Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО

См. № 4, 8, 12, 16, 18/2002


Полезные мелочи

1. Семь раз проверь

Накануне переводных, выпускных, вступительных экзаменов напомним своим ученикам о том, что проверить письменную работу – дело особой важности, и дадим несколько советов (или лишний – не лишний! – раз напомним, как и что нужно проверять).
Если это диктант и времени на проверку мало, обдумываются самые ошибкоопасные места: все конструкции с союзом и и глаголы на -тся/-ться, а кроме того, слова с возможными персональными ошибками. Обычно дети знают, какие слова и конструкции им удаются хуже. Их-то и надо отыскать и лишний раз обдумать. Например, у меня была ученица, которой никак не давалось выражение в отличие от; букву и после ч она писала только в том случае, когда специально перечитывала работу, чтобы найти коварное слово. Есть довольно грамотные люди, которые пишут о вместо а перед буквой в, наверное, инстинктивно спрямляя путь от кружочка письменной буквы а наверх. Они должны знать эту свою несчастную особенность.

2. Открыл – закрой!

Пунктуационные ошибки нередко объясняются тем, что ученики с не до конца сформировавшимся навыком замечают, скажем, причастный или деепричастный оборот, ставят в его начале нужную запятую и с сознанием исполненного долга переключают внимание на что-нибудь другое, не менее важное и трудное. Таким ученикам стоит напомнить то, что Елена Викторовна Владимирова называет «главным правилом пунктуации»: «Открыл – закрой!».
Нужно внимательно перечитать все предложения, которые начаты на одной странице, а закончены на другой,  – ученик, переворачивая страницу, может отвлечься и не только забыть про знак препинания, но и слово недописать.

3. Найти и обезвредить

При работе над изложением и сочинением у пишущего появляется некоторая свобода в выборе слов и конструкций, поэтому можно отказаться от слова, в написании которого не уверен, упростить предложение, если не удается разобраться в его устройстве и расставить знаки наверняка. Зато возникает угроза речевых ошибок. С самой простой и распространенной из них – немотивированным повтором – легче побороться, если перечитать свою работу тихонько вслух, а если это невозможно (на экзамене, к сожалению, скорее всего невозможно) – хотя бы шевеля губами; повторяющаяся артикуляция позволит повтор «найти и обезвредить».

4. О пользе книги

Напомним, что во время письменного экзамена по литературе выпускникам разрешается пользоваться текстом произведения. Это значит, что можно в случае временного помрачения открыть, например, те страницы «Войны и мира», где описано Шенграбенское сражение, специально, чтобы уточнить, как пишутся слова артиллерист, адъютант, а также Багратион, Жерков, Болконский (это не шутка – даже отличники в обстановке экзамена вдруг допускают чудовищные по неожиданности ошибки).
Обязательно нужно по книге проверять цитаты, даже если кажется, что помнишь их наизусть. Почему-то часто пропускаются знаки на конце стихотворных строк; об этом тоже следует сказать особо. Но бывает и так, что ученик ослабляет внимание, списывая с книги, а потом к цитате уже не возвращается. Поэтому важно не пропускать цитату во время сплошной проверки сочинения.

5. Исправленное – проверить. “Ершом”

Нередко пунктуационные ошибки возникают в местах исправлений: бывает так, что всего одно слово зачеркнуто, а предложение из сложносочиненного превратилось в простое, и запятая, минуту назад поставленная по веской причине, теперь оказывается незаконной.
Многие замечали: сколько ни перечитывай то, что сам сочинил, все равно обращаешь внимание на смысл и стиль, а не на знаки и буквы. А между тем очень важно, дописав сочинение и доработав его текст, отвлечься от его содержания и сосредоточить внимание только на орфографии и пунктуации. Для этого полезна проверка «ершом», «задом наперед». Текст надо читать с конца; разумеется, не по буквам и не по словам, а по предложениям. Тогда связи между мыслями утрачиваются – и на первый план выходит каждое отдельное предложение; можно разобраться в его структуре и уточнить расстановку знаков.

Продолжение

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru