ФАКУЛЬТАТИВ
Т.М.ПАХНОВА
ПРОГРАММА
«Слово Пушкина»
(Факультативный курс по
русскому языку
для учащихся 10–11-х классов)
Обращение к произведениям А.С. Пушкина
на занятиях русским языком в старших классах
дает возможность увидеть, как живут, как
употребляются языковые средства разных уровней
(фонетические, лексические, грамматические) в
безукоризненных образцах искусства слова,
какими являются пушкинские творения, его стихи,
проза, отрывки из статей, дневников, писем.
Внимание к языковым особенностям текстов
(отрывков) помогает глубже понять их содержание,
приближает к разгадке авторского замысла,
позволяет увидеть неповторимое своеобразие
пушкинского языка – слова А.С. Пушкина.
Называя курс «Слово Пушкина», мы имели в виду, что
«слово» – понятие многозначное: это не только
единица языка, которая изучается в лексике, – это
сам язык, язык Пушкина, язык его произведений, это
сами произведения Пушкина, обращенные к
читателям всех поколений.
Задача факультативного курса (его можно
проводить в обычных общеобразовательных школах,
гимназиях, лицеях гуманитарного профиля) –
показать роль Пушкина как «начала всех начал» в
истории русского литературного языка; дать
систематические сведения о выразительной
функции лексических, фонетических,
грамматических средств на примере их
употребления в текстах Пушкина и в текстах о
Пушкине; усовершенствовать умения и навыки
анализа текста.
Мы намеренно не включили в программу названия
пушкинских произведений: на факультативных
занятиях выбор конкретного материала для
анализа, для наблюдений делается учителем и
учениками.
Курс состоит из нескольких разделов
(тематических блоков): «Пушкин как
основоположник современного русского
литературного языка», «Пушкин о русском слове»,
«Выразительные возможности русского слова,
воплощенные в поэзии и прозе Пушкина», «Тексты
Пушкина как “гармоническое целое”»,
«Выразительное чтение произведений Пушкина».
Последовательность их изучения может быть
изменена.
Курс носит теоретико-практический характер.
Особое внимание следует обратить на
самостоятельную исследовательскую деятельность
учащихся (подготовку рефератов, докладов, отбор
материала для сочинений, редактирование
сочинений).
Для наблюдений и для анализа полезно обращаться
к материалам рукописей, давать задания, например,
такого характера: «Сравните черновой вариант и
окончательный текст. Укажите их различия. Чем, по
вашему мнению, объясняется авторская правка?».
На занятиях можно работать не только с
пушкинскими произведениями (отрывками), но и с
текстами о Пушкине, о языке его произведений.
Необходима постоянная работа со словарями и со
справочниками.
1. Введение. А.С. Пушкин как
основоположник современного русского
литературного языка.
2. Пушкин о русском слове.
3. Выразительные возможности русского слова,
воплощенные в поэзии и прозе Пушкина.
4. Тексты Пушкина как «гармоническое целое».
5. Выразительное чтение произведений Пушкина.
Примерные практические работы
(Возможные варианты заданий)
1. Сопоставить несколько вариантов
авторского текста (чернового и окончательного
вариантов), провести наблюдения над тем, в каком
направлении производилась А.С. Пушкиным правка
текста, как это соотносится с авторским замыслом,
с темой, основными мыслями, жанром произведения;
подготовить на основе проделанной работы устные
сообщения (написать сочинение) на одну из тем:
«Обращаясь к пушкинским черновикам...»,
«Сопоставление двух редакций пушкинского текста
(на материале одного из стихотворений, отрывка из
поэтического или прозаического произведения)».
Работа может быть выполнена, например, на
материале стихотворений: «...Вновь я посетил...»,
«На холмах Грузии...», «Элегия» («Безумных лет
угасшее веселье...»), «Зимняя дорога», «Я знаю
край: там на брега...», «Пророк», отрывков из
романа «Евгений Онегин», из поэмы «Медный
всадник», «Повестей Белкина», «Дубровского»,
«Капитанской дочки», из сказок.
2. Сопоставить пушкинский текст
(отрывок) с близкими по теме, жанру
произведениями (отрывками) других авторов, чтобы
выявить особенности индивидуального авторского
стиля. (Для сопоставления могут быть выбраны
следующие произведения: «Пророк» Пушкина и
Лермонтова, «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...» Пушкина и «Памятник» Державина,
«Я помню чудное мгновенье» Пушкина и «О
доблестях, о подвигах, о славе» Блока, «О юность
легкая моя...» (отрывок из шестой главы романа
«Евгений Онегин») Пушкина и стихотворения
Лермонтова «Благодарность».)
3. Понаблюдать над звуковой,
интонационной организацией поэтических и
прозаических произведений Пушкина (на материале
одного из стихотворений, отрывка); привести
примеры использования в поэтических
произведениях Пушкина таких средств
художественной изобразительности, как
аллитерация, ассонанс.
4. Выявить в пушкинском тексте роль
лексических средств: синонимов, антонимов (в том
числе контекстуальных), слов, употребленных в
переносном значении; привести примеры
использования устаревших слов, объяснить
значение этих слов и их роль в тексте (например, в
стихотворениях «Воспоминания в Царском Селе»,
«Муза», «К морю», «Пророк», «Земля и море», «Отцы
пустынники и жены непорочны...»).
5. Найти в произведениях Пушкина
слова, имеющие стилистическую окраску: высок.,
книжн., разг., прост. и др. (указано, какие пометы
имеют эти слова в толковых словарях); объяснить
их значение и роль в тексте.
6. Понаблюдать, как используются в
произведениях Пушкина фразеологизмы.
7. Найти признаки устной народной
поэзии в сказках и стихотворениях Пушкина
(например, в стихотворении «Еще дуют холодные
ветры...», «В поле чистом серебрится...»).
8. Найти элементы разговорного
стиля в произведениях Пушкина (например, в
стихотворениях «Бесы», «Дорожные жалобы»,
«Любопытный», «Румяный критик мой...», в отрывках
из романа «Евгений Онегин», из повести
«Капитанская дочка»).
9. Сопоставить тексты Пушкина на
близкие темы (например, стихотворения «Обвал»,
«Кавказ» и отрывки из «Путешествия в Арзрум»,
стихотворение «Калмычке» и отрывок из «Путевых
заметок»).
10. Понаблюдать, как используются
цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки в
пушкинских произведениях, проанализировать
эпиграфы в произведениях Пушкина, их роль в
выражении авторского замысла (на материале
романа «Евгений Онегин», прозаических
произведений, стихотворений «Кто знает край, где
небо блещет...», «Поэт и толпа» и др.).
11. Привести примеры афоризмов,
созданных Пушкиным, составить небольшой текст,
употребив в нем одно из крылатых выражений
Пушкина.
12. Выполнить задания, используя
материалы из четырехтомного «Словаря языка
Пушкина» (в скобках указано, сколько раз
употребляется Пушкиным слово):
а) понаблюдать, в каких значениях
употребляется Пушкиным многозначное слово слово
(679)? (Для наблюдений можно использовать отрывки
из повестей «Дубровский», «Капитанская дочка»,
из «Путешествия из Москвы в Петербург» и др.);
б) понаблюдать, как употребляются
слова-антонимы, сделать вывод о том, как
частотность использования слов связана с
ключевыми темами в произведениях Пушкина, с его
мироощущением:
добрый (277) – злой (113),
любить (614) – ненавидеть (32),
любовь (630) – ненависть (29),
счастье, счастие (247) – горе (96),
день (1163) – ночь (546);
в) привести примеры использования
Пушкиным ряда слов, которые можно назвать
ключевыми в его произведениях:
друг (788), дружба (132),
душа (774),
жизнь (603), жить (394), живой (307),
дорога (393), дом (493),
солнце (74), светлый (93),
гений (122), вдохновенный (59); читать (375);
буря (119), волненье (101), волна (182);
г) найти, в каких значениях
употребляется Пушкиным многозначное слово гость
(298), например, в «Сказке о царе Салтане...»;
д) привести примеры употребления
Пушкиным слова когда (843): союза, относит. мест.
наречия, вопросит. мест. наречия;
е) доказать, что произведения Пушкина
– это диалог с читателем; понаблюдать за
употреблением слова читатель (128). В каких
случаях это слово (или заменяющие его
контекстуальные синонимы) является обращением?
(Например, в поэме «Руслан и Людмила», в
лирических отступлениях романа «Евгений
Онегин»).
13. Понаблюдать за употреблением
глаголов в пушкинской прозе (например, в главах
«Вожатый», «Приступ», «Мятежная слобода» из
повести «Капитанская дочка»).
14. Доказать на примере одного из
поэтических произведений Пушкина
справедливость высказывания Белинского: «У
Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего
недостающего, но все в меру, все на своем месте,
конец гармонирует с началом...».
15. Понаблюдать, какова роль первого
предложения (зачина) в произведениях Пушкина.
16. Привести примеры использования
в произведениях Пушкина анафоры, инверсии,
градации, многосоюзия, риторического обращения,
риторического вопроса (например, в
стихотворениях «Туча», «Анчар», «Стихи,
сочиненные ночью во время бессонницы», «Фонтану
Бахчисарайского дворца», «К морю»).
17. Проиллюстрировать примерами
использование Пушкиным развернутого сравнения
как средства выразительности.
18. Показать на примерах роль
лексического, грамматического повтора в
произведениях Пушкина.
19. Проанализировать роль диалога в
произведениях Пушкина, приемы осуществления
речевой характеристики персонажей (например, в
романе «Евгений Онегин», в повестях «Капитанская
дочка», «Дубровский», «Барышня-крестьянка».
20. Показать на примерах роль
односоставных предложений в произведениях
Пушкина (назывных, определенно-личных,
неопределенно-личных, обобщенно-личных,
безличных), провести наблюдения над
особенностями их употребления в начале текста (в
роли зачина), в описаниях природы.
21. Подготовиться к выразительному
чтению произведений Пушкина (отрывков);
определить место коротких и более
продолжительных пауз; выделить слова, на которые
падает логическое ударение; выбрать тон,
учитывая содержание, основную мысль, жанр текста.
22. Провести комплексную
(многоаспектную) работу с текстами о Пушкине, о
языке его произведений: определить тему,
основную мысль, стиль текста, озаглавить текст
(объяснить смысл названия), указать ключевые
слова; определить, каким типом речи
(повествованием, описанием, рассуждением)
является текст (отрывок); указать средства
межфразовой связи, роль первого (последнего)
предложения; произвести лексический разбор
текста, проанализировать орфографию и
пунктуацию текста (сгруппировать орфограммы и
пунктограммы, объяснить их); выполнить на
материале текста разные виды разбора.
23. Подготовить доклад (реферат) на
основе изученной научной литературы и языкового
анализа самостоятельно выбранных произведений
Пушкина; темы могут быть сформулированы на
основе материалов данной программы, например:
«Пушкин как основоположник
современного русского литературного языка»;
«Слово Пушкина как источник культуры
русской речи»;
«Слово Пушкина о русском слове»;
«Речевые идеалы Пушкина»;
«“Чувство соразмерности и
сообразности”, воплощенное в произведениях
Пушкина»;
«Слово Пушкина как источник развития
чувства языка»;
«Пушкинские традиции и язык
писателей второй половины XIX века»;
«Пушкинские традиции и язык поэзии
Серебряного века»;
«Русские ученые-филологи о языке
пушкинских произведений».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного
творчества. М., 1979.
2. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.
3. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость
нашего языка. А.С. Пушкин в истории русского
языка. М., 1993.
4. Дейкина А.Д. А.С. Пушкин на уроках русского
языка. 10-й класс. М., 1999.
5. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
6. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова:
Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.
7. Максимов Л.Ю. «Кавказ» А.С. Пушкина
(лингвистический комментарий) // Лингвистический
анализ художественного текста. Вып. I. М., 1975. С.
53–61.
8. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
9. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках
русского языка // РЯШ. 1993. № 3.
10. Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского
языка. 11-й класс. М., 1995.
11. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
12. Рождественский В.С. Читая Пушкина. Л., 1962.
13. России первая любовь. Писатели о Пушкине, поэты
– Пушкину. М., 1989.
14. Словарь языка Пушкина. В 4 тт. М., 1956–1961.
15. Шанский Н.М. Художественный текст под
лингвистическим микроскопом. М., 1987.
16. Щерба Л.В. Опыты лингвистического
толкования стихотворений: «Воспоминание»
Пушкина //Л.В. Щерба. Избранные работы по
русскому языку. М., 1957. С. 24–44.
17. Энциклопедический словарь юного филолога
(языкознание) / Сост. М.В. Панов. М., 1984.
|