КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
В июне 1992 года, в канун первой годовщины
независимости России, любители статистики
поставили перед компьютером задачу определить
географический центр республики.
Беспристрастная машина указала точку на берегу
таежного озера Виви, которое расположено в
среднем течении Енисея на севере Красноярского
края.
С.ЕВГРАФОВА
ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ РОССИИ:
творческий отчет о
командировке
1. Приглашение
Как-то раз мне довелось пожить на ферме
в маленьком городке в гористой части Нормандии.
Хозяева, милые люди, не только откармливали
бычков и делали кальвадос и яблочные конфитюры,
но и содержали комнаты для гостей. Конечно,
частный пансион добавлял им хлопот, однако они
лишь радовались, говоря, что общение с гостями из
разных стран заменяет им путешествия, на которые
у крестьянина попросту нет времени. Я, наверное, в
чем-то на них похожа, потому что до недавних пор
чтение писем, приходящих со всех концов огромной
страны в нашу редакцию, заменяло мне
командировки. Я привыкла радоваться тому, что
учительница из далекого города или села, о
существовании которого я и не догадывалась,
думает над теми же проблемами, что и я; привыкла
гордиться тем, что в наше сумасшедшее время
повсюду работают замечательные
учителя-энтузиасты. И все-таки путешествие – это
не просто событие, это особое состояние ума и
души!
Итак, все началось с того, что в
редакцию пришло приглашение из Красноярска на
конференцию «Лингвистика и школа», которую
организовала кафедра русского языка
Красноярского государственного университета.
Темы самые животрепещущие: «Школьные программы и
учебники по русскому языку: история и
современность», «Новые концепции современного
школьного филологического образования:
речеведение, риторика и др.», «Лингвистическая
теория и методика преподавания русского языка в
их взаимодействии», «Методика обучения
орфографии и ее соответствие сущности языковой
нормы», «Русский язык в аспекте языковой
коммуникации», «Диагностика и оценка языковых
умений школьников», «Проблемы преподавания
иностранных языков».
Гости – Б.И. Осипов,Е.В. Красильникова,
С.М. Кузьмина,Л.Б. Парубченко
Конференция в Красноярске была
запланирована как «ответная реплика»: «диалог»
был начат в ноябре 1999 года в Барнауле, когда
конференцию «Лингвистика и школа» проводила
кафедра русского языка Алтайского
государственного университета. В тот раз в
качестве «корреспондентов» нашей газеты
выступали главный редактор Л.А. Гончар и редактор
Т.Н. Леонтьева (см. публикацию в № 46/99). Они
привезли из Барнаула самые прекрасные
впечатления, толстые папки с новыми материалами
и обзавелись хорошими знакомыми, которые до сих
пор время от времени радуют нас своими статьями.
Столь плодотворное сотрудничество с сибирскими
коллегами невозможно было не продолжить. На этот
раз «корреспондентами» стали Н.А. Шапиро и автор
этих заметок. Кстати, хочется особо
поблагодарить А.С. Соловейчика, который
прекрасно понял, как важно для газеты, да и для
учителей, ее читающих, поддерживать живую связь с
самыми далекими уголками России (а ведь денег,
потраченных на один билет по маршруту Москва –
Красноярск – Москва, хватило бы для того, чтобы
вдвоем провести неделю в Египте).
2. КрасГУ, филфак, кафедра русского
языка
Филологический факультет
Красноярского государственного университета
молод – осенью 2001 года ему исполнилось 20 лет.
Коллеги подарили нам юбилейную факультетскую
газету – «Слово», и я позволю себе некоторые
цитаты оттуда.
ВСЕ ДЕКАНЫ ФАКУЛЬТЕТА
1981 год. Иван Иванович Литвиненко.
Начало. Отделение при юридическом факультете.
Первый и лучший набор. Первый и легендарный
декан. Система спецсеминаров: особый вид учебной
работы, которая неразрывно связана с научной, –
специфика факультета, определяющая его лицо и
отличие от пединститутских филфаков. Ведущие
ученые, приглашенные в качестве лекторов:
Хабургаев, Жук, Блажес. Интенсивная духовная
жизнь факультета...
Между прочим, традициям, заложенным
тогда, на кафедре русского языка следуют и
сейчас. В выступлениях и статьях всех
красноярских русистов чувствуется старая добрая
филологическая привычка – не краснобайствовать,
а анализировать собранный материал, сравнивать,
думать и обобщать.
Наша кафедра – самая первая кафедра:
ей столько же лет, сколько факультету; с нее, с
кафедры русского языка и литературы, начинался
наш факультет.
Наша кафедра – самая кандидатская
кафедра: процент защищенных преподавателей – 99
(оставшийся 1% успешно учится в аспирантуре).
Говорят, что подобных кафедр во всем
университете лишь... еще одна.
Наша кафедра – самая многодетная
кафедра. За время ее существования преподаватели
породили столько детищ – школу будущего
филолога, научные сборники, гранты, – что это
сопоставимо лишь с количеством родных детей. Их
на кафедре десять (в возрасте от 1 до 21 года),
причем нам везет на мальчиков.
Наша кафедра – самая вышколенная
кафедра: 3/4 из нас прошли одну научную школу,
школу Т.В. Шмелевой.
Наша кафедра – традиционная кафедра:
мы соблюдаем некоторые традиции долгие годы.
Одна из них связана с памятью о прошлом: в одну из
ноябрьских сред мы объединяем свои спецсеминары
и проводим открытое заседание научного семинара
«Активные аспекты грамматики». Вторая традиция
– общеуниверситетский конкурс «Грамотей»...
У нас, людей со стороны, сложилось
впечатление, что кафедра русского языка
Красноярского университета еще и очень живая
кафедра. Уверена: никому не придет в голову, что
русский язык – скучный предмет, если он
познакомится с красноярскими преподавателями.
Гостеприимная хозяйка – Т.М.
Григорьева
Возглавляет кафедру Татьяна
Михайловна Григорьева, человек внешне суровый, в
науке обстоятельный – и невероятно обаятельный.
От ее улыбки расцветает не только она сама, но и
всё вокруг. Кстати, наши постоянные читатели
знают ее по опубликованным в газете работам по
истории русской орфографии (см. № 17/2001).
Из Тобольска я была приглашена на
только что созданный факультет. А.П.
Сковородников, Г.М. Шленская и Т.И. Бытева задолго
до открытия факультета продумывали его общие
принципы и планировали работу, а я оказалась в
числе первых преподавателей. Всех, кто собирался
работать на факультете, приглашал на
собеседование в свой кабинет ректор
В.С. Соколов.
В первые годы работы здесь я защитила
диссертацию в Институте русского языка АН...
Когда молодого преподавателя
приглашают работать не на все готовое, а на новый,
только что образованный факультет, – это знак
того, что его уже уважают, считают способным
своротить горы. Если же молодой ученый из
провинции защищается в столь уважаемом
учреждении – это «знак качества» научной работы.
И потому неудивительно, что Татьяна Михайловна и
преподает, и занимается наукой, и успешно
руководит кафедрой, и даже может организовать
солидную конференцию (что весьма и весьма
непросто).
Несмотря на молодость, кафедра
выглядит серьезно и солидно: сказывается научная
школа. Формировать будущего филолога в
Красноярске начинают еще в школе юного филолога.
Лидия Александровна Киселева: Все
началось в 80-х годах на занятиях
лингвистического кружка, когда Т.В. Шмелева
предложила нам изучать язык города. Стали
распределять темы: кому названия улиц, кому –
магазинов, я выбрала транспортную коммуникацию,
потому что жила на окраине и проводила в
транспорте каждый день около трех часов.
Собранный материал оказался столь значительным,
что в дальнейшем появилась возможность обобщить
его в серьезном научном исследовании. Последние
два года мы со студентами занимаемся
исследованием разговорной речи красноярцев...
Все преподаватели кафедры русского
языка с любовью вспоминали Татьяну Викторовну
Шмелеву, которая теперь профессор Новгородского
университета (кстати, читатели знают ее по нашим
публикациям – см., например, № 17/2000).
И что особенно приятно – повзрослевшие ученики
унаследовали от своего учителя серьезное
отношение к работе со студентами и со
школьниками. Во многих школах прекрасная идея
исследовательской работы школьников
превратилась, к сожалению, в написание рефератов
под неприлично тщательным руководством учителя.
Но в Красноярске школьников (а затем и студентов)
обучают в первую очередь методике сбора живого
языкового материала и способам его обработки и
классификации.
Во время дискуссии
3. Сотрудничество со школой
Работа со школьниками, научная помощь
школьным учителям, сотрудничество с
пединститутом занимают немаловажное место в
жизни кафедры русского языка. Поэтому на
конференции учителей было немало: одни пришли
послушать доклады, другие выступили с
интересными сообщениями. Вузовские
преподаватели, ученые и учителя-практики с
большим интересом слушали друг друга, задавали
вопросы, выступали с репликами на круглом столе и
даже в перерывах никак не могли наговориться!
Чтобы читатели тоже могли поучаствовать в наших
дискуссиях, прервем отчет о командировке
текстами докладов.
4. Слово докладчикам
Елена Васильевна Лукашевич, доцент
Алтайского государственного университета
(Барнаул), рассказала о печальных
результатах одного очень важного исследования:
она проводила анкетирование абитуриентов, чтобы
выявить их уровень владения русским языком.
|