ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Уже несколько лет подряд на письменном
экзамене по литературе предлагается анализ
стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).
Есть такая формулировка и в каждом из 35 вариантов
экзаменационных тем этого года (как известно, они
уже опубликованы). Накануне выпускного экзамена
мы знакомим читателей с тем, как пишет о
стихотворениях русских поэтов выпускница
гуманитарного класса школы № 57 г. Москвы Ольга
Павлова.
О.ПАВЛОВА,
школа № 57,
г. Москва
Разбор стихотворных текстов
О СТИХОТВОРЕНИИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «Я
ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ...»
Стихотворение Есенина «Я последний
поэт деревни», написанное в 1920 году, можно
назвать эпитафией уходящему миру деревни (такой,
какой ее знал и любил Есенин). Подобное
настроение появляется во многих стихотворениях
этого времени; «вымирающим образом деревни»
называет Есенин в одном из своих писем жеребенка
из цикла «Сорокоуст». Поэт чувствует, что не
может воспевать новое: оно кажется ему
дисгармоничным. Поэтому так сильны становятся у
Есенина мотивы ненужности теперь его поэзии;
связывая себя с исчезающей деревней, он говорит и
о неизбежности своего ухода.
Стихотворение «Я последний поэт
деревни» не имеет сюжета, в нем не происходит
никакого действия. Главное в стихотворении –
внутренние ощущения лирического героя,
предсказывающего свою судьбу.
Сильнее всего звучит тема смерти,
гибели прежнего мира (и поэта этого мира –
деревни – вместе с ним), пронизывающая все
стихотворение. В первом четверостишии герой
прощается со всем, что ему дорого, ловит
последние мгновения перед наступлением нового (а
это «скоро» произойдет, на что указывают эпитеты последний
и прощальная). Первая строфа –
единственная, в которой глаголы стоят в
настоящем времени; герой как бы живет настоящим
(доживает), а в будущем ему нет места. Во втором
четверостишии поэт, сравнивая себя с догорающей
свечой, предсказывает свою скорую смерть (И
луны часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый
час). В третьей и четвертой строфах
сталкиваются образы старой деревни и нового,
приходящего ей на смену; нарастает отрицательное
отношение к этому новому. В пятом – последнем –
четверостишии продолжает звучать и усиливается
тема смерти (панихидный пляс справляет ветер
по старому миру); почти дословно повторяются
слова из второй строфы (Скоро, скоро часы
деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!),
но повторение звучит более резко и
неожиданно – теперь это отдельное
восклицательное предложение, к тому же после
двух с половиной строф, где вообще не было
лирического «я», повторяется дважды и слово скоро,
которое отсылает к третьему четверостишию (скоро
выйдет железный гость), устанавливая прямую
связь между наступлением нового, то есть гибелью
старой деревни, и смертью поэта.
Слова последний поэт деревни можно
понимать по-разному. Они могут значить
«последний поэт в деревне», то есть последний из
ее обитателей, кто ее воспевает и кому дорога
именно уходящая старина, последний, кто жалеет о
ее исчезновении; тогда дощатый мост и березы
– конкретные признаки этой деревни. Но
вероятнее, что слово деревня здесь имеет
более общий смысл, превращаясь в некий символ:
герой – последний поэт, воспевающий деревню,
с приходом нового она утрачивает для него свою
поэтичность.
В стихотворении сконцентрировано то,
что ярче всего выражает красоту и поэзию деревни:
дощатый мост, который скромен в песнях, кадящие
листвой березы (которые часто сравниваются со
свечками у Есенина; свеча действительно
появляется, но в следующей строфе), злак
овсяный, зарею пролитый; колосья-кони. Все
это противопоставлено единственному образу железного
гостя (видимо, подразумевается трактор), причем
его чужеродность сразу подчеркивается: он назван
«гостем», хотя именно он станет хозяином (о
хозяине старом будут тужить). Сама деревня (в
понимании последнего ее поэта) – это песня: мост
поет, березы служат обедню; она наполнена
различными звуками (ржаньем колосьев-коней),
тогда как железный гость зловеще молчит (и
убивает эти песни). Деревня полна жизни: живы
мост, березы, пляшущий ветер, колосья. Грань между
одушевленным и неодушевленным стирается: колосья-кони
сливаются в одно, их ржанье может быть и
звуком, издаваемым конями, и словом,
образованным от рожь, ржаной; ветер же,
сосущий (и в других стихах Есенина встречается
глагол сосать в переносном значении,
например, в «Гой ты, Русь моя родная…»: только
синь сосет глаза) это ржанье, или разносит
звук, или колышет ниву. Сам поэт деревни
уподобляется свече из телесного воска. Ладони
же гостя (то есть черная горсть) – чужие,
безжизненные (строка Не живые, чужие ладони
делает чужое синонимом мертвого), песни
при нем не смогут именно жить; кажется, что
этот гость вообще уничтожит жизнь. (В письме
Е.И. Лившиц Есенин писал: «Трогает меня… только
грусть за уходящее милое родное звериное и
незыблемая сила мертвого, механического».) С
деревней связаны религиозные мотивы (обедня
берез, панихидный пляс ветра, поэт – свеча),
машина же бездушна. Противопоставление видно и в
цветовой символике: свеча догорает золотистым
пламенем, поле названо голубым (в стихах
Есенина вся Русь окрашивается в этот цвет: голубая
Русь), злак овсяный пролит зарею; железный
гость черен. Однако будущее именно за ним: все
остальное отходит в прошлое, сам поэт становится
лишним в новой картине мира.
Смерть героя синонимична наступлению
ночи: сама смерть – полночь, двенадцатый час,
а возвещают ее луны часы деревянные, хотя
часы эти не бьют, не звонят, но хрипят. Этот хрип и
черный цвет смерти-ночи и горсти железного
гостя – знаки наступающей в мире дисгармонии.
Эти образы тоже по-своему поэтичны.
Герой утверждает: «…этим (курсив мой. – О.П.)
песням при вас не жить!» – но, возможно,
появятся другие, новые песни. В стихотворении
«По-осеннему кычет сова…» (примерно того же
времени) Есенин говорит:
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
Но это предсказание возможности новой
поэзии в новом мире не отменяет для лирического
героя стихотворений Есенина трагичности
совершающихся перемен: в этом новом мире поэту
старой деревни места нет.
СРАВНЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
Н.А. НЕКРАСОВА «НАДРЫВАЕТСЯ СЕРДЦЕ ОТ МУКИ…»
И Ф.И. ТЮТЧЕВА «НЕТ, МОЕГО К ТЕБЕ ПРИСТРАСТЬЯ...»
Стихотворения Некрасова и Тютчева
посвящены весенней природе (в них появляются
образы «матери природы» и «матери земли»), ради
которой герой оставляет другой мир (не такой
прекрасный и гармоничный). Главный предмет
изображения и в «Надрывается…...», и в «Нет, моего
к тебе пристрастья...» – красота и гармония
природы, которая обладает притягательной силой.
Но и способы изображения окружающего мира, и
позиции лирических героев в этих стихотворениях
очень различны.
Стихотворение Некрасова «Надрывается
сердце от муки» написано знаменитым размером
Некрасова – трехстопным анапестом
(действительно «скорбным»); «Нет, моего к тебе
пристрастья...» Тютчева – четырехстопным ямбом.
Лексика, которую используют поэты при описании
природы, довольно сильно различается. У
Некрасова природа изображена очень конкретно,
без символов и метафор; конкретно и единственное
сравнение – весны с ребенком; поэт любит сплошной,
чудно смешанный шум: грохот тройки, скрипенье
подводы, крик лягушек, жужжание ос, треск
кобылок, ржанье жеребенка. Здесь же
встречаются и просторечное имя Парасковья, и
знаменитое некрасовское Чу! У Тютчева
лексика высокая и отвлеченная: он употребляет
такие слова и выражения, как жажду, пристрастье,
духов бесплотных сладострастье, цветущее
блаженство мая, светлая мечта; есть здесь
метафорические образы (Весенний, теплый воздух
пить; …Набресть… // …на светлую мечту, утеха
рая). Даже, казалось бы, одинаковые определения
у двух поэтов имеют разные формы и оттенки:
эпитет золотая (весна) у Некрасова можно
связать с реальной природой, солнечным светом, златые
(сны) у Тютчева – устаревшая форма со
старославянским неполногласием, и звучит она
более торжественно и отвлеченно.
И в «Надрывается сердце от муки», и в
«Нет, моего к тебе пристрастья…...» ощущается
присутствие какой-то другой жизни, от которой
уходит лирический герой. Но герой Некрасова
совершает побег от царящих в мире звуков
барабанов, цепей, топора (которые вырастают в
его стихотворении до символов мирового зла),
природа противопоставлена человеку,
человеческому миру (в мир природы гармонично
вписывается только ребенок, играющий в прятки в
лесу; ведь не случайно ребенок рифмуется со
словом жеребенок, а весну Некрасов называет дитя).
У Тютчева есть только абстрактный намек на
существование другого мира – мира, который
заключен в самом герое: он не жаждет духов
бесплотных сладострастья и выбирает
гармоничное сосуществование с природой.
В стихотворении Тютчева нет
противопоставления и контраста; изображение
красоты весны плавно переходит в перечисление
занятий поэта, которые опять перемежаются
описаниями природы.
Герои обоих стихотворений признаются
в любви весне-природе (Но люблю я, весна золотая...;
Нет, моего к тебе пристрастья // Я скрыть не в
силах, мать земля!), оба называют ее матерью. Но
обращение это наполнено разным смыслом.
В стихотворении Тютчева природа – мир,
в котором обитает поэт, источник вдохновения,
посылающий золотые сны и светлую мечту. Мать
земля здесь скорее традиционное обращение (еще
в былинах говорилось мать сыра земля); хотя
Тютчев и говорит, что он ее верный сын, в его
стихотворении весна скорее не мать, а
возлюбленная (…Пора любви, пора весны).
Картину цветущей весны создают именно воздух,
облака, свежий дух синели. Такое изображение
природы мало соотносится с понятием «матери
земли», вещественным и материальным. В описаниях
внутреннее мироощущение героя переплетается с
признаками внешнего мира («златые сны»
принадлежат то ли природе, то ли поэту, который
пьет весенний воздух, следит облака).
Герой стихотворения живет в идиллической
гармонии и согласии с природой, его жизнь состоит
в том, чтобы наслаждаться окружающим миром, блаженством
мая.
В стихотворении Некрасова все иначе.
Мир, в котором живет поэт, полностью
противопоставлен миру природы, но она
действительно является матерью поэту: к ней
уже не первый раз возвращается блудный сын,
ищущий успокоения и забвения. Внутреннее
состояние героя Некрасова (в отличие от героя
Тютчева) совершенно не соответствует гармонии,
царящей в природе (в центральной части
стихотворения перечисляется то, что формирует чувство
жизни и гармонию жизни; возможно, эти
описания так отчетливы, ясны и конкретны именно
потому, что герой не может слить свое внутреннее
состояние с состоянием природы и наблюдает за
проявлениями ее жизни отстраненно). Он ощущает
глубокий внутренний конфликт, что вообще
характерно для лирики Некрасова: его герой
мучается и страдает от своего несовершенства. В
этом он противоположен герою стихотворения
Тютчева, который спокойно может находиться в бездействии
глубоком, бродить без дела и без цели. Так
ощущает Некрасов природу (она – дитя без заботы
и дум), но не таков его герой. В «Надрывается
сердце от муки» на передний план выходит именно
мотив разлада, с которого начинается и которым
кончается стихотворение.
Шуму природы (для Некрасова именно
шум является гармонией природы, что совсем не так
для Тютчева: его стихотворение намного
благозвучнее), чудно смешанному,
противопоставлены другие звуки, шум иной,
который оглушает и подавляет героя,
уничтожает в его душе гармонию, заложенную матерью
природой, и, напротив, пробуждает в нем музыку
злобы (интересно, что музыка у Некрасова
дисгармонична, тогда как гармоничен шум),
из-за которой он не может наслаждаться красотой,
а счастье и блаженство ему недоступны. В
«Надрывается сердце от муки…» звучат вечные для
Некрасова темы несвободы, давящей власти, злобы и
муки. Герой Некрасова, как бы он ни хотел, не может
забыть об этом, но он так невыразимо устал, что
вновь возвращается к природе в безнадежной
попытке обрести покой (очевидно, ему это
никогда не удавалось: идет он снова, со
всегдашним желаньем своим); состояние героя в
«Нет, моего к тебе пристрастья...» – недостижимый
идеал для него. Он стремится убежать из одного
мира (зла, боли и муки) в другой (счастья, славы и
свободы), но получается, что он не может жить ни
в одном из них: забвения ему не даровано, шум
весны заглушить звуки барабанов, цепей, топора
не способен. В герое Некрасова сочетаются
ненависть к одному миру и любовь к другому; и он
остается как бы между двумя мирами, мучительно
ощущая свою несвободу, бессилие, усталость и
невозможность что-либо изменить в себе или в
окружающем мире. Ничего подобного не чувствует
герой Тютчева; в стихотворении «Нет, моего к тебе
пристрастья…...» нет никаких гражданских тем,
отвлекающих героя от бездействия и созерцания
природы: он свободен и счастлив, достигнув
идеала.
В стихотворении Тютчева «Нет, моего к
тебе пристрастья...» мир героя замкнут, статичен,
его внутреннее состояние слито с состоянием
природы. Стихотворение же Некрасова
«Надрывается сердце от муки…» – еще и реакция на
происходящие в реальном мире события, к которым
он не мог остаться равнодушным: герой Некрасова
всегда связан с миром людей, о страданиях которых
он никогда не забывает.
|