Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2002

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

В.ГАЦУЦЫН,
с.Грушевка,
Белгородской обл.


Как работать с повтором

Речевой повтор – камень преткновения на пути анализа и изложения текста. Действительно, повтор слов – одна из распространенных речевых ошибок учеников. Он возникает прежде всего там, где бедна мысль автора. Хорошо известно, что на уроках русского языка ученикам советуют устранять повторяющиеся слова, подбирая близкие или тождественные по значению слова и местоимения. Так, в учебнике 6-го класса под редакцией М.Разумовской содержится параграф – «Как исправить текст с неудачным повтором». Здесь предлагается удобная схема анализа и правки текстов, содержащих лексические повторы.

Но повтор слов нельзя оценивать только как речевую ошибку. Это может привести к тому, что ученик будет видеть во многих классических текстах «ущербность». Ведь повторы в них изобильны.

Общеизвестно, что повтор слов не всегда показатель скудности мысли. Он может быть важным композиционным приемом. Повтор служит для связей частей текста, нередко подчеркивая их смысловую независимость. Повтор может также усиливать важную для автора мысль, сообщать ей особенную эмоциональную окраску. Поэтому необходимо развивать у учащихся навык разумного употребления повторений. Небесполезно здесь поразмышлять над советом Д.С. Лихачева: «Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одно и то же слово часто неверно. Это требование не может быть правилом для всех случаев. Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. Употребление одного и того же слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует. Однако, если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять».

Существует немало образцовых текстов, в которых повтор используется умело. Анализ подобных текстов может стать одним из направлений работы по развитию речи в школе. При этом нужно сосредоточиться на выявлении лексического значения повторяющегося слова, которое раскрывается в микроконтексте.

Анализируя текст, мы будто движемся по ступеням. На каждой ступени – новая сторона значения повторяющегося слова, а на вершине – многогранный образ. Тексты же Д.С. Лихачева можно рассматривать с точки зрения мастерского использования в них повтора. Приведем конкретные примеры.

I. Тот, кто бывал в Кижах, видел, вероятно, как вдоль всего острова тянется, точно хребет гигантского животного, каменная гряда. Около этого хребта бежит дорога. Этот хребет образовывался столетиями. Кретьяне освобождали свои поля от камней-валунов и булыжников – и сваливали их здесь у дороги.

1. Познакомьтесь с текстом; определите его тему; найдите повтор.
2. Какой образ раскрывает повтор? Как он помогает его раскрыть?
3. Какие слова помогают внести в повтор новые оттенки значения?

II. В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет от уровня моря. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, в жизни повышать. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главное – счастье окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это означает повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов.

1. Познакомьтесь с текстом; определите его тему; найдите повтор.
2. Можно ли этот повтор считать средством усиления, выделения мысли?
3. Выделите сочетания, в которых выступает повторяющееся слово. Какие новые оттенки значения появляются у повторяющегося слова?

III. Русские женские плачи – необыкновенное явление. Они не только изъявление чувств – они осмысление совершившегося. Плачи – это отчасти и похвала, слава погибшим. Плачи проникновенно понимают государственные тревоги и самопожертвование родных, значение событий. В них редки упреки. Плачи по умершим – в какой-то мере одобрение живым.

1. Познакомьтесь с текстом и определите его тему.
2. Найдите в тексте повторы. Как они соотносятся с темой текста?
3. Произведите актуальное членение предложений. В тему или рему входит повтор?
4. На основе проведенных наблюдений сделайте вывод о роли повтора в тексте.

IV. Невидимые стены! Это стены, которыми Ленинград окружил себя за несколько недель. Это была граница твердой решимости – решимости не впустить врага в город. В подмогу этим невидимым стенам вырастали укрепления, которые делали женщины, инвалиды, оставшиеся в Ленинграде.

1. Определите, как соотносятся тема текста и повтор.
2. Можно ли в данном случае считать повтор художественным приемом? Какова роль повтора в тексте?

V. Русское понятие храбрости – это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. Это храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости.

1. Попытайтесь заменить повторяющееся слово синонимом или местоимением. Возможна ли такая замена?

VI. Уроки рисования в школе Мая вел наш классный наставник Михаил Григорьевич Горохов. Он всегда входил в класс серьезный, как бы «выполняющий высокий долг» (а долг его и в самом деле был высоким). Часто читал нам нотации. Учил нас корректности в обращении друг с другом, манере держаться.

1. Как автор избегает повтора слов?
2. Определите тип речи данного текста. Почему автор стремится избежать повтора именно при данном типе речи?

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru