Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2002

ПРАКТИКУМ

Г.А.БОГДАНОВА

Продолжение. Начало см. №16/2002


Правописание корней

Правописание гласных в корне

Упражнение 37. Спишите, вставьте пропущенные буквы; объясните графически выбор орфограммы в корне.

Образец: облегчить – лёгкий, разбирать, жёлтый, авантюра (слов.).

Обн_жившиеся склоны; погл_щена чтением ф_нтастики; сум_рки, бл_стящие льды; осв_тить пр_блему; осозн_вать сложность вопроса; звукоподр_жание; разр_дить _тмосферу; прес_кать попытки; св_щенный долг; ст_сняться своей неловкости; пок_яние; привл_кательный п_лисадник; обл_чать пороки; искреннее изв_нение; полезное времяпрепров_ждение; точное летоисч_сление; стр_жайший запрет; пор_ждать полем_ку; подл_нное мастерство; огл_шать список; неприк_сновенный запас; прич_нять боль; з_ря разг_рается; л_пестки прич_дливых р_стений; м_рцающий свет; ш_рокий ди_п_зон; к_мпл_мент; к_нт_нент; ор_гинальное решение пр_блемы; _раторское искусство; абс_лютный, ап_гей, алл_гория, ан_нимный, ауд_енция, алл_т_рация; проскл_нять прил_гательное; выж_гать рисунок; изм_нить пол_жение; прос_ка зар_стает; ж_луди прор_сли; ц_плята выр_сли; семена прор_сли; бл_стает ч_стотой; изб_рать д_л_гатов к_нф_ренции; лестное ср_внение; бл_готв_рительность; зонт пром_кает; обм_кнуть кисть в краску; подм_чивший свою р_путац_ю; пл_вучий дом отдыха; ж_нглер в ц_рке; просв_тительская работа; увл_чение арх_тектурой; стр_дать от зноя; обн_ружить автогр_ф поэта; возобн_вление движения; вп_ч_тление от прочитанного; зал_вается жаворонок; ок_заться св_детелем; зам_нить в л_вушку; вопл_щение зам_сла; истинное насл_ждение; прид_вать зн_чение; обн_ружить д_фект; новое разоч_рование; тихий ш_рох; ум_ротв_ренность; пор_жение; опт_мизм; р_волюц_я.

Объясните значение слов: алл_т_рация; алл_гория, ап_гей.
Подберите антонимы к выделенным словам. Подберите синонимы к словам: пр_блема, полем_ка.

Упражнение 38. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Сначал_ она сл_пила маленький снеж_к потом стала к_тать его по снегу и постепенно он ст_новился все больше и больше. (В.Пелевин) 2. Сперва же только бл_стели очки и торчал носик все остальное – рыжая прич_ска. (В.Шукшин) 3. Разм_тав беч_вки которыми была завяз_на одна нога он _куратно св_рнул беч_вки и тотчас принялся за другую ногу взглядывая на Пьера. (Л.Толстой) 4. Распустились новые завязи в тихом ш_рохе листьев и трав. (В.Ленцов) 5. Пуш_стая прониз_ная солнцем хвоя иногда легко зад_вала боковые стекла. (П.Дашкова) 6. Сомнения всегда были одной из движущих пруж_н науки. 7. Сам хозяин сидел на увитом плющ_м крылечке и завидев подъехавшую машину вск_чил. (С.Высоцкий) 8. Тут же в дверном проеме по_вились две м_рдашки по уши испачк_ные ш_коладом. (А.Маринина) 9. Когда я учился в школе я обычно к_ротал лето в подмосковной деревеньке ст_явшей на обочине ш_ссе. (В.Пелевин) 10. Вокруг двух_этажного особняка был разбит огорож_ный ч_гунной реш_ткой маленький садик. 11. «А ты д_вно здесь?» – спросил Пьер дож_вывая последнюю картошку. (Л.Толстой) 12. Он с подъемом приступил к объ_снениям и вновь горяч_ и увл_ч_нно сам решал все вопросы. 13. На дворе было ясно свеж_ р_систо и весело. (Л.Толстой) 14. Вдруг страшный толч_к откинул его назад, на землю. (Л.Толстой) 14. Женщина негромко быстро горяч_ говорила. (В.Шукшин) 15. Старич_к внезапно подозрительно прищ_рился. 16. Он стоял подп_рев плеч_м дверной косяк и скр_стив руки на груди какой-то совершенно ч_жой и незнакомый. (Е.Яковлева) 17. Эн_ргия била из него ключ_м. 18. Девочка затихла теперь и держась руч_нками за к_фтан Пьера сидела на его руке. (Л.Толстой) 19. И солдат отталкивая от себя собач_нку прыгавшую к нему вернулся к своему месту и сел. (Л.Толстой) 20. Следующий день был не менее хлопотливым и напр_ж_нным. 21. Он ещ_ немного посмотрел как бегают запр_ж_нные кони. (В.Шукшин) 22. Неприветливо встретила казаков лесная чащ_ба. (Е.Федоров).

Упражнение 39. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Составьте схемы отмеченных знаком «* » предложений.

1. Эти(же) цветы р_сли у самого крыльца и так(же) дурманяще пахли вечерами. 2. К_залось что на тр_туаре пост_лили ковер ржаво(ж_лтого) цвета. (Э.Хруцкий) 3. Никогда (не)видела скупая на цвета северная природа такого б_гатого соч_тания красок. (М.Шолохов) 4. Упавшие листья кружились и ск_льзили по поверхности и это говорило что вода тут постоя_но обн_вляет_ся и ут_кает куда(то) (не)переп_лняя краев.* (Л.Кожевников) 5. Д_леко в разрывы мягких туч_ св_тило ш_рокими лучами солнце и степь дымилась и бл_стела.* (К.Паустовский) 6. Сердце т_скливо зам_рало от пр_бл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 7. Созд_ет человека природа но разв_вает и обр_зует его общество. (В.Белинский) 8. Свеча на столе оз_ряла его выр_зительное лицо (не)р_вномерно. (Е.Яковлева) 9. Болотный туман густыми клубами обв_лакивал белесые остовы гигантских р_стений. (А. и Б.Стругацкие) 10. И разв_ваясь красной шитой мантией и перьями и бл_стя др_гоценностями он пошел к свите почтительно ожидавшей его. (Л.Толстой) 11. В к_чевавшем с места на место пресс(клубе) (по)прежнему соб_ралась многочисленная к_мпания. (Б.Акунин) 12. Он даже зак_тил глаза во время своего ф_нтастического м_нолога. (Е.Яковлева) 13. Я был в_дущим одной из телевизионных программ работал в теплой крепко ск_лоченной к_мпании ед_номышле_ников. (А.Маринина) 14. Показ фильма пр_рвался жизнерадос_ным р_кламным блоком. (С.Майоров) 15. М_нологи перешли в ж_вой наб_рающий силу д_алог. (С.Майоров) 16. В квартире было тихо (ни)каких звуков и ш_рохов. (Е.Яковлева) 17. Лицо стало ж_стким и каким(то) сухим глаза г_рели. 18. Его ж_сткое лицо с ч_ткими крупными чертами покрытое бисеринками пота выр_жало (не)удовольствие. (А.Маринина) 19. Дн_вная осл_пительная жара плавила оч_ртания предметов а сейчас можно было даже на солнце смотреть спокойно (не)щ_рясь. Оно все глубже ух_дило в море по воде т_нулась яркая ровная дорожка. Ближе к берегу она расп_далась на длинные _ранжевые л_скутья. (П.Дашкова) 20. Б_тон на ш_ссе бл_стел от росы. (А. и Б. Стругацкие) 21. Ж_лтый телефон ож_л на долю с_кунды и снов_ зам_р словно напом_ная о себе. (А. и Б. Стругацкие) 22. Они произв_дили вп_ч_тление людей довольных часто и охотно смеялись в_ли себя (не)принужденно глаза их бл_стели (по)всюду разд_вались ож_вленные голоса.* (А. и Б. Стругацкие) 23. На Дону – плавный шелест, ш_рох, хруст. (М.Шолохов)

К выделенным словам подберите по 2–3 однокоренных слова различных частей речи. Укажите часть речи.

Упражнение 40. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Раскройте скобки.

Найдите средства выразительности языка, используемые авторами, и определите их роль.

1. Прекрасно озеро Чудское когда над ним светило дня из синих вод как шар огня вст_ет в торжестве_ном покое: его красой оз_р_на цветами радуги играя лежит р_внина вод_ная. (П.Вяземский) 2. Пред ним пусты_ные р_внины лежат зеленой пеленой. (А.Пушкин) 3. Серый день п_лзет л_ниво и б_лтают (не)ст_рпимо на стене часы стенные языком (не)ут_мимо. (А.Фет) 4. Сырость и мгла наб_гают в д_лину. (А.Фет) 5. Какою нежною, янтарною з_рею с_яют небеса... (А.Фет) 6. Любуюсь я д_вно, пл_вец пугливый, на яркие пл_вучие цветы. (А.Фет) 7. Осыпал лес свои в_ршины сад обн_жил свое чело дохнул сентябрь и г_оргины дыханьем ночи обожгло. (А.Фет) 8. На небе месяц золотой бл_стит холодной кр_сотой. (И.Тургенев) 9. Есть стихи лебеди_ной породы, (не)сг_рающим зорям сродни. (Вс. Рождественский) 10. Пылит з_ря р_биновой пыльц_й. (В.Фирсов) 11. Могучий дуб среди д_лины ровной твоей з_рей как лентою обвит. (А.Прокофьев) 12. Река текла т_ж_лая как масло в ней зарево закатное (не)гасло. (В.Тушнова) 13. Вода бл_гов_лила литься! Она бл_стала столь чиста что н_ напит_ся н_ умыт_ся и это было (не)спроста. (Л.Мартынов) 14. Шурша по сухой листве как сл_пой добереш_ся до ш_лаша. (И.Бунин) 15. После (не)давнего дождя лес был полон ост_рожного ш_роха капель ст_кавших с листвы. (К.Паустовский) 16. На домах пол_скались флаги. (В.Ленцов)

Докажите, что выделенные слова многозначные.

Упражнение 41. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

I. 1. Вп_ч_тлений от этих поездок так много что им можно посв_тить книгу.* (Г.Титов) 2. Знаю что в выч_слительном центре сейчас идет напр_ж_ная работа. (Г.Титов) 3. Инд_видуальность наших характеров увл_чений и пр_вычек про_влялась во всем. (Г.Титов) 4. Дно пор_сло пышными подушками зеленого мха. (Ф.Абрамов) 5. Мы ст_яли на опушке осинника и перед нами прост_ралась гр_мадная р_внина ощ_тин_вшаяся молодым сосн_ком. (Ф.Абрамов) 6. Вода в реке глянц_во зам_рает затихает ночной звездопад обр_нив летние св_тлячки.* (В.Распутин) 7. Птиц соб_ралось (по)многу с ними см_рился даже наш котенок. (В.Распутин) 8. На следу_щий день с утра зар_дил дождь и я опять остался дома. (Ф.Абрамов) 9. Мы все в деревне плавали но в хорошие пл_вцы (не)выходили. (В.Распутин) 10. Закат дог_рел но изг_бающаяся по г_ризонту полоса все еще рдела с прощальной грустью и красотой.* (В.Распутин) 11. Свинц_вое полотно воды зар_било, сморщилось. (В.Распутин) 12. Р_вноденствие время одинаковой прод_лжительности дня и ночи. 13. Через панц_рь безразличия можно было пробиться. (Е.Парнов)

Подберите однокоренные слова к выделенным словам (по 3–4 примера различных частей речи).
Найдите в предложениях средства выразительности языка и определите их роль.
Укажите 2–3 однозначных и многозначных слова.
Подберите синонимы к слову затихает, расположив их в порядке нарастания значения. Всегда ли возможно включение в предложение нескольких синонимов, использованных в качестве однородных членов, при создании градации? Докажите, используя подобранные или любые другие синонимические ряды.
Сделайте синтаксический разбор отмеченных значком «*» предложений.

II. 1. Осл_пительно бл_стела кромка прибоя кипевшего вдоль прич_дливо изрез_ного берега. 2. Почти ид_ально круглая бухта соед_нялась с океаном проливом к_лометра в три. 3. Дальше расст_лалась (не)пролазная топь и глушь без единого просвета на г_ризонте. 4. Лиш_ губы у него помимо воли сл_жились в подобие слабой улыбки. 5. На верхушках чернобыла т_рчавших из снега в_село несколько толстых праз_ничных сн_гирей выб_равших сем_на и о чем(то) тихо почти (не)слышно перекл_кающихся. 6. От заг_ревшейся над крыльц_м лампоч_ки метель стала еще более ф_нтастической. 7. И вдруг он почу_ств_вал новый (не)ожида_ный прилив сил тело окр_пло дыхание выр_вн_лось. 8. Бухта жила своей скрытой от (не)посв_щ_ного зат_енной ж_знью гр_нитные скалы осв_ще_ные зах_дящим со_нцем искрились к_зались облитыми т_нчайшим нежным плам_нем. 9. Он встал раздвигая зар_сли мелкого дубн_ка нач_навшего заб_вать весь остальной подрост.

(П.Проскурин)

Подберите 3–4 однокоренных слова к выделенным. Укажите часть речи записанных слов.
Выпишите два слова, строение которых соответствует схеме: Ш З Щ  . Укажите принадлежность данных слов к части речи.
Подберите антонимы к словам нежный, слабый, неожида_ный.
Однозначное или многозначное слово пламя? Докажите.

Упражнение 42. Объясните значение данных слов. В случае затруднения обратитесь к словарям. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

К_нфликт, эксп_зиц_я, кульминац_я, п_рсонаж, эм_нсипац_я, д_спотизм, м_ц_нат, х_нжа, эв_люц_я.

Подберите синонимы к выделенным словам.

Различайте!

ИДЕ-Я («мысль»)

ИДЕ-АЛ (гласная а после иде- является частью суффикса -ал)
ИДЕ-АЛ – «высшая цель», «совершенство, образец».
ИДЕ-О-ЛОГ – «защитник, выразитель какой-либо идеологии».
ИДЕ-О-ЛОГИЯ – «система взглядов» (два корня; гласная о – соединительная между двумя корнями).
ИДЕ-АЛ-ИЗИРОВАТЬ – «представлять идеальным, лучше, чем есть в действительности»; Идеализация, идеализирование.
ИДЕ-АЛ-ИЗМ – философское направление.

Составьте с выделенными словами словосочетания или предложение.

Упражнение 43. Прочитайте, расскажите о происхождении выделенных слов.

Из биографии слов...

I. Часто написание безударной гласной в корне иностранного слова определяется при помощи слов, родственные связи которых осознаются не сразу. Так, «Школьный словарь иностранных слов» (под редакцией В.Иванова) дает такое толкование слов критерий и критика:
КРИТЕРИЙ – «существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо».
КРИТИКА – одно из значений – «разбор, обсуждение кого- или чего-либо с целью оценить достоинства, выявить и исправить недостатки».
Нужно ли относить выделенные слова к разряду «словарных», то есть требующих просто запоминания их написания?
Составьте с выделенными словами предложения и запишите их.
Докажите, что слово критика многозначное.

II. Слово монах – древнерусское, заимствовано из греческого monos – «один». Что означают слова монах, монолог, монарх, монархия, монархист? Дайте (письменно) толкование слов монополия, монограмма, монокль, монолитный. К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения?
Объясните значение второго корня в слове монография. Запишите 4–5 слов с данным корнем. «Расшифруйте» их.

III. Латинский словообразовательный элемент сан имеет значение «здоровый», сон – «звук».

а) Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в основе которых лежит элемент сан.

С_наторный режим, дисс_нанс, с_нитарка, с_норные звуки, с_ната, с_нация, с_натина.

б) Приведите примеры слов с иноязычными словообразовательными элементами. Дайте толкование этих слов. В случае затруднения обращайтесь к словарям.

Аква... (от лат. – вода); гео... (от греч. – земля); терра... (от лат. – земля); био... (от греч. – жизнь); термо... (от греч. – тепло); цирк... (от лат. – круг); ...тека... (от греч. – хранилище); декор... (от фр. – украшение); орфо... (от греч. – правильный); социо... (от лат. – общество).

Упражнение 44. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

Стоит(ли) перечит_вать рукописные книги ра_сматр_вать поч_рневшие от врем_ни фрески в д_вно заброш_ных церквах думать о зн_чени_ в_лнистой лини_ _рнамента выс_че_ного на замшелом камне? Есть(ли) смысл сохр_нять бр_венч_тые избы домотка_ные полотенца расш_тые красными нитями вальки украш_ные пестрыми красками загадочными г_ометрическими узорами?
Человек (не)подобен бабочке(однодневке) весело п_рхающей при солнце и (не)знающей о том что было вчера и что сулит завтра. В его судьбе спл_тают_ся в _диный узел былое нынешнее и завтр_шнее. Человек сын своего врем_ни и своей страны чу_ство Родины всегда (не)отд_лимо от чу_ства истори_.

(Е.Осетров)

Выразительно прочитайте текст, сформулируйте его основную мысль. Определите тип и стиль текста. Укажите признаки этого стиля. Какие стилистические приемы, используемые автором, делают текст выразительным?
Выясните по толковому словарю значение слов фрески, _рнамент. В каком значении употреблено выделенное словосочетание? Приведите пример употребления его в другом значении.
Найдите предложение с однородным соподчинением, составьте его схему.
Перечислите виды орфограмм – гласных в корне, которые встретились в тексте.

Упражнение 45. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу.

Из биографии слов...

Латинский корень ман- (от лат. manus – «рука») – лежит в основе многих слов: МАНИКЮР (буквально – «забота о руках»), МАНЕРА (буквально – «ловкая рука»), МАНИПУЛЯЦИЯ (одно из значений – «сложный прием в работе ручным способом; действие, требующее ловкости рук»), МАНУСКРИПТ (древняя рукопись на папирусе, пергаменте; буквально – «написано рукой»), МАНДАТ (буквально – «данный в руки, врученный»), МАНУФАКТУРА (одно из значений – «форма производства, в основе которого лежит ручной труд»).

Упражнение 46. Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение слов. Подчеркните слова, в основе которых лежит корень ман-. В случае затруднения используйте словарь иностранных слов.

М_неж, м_некен, м_никюр, м_нархия, м_нополия, м_нифест, м_ндарин, м_нишка, м_нускрипт, м_нокль, м_нолитный, м_нография, м_нумент, м_нтаж, м_нополист, м_нкировать, м_нсарда, м_нокультура, м_норельсовая дорога, м_ньяк, м_нипулятор, пом_нить.

Упражнение 47. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

НА СОЛОВКАХ

Белую ночь я встречаю в м_нашеской келье на Соловках. Всюду в окрес_ностях во дворе м_настыря (в)нутри стари_ных келий тишина. Все кажется спит на острове лиш_ одна белая ночь с_яет. Розовое небо на (северо)западе (мрачно)пурпурны т_ж_лые контуры туч_ вздымающих за г_ризонтом серебристые высочайшие ч_шуйки легких облаков. Пове_л ветерок пр_несший вздох с моря и пря_ный зап_х водор_слей. Нет нельзя н_ поддаться оч_рованию такой ночи! Выхожу с м_настырского двора проб_раюсь через лесную чащ_бу к морю.
Море как стекло. И клюкв_ная полоса на г_ризонте и облака и мокрые ч_рные камни все отр_же_но в его зеркальности. Идет пр_лив. На песча_ом дне между камнями бе(с,сс)ч_тные ручейки зап_лняют следы чаек. Отвл_чеш_ся чем(нибудь) потом глянеш_ на воду камень только что торчавший из воды почти скрылся только мокрая лыс_на розовеет отр_жая небесный свод и возле лыс_нки булькает.
Чайки (не)вд_леке как (не)раста_вшие льдинки (бело)голубые спят на воде торч_ком подняв хвосты. Море спокойно и на душе то(же) ум_ротв_ре_ность. День ч_десный прекрасна расст_лающаяся (передо)мной дорога ок_ймле_ная верстовыми столбиками.
(В)течени_ последних лет м_няет_ся отношение к памятникам и(с,сс)ку(с,сс)тва прошлого. Хочет_ся верить что и Соловки как (в)старь станут колокольным звоном опов_щать людей о своей жизни.

(По Ю.Казакову)

Какие типы речи сочетаются в тексте? Укажите их.
Найдите средства выразительности языка, используемые автором. Какова их роль в тексте? Определите цветовую гамму картины, нарисованной автором. Какие цвета преобладают в ней? Какой световой фон соответствует данной палитре красок? Можно ли провести параллель между световым и цветовым фоном и настроением героя, его восприятием природы?
Найдите в тексте однозначные и многозначные слова (по 2–3 примера).
Выпишите из текста однокоренные слова к выделенному слову.
Выскажите свое отношение к поднятой автором проблеме.
Укажите средства связи предложений в тексте.
Подберите синонимы к слову пурпурный, расположив их в порядке убывания признака.

Упражнение 48. Проверьте себя!

ТЕСТ 1

Найдите строку, в которой на месте пропуска букв во всех словах:

I. пишется буква а:

1) предл_гать, р_стет, ук_ризна, насл_ждение;
2) пол_гать, оч_ровательный, р_скошный, вопл_щение;
3) сокр_щать, ср_стание, нас_ждать, об_ятельный;
4) погл_щать, сн_ряжать, заст_влять, отв_рить дверь;

II. пишется буква и:

1) разб_раю, обж_гать, изв_нить, ут_шать;
2) ф_олетовый, забл_стать, разв_вать память, от_гощать;
3) расст_лаю, рассв_репеть, объед_нить, пал_садник;
4) соб_рать, сотр_сти, аккомпан_мент, разж_гать;

III. пишется буква о:

1) к_рикатура, погл_щать, вопл_тить, тр_нслировать;
2) благосл_влять, об_няние, об_гащать, р_сток;
3) декл_рация, предпол_гать, п_норама, огл_шать;
4) уд_литься, сп_ртакиада, выр_щенный, спл_титься;

IV. пишется буква а:

1) нав_ждение, пригл_шать, уг_сать, иде_логия;
2) предст_влять, предназн_чение, дек_рация, прил_жение;
3) препод_вать, ф_нтазия, выр_сти, распростр_нять;
4) л_боратория, пол_гается, упр_щать, заг_релый;

V. пишется буква а:

1) безотл_гательный, заг_рать, пор_жать, к_рнавал;
2) прик_саться, преод_леть, раздр_жаться, распозн_вать;
3) предпол_гать, сост_влять, к_ммюнике, од_ренный;
4) декл_мация, отр_стить, нав_ждение, обн_житься;

VI. пишется буква а:

1) л_ндшафт, пред_нность, аккомп_нировать, укр_щать;
2) пост_новление, п_лисадник, впеч_тление, ум_лять роль;
3) рест_врация, подр_сли, пост_мент, сост_влять;
4) прик_снуться, вопл_щение, нагром_ждать, отст_вать;

Сверьте правильность ответов по ключам

Упражнение 49. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Составьте схемы отмеченных значком «* » предложений.

Большой заслугой Тургенева было создание им ч_десных обр_зов русской жен_щины изобр_жение ее духовного развития высоких стр_млений ее твердого характера и глубоко люб_щего сер_ца.* Тургенев _делал великое дело тем что написал уд_вительные портреты жен_щин говорил Л.Н. Толстой А.П. Чехову.
Тургеневские героини всегда ст_ронят_ся пошл_сти внутре_ней н_чтожности слабости в людях стремят_ся к сильному смелому богатому духом и характером человеку. В этом про_вилась их собстве_ная сила богатство их внутре_ней жизн_ высокий нравстве_ный обл_к.* Тургеневские героини люб_т один раз и на всю жизнь.
...(Не)обходимо так(же) отметить что любовь которую с таким соверше_ным мастерством рисует Тургенев н_когда (н_)рождает у больш_нства его героинь каких(либо) _гоистических чу_ств а напротив почти всегда связ_на со стремлением к де_тельност_ и к высоким ид_алам. Отсюда такое об_яние образов жен_щин созд_ных Тургеневым. Славу жен_щине пели книги Тургенева замечает Горький ра_сказ_вая о своих впеч_тлениях от произведений писателя.*

(С.М. Петров)

Какие слова, словосочетания придают тексту оттенок приподнятости, торжественности? Для какого стиля речи это характерно?
Найдите в тексте примеры антитезы. С какой целью использует их автор?
Какие синтаксические синонимы можно употребить для передачи содержания высказывания М.Горького? Запишите их.
Какова роль цитат в данном тексте?
Подготовьтесь к пересказу текста.

Правописание согласных в корне

Упражнение 50. Используя таблицу, вспомните правило написания согласных в корне.

Виды орфограмм – согласных в корне

Сомнительные согласные
Непроизносимые проверяемые согласные

Чтобы не ошибиться в написании сомнительной или непроизносимой согласной, надо подобрать родственное слово, в котором эта согласная стоит перед гласной или согласными л, м, н, р:
пристаВка – приставить, ниЗкий – низок, проБка – пробочка, месТный – место, надкосТница – кость/

Непроверяемые согласные
Если проверочное слово нельзя подобрать, написание звонкой или глухой согласной устанавливается по орфографическому словарю: чувствовать, группа, прецедент/

Следует различать:

  • блеснуть, проблески – блестеть, блестки;

  • косный («отсталый»), косность, коснеть, косноязычный, закоснелый – костный (мозг), костная (ткань);

  • ровесник (от «одинаковый по годам, по веснам») – сверстник (от «верста», «одинаковый по возрасту»);

  • свиснуть (свисать) – свистнуть (свист);

  • шествовать (шедший, шел) – шефствовать (быть шефом);

  • яства (от ист. «ясти» – есть) – явственно (явный).

Упражнение 51. Распределите слова в колонки по видам орфограмм – согласных в них. Вставьте пропущенные буквы.

Прелес_ный, хлес_нуть, извес_ный, хрус_нуть, совес_но, опас_ный, радос_ный, ше_ствие, наез_ник, трос_ник, крепос_ной, доблес_ный, грус_ный, влас_ный, поверхнос_ный, пристрас_ный, пас_бище, ус_ный, гиган_ский лес_ница, окрес_ный, учас_ник, поз_ний, инци_дент, ма_штаб, мя_кий, у_кий, про_ьба, моти_, ма_сив, ше_ский (концерт), делитан_ский, ужас_но, безмол_ствовать.

Упражнение 52. Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с сомнительной согласной в корне, непроизносимой проверяемой, непроверяемой согласной. Вставьте пропущенные буквы.

1. Мы шли по вя_кому песку прилива к хижинам, которые видели под деревьями. (И.Гончаров) 2. Трудно выдумать печальнее мес_ность. (И.Гончаров) 3. Ше_ствие напр_влялось по улице столицы к королевскому дворцу. (П.Проскурин) 4. Чу_ствую, как многотонная гиган_ская сигара устремилась ввысь. (Г.Титов) 5. Мох мя_ко пружинит под ногами. (Ф.Абрамов) 6. Самолет вздрагивает от ре_ких толчков. (И.Ефремов) 7. Девять из десяти учас_ников скачки прибыли на поезде к месту соревнования. 8. И за стенами чу_ствовалась та же неподвижность. (И.Тургенев) 9. Сле_ка ныряя по мя_ким волнам, плыла наша быстрая ло_ка. (И.Тургенев) 10. Вдруг внизу я_ственно скрипнула дверь, послышались уверенные шаги. (В.Пикуль) 11. С утра до вечера по окрес_ным долинам и холмам пехота и конница отрабатывала совмес_ные маневры. (Б.Акунин) 12. Он сла_ко потянулся, и сразу стало радос_но, праз_нично, весело. (Б.Акунин) 13. Ма_сивные стены из камня были уже кое-где разобраны. (В.Пикуль) 14. Ко_респонденты расположились на высотке. 15. Вдоль стен расположились многоярус_ные сте_лажи. (О.Погорелов) 16. Там начиналась лес_ница, ведущая на второй этаж. 17. Скво_ь грубый булыжник пробивалась чахлая рома_ка. (Е.Парнов) 18. Глядя на высокое звез_ное небо, на месяц, на комету и на зарево, Пьер испытывал радос_ное умиление. (Л.Толстой) 19. Вся улица была зас_лана тучей черного дыма. (Л.Толстой) 20. Он воспринимал мир во всей его удивительной целос_ности. (Е.Парнов) 21. Тягос_ное молчание было нарушено. 22. Мя_кий сне_ медленно падал в свете фонарей. (А. и Б. Стругацкие) 23. Рассказчик он был ре_кос_ный. (Б.Стругацкий) 24. Весна в этом году пришла вовремя, а на майские праз_ники ударили заморо_ки. (В.Ильин) 25. В окно постучали ре_ко и требовательно. 26. Внизу неожиданно открылся волшебный лан_шафт. 27. Чес_но говоря, я подумал, что у меня начались га_люцинации. (К.Евграфов) 28. Он открыл крышку рояля и взял несколько а_кордов. 29. Артем заторопился к остановке тро_лейбуса. 30. Профе_сор и его а_систенты шли по направлению к флигелю. (А.Казанцев) 31. Размашистый, но а_куратный по_черк к концу рукописи менялся. (А.Казанцев) 32. Мальчик учился в час_ном пансионе где-то в Европе. (Б.Акунин) 33. Узел удивительных прои_ше_твий затягивался все туже. (А. и Б. Стругацкие) 34. Лесом мы шли по тропинке единственной в поз_ний и сумрачный час. (А.Фет)

Подберите антонимы к выделенным словам.

Упражнение 53. Прочитайте, расскажите, как этимология объясняет написание выделенных слов.

Из биографии слов...

Объясните значение слова искусственный. Составьте с выделенными словами предложения и запишите их.

Упражнение 54. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

1. Северное лето спре_сова_но в три месяца. (Ф.Абрамов) 2. Паренек конечно же (не)ут_рпел и пустился в разговоры о вчерашнем прои_ше_ствии. (А.Маринина) 3. Тлеющий хворост обв_лакивал сидевших медовым запахом при_же_ной травы. (М.Шолохов) 4. Он а_куратно подв_нтил б_нокль и вл_жил его в футляр подвеш_нный на груди. (Н.Атаров) 5. Всюду где удар пришелся под углом лиственницы были повал_ны на гиган_ской площади. (А.Казанцев) 6. В быту будут применяться только а_люмин_евые и другие немагнитные сплавы. (А.Казанцев) 7. Он говорил прекрас_но даже с излишней страс_ностью пожалуй. (А.Казанцев) 8. Профе_сор глядел на двух своих помо_ников и растер_но тер переноси_цу. (А.Казанцев) 9. В тесной воде бухты отр_зились за_же_ные на яхте огоньки. (А.Казанцев) 10. На р_внине соверше_но я_стве_но в_днелась каждая снежинка. (В.Короленко) 11. Головного убора на нем не было волосы были стриж_ны а_куратным коротким ежиком. (В.Ильин) 12. Наиболее э_фективной производительной силой общества должна стать наука и потому наиболее важным должен стать инте_лектуальный труд. (Из газет) 13. Пчела опустилась на цветок медле_но проп_лзла по нему и снялась с ровным ж_у_жанием. (Н.Резанова) 14. В этот момент однако за его спиной на лес_нице раздался ле_кий испуг_ный возгла_. (Л.Кожевников) 15. Она крепко вц_пилась в его рукав тоненькими замер_шими пальчиками. (Е.Яковлева) 16. Почтам_т я обн_ружил здесь же на площади. (А. и Б. Стругацкие) 17. Обез_яны горес_ными криками пров_жают зак_тившееся за г_ризонт св_тило словно навсегда прощаются с ним. (Е.Парнов) 18. Все я_стве_нее проступала темная лента в песках. (Е.Парнов) 19. По ко_ридору гр_хотали шаги звучали взволнова_ные голоса. (Б.Акунин) 20. Где(то) совсем бли_ко тревожно зазвенел судовой колокол донеслись крики отчая_но зави_жала женщина. (Б.Акунин) 21. Э_фект безусловно усиливался из(за) подрагивающего плам_ни единстве_ного факела. (Б.Акунин) 22. Они шли по темному словно вы_же_ному пожаром следу вдоль которого (не)р_сла даже вездесущая верблюж_я колючка. (Е.Парнов) 23. (На)ощупь трава была клейкой и мя_кой и ре_ко пахла медом. (В.Губарев) 24. Но все чу_ства все помыслы затаивала под_вляла она в себе. (И.Бунин) 25. От вида этой ш_велящейся _жу_жащей д_лины стало не по себе. (Б.Акунин) 26. Мета_лические удары глухо разносились по огромному залу. (И.Ефремов) 27. Как грус_ны сумрачные дни беззвучной осени и хладной. (А.Фет)

Какие выразительные средства языка использованы в последнем предложении?

Из биографии слов...

Латинский корень терр- (от terra – «земля») содержится в ряде исторически родственных слов:
ТЕРРИТОРИЯ – «пространство земли с определенными границами»; ТЕРРАСА – 1) «насыпь, площадка»; 2) «летнее открытое помещение в доме»; ТЕРРАРИУМ – «место в зоопарке, где содержатся мелкие пресмыкающиеся и земноводные»; ТЕРРАКОТА (буквально – «обожженная земля») – род глины желтого или красного цвета или изделие из этой глины, не покрытое глазурью; ТЕРРАКОТОВЫЙ цвет – красно-коричневый; но: ПАРТЕР – «нижний этаж зрительного зала».

Упражнение 55. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. Обширную те_риторию института окружали точно такие же кирпичные стены. (Е.Парнов) 2. Они направились к те_ра_се кафе и прошли мимо гру_пы туристов, беседовавших со своим гидом. 3. Эта те_ритория должна дать месторождения многих драгоце_ных камней. (Ю.Липовский) 4. Те_ритория выгл_дела порядком захл_мле_ной. Под стенами л_бо_аторных к_рпусов стояли пустые кислородные ба_лоны. (Е.Парнов) 5. Он искал коренную, главную тайну криста_лов, которая волновала и тревожила человечество тысячи лет. (Е.Парнов) 6. Люсин взял со стола несколько разноцветных криста_ликов, очень похожих на те, которые показывал ему д_ректор. (Е.Парнов) 7. Вода в ручье была криста_льно чистой. 8. Ис_ку_ство страшно тем, что каждый смертный себя считает знатоком ис_ку_ства. (Е.Евтушенко) 9. Пусть нашим детям светит из туманов криста_льною надеждою Москва. (В.Сорокин) 10. У_кие и прямые кипарисы кажутся коло_нами, оставшимися от давно снесе_ных зданий. (В.Пелевин) 11. Она никогда не была пе_симисткой. 12. Вид у про_фе_сора был строгий и сосредоточе_ный. (О.Погорелов) 13. Очки служили женщине дополнительным укр_шением, прид_вая ее лицу инте_л_гентный вид. (О.Погорелов) 14. Слев_ от лес_ницы, в небольшом хо_ле, были три двери в гостевые комнаты. (А.Константинов) 15. За ма_сивным зданием Центрального почтам_та в_днелся зеленый сквер. (Ю.Липовский) 16. В руках у него ок_залась т_желая, желтовато-бледная, гла_кая мета_лическая пластинка. (П.Проскурин)

АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихах или – реже – в прозе одинаковых созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. АЛЛИТЕРАЦИЯ подчеркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им особое выразительное значение.
АССОНАНС – повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков; рифма, основанная на созвучии только гласных звуков.

Упражнение 56. Прочитайте выразительно стихотворение. В чем его «фонетический секрет»? Какова роль многосоюзия в тексте? Какие еще средства выразительности языка использует автор?

Я СЛУШАЮ ЛЕТО

Я летом не только лучи собирала,
Не только лишь ягод лесных огоньки,
А тропок молчанье в кустах краснотала,
И грохот грозы, и журчанье реки.
И звуки задорно звенящего горна,
И песни колосьев, и шелест листвы,
И аистов клекоты там, где просторно
Ветрам и зарницам, и трепет травы...

(И.Мазнин)

Почему, по-вашему, поэт пишет от имени лирической героини?

Упражнение 57. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?

Какие фонетические средства выразительности языка использованы поэтом? С какой целью? Какие еще средства выразительности использованы здесь?
Выпишите по 2–3 слова с орфограммами в корне. Объясните их выбор.

Упражнение 58. Используя толковые словари, выясните: а) есть ли разница в значениях слов эффектный и эффективный, практичный и практический, составьте с ними предложения; б) значение слов прецедент, инцидент, составьте с ними предложения.

Упражнение 59. Прочитайте, объясните написание выделенных слов.

Из биографии слов...

Составьте с выделенными словами предложения и запишите их.

Упражнение 60. Спишите, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к словарю.

I. Сверс_ник, окрес_ный, чу_ствовать, ре_кие металлы, я_ственный шепот, вкус_ные я_ства, отсу_ствовать, жу_жать, _жение, а_лея, ви_жать, девятиба_льный, криста_, криста_лический, кристал_ный, ко_ридор, ро_сиянин, ру_сист, ру_ский, поверхнос_ный, чес_ный, словес_ный, мо_жевельник, праз_ничное ше_ствие, извес_ный дра_матург, хру_кое _доровье; и_ску_ство, и_ску_с_ная ре_ьба; проце_сы, арти_лерия, и_люзии, те_нис, профе_сия, диску_сия, ко_ледж, инте_лигент, ко_ментарий, и_мунитет, вы_шая награда, а_компанемент, труже_ник, сте_лаж, инци_дент, преце_дент, ко_респондент, брю_жать, дребе_жать, ра_сориться, А_лочка, ус_ный, гиган_ский, блес_нуть на со_нце; маки и ромашки росли впереме_ку; трос_ник, залихва_кий, кос_ные взгляды, громоз_кий, воскрес_ный, по_черк, полновлас_ный, буревес_ник, плес_нуть, ро_кий, ярос_ный, бли_кий, опас_но, крепос_ной, свис_нуть, несчас_ный, радос_ный; вле_ на ду_; про_ьба, пого_ка, белору_, белору_ский, сколь_кий, э_фект, перелес_ный, безучас_ный, беспристрас_ный, бескорыс_ный, бесчу_ственный, бесстрас_ный, безжалос_ный, безмол_ствовать, ровес_ник, завис_ливый человек.

II. Д_летан_ский подход к пробле_ме; президен_ские а_п_ртаменты; ко_личество, капита_листический; ко_ментарий ко_респондента; корыс_ные намерения; интриган_ское поведение; конста_тировать факт; прогре_сивные взгляды; созд_вать о_позицию; инте_л_генция; и_ску_сный; а_легория; филосо_ский; ско_ректировать проект; целос_ное восприятие; а_социация промышленников; компроме_тировать идею; ди_сонанс; идти на компром_и_с; и_ску_сно увернуться от ответа; ко_муникабельность; час_ное предприятие; гиган_ский размах; учас_ник конгре_са; мой сверс_ник; те_ритория государства, па_сивный человек; передо мной стоит диле_ма; ко_мерческое предприятие; ди_ску_сия по вопросу; де_фицит доброты; произвести э_фект; строить и_люзии; кос_ные взгляды; ба_лотироваться на выборах; бю_летень; моше_ник; пара_лель; пе_симизм; ко_ледж, дра_ма, дра_матургический; кла_сик; те_нис; а_петит; гу_манизм; гу_манный подход; ка_рикатура; трудная ми_сия; картинная га_лерея; выступить в пре_се; интерес_ная пье_са; извес_ная поэте_са, гра_мотный человек; гра_матика; гра_мотей.

Объясните значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.
Укажите 5–6 слов, характерных для публицистического стиля речи.
Подберите синонимы к слову активный (человек), антонимы к слову пе_симизм.

Упражнение 61. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

1. Из космоса отлично видны темные ма_сивы лесов. (Г.Титов) 2. В и_люминатор видны цепи гор похожие на гиган_ские скирды соломы. (Г.Титов) 3. И сейчас перескакивая с канала на канал в поисках интерес_ной програ_мы он отпускал _звительные ко_ментарии по поводу того что м_лькало на телеэкране. (В.Ильин) 4. Ветер насыщал воздух пря_ным запахом при_же_ной земли. (М.Шолохов) 5. Журналисты (не)изв_ще_ные о хитроумном плане арти_лерийской подготовки выехали на позиц_ю еще (за)темно. Местонахождение ко_респонден_ского пункта следовало обговорить с командованием заранее. (Б.Акунин) 6. Вдруг я_ственно послышались шаги. (А.Гаранин) 7. Пред_явив при входе карточку а_кредитации он без всяких помех прошел на те_риторию выст_вки. (А.Гаранин) 8. Ему ук_зали окно на втором этаже а_куратного строения. (А.Гаранин) 9. В прису_ствии этого человека ее охватывала робость. 10. Один кристал_ зам_нял десятки килогра_мов а_паратуры причем сложнейшей. (С.Алексеев) 11. В сверкающем безмолвии я_ственно слышалось как б_ется сер_це и шелестит в ушах кровь. (С.Алексеев) 12. Цветные мета_лы ц_нились теперь чуть(ли) не на вес золота. (С.Алексеев) 13. В первые дни его (не)покидало ощ_щение что он вернулся из космического полета и теперь проходит проце_с _даптац_и на земле. (С.Алексеев)

Упражнение 62. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Определите тему, основную мысль высказывания, принадлежность к стилю.

Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу.
Найдите во втором абзаце текста синонимы. Почему, по-вашему, в предложения включено несколько синонимов в качестве однородных членов?

Дра_ма Гроза прин_длежит к самым зам_чательным художестве_ным созданиям Островского _вляет_ся величайшей победой его реализма.
В ней особе_но ярко про_вились самые передовые прогр_сивные устр_мления дра_матурга. Ст_лкновение Катерины со страшным миром Диких Кабановых с его звери_ными законами основ_ными на жестокост_ лжи обман_ изд_вательств_ и ун_жени_ все это показа_но в Грозе с потр_сающей силой...
Гроза написа_на в годы когда тема эм_нсипац_и женщины семейных устоев _являлась весьма п_пулярной и злободневной. Этой пр_бле_ме был посв_щ_н целый ряд произведений. Всех их об_ед_няло однако то что они ск_льзили по поверхност_ _вления (не)прон_кали (в)глубь противоречий совреме_ной дра_матургу жизн_. Тема эм_нсипац_и женщины органически связ_на с критикой всего обществе_ного строя тр_гическая(же) гибель Катерины показ_на дра_матургом как прямое следствие ее без_сходного пол_жения в «темном царстве». (По)этому(то) художником уд_л_но в пье_се такое большое внимание соц_альному фону характеристике жизн_ и устоев об_тателей города Калинова. В соответстви_ с идейным зам_слом дра_мы Островский выд_ляет в обр_зе Катерины те черты которые (н_)как (не)позв_ляют ей прим_риться с законами окружающ_й среды основа_ными на лжи и обмане.

(По Г.Владыкину)

Какими словами в тексте автор заменяет слово Островский?
Подберите синонимы к выделенному словосочетанию.
Объясните значение слова эм_нсипация, подберите к нему синонимы.

Упражнение 63. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

1. Пуля пор_зившая Пушкина нан_сла инте_лектуальной России ужас_ный удар. (А.Мицкевич) 2. Жуковский вывешивал бю_летени на дверях квартиры. (В.Кулешов) 3. Многие идеи Чаадаева Пушкин разд_лял но (не)согл_шался с общим п_симистическим взглядом на историческое прошлое и буду_щее России. (В.Кулешов) 4. Патриотическая гордость которая пом_гла изгнать Наполеона теперь п_тала о_позиц_онный дух в стране. (В.Кулешов) 5. В нем сразу чу_ствовался инте_л_гент – (не)зависимый знающий себе цену спокойный. (В.Мясников) 6. По отзывам знакомых и друзей она была инт_л_гентной и умной дамой. (А.Маринина) 7. Надо срочно раздобыть ка_сеты с програ_мами которые пошли в эфир в последние (пол)года. (А.Маринина) 8. У нее была полная и_люзия что она здесь (в)первые. (А.Маринина) 9. Он двигался очень осторожно по ми_лиметру сокр_щая ра_стояние между ними (не)произв_дя н_ единого ш_роха. (А.Маринина) 10. Режи_сер однако так быстро сд_ваться (не)соб_рался. (Е.Яковлева) 11. И вы вероятно знаете многих ко_лекц_онеров? (Е.Яковлева) 12. Я сняла шубу и повесила на ма_сивный метал_ический крюк. (Е.Яковлева) 13. И почти в каждом обломке сидели и поблескивали осколки (светло)зеленых кристаллов. (В.Мясников) 14. Несколько свежих пеньков и груда веток в стороне св_детельствовали что те_риторию расчистили спец_ально. (В.Мясников) 15. Зар_сли _каций отд_ляющих дворик от улицы и сплошные зан_вески винограда созд_вали и_люзию защ_щенности. (Н.Подольский) 16. Дядя держал Куклу (лошадь) под уз_цы. (Ф.Искандер) 17. Наступал час когда тишину должен был нарушить первый тро_лейбус. 18. Ож_вленная тра_са к ночи зат_хала. 19. После шес_надцати часов гула и сума_шедшей тряски тишина и (не)подвижность к_зались и_люзией готовой исчезнуть в любую минуту. (А. и Б. Стругацкие)

Найдите в трех последних предложениях однокоренные слова и разные формы одного слова. Разберите их по составу.
Какие из данных ниже эпитетов, взятых из «Словаря эпитетов русского литературного языка» (авт. – К.Горбачевич, Е.Хабло), можно использовать со словом тишина, говоря: 1) о степени тишины; 2) о впечатлении, психологическом восприятии:

беззвучная, абсолютная, баюкающая, безмятежная, глубокая, мертвая, величавая, полная, тягучая, давящая, настороженная, непривычная, таинственная.

Какие из этих эпитетов можно было бы использовать в последнем предложении?
В «Кратком словаре синонимов» В.Н. Клюевой к слову тишина дается синонимический ряд: безмолвие, молчание, тишь, затишье. Все эти слова объединяются значением «отсутствие звуков». Если из данных синонимов строить градацию, все ли слова при этом можно использовать? Составьте восходящую и нисходящую градации. Составьте текст из 4–5 предложений, используя восходящую градацию.

(Для справки: Молчание – главным образом отсутствие человеческого голоса, но может использоваться и более широко. Безмолвие – слово поэтического языка – полная тишь, не нарушаемая ничем. Тишь – параллель к тишине, преимущественно слово поэтического языка. Затишье – тишина на какое-то время, временное ослабление шума.)

Упражнение 64. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Извес_ный мес_ный садово_; учас_ник предвыборной к_мпании; доблес_ный труд; захолус_ный городишко; окрес_ности города; д_л_тан_ский подход; коло_сальное сооружение; блес_нуть на со_нце; досадный инц_дент; дост_жения, не имеющие пр_це_дента в практике; ярос_ный спор; сомкнуть рес_ницы; криста_лики росинок; слегка присвис_нуть; многочисленные я_ства; прекрас_ный а_петит; и_ску_ство танца; под а_комп_немент а_корд_она; эпигра_ма поэта; горес_ное вп_ч_тление; разг_релась д_ску_сия; филосо_ский вопрос; неснос_ный характер; злос_ная привычка; ше_ствовать в коло_не д_монстрантов; ка_лиграфический по_черк; беспристрас_ное суждение; совес_но вспоминать об этом прои_шествии; ярос_ный противник; влас_ная хозяйка; чу_ствовать слабость; наперс_ница; дра_матический театр; безмол_ствовать; бессловес_ные жертвы д_спотизма; редкос_ное _вление; и_ску_сно изобразил; ус_ное задание; ко_муникабельный человек.

В «Словаре эпитетов русского литературного языка» К.Горбачевича, Е.Хабло к слову по_черк дается ряд эпитетов. Какие из приведенных ниже эпитетов: 1) характеризуют манеру письма; 2) выражают черты характера человека, его состояние:

бисерный, женский, аккуратный, отчетливый, беспечный, нервный, старательный, прыгающий, неуверенный, твердый, четкий, учительский, ка_лиграфический, размашистый.

Подберите антонимы к слову ко_муникабельный (человек), к слову коло_сальный – синонимы, расположив их в порядке усиления признака.

Упражнение 65. Проверьте себя!

ТЕСТ 2

Найдите строчку, в которой все слова пишутся

I. с одной буквой м:

1) су_марный, гра_матика, ко_мюнике, ко_мерция;
2) э_мигрант, ко_ментарий, гу_манизм, и_мунитет;
3) дра_ма, пробле_ма, ко_медия, гра_мотный;
4) гу_манный, програ_ма, ко_муникабельный, эпигра_ма;

II. с одной буквой л:

1) идеа_лизировать, криста_лический, бю_летень, бе_летристика;
2) ко_личество, э_легия, инте_лектуал, ди_летант;
3) га_лерея, а_люминий, капита_листический, по_лемика;
4) ко_ледж, а_легория, арти_лерия, ка_лиграфия;

III. с двумя буквами л:

1) бри_лиант, га_люцинации, криста_льный, либера_льный;
2) ко_лекция, ана_логия, ми_лион, идеа_листический;
3) апе_ляция, циви_лизация, и_люминатор, тро_лейбус;
4) инте_лигент, и_люзии, ко_лектив, пара_лельный;

IV. с двумя буквами с:

1) терра_са, ру_сист, прогре_с, компре_с;
2) ра_са, диску_сия, проце_с, иску_ство;
3) кла_сицизм, пе_симизм, иску_сница, а_социация;
4) компроми_с, па_сивный, а_систент, агре_сия;

V. с двумя буквами р:

1) те_рор, ко_респондент, ко_ридор;
2) те_ритория, ка_рикатура, прио_ритет;
3) опе_рация, диффе_ренцировать, сю_реализм;
4) ко_ректировать, те_рариум, и_ригация;

IV. с одной буквой с:

1) пре_са, ми_сия, а_самблея, _сора (друзей);
2) па_сажир, дре_сировка, депре_сия, ди_сонанс;
3) профе_сия, иску_ство, проце_сия, кла_сификация;
4) ма_сонство, пье_са, ра_счет, иску_сный.

Сверьте правильность ответов

Упражнение 66. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

I. 1. Соверше_но ч_тко вырисовывались голые ветви тополей приземистый дом с новой крышей реш_тка железных ворот. (И.Ефремов) 2. В селе на берегу разос_ланы были ц_новки. (И.Гончаров) 3. Из(под) запорош_ного песком капюш_на смотрели его угрюмые глаза. (А.Казанцев) 4. К добру и злу постыдно р_внодушны (в)начале поприща мы вянем без борьбы. (М.Лермонтов) 5. Р_внина на юге к_залась очень широкой и пустынной. (А. и Б. Стругацкие) 6. Дети в его прису_ствии ходили на ц_почках говорили ш_потом. (М.Шолохов) 7. Ж_лтой пылью дымятся (не)скош_ные вызревшие заливы пшеницы. (М.Шолохов) 8. Он украдкой глянул на ц_ферблат. (Е.Парнов) 9. Р_вноденствие время од_наковой прод_лжительности дня и ночи. 10. По_черк был крупный твердый и накл_не_ный (в)лево. (В.Пелевин) 11. К_рте(ж,ш) автомашин д_леко раст_нулся по ш_се. (В.Губарев) 12. Его душевное р_вновесие настораживало и уд_вляло. (Л.Замятин) 13. До самого г_ризонта ш_се к_залось пустынным. (В.Губарев) 14. И_люстрации пор_жали. 15. Чаще и чаще на б_тарею поп_дали сн_ряды и залетали _жу_жа и св_стя пули. (Л.Толстой) 16. В_лялись зеленые обо_жё_ные доски и тряпки на вы_же_ной земле. (Л.Толстой) 17. Последовавшие выступления были полны скепт_ц_зма. (И.Ефремов) 18. Сочу_ственный интерес Пушкина к Пугачеву заметно возр_стал в проце_се создания повести. (Е.Маймин) 19. Чуть в стороне плотной стеной т_мнели зар_сли камыша и у_ким лезвием бл_стела в лунном свете кромка воды вдоль дальнего берега. (Л.Кожевников) 20. Вскоре в ночи забл_стели многочисленные звездочки костра и пот_нуло дымом. (Л.Кожевников) 21. Теперь учас_ники заседания соб_рались в большом зале с белыми коло_нами м_заичным п_ркетом и хрустальной люстрой на украш_ном лепкой потолке. (А.Гаранин) 22. Кухня бл_стела чистотой в нос уд_ряли зап_хи спец_й и припра_. (А.Гаранин) 23. Его пор_зила красота б_грового солнечного диска который к_снулся нижним краем верхушек елей. (А.Гаранин) 24. Мне маленькому всегда к_залось что все в мире р_стет от п_хвалы. Прил_скают ребенка он и подрос. (В.Распутин) 25. Я застал толпу якутов которые расч_щали землю р_вняли дороги строили мост. (И.Гончаров) 26. Слев_ п_лзли голые отпол_рованные со_нцем горы Ирана справ_ расст_лалась пустыня. (Ю.Трифонов) 27. У старухи словно прибавилось сил движения ее обр_ли уверенность лицо разг_релось глаза про_снились. (П.Проскурин) 28. Он ехал по зам_равшему вечернему городу влажно бл_стевшему под матовым светом ф_нарей умытых мелким дождем. (К.Измайлов)

II. 1. Он вкладывал в него нотную гра_моту и посв_щал в тайны вл_дения голосовым а_паратом заст_влял до изнем_жения играть га_мы разрабатывая (не)послушные пальцы запр_щал громко петь пока голос (не)станет крепким учил нап_вать (в)полголоса под собственный а_к_мп_немент. (А.Маринина) 2. Он умел в трудных случаях изобр_зить раскаяние и готовность к (не)медленному действию. (С.Высоцкий) 3. Это говорил не прославл_ный _ратор а ученый (п_дант) изл_гающий научно подтвержденные и оч_видные всякому (мало)мальски разумному человеку факты. (Б.Акунин) 4. Вокруг _бс_рватории (в)низу расст_лалась ж_лтая степь с кустиками серебристой полыни и голубых колючек. (И.Ефремов) 5. На тугих заг_релых щеках ее возникли с_мпатичные ямочки. (А.Адамов) 6. Беседа между тем прод_лжалась все так(же) ож_вленно к_саясь самых различных тем. (А.Адамов) 7. Поисковые работы расш_рялись и постепенно все я_стве_нее проступали оч_ртания буду_щей п_р_спективной площади. (Ю.Липовский) 8. Я попытался вспомнить прои_шедшее и осознал что вроде(бы) (не)совершил ничего страшного. (В.Пелевин) 9. Во_зал жил своей обычной суетной шумной жизнью как некий гиган_ский вечный двигатель (не)утомимо и постоянно перег_няющий бурливые людские потоки по залам лес_ницам пе_ронам и (не)терпеливым гудящим поездам. (А.Адамов)

Упражнение 67. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Прочитайте. Докажите, что это текст.
Определите тип речи, укажите его признаки.

Ок_завшись в тесном ко_ридорчике (хо_ле) куда выходили двери трех комнат он прислушался и из(за) одной двери до него я_ственно донесся ш_рох. Там (не)сомненно кто(то) прятался.
Но в комнате (н_)кого (не)ок_залось. Это было нечто вроде (не)большого рабочего к_бинета. Вдоль одной стены стояли два шкафа с книгами на иностранном языке по другую был стол на котором возвышался к_мпьют_р гр_моздились какие(то) электронные приборы и кипы отп_чата_ных листов третья стена предст_вляла собой сплошное окно закрытое жалюзи а на четвертом в_село несколько картин и все. Да здесь (н_)кого (не)было и прятаться было _бсолютно (не)где.

(В.Ильин)

Поставьте ударение в выделенном слове.

Правописание ы – и после приставок, оканчивающихся на согласный

Вспомним правило!

Буква ы вместо и пишется в соответствии с произношением после приставок, оканчивающихся на согласный, кроме приставок меж-, сверх- и иноязычных (дез-, контр-, пан-, суб-, транс- и пр.).
Запомните: взимать, но: изымать, подымать (прост.).

Упражнение 68. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки, подчеркните первую букву корня.

Без_скусный, без_мянный, без_дейный, без_скусственный, без_нициативный, без_нвентарный, без_тоговый, небез_звестный, небез_нтересно, без_сходность, пред_юльский, пред_стория, пред_дущий, пред_юньский; под_скать, под_тожить, раз_скать, раз_грать, из_скать, под_грать, под_скать, об_скать, с_грать, роз_грыш, с_змала, с_здавна, с_мпровизировать; пред_нфарктный, пост_нфарктный; пред_прессионизм, пост_мпрессионизм; сверх_зобилие, сверх_нтеллигентный, сверх_зысканный, сверх_зобретательный, сверх_дейный, сверх_нтересный; под_нтегральный.
Вз_мать, под_мать, из_мать, воз_меть; от_мать (прост.).
Меж_ранский, меж_нститутский, транс_ранский, контр_гра, дез_нфекция, дез_нформация; мед_нститут, спорт_нвентарь, сан_нспекция, пед_нститут, сан_нспектор.

Упражнение 69. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

1. И ярко во всех лицах г_рел тот огонь за разг_ранием которого следил Пьер. (Л.Толстой) 2. Пьеру пришла мысль о том что он примет участие в предпол_гаемой как он знал народной защите Москвы. (Л.Толстой) 3. Офицер оп_раясь на палку и прихрамывая ш_л впереди. (Л.Толстой) 4. Тот пожар на который так р_внодушно смотрел он накануне вечером за ночь значительно ув_личился. (Л.Толстой) 5. Вблизи весело бл_стел купол Новодевич_его м_настыря. (Л.Толстой) 6. Что(бы) уд_ржать то бл_стящее положение в котором находилось в то время французское войско казалось бы (не)нужно особенной г_ниальности. (Л.Толстой) 7. Исторические как вы их назвали из_скания проводились шефом пара_лельно с основной работой. (Е.Парнов) 8. Звук стал р_сти и через некоторое время его можно было слушать без напр_жения. (В.Пелевин) 9. Иногда они по какому(то) м_лчаливому уговору вдруг ост_навливались и (на)долго зам_рали. (В.Пелевин) 10. Лагерь разбили (по)дальше от берега в густых зар_слях. 11. _ранжевый аб_жур окрасил комнату красным. Мя_кий обв_лакивающий свет размывал оч_ртания мебели. (Н.Подольский) 12. И зам_рает песня жницы среди вечерней тиш_ны. (А.Блок) 13. За рекой на песке все лето заг_рает белая лошадь и никак (не)может заг_реть. (Ф.Абрамов) 14. Вокруг до самого г_ризонта прост_ралась розовая под утренним со_нцем р_внина. (В.Пронин) 15. Эл_ктричество в к_оске (не)выключили и он слабо св_тился под снегом. (В.Пронин) 16. Было темно бл_стела только отр_жая звезды застывшая справ_ река. (В.Гусев) 17. Все то чего к_снется человек оз_р_но его душой живою. (С.Маршак) 18. Из ма_сы огромной словес_ной выб_раю слово (не)громкое, знакомое всем извес_ное простое но веское емкое. (О.Константинова)

Сверьте правильность своих ответов:

  • ТЕСТ 1: I. 3; II. 3; III. 2; IV. 3; V. 4. VI. 2.

  • ТЕСТ 2: I. 3; II. 3; III. 4; IV. 4; V. 4; VI. 4.

Упражнение 70. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

Я вышла из фл_гелька и окунулась в ра_ние ф_олетовые сум_рки. Ж_лтые ф_нари ро_ко р_няли слезливый свет в темные уголки заброш_ного переулка во влажном воздухе в_села мелкая снежная пыль дли_ные тени кряжистых деревьев (уродцев) л_ше_ных со_нца почти круглый год расчерчивали сугробы лом_ными линиями.

(Е.Яковлева)

Определите тип речи, укажите его признаки.

Публикация статьи произведена при поддержке информационного портала «izhevskinfo.ru». Интересует погода в Ижевске? Это и многое другое Вы можете с легкостью узнать, перейдя по ссылке http://www.izhevskinfo.ru/weather/now.html. Ижевский информационный портал знает все не только о погоде в Вашем любимом городе, но и подскажет, что можно посмотреть сегодня в кино; предоставит театральную афишу Ижевска, а также посоветует самые лучшие ночные клубы города. С порталом «izhevskinfo.ru» Вы всегда будете в курсе событий Ижевска!

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru