ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
И.СИЗОВ,
школа №57,
г. Москва
Разбор стихотворных текстов
О стихотворении С.Есенина «Отговорила
роща золотая»
В раннем творчестве Есенина важно
представление о мире как целом, проникнутом
гармонией и ощущением осмысленности и
необходимости всего сущего. Но стихи, написанные
после Первой мировой войны, уже не отражают
убежденности в единстве бытия, в них все больше
проявляются противоречия конфликтной и
несовершенной действительности. Стихотворение
«Отговорила роща золотая», написанное в 1924 году,
проникнуто пессимистическими настроениями, но
оно в то же время передает особые ощущения, не
сводимые к понятиям тоски и беспросветности.
Стихотворение построено на развитии
мотива юности и ее постепенного увядания,
создающего ощущение бессмысленного течения
времени. Уже с первых строк обозначается
настроение грусти, связанной с невозвратимостью
чего-то очень дорогого, но навсегда ушедшего.
Появление мотива юности сопровождается
возникновением яркости расок («роща золотая») и
радости (язык «веселый»), но эта гармония быстро
сменяется тоской и безразличием журавлей,
которые «не жалеют больше ни о ком». Соседство
слов «веселый» и «печально» с самого начала
задает противопоставление прошлого как светлого
и счастливого времени и настоящего, холодного и
безучастного к человеческой судьбе.
Настроение грусти, сменяющейся
равнодушием по отношению к ушедшей «юности
веселой», парадоксальным образом оказывается
объединяющим началом внутри мира, созданного
стихотворением. Герой и природа связываются
общим состоянием увядания. Здесь окружающее
героя уподобляется человеку: оно тоже наделено
собственным духовным миром и способностью остро
чувствовать; природа становится не просто
средой, похожей на героя своим настроением,
сочувствующей ему, а настоящим действующим
лицом. Поэтому и журавли, «не жалеющие больше ни о
ком», и «широкий месяц над голубым прудом», и
конопляник, «грезящий» «о всех ушедших», и
«костер рябины красной», не способный «никого
согреть» – все это части единого мироздания,
переживающего определенные чувства вместе с
героем.
Однако это единение не отменяет
пронзительного и жестокого одиночества героя,
который «стоит один среди равнины голой»,
отягощенный «думами о юности веселой». Он
оставлен всеми, и мир, его окружающий, пустеет с
каждой минутой. Все, что несет в себе жизнь,
покидает его: «журавлей относит ветер вдаль»,
странник «пройдет, зайдет и вновь оставит дом».
Герой оказывается в среде, лишенной движения: сам
он так же неподвижен, как конопляник, «широкий
месяц» и «рябина красная». Если в начале
стихотворения эта статичность означает только
бездейственность, то к концу она уже говорит о
неизменности среды, отсутствии движения во
времени, в определенной степени – о
мертвенности. Герой понимает, что «не обгорят
рябиновые листья», «от желтизны не пропадет
трава».
В этом стихотворении очень важно
время. Оно неоднородно: постоянно чередуются
прошедшее и настоящее времена, а в конце
появляется будущее. Прежде всего это связано с
противопоставлением прошлого и настоящего как
двух эпох, проникнутых противоположным
отношением к миру. В первой строфе есть
столкновение разных времен, отражающих
противопоставление настроений: «роща»
«отговорила» «веселым языком», но «журавли» «не
жалеют» «ни о ком». Настоящее время, которое в
двух следующих строфах все-таки обращено в
прошлое, в четвертой строфе сменяется
ретроспективным взглядом. Здесь столкновение
времен не выражается в соседстве слов разной
формы, но тем острее становится то, что года,
«растраченные напрасно», и «души сиреневая
цветь» отнесены в прошлое. Их существование – не
факт, а только воспоминание. В пятой строфе время
устремляется в будущее и там обнаруживает все ту
же картину неизменности и тоски: «костер рябины
красной» не смог никого согреть. Взор героя как
бы проходит сквозь временные рамки, и прошлое
оказывается недостойным сожаления, а настоящее и
будущее – недостойным ожидания. Все это
обобщается и приобретает для героя объективный и
абсолютный смысл, возводится в разряд законов
мироздания. Философское обобщение, появляющееся
в конце стихотворения, готовится с самого начала.
Например, во второй строфе нелогичное соседство
образов («широкий месяц над голубым прудом»
после летящих журавлей) уничтожает временное
измерение, эти строки описывают глобальный и
неизменный закон мира.
Последняя строфа очень противоречива,
сложна и многозначна. Последняя строка
возвращает нас к началу стихотворения, но
очевидно, что она возвращается не в том же
значении, а обогащенная новым смыслом. Если ранее
слова «отговорила роща золотая березовым
веселым языком» отражали прежде всего состояние
природы, то последние строки могут относиться
как к природе, так и к герою и ко всему мирозданию
в целом. Местоимение «их» во второй строке
последней строфы называет либо листья, которые
«дерево роняет тихо», либо «грустные слова»,
которые роняет герой, либо и то, и другое сразу.
Из-за такой неоднозначности особую
пронзительность приобретает мотив неизбежной
смерти, который оказывается связанным с судьбой
героя (метафорически названного «рощей
золотой»). Стихотворение заканчивается глаголом
совершенного вида «отговорила», как бы не
предусматривая продолжения, и поэтому последние
строки звучат особенно трагично.
Тем не менее бросается в глаза замена эпитета
«веселый» на «милый»; сам эпитет «милый», более
тонкий и нетрадиционный, заставляет усомниться в
полной искренности героя, утверждающего, что ему
«ничего в прошедшем... не жаль». Все, о чем он,
казалось, говорил с безучастностью и
безразличием, отзывается в последней строке
грустью по жизни «рощи золотой» и по своей
собственной. В этом – позиция Есенина, который,
хотя в разное время и понимал жизнь по-разному:
наслаждался ею или воспринимал ее как бремя, –
никогда не относился к жизни как к чему-то
малозначимому и несущественному.
|