ОЛИМПИАДА
Л.БОРЯЕВА,
10-й класс, лицей № 2, г. Пермь
VII Всероссийская олимпиада школьников
по русскому языку
Впечатлениями делится
победитель
С 14 по 19 апреля 2002 года в г. Пскове
состоялась очередная ставшая традиционной VII
Всероссийская олимпиада школьников по русскому
языку. Древний город Псков уже во второй раз был
избран местом ее проведения и уже во второй раз
порадовал гостей (гостей новых) своей «священной
красотой», как поэтически выразился один из
участников олимпиады. Кроме интереснейших
экскурсий в Михайловское, в Псково-Печерский
Свято-Успенский мужской монастырь, помимо
выступления различных коллективов и театров,
например, спектакля театра «Бенефис» Центра
образования «Псковский педагогический
комплекс» (этот спектакль так поразил зрителей,
что аплодисменты и крики «браво!» долго не
смолкали), – помимо всего этого, несомненно,
важнейшим событием этих апрельских дней стала
сама Олимпиада, проходившая в два тура.
Многие старшеклассники и, разумеется,
их учителя принимают участие в предметных
олимпиадах, сначала в школьных, районных,
городских, областных и, наконец, региональных и
всероссийских. Наверное, каждый девятиклассник,
впервые серьезно заинтересовавшийся
олимпиадными заданиями, и не подозревает, как
грустно ему будет осознавать в 11-м классе, что это
его последняя школьная олимпиада... По крайней
мере многие одиннадцатиклассники, еще только
приехав в Псков, уже выражали свое сожаление по
этому поводу.
Почти все участники
VII Всероссийской олимпиады по русскому языку
сошлись во мнении, что эта олимпиада прошла
интереснее, а ее задания были оригинальнее
предыдущих (VI Всероссийская олимпиада
состоялась в г. Рязани). У каждой всероссийской
олимпиады свой образ, который, конечно, даже
приблизительно не может быть похож на образ
прошлой.
В 2001 году школьникам были предложены
задания, связанные с творчеством великого
русского языковеда, диалектолога, создателя
знаменитого толкового словаря и составителя
сборника «Пословицы русского народа»
В.И. Даля. На этот раз подобной строго
определенной ориентации не было (если не считать
выбора для анализа во втором туре пушкинских
текстов). Задания первого тура предполагали
наличие у участников глубоких знаний как по
истории языка, так и по современному языку. Так,
например, девятиклассники получили такие
задания: определить функции и место
старославянского языка в истории развития
славянских языков, объяснить современные
орфографические правила с исторической точки
зрения, объяснить этимологию корней, указать
время заимствования иностранных слов,
определить, каковы стилистические функции
антонимов, найти в текстах архаизмы, определить
морфологические особенности слов-омонимов,
которые классифицируются как слова разных
частей речи (например, один), выполнить
фонетический и словообразовательный анализ и др.
Разумеется, задания для
десятиклассников и одиннадцатиклассников были
гораздо сложнее, а следовательно, и интереснее.
Задания были, например, такие:
доказать этимологическое родство
слов (голос – глагол, чудо – чужой, сало – сажа);
объяснить разные варианты
произношения одного и того же слова;
отыскать смысловые противоречия в
словосочетаниях (типа косить сено);
определить морфемный состав слов;
высказать свое мнение (и обосновать
его) по поводу родовой принадлежности
существительного евро;
проанализировать употребление
дефиса и тире (сходства и различия);
обозначить происхождение и время
появления в русском языке лингвистических
терминов;
назвать синтаксические особенности
предложения;
сделать лингвостилистический анализ
четверостишия и определить значения слов по
поэтическому контексту;
указать автора крылатых слов (а также
происхождение самого словосочетания крылатые
слова);
сформулировать правила старой
орфографии и др.
Одиннадцатиклассникам предложили
также очень интересное задание – придумать
вопросы для следующих школьных олимпиад по
русскому языку.
Задания второго тура носили
творческий и аналитический характер. Они
заключались в сопоставительном анализе текстов,
в сравнении черновой и окончательной редакции.
Нужно было также сочинить антирекламу;
продолжить авторский текст (В.Солоухина и
В.Белова).
Впервые в рамках олимпиады был
организован конкурс знатоков русского языка. На
непростые вопросы жюри отвечали ребята из зала, а
ответивший на большинство вопросов удостаивался
почетного звания знатока русского языка.
Школьники и преподаватели высоко оценили этот
конкурс и надеются на его проведение и в
дальнейшем.
Традиционные конкурс рефератов и
конкурс поэтов состоялись и в этом году (к
сожалению, конкурса рефератов не было на
рязанской олимпиаде и не все, приехавшие в Псков,
знали о нем заранее). Тематика рефератов была
связана с лингвистическим краеведением.
Представленные рефераты можно разделить на две
группы: работы, касающиеся биографии известных
лингвистов края, и работы по местным
особенностям языка (отражение в местных говорах
восприятия человеком природы, диалектные
названия грибов и других растений).
Особенностью VII Всероссийской
олимпиады явилось и то, что впервые были
проведены конкурсы по выбору гимна и герба
олимпиады. Олимпиада и завершилась их
утверждением.
И мы, объединившись все вместе, со всех
концов России теперь можем пропеть гимн,
подаренный олимпиаде ее пензенскими
участниками:
Мы собрались со всех концов России,
Бесценной речью русской дорожа,
Ведь в языке живет и не остынет
И мысль народа, и его душа.
Припев.
«Во дни сомнений», в годы непростые
Мы, будто клятву, повторим слова,
Что возрожденье Родины – России –
Начнется с возрожденья языка.
Олимпиада нас объединила,
И нет союза этого прочней,
Родная речь – источник нашей силы,
Беречь ее – священный долг людей.
Припев.
Нам не забыть дни, прожитые вместе,
Так верен будь девизу одному:
Нет ничего прекраснее на свете
Служения родному языку.
Припев.
Псковская олимпиада стала одной из
лучших всероссийских олимпиад по русскому языку.
Одно из заданий II тура
олимпиады
По данному образцу напишите небольшой
текст и озаглавьте его.
Герои, герои, герои... Как часто
думается о том, что сила рождает одну жестокость
и не способна родить добро, как ядерная бомба,
которая не способна ни на что, кроме как однажды
взорваться. А может, есть сила добрая и есть
могущество, не прибегающее к жестокости?
(В.Белов)
Ответ Л.Боряевой
ЖИВОЙ СВЕРХГЕРОЙ
Может, есть мощь непоколебимая и
миротворная? Ведь она одна, одна она и могла бы
связать все воедино.
Может, есть это грандиозное звено времен? Не
ураган, нет... Не смерч, не вихрь, все разрушающий
на своем пути, а гармоничный, живой организм,
подобный титану?..
Может, есть сие мощное создание, столь нужное
всем, что человеческая жизнь во всех ее
прекрасных проявлениях была бы немыслима без
него?
Должно быть... И мы, подобно чеховскому студенту,
нащупавшему в темноте «цепь времен»,
бессознательно ее ощущаем. Но ощущаем ли всерьез?
«Великий и могучий», – скажет любой,
бессознательно повторяя тургеневские слова,
догадавшись о том, что речь идет о языке.
Но не потому ли язык и есть та сила, что он «живой,
как жизнь»? Он живет своей жизнью, и любое
искусственное вмешательство отвергается им.
Подобно могучей речке, течет он сквозь цепь то
узкой струйкой, то широкой; то разветвляясь на
множество речушек, то собираясь в одну громаду,
чтобы каждый, стоящий на берегу, послав далекий
привет потомкам, мог сказать:
Когда из мрака заблужденья
Горячим словом убежденья
Я душу падшую извлек...
Тогда и явились пушкинские «И
божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и
любовь». Но «слово только оболочка» (А.Тарковский),
а язык – система. Система устойчивая и
изменяющаяся, система гармоничная и
многоуровневая, система сложная и единая. Более
того, объединяющая. Без нее невозможно общество,
ибо язык есть явление общественное (А.Реформатский).
Язык – прежде всего сила, и сила добрая,
созидающая. Язык «есть исповедь народа». Язык –
герой, подобный Гераклу, титан. Но герой реальный,
живой, излучающий силу и жизнь.
; |