Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2002

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

О.М.ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск


Определяем род существительного

При определении рода существительного действуют разные факторы. Не ставя целью изложить теорию данного вопроса (она известна учителю-словеснику), остановимся на проблемах и представим некоторые приемы и способы, систему упражнений, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении данной темы. Это могут быть схемы (полезно составлять их на уроке, в процессе изучения рода), запоминающиеся фразы-подсказки и т.д.

Известно, что существительные в русском языке по отношению к категории рода можно представить в виде двух групп: имеющие род и находящиеся вне этой категории (существительные, употребляющиеся только во множественном числе). Существительные, имеющие род, делятся на три группы: мужского, женского и среднего рода. Есть также особая группа существительных со значением лица – существительные общего рода. Они используются в значении женского и мужского рода. Представим все сказанное в виде схемы, обозначив стрелками связь тех или иных групп.

К существительным общего рода относят эмоционально-оценочные слова, некоторые имена и фамилии людей; запомнить эти группы поможет ученику фраза: умница Шура Николаенко.
Род одушевленных и неодушевленных существительных определяется на разных основаниях; схематично это можно представить так:

Вызывает затруднения определение рода несклоняемых иноязычных существительных. Поможет усвоить материал такая схема:
В схеме стрелки, идущие из разных точек, имеют значение «или» (род женский или мужской, например: конферансье – мужской род, леди – женский род), стрелки, проведенные из одной точки, обозначают «и» (мужской и женский род; пунктир обозначает возможность отнесения существительного к тому и другому роду, например, шимпанзе). Пол обозначаемого лица важен, например, в определении конкретного значения рода фамилии, ср.: Бруно Фрейндлих – мужской род, Алиса Фрейндлих – женский род (отсюда: спектакль с Бруно Фрейндлихом – спектакль с Алисой Фрейндлих). Родовые наименования необходимо знать, скажем, для определения рода географических наименований: Дели (город) – мужского рода, фейхоа (ягода) – женского рода, Марокко (государство) – среднего рода.
Запомнить способ определения рода несклоняемых географических названий помогут три сочетания: город Тбилиси, река По, государство Марокко.
Сведения о роде аббревиатур инициального типа обобщим так:

Упражнения

№ 1. Какие из приведенных ниже существительных во множественном числе имеют род, а какие находятся вне этой категории? Определите род существительных, где это возможно.

Святки, колядки, адидасы (кроссовки фирмы Adidas), кроссовки, инициалы, лыжи, амбиции, деньги, конкуренты, беспорядки, льготы, налоги, финансы, колготки, биоритмы, меценаты, классы, конкуренты, спонсоры, комиксы, уста, губы.

№ 2. Определите род существительных. При выполнении задания учитывайте возможность лексической омонимии.

Близнецы, курсы, очки, мозги.

№ 3. Распределите существительные по родам, обоснуйте свое решение. В случае затруднений обращайтесь к словарям.

Удаль, жалюзи, пламя, невежда, подмастерье, хиппи, марионетка, Саша, Мари, мелочь, Кюри, Петренко, Шварц, задира, зебу, аллергия, киви, манго, йогурт, брифинг, видеоклуб, мораль, фланель, шампунь, контроль, невежа, тихоня, аура, лимузин, конферансье, жюри, карате.

№ 4. Найдите «лишнее» существительное.

а) Педагог, кулинар, сладкоежка;
б) мозоль, тюль, моль;
в) ауди, пепси, портье;
г) ООН, ВПК, РФ.

№ 5. Раскройте скобки, употребив заключенные в них слова в нужной форме.

Мы слушали оперу с участием (Павел Лисициан). Пение (Карина Лисициан) нас покорило. Мы слышали о (Евгений Шварц) только хорошее. Обратись с этим вопросом к (Владимир Познер). Позвони обязательно (Наталья Познер).

№ 6. Раскройте скобки, употребив глаголы в прошедшем времени.

На аэродроме (состояться) авиашоу с участием спортсменов нашего авиаклуба. Клише не (украсить) нашу речь. В гостинице портье (дать) ключ от нашего номера. Видеокафе (приглашать) на просмотр нового фильма. Вето сенаторов не (позволить) принять новый закон. Рагу нам очень (понравиться). Какао уже (свариться). Смотри, чтобы кофе не (кипеть).

№ 7. Составьте предложения с данными сложносокращенными словами (аббревиатурами), употребив их с определениями-прилагательными. В случае затруднений обращайтесь к словарям сокращений русского языка.

ВАЗ, МРОТ, ТВ, ТЮЗ, вуз, ЛЭП, МГУ.

№ 8. Путешествие по географической карте.

По заданию учителя учащиеся дома, работая с географическими картами, например, Японии, Америки, находят несклоняемые географические наименования, на уроке определяют их род и составляют с ними предложения.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru