
_звительные ко_ментарии по поводу того что
м_лькало на телеэкране. (В.Ильин) 4. Ветер
насыщал воздух пря_ным запахом при_же_ной земли. (М.Шолохов)
5. Журналисты (не)изв_ще_ные о хитроумном плане
арти_лерийской подготовки выехали на позиц_ю еще
(за)темно. Местонахождение ко_респонден_ского
пункта следовало обговорить с командованием
заранее. (Б.Акунин) 6. Вдруг я_ственно
послышались шаги. (А.Гаранин) 7. Пред_явив при
входе карточку а_кредитации он без всяких помех
прошел на те_риторию выст_вки. (А.Гаранин) 8.
Ему ук_зали окно на втором этаже а_куратного
строения. (А.Гаранин) 9. В прису_ствии этого
человека ее охватывала робость. 10. Один кристал_
зам_нял десятки килогра_мов а_паратуры причем
сложнейшей. (С.Алексеев) 11. В сверкающем
безмолвии я_ственно слышалось как б_ется сер_це и
шелестит в ушах кровь. (С.Алексеев) 12. Цветные
мета_лы ц_нились теперь чуть(ли) не на вес золота. (С.Алексеев)
13. В первые дни его (не)покидало ощ_щение что он
вернулся из космического полета и теперь
проходит проце_с _даптац_и на земле. (С.Алексеев)
Упражнение 62. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки. Определите тему, основную
мысль высказывания, принадлежность к стилю.
Прочитайте текст, подготовьтесь к его
пересказу.
Найдите во втором абзаце текста синонимы. Почему,
по-вашему, в предложения включено несколько
синонимов в качестве однородных членов?
Дра_ма Гроза прин_длежит к самым
зам_чательным художестве_ным созданиям
Островского _вляет_ся величайшей победой его
реализма.
В ней особе_но ярко про_вились самые передовые
прогр_сивные устр_мления дра_матурга.
Ст_лкновение Катерины со страшным миром Диких
Кабановых с его звери_ными законами основ_ными на
жестокост_ лжи обман_ изд_вательств_ и ун_жени_ все
это показа_но в Грозе с потр_сающей силой...
Гроза написа_на в годы когда тема эм_нсипац_и
женщины семейных устоев _являлась весьма
п_пулярной и злободневной. Этой пр_бле_ме был
посв_щ_н целый ряд произведений. Всех их
об_ед_няло однако то что они ск_льзили по
поверхност_ _вления (не)прон_кали (в)глубь
противоречий совреме_ной дра_матургу жизн_. Тема
эм_нсипац_и женщины органически связ_на с
критикой всего обществе_ного строя
тр_гическая(же) гибель Катерины показ_на
дра_матургом как прямое следствие ее
без_сходного пол_жения в «темном царстве».
(По)этому(то) художником уд_л_но в пье_се такое
большое внимание соц_альному фону
характеристике жизн_ и устоев об_тателей города
Калинова. В соответстви_ с идейным зам_слом дра_мы
Островский выд_ляет в обр_зе Катерины те черты
которые (н_)как (не)позв_ляют ей прим_риться с
законами окружающ_й среды основа_ными на лжи и
обмане.
(По Г.Владыкину)
Какими словами в тексте автор заменяет
слово Островский?
Подберите синонимы к выделенному
словосочетанию.
Объясните значение слова эм_нсипация,
подберите к нему синонимы.
Упражнение 63. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки.
1. Пуля пор_зившая Пушкина нан_сла
инте_лектуальной России ужас_ный удар. (А.Мицкевич)
2. Жуковский вывешивал бю_летени на дверях
квартиры. (В.Кулешов) 3. Многие идеи Чаадаева
Пушкин разд_лял но (не)согл_шался с общим
п_симистическим взглядом на историческое
прошлое и буду_щее России. (В.Кулешов) 4.
Патриотическая гордость которая пом_гла изгнать
Наполеона теперь п_тала о_позиц_онный дух в
стране. (В.Кулешов) 5. В нем сразу чу_ствовался
инте_л_гент – (не)зависимый знающий себе цену
спокойный. (В.Мясников) 6. По отзывам знакомых
и друзей она была инт_л_гентной и умной дамой. (А.Маринина)
7. Надо срочно раздобыть ка_сеты с програ_мами
которые пошли в эфир в последние (пол)года. (А.Маринина)
8. У нее была полная и_люзия что она здесь
(в)первые. (А.Маринина) 9. Он двигался очень
осторожно по ми_лиметру сокр_щая ра_стояние между
ними (не)произв_дя н_ единого ш_роха. (А.Маринина)
10. Режи_сер однако так быстро сд_ваться
(не)соб_рался. (Е.Яковлева) 11. И вы вероятно
знаете многих ко_лекц_онеров? (Е.Яковлева) 12. Я
сняла шубу и повесила на ма_сивный метал_ический
крюк. (Е.Яковлева) 13. И почти в каждом обломке
сидели и поблескивали осколки (светло)зеленых
кристаллов. (В.Мясников) 14. Несколько свежих
пеньков и груда веток в стороне
св_детельствовали что те_риторию расчистили
спец_ально. (В.Мясников) 15. Зар_сли _каций
отд_ляющих дворик от улицы и сплошные зан_вески
винограда созд_вали и_люзию защ_щенности. (Н.Подольский)
16. Дядя держал Куклу (лошадь) под уз_цы. (Ф.Искандер)
17. Наступал час когда тишину должен был нарушить
первый тро_лейбус. 18. Ож_вленная тра_са к ночи
зат_хала. 19. После шес_надцати часов гула и
сума_шедшей тряски тишина и (не)подвижность
к_зались и_люзией готовой исчезнуть в любую
минуту. (А. и Б. Стругацкие)
Найдите в трех последних предложениях
однокоренные слова и разные формы одного слова.
Разберите их по составу.
Какие из данных ниже эпитетов, взятых из «Словаря
эпитетов русского литературного языка» (авт. –
К.Горбачевич, Е.Хабло), можно использовать со
словом тишина, говоря: 1) о степени тишины;
2) о впечатлении, психологическом восприятии:
беззвучная, абсолютная, баюкающая,
безмятежная, глубокая, мертвая, величавая,
полная, тягучая, давящая, настороженная,
непривычная, таинственная.
Какие из этих эпитетов можно было бы
использовать в последнем предложении?
В «Кратком словаре синонимов» В.Н. Клюевой к
слову тишина дается синонимический ряд: безмолвие,
молчание, тишь, затишье. Все эти слова
объединяются значением «отсутствие звуков».
Если из данных синонимов строить градацию, все ли
слова при этом можно использовать? Составьте
восходящую и нисходящую градации. Составьте
текст из 4–5 предложений, используя восходящую
градацию.
(Для справки: Молчание –
главным образом отсутствие человеческого
голоса, но может использоваться и более широко. Безмолвие
– слово поэтического языка – полная тишь, не
нарушаемая ничем. Тишь – параллель к тишине,
преимущественно слово поэтического языка. Затишье
– тишина на какое-то время, временное
ослабление шума.)
Упражнение 64. Спишите, вставьте
пропущенные буквы.
Извес_ный мес_ный садово_; учас_ник
предвыборной к_мпании; доблес_ный труд;
захолус_ный городишко; окрес_ности города;
д_л_тан_ский подход; коло_сальное сооружение;
блес_нуть на со_нце; досадный инц_дент; дост_жения,
не имеющие пр_це_дента в практике; ярос_ный спор;
сомкнуть рес_ницы; криста_лики росинок; слегка
присвис_нуть; многочисленные я_ства; прекрас_ный
а_петит; и_ску_ство танца; под а_комп_немент
а_корд_она; эпигра_ма поэта; горес_ное вп_ч_тление;
разг_релась д_ску_сия; филосо_ский вопрос;
неснос_ный характер; злос_ная привычка;
ше_ствовать в коло_не д_монстрантов;
ка_лиграфический по_черк; беспристрас_ное
суждение; совес_но вспоминать об этом
прои_шествии; ярос_ный противник; влас_ная
хозяйка; чу_ствовать слабость; наперс_ница;
дра_матический театр; безмол_ствовать;
бессловес_ные жертвы д_спотизма; редкос_ное
_вление; и_ску_сно изобразил; ус_ное задание;
ко_муникабельный человек.
В «Словаре эпитетов русского
литературного языка» К.Горбачевича, Е.Хабло к
слову по_черк дается ряд эпитетов. Какие
из приведенных ниже эпитетов: 1) характеризуют
манеру письма; 2) выражают черты характера
человека, его состояние:
бисерный, женский, аккуратный,
отчетливый, беспечный, нервный, старательный,
прыгающий, неуверенный, твердый, четкий,
учительский, ка_лиграфический, размашистый.
Подберите антонимы к слову ко_муникабельный
(человек), к слову коло_сальный –
синонимы, расположив их в порядке усиления
признака.
Упражнение 65. Проверьте себя!
ТЕСТ 2
Найдите строчку, в которой все слова
пишутся
I. с одной буквой м:
1) су_марный, гра_матика, ко_мюнике,
ко_мерция;
2) э_мигрант, ко_ментарий, гу_манизм, и_мунитет;
3) дра_ма, пробле_ма, ко_медия, гра_мотный;
4) гу_манный, програ_ма, ко_муникабельный,
эпигра_ма;
II. с одной буквой л:
1) идеа_лизировать, криста_лический,
бю_летень, бе_летристика;
2) ко_личество, э_легия, инте_лектуал, ди_летант;
3) га_лерея, а_люминий, капита_листический,
по_лемика;
4) ко_ледж, а_легория, арти_лерия, ка_лиграфия;
III. с двумя буквами л:
1) бри_лиант, га_люцинации, криста_льный,
либера_льный;
2) ко_лекция, ана_логия, ми_лион, идеа_листический;
3) апе_ляция, циви_лизация, и_люминатор, тро_лейбус;
4) инте_лигент, и_люзии, ко_лектив, пара_лельный;
IV. с двумя буквами с:
1) терра_са, ру_сист, прогре_с, компре_с;
2) ра_са, диску_сия, проце_с, иску_ство;
3) кла_сицизм, пе_симизм, иску_сница, а_социация;
4) компроми_с, па_сивный, а_систент, агре_сия;
V. с двумя буквами р:
1) те_рор, ко_респондент, ко_ридор;
2) те_ритория, ка_рикатура, прио_ритет;
3) опе_рация, диффе_ренцировать, сю_реализм;
4) ко_ректировать, те_рариум, и_ригация;
IV. с одной буквой с:
1) пре_са, ми_сия, а_самблея, _сора
(друзей);
2) па_сажир, дре_сировка, депре_сия, ди_сонанс;
3) профе_сия, иску_ство, проце_сия, кла_сификация;
4) ма_сонство, пье_са, ра_счет, иску_сный.
Сверьте правильность ответов
Упражнение 66. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки.
I. 1. Соверше_но ч_тко вырисовывались
голые ветви тополей приземистый дом с новой
крышей реш_тка железных ворот. (И.Ефремов) 2. В
селе на берегу разос_ланы были ц_новки. (И.Гончаров)
3. Из(под) запорош_ного песком капюш_на смотрели
его угрюмые глаза. (А.Казанцев) 4. К добру и злу
постыдно р_внодушны (в)начале поприща мы вянем
без борьбы. (М.Лермонтов) 5. Р_внина на юге
к_залась очень широкой и пустынной. (А. и
Б. Стругацкие) 6. Дети в его прису_ствии
ходили на ц_почках говорили ш_потом. (М.Шолохов)
7. Ж_лтой пылью дымятся (не)скош_ные вызревшие
заливы пшеницы. (М.Шолохов) 8. Он украдкой
глянул на ц_ферблат. (Е.Парнов) 9. Р_вноденствие
время од_наковой прод_лжительности дня и ночи. 10.
По_черк был крупный твердый и накл_не_ный (в)лево. (В.Пелевин)
11. К_рте(ж,ш) автомашин д_леко раст_нулся по ш_се.
(В.Губарев) 12. Его душевное р_вновесие
настораживало и уд_вляло. (Л.Замятин) 13. До
самого г_ризонта ш_се к_залось пустынным. (В.Губарев)
14. И_люстрации пор_жали. 15. Чаще и чаще на б_тарею
поп_дали сн_ряды и залетали _жу_жа и св_стя пули. (Л.Толстой)
16. В_лялись зеленые обо_жё_ные доски и тряпки на
вы_же_ной земле. (Л.Толстой) 17. Последовавшие
выступления были полны скепт_ц_зма. (И.Ефремов)
18. Сочу_ственный интерес Пушкина к Пугачеву
заметно возр_стал в проце_се создания повести. (Е.Маймин)
19. Чуть в стороне плотной стеной т_мнели зар_сли
камыша и у_ким лезвием бл_стела в лунном свете
кромка воды вдоль дальнего берега. (Л.Кожевников)
20. Вскоре в ночи забл_стели многочисленные
звездочки костра и пот_нуло дымом. (Л.Кожевников)
21. Теперь учас_ники заседания соб_рались в
большом зале с белыми коло_нами м_заичным
п_ркетом и хрустальной люстрой на украш_ном
лепкой потолке. (А.Гаранин) 22. Кухня бл_стела
чистотой в нос уд_ряли зап_хи спец_й и припра_. (А.Гаранин)
23. Его пор_зила красота б_грового солнечного
диска который к_снулся нижним краем верхушек
елей. (А.Гаранин) 24. Мне маленькому всегда
к_залось что все в мире р_стет от п_хвалы.
Прил_скают ребенка он и подрос. (В.Распутин) 25.
Я застал толпу якутов которые расч_щали землю
р_вняли дороги строили мост. (И.Гончаров) 26.
Слев_ п_лзли голые отпол_рованные со_нцем горы
Ирана справ_ расст_лалась пустыня. (Ю.Трифонов)
27. У старухи словно прибавилось сил движения ее
обр_ли уверенность лицо разг_релось глаза
про_снились. (П.Проскурин) 28. Он ехал по
зам_равшему вечернему городу влажно бл_стевшему
под матовым светом ф_нарей умытых мелким дождем. (К.Измайлов)
II. 1. Он вкладывал в него нотную гра_моту
и посв_щал в тайны вл_дения голосовым а_паратом
заст_влял до изнем_жения играть га_мы
разрабатывая (не)послушные пальцы запр_щал
громко петь пока голос (не)станет крепким учил
нап_вать (в)полголоса под собственный
а_к_мп_немент. (А.Маринина) 2. Он умел в трудных
случаях изобр_зить раскаяние и готовность к
(не)медленному действию. (С.Высоцкий) 3. Это
говорил не прославл_ный _ратор а ученый (п_дант)
изл_гающий научно подтвержденные и оч_видные
всякому (мало)мальски разумному человеку факты. (Б.Акунин)
4. Вокруг _бс_рватории (в)низу расст_лалась
ж_лтая степь с кустиками серебристой полыни и
голубых колючек. (И.Ефремов) 5. На тугих
заг_релых щеках ее возникли с_мпатичные ямочки. (А.Адамов)
6. Беседа между тем прод_лжалась все так(же)
ож_вленно к_саясь самых различных тем. (А.Адамов)
7. Поисковые работы расш_рялись и постепенно
все я_стве_нее проступали оч_ртания буду_щей
п_р_спективной площади. (Ю.Липовский) 8. Я
попытался вспомнить прои_шедшее и осознал что
вроде(бы) (не)совершил ничего страшного. (В.Пелевин)
9. Во_зал жил своей обычной суетной шумной жизнью
как некий гиган_ский вечный двигатель (не)утомимо
и постоянно перег_няющий бурливые людские потоки
по залам лес_ницам пе_ронам и (не)терпеливым
гудящим поездам. (А.Адамов)
Упражнение 67. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки. Прочитайте. Докажите, что это
текст.
Определите тип речи, укажите его признаки.
Ок_завшись в тесном ко_ридорчике (хо_ле)
куда выходили двери трех комнат он прислушался и
из(за) одной двери до него я_ственно донесся ш_рох.
Там (не)сомненно кто(то) прятался.
Но в комнате (н_)кого (не)ок_залось. Это было нечто
вроде (не)большого рабочего к_бинета. Вдоль одной
стены стояли два шкафа с книгами на иностранном
языке по другую был стол на котором возвышался
к_мпьют_р гр_моздились какие(то) электронные
приборы и кипы отп_чата_ных листов третья стена
предст_вляла собой сплошное окно закрытое жалюзи
а на четвертом в_село несколько картин и все. Да
здесь (н_)кого (не)было и прятаться было _бсолютно
(не)где.
(В.Ильин)
Поставьте ударение в выделенном слове.
Правописание ы – и после
приставок, оканчивающихся на согласный
Вспомним правило!
Буква ы вместо и
пишется в соответствии с произношением после
приставок, оканчивающихся на согласный, кроме
приставок меж-, сверх- и иноязычных (дез-,
контр-, пан-, суб-, транс- и пр.).
Запомните: взимать, но: изымать,
подымать (прост.).
Упражнение 68. Спишите, вставьте
пропущенные буквы. Выделите приставки,
подчеркните первую букву корня.
Без_скусный, без_мянный, без_дейный,
без_скусственный, без_нициативный,
без_нвентарный, без_тоговый, небез_звестный,
небез_нтересно, без_сходность, пред_юльский,
пред_стория, пред_дущий, пред_юньский; под_скать,
под_тожить, раз_скать, раз_грать, из_скать,
под_грать, под_скать, об_скать, с_грать, роз_грыш,
с_змала, с_здавна, с_мпровизировать;
пред_нфарктный, пост_нфарктный; пред_прессионизм,
пост_мпрессионизм; сверх_зобилие,
сверх_нтеллигентный, сверх_зысканный,
сверх_зобретательный, сверх_дейный,
сверх_нтересный; под_нтегральный.
Вз_мать, под_мать, из_мать, воз_меть; от_мать (прост.).
Меж_ранский, меж_нститутский, транс_ранский,
контр_гра, дез_нфекция, дез_нформация;
мед_нститут, спорт_нвентарь, сан_нспекция,
пед_нститут, сан_нспектор.
Упражнение 69. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки.
1. И ярко во всех лицах г_рел тот огонь
за разг_ранием которого следил Пьер. (Л.Толстой)
2. Пьеру пришла мысль о том что он примет
участие в предпол_гаемой как он знал народной
защите Москвы. (Л.Толстой) 3. Офицер оп_раясь на
палку и прихрамывая ш_л впереди. (Л.Толстой) 4. Тот
пожар на который так р_внодушно смотрел он
накануне вечером за ночь значительно ув_личился. (Л.Толстой)
5. Вблизи весело бл_стел купол Новодевич_его
м_настыря. (Л.Толстой) 6. Что(бы) уд_ржать то
бл_стящее положение в котором находилось в то
время французское войско казалось бы (не)нужно
особенной г_ниальности. (Л.Толстой) 7.
Исторические как вы их назвали из_скания
проводились шефом пара_лельно с основной
работой. (Е.Парнов) 8. Звук стал р_сти и через
некоторое время его можно было слушать без
напр_жения. (В.Пелевин) 9. Иногда они по
какому(то) м_лчаливому уговору вдруг
ост_навливались и (на)долго зам_рали. (В.Пелевин) 10.
Лагерь разбили (по)дальше от берега в густых
зар_слях. 11. _ранжевый аб_жур окрасил комнату
красным. Мя_кий обв_лакивающий свет размывал
оч_ртания мебели. (Н.Подольский) 12. И зам_рает
песня жницы среди вечерней тиш_ны. (А.Блок) 13.
За рекой на песке все лето заг_рает белая лошадь и
никак (не)может заг_реть. (Ф.Абрамов) 14. Вокруг
до самого г_ризонта прост_ралась розовая под
утренним со_нцем р_внина. (В.Пронин) 15.
Эл_ктричество в к_оске (не)выключили и он слабо
св_тился под снегом. (В.Пронин) 16. Было темно
бл_стела только отр_жая звезды застывшая справ_
река. (В.Гусев) 17. Все то чего к_снется человек
оз_р_но его душой живою. (С.Маршак) 18. Из ма_сы
огромной словес_ной выб_раю слово (не)громкое,
знакомое всем извес_ное простое но веское емкое. (О.Константинова)
Сверьте правильность своих
ответов:
Упражнение 70. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания;
раскройте скобки.
Я вышла из фл_гелька и окунулась в
ра_ние ф_олетовые сум_рки. Ж_лтые ф_нари ро_ко
р_няли слезливый свет в темные уголки заброш_ного
переулка во влажном воздухе в_села мелкая
снежная пыль дли_ные тени кряжистых деревьев
(уродцев) л_ше_ных со_нца почти круглый год
расчерчивали сугробы лом_ными линиями.
(Е.Яковлева)
Определите тип речи, укажите его
признаки.
Публикация статьи произведена при поддержке информационного портала «izhevskinfo.ru». Интересует погода в Ижевске? Это и многое другое Вы можете с легкостью узнать, перейдя по ссылке http://www.izhevskinfo.ru/weather/now.html. Ижевский информационный портал знает все не только о погоде в Вашем любимом городе, но и подскажет, что можно посмотреть сегодня в кино; предоставит театральную афишу Ижевска, а также посоветует самые лучшие ночные клубы города. С порталом «izhevskinfo.ru» Вы всегда будете в курсе событий Ижевска!
|