МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.ШАПИРО
См. № 4,
8, 12, 16, 18/2002
Полезные мелочи
1. Семь раз проверь
Накануне переводных, выпускных,
вступительных экзаменов напомним своим ученикам
о том, что проверить письменную работу – дело
особой важности, и дадим несколько советов (или
лишний – не лишний! – раз напомним, как и что
нужно проверять).
Если это диктант и времени на проверку мало,
обдумываются самые ошибкоопасные места: все
конструкции с союзом и и глаголы на -тся/-ться,
а кроме того, слова с возможными персональными
ошибками. Обычно дети знают, какие слова и
конструкции им удаются хуже. Их-то и надо
отыскать и лишний раз обдумать. Например, у меня
была ученица, которой никак не давалось
выражение в отличие от; букву и после ч
она писала только в том случае, когда специально
перечитывала работу, чтобы найти коварное слово.
Есть довольно грамотные люди, которые пишут о
вместо а перед буквой в, наверное,
инстинктивно спрямляя путь от кружочка
письменной буквы а наверх. Они должны знать
эту свою несчастную особенность.
2. Открыл – закрой!
Пунктуационные ошибки нередко
объясняются тем, что ученики с не до конца
сформировавшимся навыком замечают, скажем,
причастный или деепричастный оборот, ставят в
его начале нужную запятую и с сознанием
исполненного долга переключают внимание на
что-нибудь другое, не менее важное и трудное.
Таким ученикам стоит напомнить то, что Елена
Викторовна Владимирова называет «главным
правилом пунктуации»: «Открыл – закрой!».
Нужно внимательно перечитать все предложения,
которые начаты на одной странице, а закончены на
другой, – ученик, переворачивая страницу,
может отвлечься и не только забыть про знак
препинания, но и слово недописать.
3. Найти и обезвредить
При работе над изложением и сочинением
у пишущего появляется некоторая свобода в выборе
слов и конструкций, поэтому можно отказаться от
слова, в написании которого не уверен, упростить
предложение, если не удается разобраться в его
устройстве и расставить знаки наверняка. Зато
возникает угроза речевых ошибок. С самой простой
и распространенной из них – немотивированным
повтором – легче побороться, если перечитать
свою работу тихонько вслух, а если это невозможно
(на экзамене, к сожалению, скорее всего
невозможно) – хотя бы шевеля губами;
повторяющаяся артикуляция позволит повтор
«найти и обезвредить».
4. О пользе книги
Напомним, что во время письменного
экзамена по литературе выпускникам разрешается
пользоваться текстом произведения. Это значит,
что можно в случае временного помрачения
открыть, например, те страницы «Войны и мира», где
описано Шенграбенское сражение, специально,
чтобы уточнить, как пишутся слова артиллерист,
адъютант, а также Багратион, Жерков, Болконский
(это не шутка – даже отличники в обстановке
экзамена вдруг допускают чудовищные по
неожиданности ошибки).
Обязательно нужно по книге проверять цитаты,
даже если кажется, что помнишь их наизусть.
Почему-то часто пропускаются знаки на конце
стихотворных строк; об этом тоже следует сказать
особо. Но бывает и так, что ученик ослабляет
внимание, списывая с книги, а потом к цитате уже
не возвращается. Поэтому важно не пропускать
цитату во время сплошной проверки сочинения.
5. Исправленное – проверить. “Ершом”
Нередко пунктуационные ошибки
возникают в местах исправлений: бывает так, что
всего одно слово зачеркнуто, а предложение из
сложносочиненного превратилось в простое, и
запятая, минуту назад поставленная по веской
причине, теперь оказывается незаконной.
Многие замечали: сколько ни перечитывай то, что
сам сочинил, все равно обращаешь внимание на
смысл и стиль, а не на знаки и буквы. А между тем
очень важно, дописав сочинение и доработав его
текст, отвлечься от его содержания и
сосредоточить внимание только на орфографии и
пунктуации. Для этого полезна проверка «ершом»,
«задом наперед». Текст надо читать с конца;
разумеется, не по буквам и не по словам, а по
предложениям. Тогда связи между мыслями
утрачиваются – и на первый план выходит каждое
отдельное предложение; можно разобраться в его
структуре и уточнить расстановку знаков.
Продолжение
|