ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
С.М.ЕВГРАФОВА
Тест для старшеклассников
Извес_но что (в,В)осточные ц_в_л_изации
гораздо больше ор_нтирован_ы на обществен_ые
цен_ости чем (з,З)ападные. Восток это умение
искать свой собствен_ый путь подч_няясь обыч_ям
(з,З)апад это умение идти своей дорогой даже если
ради этого пр_дет_ся пр_н_бреч_ мнением тех кто
тебе дороже всех. Восток разв_вает_ся
пр_держиваясь духа общин_ости (з,З)апад
пр_п_ведует философию инд_в_дуализма примат
интересов личности над интересами общества.
Россия соед_няет в себе оба начала у
нас с (п,П)етровских времен идет (н_)пр_кр_щающийся
спор между (славяно)филами и западниками. Мы
подарили миру анархистов Бакунина и Кропоткина и
умудрились создать государство подч_няющее себе
все и вся оно пережило крушение монархии и
попытки построить социализм в каких(то) основных
своих чертах оно (н_)меняет_ся веками. О
загадочная рус_кая душа! О две вечные рус_кие беды
подмечен_ые еще Гоголем дураки и дороги! О
проклятое карамзинское словцо которым и до сих
пор можно описать состояние дел в России
«воруют»!
(В)прочем как (н_)удивительно убожество
бытия и мас_ового сознания в Рос_ии (н_)когда
(н_)мешало отдельным личностям дост_гать ист_н_ого
величия духа и (з,З)апад (на)верное во(з,с)пр_н_мает
это как еще одно проявление загадочности рус_кой
души. (Н_)менее загадочна любовь рус_кого человека
к Пушкину которого (з,З)апад (н_)знает и
(н_)пон_мает. А (по)чему действительно имен_о
«Пушкин наше все» а н_ Толстой или Достоевский?
Толстой и Достоевский инт_р_совались
тем как человек пр_(а,о)д(а,о)л_вает собствен_ые
несовершенства пор_жден_ые (по)чему(то) (н_)пр_мен_о
ра(з,с)судком. Им были безразличны люди дурные по
природе и скверно во(з,с)питан_ые их гораздо
больше волновало то в какие л_б_ринты могут
заве(з,с)ти доброго и благородного человека
заблуждения ума. Что к_сает_ся телес_ных страстей
то их гиб_льные последствия (н_)вызывали
(н_)малейших сомнений.
А вот Пушкин и Грибоедов жили в эпоху
когда му(щ,жч,шч)ины (н_)осуждали себя за пылкий
т_мп_рам_нт считая его проявлением чу_ства и тем
самым (н_)отделяя тело от души (н_)пр_(а,о)д(а,о)лимой
проп_стью. Наследники идей клас_ицизма и
философии францу_ского Просв_щения они пол_гали
что разум должен уметь обузд_вать чу_ство.
(В)проч_м и от чу_ств они (н_)отр_кались (н_)случайно
с_нт_м_нтализм в рус_кой литературе (н_)стал особым
литературным направлением а естествен_о вошел в
плоть и кровь романтизма а затем и р_ализма.
Рационалисты они (н_)могли (н_)стремит_ся к тому
что(бы) миром правил разум.
А что было(бы) разумно для Рос_ии?
Повысить уровень образования всех граждан
избавить страну от опас_ности попасть в руки
безумного или безмозглого императора дать
умнейшим людям возможность служить «делу а не
лицам». Талантливые мысл_щие люди Грибоедов и
Пушкин понимали что «сто прапорщиков» (н_)сумеют
изменить «весь государствен_ый быт в Рос_ии»
(Грибоедов) что «рус_кий бунт бе(з,с)смысленный и
бе(з,с)п_щадный» (Пушкин) опас_нее несовершенств
существующего строя. Время показало как глубоко
правы они были даже бе(з,с)пощаднейшая революция
и страшная (г,Г)ражданская война в конечном итоге
(н_)слишком сильно изменили государствен_ый быт
Рос_ии и потому ок_зались (в)двойне
бе(з,с)смыслен_ыми.
И Грибоедов и Пушкин служили родине
своими талантами но убедились лишь в одном
«завис_ть от царя завис_ть от народа» вещи равно
(н_)пр_ятные. Они отста_вали главное свободу
личности свободу духа свободу творчества. В этом
отн_шении они до мозга костей пр_надлежат
(з,З)ападу с его философией инд_в_дуализма. Но
важно и иное всем своим творчеством они
проповед_вали нравствен_ость предан_ость долгу
чести любви. А нравствен_ость в их пон_мании это
всегда самоогр_н_чение и (по)тому свобода в
интерпр_тации Пушкина и Грибоедова (н_)когда
(н_)пр_вр_щает_ся во всед_зволен_ость. И это тоже
рус_кая черта на (з,З)ападе больше в чести закон а
не совесть.
(518 слов)
|