ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
В.А. СОКОЛОВА,
Открытый лицей
«Всесоюзная заочная многопредметная школа»
(ВЗМШ)
Советы учителя: как писать сочинение
В этом комментарии обобщаются итоги
работ, посвященных анализу стихотворений поэтов
XIX века.
Несколько лет назад на устном экзамене по
литературе филологического факультета МГУ можно
было вытянуть такой вопрос:
«Идейно-художественное своеобразие
стихотворения...», в прошлом году предлагалось
угадать автора приведенных строк и сделать
литературоведческий анализ стихотворения, из
которого они взяты. Анализ стихотворения прочно
закрепился как вариант темы выпускного
экзаменационного сочинения – и это очень хорошо,
поскольку действительно позволяет оценить
способность человека думать, чувствовать,
излагать свои мысли ясно, аргументированно. В
газетах «Русский язык» и «Литература» постоянно
публикуются образцы этого жанра, созданные как
специалистами, так и талантливыми учениками. Мы
же предлагаем замечания, обобщающие наш опыт
проверки работ самых обычных ребят из глубинки.
1. Анализируя лирическое произведение,
не сбивайтесь на пересказ: пересказать презренной
прозой многомерную лирическую мысль
невозможно. Обычно результаты и плачевны, и
смешны. (Вот яркий пример такого «разбора»: Тучка,
переночевав на груди утеса, улетела – и он
остался один.)
2. В любой работе, будь то сочинение или
диссертация, ценится прежде всего свежая мысль,
сформулированная четко и понятно. Стиль
сочинения может быть нейтральным (во
вступительной работе такой предпочтительнее)
или эмоциональным, но без особых заумных
окказионализмов вашего производства (типа кульминирующее
настроение, ценностные нормы и т.п.), без
просторечий (паршивое будущее русской
крестьянки или кучерявость синтаксиса
пушкинских од) и канцеляризмов (грусть из-за
вышеизложенных причин). Избегайте общих слов:
рассуждений о проникновенности стихов,
неординарности чувств поэтов, их гениальности и
т.д. Ведь для анализа обычно предлагаются
признанные шедевры русской лирики. Важно, как
удается поэту добиться этой проникновенности, в
чем неординарность...
3. Каждый тезис должен быть
аргументированным. Если вы утверждаете, что
художественные средства, использованные автором
в этом стихотворении, традиционны, то докажите
это. Сопоставляя стихи разных авторов или
проводя параллели между разными стихами одного
поэта, тоже показывайте, какие основания есть у
вас для сопоставления.
4. Всегда приводите примеры, цитируйте
– это лучший аргумент. Не должно быть общих слов
об «украшениях» и «красоте» метафор и эпитетов.
Если не приводить примеры этих эпитетов и
метафор, то совершенно непонятно, чем
стихотворение, которое вы анализируете,
отличается от других, где тоже есть эпитеты и
метафоры, – без них поэты редко обходятся.
5. Главное при анализе стихотворения –
текст. Конечно, замечательно, если вы знакомы с
биографией поэта, другими его стихами – это
сделает ваш анализ более глубоким. Но,
анализируя, все же исходите из того, что написано,
а не из того, что мог бы написать человек с такими
взглядами, с такой биографией, в таких
обстоятельствах жизни. Не ищите в «Парусе» мысли
о преобразованиях в обществе, а в «Тройке» – идеи
об обреченности несвободного общества. Не надо
стараться подводить какую-то «социологическую
базу», искать разгадок всему и вся в «положении в
стране», «общественном движении», если их там
нет.
6. Помните, что разделение на «идейное»
и «художественное» – очень условное разделение.
Даже если вам предложен традиционный план
разбора – он не догма, он призван лишь помочь
вам не забыть, не упустить что-то существенное.
Важны не рифмы и рифмовки сами по себе, важно
понять и показать, как через лексику,
художественные средства, те же рифмы поэт
добивается эмоционального воздействия на
читателя, что делает стихотворение
мелодичным или, наоборот, придает ему резкость
звучания, когда это необходимо автору для
передачи именно этих мыслей и чувств.
7. Будьте внимательны, относя
стихотворения к любовной, философской,
дружеской, политической, патриотической лирике.
Ведь мы в данном случае имеем дело с терминами:
любовные стихи посвящены возлюбленным (не
матери, не родине, не животным), дружеские –
друзьям. Чтобы стихотворение можно было назвать
философским, в нем должны затрагиваться какие-то
глобальные, вечные вопросы бытия. Сатира если и
интересуется глобальными вопросами, то
опосредованно, ведь ее цель – сиюминутное,
поэтому вряд ли стоит относить к философской
лирике, например, «Нравственного человека»
Некрасова.
8. Определение жанра стихотворения
часто вызывает сложности. Жанровая система была
очень четкой в конце XVIII века, лирические
произведения поэтов «золотого века» мы можем с
той или иной степенью точности отнести к тому или
иному жанру, однако тенденция к смешению жанров
дает знать о себе уже в стихах позднего Пушкина
(«Осень», «...Вновь я посетил...»). Произведения же
второй половины XIX века, а также перелома веков
нам часто приходится определять просто как
лирические стихотворения; оды, элегии появляются
в это время либо как дань традиции («Элегия»
Некрасова), либо как пародии («Современная ода»
Некрасова). Не старайтесь своей волей расширять
границы жанра. Конечно, если стихотворение не
представляет собой просто набор звуков, о нем
можно сказать, что автор в этом произведении
что-то «воспевает». Но этого мало, чтобы назвать
стихотворение одой. Ода – жанр, требующий
возвышенных чувств (обычно гражданских), высокой
образности, исторических примеров. Не стоит
искать черты оды в пушкинской «Осени», в
лермонтовском «Парусе», но они налицо в
стихотворении «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...».
9. Некоторые литературоведческие
термины понимаются учащимися неверно и
используются неуместно.
Образ – это художественное
воплощение явления, характера и т.д. Можно любить
родину, но любить ее изображение в своих стихах
нельзя. Если в стихах о чем-нибудь говорится,
что-то упоминается, вовсе не обязательно, что
перед нами образ. Есть ли образы декабристов в
пушкинском «Пророке»? Иначе говоря, изобразил
ли поэт в этом стихотворении декабристов? Нет.
Может ли быть образом патриотизм, одиночество,
николаевское правление, «судьба русской жизни»?
Нет. В стихотворении Маяковского «Письмо
товарищу Кострову...» образа любимой девушки
нет, как нет его в пушкинском «Я вас любил...», –
здесь переданы мысли и ощущения самих поэтов. А
вот в тютчевских стихотворениях «Она сидела на
полу...» и «Весь день она лежала в забытьи...» есть
образ любимой женщины.
Лирический герой – это образ
автора или рассказчика, возникающий при чтении
стихотворения. Лирического героя нельзя
однозначно приравнивать к самому поэту:
лирический герой «Нравственного человека»
Некрасова – безнравственный и отвратительный
самому автору человек. Что можно сказать о
лирическом герое стихотворения «Выхожу один я на
дорогу...»? Что он одинок, что чуток к гармонии
окружающего мира, но себе в нем места не находит и
т.д. Даже если образ достаточно обобщен, о
лирическом герое обычно можно сказать, оптимист
он или пессимист, как оценивает свое место во
Вселенной и среди людей, какие мысли и чувства
наиболее близки ему; и т.д. Не стоит говорить о
лирическом герое как сквозном образе, сама
сущность этого понятия (лирического героя) уже
предполагает более или менее постоянное
присутствие в лирическом произведении,
лирическом цикле, лирике поэта в целом.
Мотив – не побудительная причина
(как в словосочетании мотив преступления), не
настроение поэта, это термин того же ряда, что и
«тема»: не то, что происходило вокруг, когда поэт
писал стихотворение, не то, о чем он вообще думал
в это время, а только те мысли, которые нашли
образное воплощение в стихотворении. В «Как
часто, пестрою толпою окружен...» Лермонтова
основная тема – тема одиночества – создается
сложным переплетением мотивов света-маскарада,
детства, воспоминания, мечты, родины... Нельзя
сказать: Тема – это то, что поэт говорит то-то и
то-то; Тема заключается в том, что... или Тема
этого стихотворения – мать. Возможные
формулировки: В этом стихотворении автор
размышляет о назначении поэта; Тема, к которой
обращается автор в этом произведении, – тема
природы; Это стихотворение о назначении поэта (о
природе, о любви) и т.д.
10. Эпитеты, метафоры, сравнения,
олицетворения, метонимии, перифразы – обо всем
этом вы должны иметь представление, если
беретесь анализировать стихотворение. Но мало,
конечно, знать определения, нужно уметь показать,
как каждое из этих средств помогает поэту
раскрыть мысль, настроение, чувство в его
тончайших нюансах. А при хорошем знании
творчества поэта эпитет или метафора могут так
много интересного сказать – о времени написания,
об этапе творческой эволюции поэта – Пушкина,
Ахматовой, Пастернака.
11. Следует хотя бы в самом общем виде
разобраться в системах стихосложения:
силлабической, силлабо-тонической, тонической,
особенно если предстоит говорить о лириках XX
века. Но даже и в силлаботонике многие умудряются
запутаться: не забывайте учитывать пиррихии –
пиррихий тоже стопа, хотя и облегченная; не
рассчитывайте размер только по первой строке
стихотворения – можно не заметить
разностопности многих стихов. Последняя стопа
может быть представлена только ударным слогом.
Одинокий безударный слог стопой не считается.
12. Не следует анализировать значение
знаков препинания: важен не знак, а интонация,
передающая лирическое настроение и его
изменения. Именно о них и надо говорить, а знаки –
лишь попытка наиболее адекватно передать эти
интонационные тонкости.
13. Хорошо обдумывайте примеры на
ассонанс и аллитерацию. Это звуковая
инструментовка стиха, поэтому исходить нужно не
из написания, а из произношения:
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий
недуг
Исчезнет при слове рассудка...
Здесь нет аллитерации на ч! Что
произносят в Петербурге. А у вас? В Москве эти
строки произнесут так:
Што страс’ти? – вит’ ранъ ил’ познъ
их слаткий недук
Ищезнит при слови рассуткъ...
То же и с ассонансом. Пример ассонанса
на о:
Поэт! не дорожи любовию народной... –
подойдет для северных, «окающих»
говоров, москвичи же, вся средняя Россия и юг
произнесут так:
Паэт! ни даражи любовию народнъй.
Два ударных о – не самый яркий
ассонанс.
Все зависит от того, как реально произносите вы,
как для вас звучит это стихотворение.
14. Приступая к разбору, убедитесь, что
вам точно известно значение терминов строфа,
строка, стих, стопа, слог.
15. Когда пишете о спондеях и пиррихиях,
не забывайте, что служебные части речи в русском
языке обычно безударны, более того, даже
местоимения иногда примыкают к определяемому и
выступают с ним как одно фонетическое слово.
Пиррихии придают звучанию плавность. Хорей у
Пушкина («По дороге зимней, скучной...»)
отличается от лермонтовского («Выхожу один я на
дорогу...») и есенинского («Не жалею, не зову, не
плачу...): в первом случае он динамичен, бодр, в
двух других – мелодичен, плавен. Именно за счет
пиррихиев! Спондей, наоборот, позволяет сделать
на чем-то акцент, что-то выделить:
Нет! Весь я не умру...
/ / U U U /
Упражнение
Укажите (по номерам), в каких
предложениях ошибки чисто стилистические, а в
каких дело в плохом владении термином.
Если удается уловить мысль
высказывания, как бы вы сформулировали ее
грамотно стилистически и терминологически?
Попытайтесь объяснить, в чем суть
ошибки, из-за чего она возникла.
1. Мы узнаем в нем друга поэта, который
живет в Царском Селе.
2. Пророк является сквозным образом, который
послан на землю.
3. Стихотворение можно сравнить с другими своими
стихотворениями Лермонтова.
4. Жанровая форма – патриотическая гордость.
5. Сквозной образ – гордость за свою родину.
6. В этом стихотворении есть много олицетворения.
Например, метафоры.
7. В стихотворении употребляется ямб.
8. В этом стихотворении жанром является элегия.
9. Читая стихотворение, у меня возникло ощущение...
10. Лирический герой делится своими эмоционально
окрашенными мыслями, которые сменяют друг друга,
подчиняясь его логике, а на самом деле логике
автора.
11. Сквозной образ – одиночество человека.
12. Лексика скорее типичная, чем новаторская.
13. Тема – это с целью прославления бесстрашия
людей.
14. Тема этого стихотворения – научить нас...
15. Тема этого стихотворения – мать.
|