Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2002

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Т.А.РОЧКО


Морфологический анализ слова

Буквально слово морфология значит «учение о форме», а как лингвистический термин оно обозначает раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в пределах слова. Те грамматические значения, которые выражаются за пределами слова, изучаются в другом разделе грамматики – в синтаксисе. А слово как носитель смысла, обозначение понятий действительного мира изучается в разделе «Лексика».

В процессе речевого общения люди имеют дело со смыслом, выраженным, например, в таком предложении: Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру (Ф.Достоевский). Чтобы смысл предложения стал доступен читателю, автор должен не только найти нужные, точные слова, но и соединить их таким образом, чтобы слова могли сотрудничать друг с другом, были приспособлены одно к другому.

В русском языке это приспособление осуществляется с помощью различных окончаний, которые (наряду с предлогами и некоторыми частицами, а также при помощи порядка слов) внешне выражают «взаимоотношения» слов, их роли в предложении.

По характерным наборам грамматических признаков, по «склонности» играть в предложении ту или иную роль, по определенным семантическим характеристикам можно выделять грамматические классы слов; их и называют частями речи. Распределение по частям речи производят на основании трех критериев – семантического, морфологического и синтаксического.

Современная грамматика русского языка выделяет десять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, частицу, междометие. Однако не все лингвисты придерживаются такой точки зрения: некоторые языковеды выделяют иное количество частей речи, поскольку принципы распределения слов по различным грамматическим классам могут быть различны.

Вопрос о разделении всех слов языка на классы неоднократно вставал перед лингвистами разных эпох и народов. В IV веке до н.э. два выдающихся философа в разных частях света выделяли четыре части речи: Аристотель в Древней Греции – имя, глагол, член и союз (или связку), Панини в Древней Индии в языке санскрит – имя, глагол, предлог, частицу. В VIII веке до н.э. ситуация меняется – Аристарх Самофракийский (философ Александрийской школы) выделяет уже 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие. Такой взгляд на классы слов удерживается в различных грамматиках очень долго. Так, в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, относящейся к XVII в., можно найти описание восьми частей речи русского языка. М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» вносит некоторые уточнения: он предлагает различать имена. Его классификация состоит в следующем: имя (собственно имя, прилагательное и числительное), местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие.

Более пристальное внимание на морфологию обратили в конце XIX века российские ученые А.А. Потебня и Ф.Ф. Фортунатов.

Каждый из них выдвигал различные принципы классификации слов.

А.А. Потебня предлагал на первое место поставить семантику, но не забывать при этом учитывать и синтаксическую роль слова в предложении. Ф.Ф. Фортунатов же полагал, что наиболее важным при классификации слов является последовательное проведение морфологического принципа, т.е. учет особенностей словоизменения той или иной лексемы. Поэтому грамматические классы слов он называл формальными классами. В дальнейшем принципы классификации частей речи строились на том, чтобы попытаться совместить эти два предложенных выдающимися лингвистами принципа. В числе русских лингвистов, уделивших немало внимания морфологическим проблемам, можно назвать А.М. Пешковского, А.А. Шахматова, Л.В. Щербу. Однако наиболее выдающаяся заслуга принадлежит В.В. Виноградову. Его классификация частей речи носит многоступенчатый характер и основывается и на роли слов в предложении (первая ступень – разделение слов на части речи и на частицы речи, т.е. частицы, частицы-связки, предлоги, союзы), и на их семантике и особенностях словоизменения. В.В. Виноградов выделяет особую часть речи – категорию состояния. Тем не менее вопрос о частях речи – их числе и принципах выделения – до сих пор окончательно не решен. Традиционная школьная грамматика, как уже было отмечено, выделяет 10 частей речи. Некоторые ученые полагают причастие и деепричастие не глагольными формами, а отдельными грамматическими классами, за счет чего число частей речи увеличивается. А если еще добавить категорию состояния? Однако есть мнение, согласно которому число частей речи сокращается за счет местоимения. Так, Н.Н. Дурново, М.В. Панов не выделяют местоимение в особую часть речи, хотя роль его как особой группы слов подчеркивают и значение для языка не умаляют.

Кроме того, могут вставать и другие, более частные проблемы. Одна из них – морфологическая омонимия. Одно и то же слово в одном предложении «работает», например, причастием, а в другом – существительным: 1) Заведующая отделом женщина была слишком молода. 2) Заведующая проводила будни за телефоном. В первом предложении слово заведующая является причастием, так как оно, с одной стороны, определяет существительное женщина, согласуясь с ним в роде, числе и падеже, а с другой – оно управляет зависимым от него существительным отделом, требуя от него творительного падежа. Таким образом, в данном предложении слово заведующая совмещает в себе и признаки прилагательного, и признаки глагола (несов. вид., неперех., действ., наст. время), т.е. является причастием. Во втором предложении слово заведующая является существительным: оно выполняет роль подлежащего (стоит в им. п.), определяется глаголом в форме прошедшего времени как сущ. женск. рода и единств. числа. С точки зрения словообразования произошла синтаксическая деривация – слово из одной части речи перешло в другую. С точки зрения морфологии мы имеем дело с различными частями речи. А пишутся они одинаково!

Задача настоящей статьи – напомнить порядок морфологического разбора слова, указав на те «напряженные» места, которые нужно уметь обходить, с которыми нужно научиться справляться, когда разбираешь слово как часть речи.

Имя существительное

I. Общеграмматическое значение – обозначает предмет. В имени существительном грамматически выражено значение предметности. Другие части речи так или иначе определяют существительное: модные сапоги, шить сапоги, десять сапог, сапоги в гармошку.

II. Грамматические признаки.

А. Постоянные.

1. Собственное или нарицательное. Нарицательные существительные обозначают классы предметов, веществ, действий, свойств (дерево, смола, бег, стойкость), а собственные существительные обозначают единственные в своем роде объекты: Москва, Бетховен, Нева, Россия, Юпитер.

2. Конкретное, вещественное, отвлеченное, собирательное. Действительно, существительные имеют такие разряды по значению, но важны они не просто потому, что имеют различное лексическое значение. Существительные делятся на два класса: класс исчисляемых предметов и класс неисчисляемых предметов. К первому классу относятся все конкретные существительные, называющие материальные объекты. Слова этого класса могут изменяться по числам. Слова неисчисляемого класса предметов по числам не изменяются и имеют форму, сходную с формой либо единственного, либо множественного числа. К данному классу как раз и принадлежат существительные с отвлеченным лексическим значением, вещественные, собирательные и имена собственные.
Поэтому важно отметить именно принадлежность слова к классу считаемых – несчитаемых слов, а затем уже указать, к какому разряду по значению относится анализируемое слово.
Конечно, возможны и такие случаи, когда слова вещественные употребляются в значении конкретных, например, чаи (разных сортов), масла, жиры. Иногда имена существительные, обозначающие отдельные предметы, употребляются в значении имен вещественных или собирательных: Продавали пух и перо. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. В таких случаях существительные утрачивают множественное число. Это говорит о том, что нужно быть внимательным к тому, в каком именно значении употреблено слово в данном контексте.

3. Одушевленное или неодушевленное. Эта грамматическая категория, которая различается по форме вин. п. – во II скл. в ед. ч., а для остальных словоизменительных типов – во мн. ч. Согласно этой категории слова делятся на «грамматически» живые – одушевленные – и «грамматически» неживые – неодушевленные. Вижу (кого?) мальчика, лошадей, кукол, валета, туза, короля, покойника, мертвеца, кота. Вижу (что?) привидение, поле, народ, толпы, картины, дерево, травы. Вин.п. существительных первой группы совпадает с род.п., второй группы – с им.п.

4. Род. Существительные не изменяются, а распределяются по родам: мужской, женский, средний и общий.
Род существительного можно определить тремя способами: 1) по согласованию с прилагательным или глаголом, стоящим в форме прошедшего времени, – голуб ой океан, океан простирал- -ся; 2) по набору окончаний, например, род. и им. падежей – стол-€ + стол- а (м.р.) или мышь-€  + мыш- и (ж.р.). 3) заменой существительного соответствующим личным местоимением.
К существительным общего рода относятся слова I склонения с окончаниями - а (- я ), которые дают характеристику лицу: рёва, жадина, невежа, зазнайка, воображала. В зависимости от пола именуемого объекта эти слова «работают» то как существительные ж.р., то как существительные м.р.: Вася так ой забияка! Инга ужасн ая плакса.

Б. К непостоянным грамматическим признакам относятся:

1. Число. Большинство существительных – т.е. существительные, относящиеся к классу исчисляемых слов, – изменяются по числам и имеют либо форму единственного числа, либо форму множественного.

2. Падеж. Существительные изменяются по падежам. Не изменяется по падежам группа заимствованных существительных, таких, как кино, метро, пальто, кофе, кенгуру и т.д. Однако в предложении можно увидеть и какую синтаксическую позицию они занимают: через грамматическую форму связанных с ними по смыслу слов: Метро был о закрыт о . Слово метро стоит в форме им. п., так как занимает позицию подлежащего. Мы доедем (на чем?) на метро. В данном предложении слово метро стоит на месте косвенного дополнения – и по связи управления, идущей от глагола доедем, мы устанавливаем его падеж – творительный.

III. В предложении существительное обычно выполняет работу подлежащего или дополнения, но может делать и любую другую работу: быть несогласованным определением (У нее была юбка в клеточку), приложением (Красавица бабочка порхала над цветами), обстоятельством (Отец работал в городе), именной частью составного сказуемого (Володя был служащим).

Пример морфологического разбора. Искал покоя и мудрости, нашел забвение среди природы. (А.Н. Толстой)

Покоя – имя существительное.

I. Общеграмматическое значение – предмет, обозначает состояние, нач. форма – покой.
II. Постоянные признаки: нарицательное, относится к классу несчитаемых предметов (тип лексического значения – отвлеченное), мужского рода, 2-го склонения.
Непостоянные признаки: стоит в форме род. п. (Форму числа не определяем, т.к. это слово не имеет противопоставления по числу.)

III. В предложении выполняет роль дополнения.

Имя прилагательное

I. Общеграмматическое значение – обозначает признак предмета, согласованный со словом (обычно существительным), обозначающим предмет, и не указывающий на отношение к времени.

II. Грамматические признаки.

А. Постоянные. Качественное, относительное или притяжательное. Притяжательные прилагательные определить легче всего: эти слова указывают, что признак принадлежит какому-нибудь лицу или предмету, отвечают на вопрос чей?: синичкин календарь, рыбий хвост, заюшкина избушка, волчья натура, воронье горло.
Относительные прилагательные, характеризуя предмет, указывают его признак через отношение к другому предмету, количеству и т.п. Все эти слова производные, образованные от других частей речи: клубничное варенье, железнодорожный мост, трехметровая высота, лунная ночь, лебединая песня.

Б. Непостоянные грамматические признаки.
Качественные прилагательные прямо указывают на признак предмета: добрый, смелый, простой, сложный, полный, целый, богатый, вечный.
В некоторых случаях относительные прилагательные могут переходить в качественные. Мы узнаем об этом из контекста – с каким словом употреблено данное прилагательное, что оно обозначает: деревянная походка, золотые руки, каменное сердце, сахарные уста. Качественный признак может проявляться у предмета в большей или в меньшей степени, поэтому только качественные прилагательные могут иметь такой непостоянный грамматический признак, как степень сравнения.
Еще только у качественных прилагательных может быть краткая форма, следовательно, среди непостоянных признаков у качественных прилагательных отмечаем полную или краткую форму.
Запишем, в какой степени сравнения стоит качественное прилагательное: в исходной, сравнительной или превосходной.
У всех прилагательных указываем формы рода, числа и падежа.
Напомним, что краткие прилагательные изменяются по родам и числам, форма сравнительной степени никак не изменяется.

III. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением или именной частью составного сказуемого, у кратких форм только одно «место работы» – в составе сказуемого.

Примечание. В русском языке есть ряд слов, которые по смыслу и по роли в предложении являются прилагательными, однако грамматически не способны выразить свою «классовую» принадлежность. Это такие слова, как (язык) хинди, (язык) урду, (цвет) маренго, (брюки) хаки, (юбка) клеш и др. Такие прилагательные называются аналитическими, потому что, чтобы узнать их грамматическое значение, нужно анализировать их связи с другими словами предложения. Как любое прилагательное, они определяют существительные, отвечают на вопросы какой? какая? какое?

Пример морфологического разбора. Он говорил даже на языке сомали.

Сомали – прилагательное, определяет слово язык.

I,II. Относительное прилагательное (описывает признак через отношение к предмету – к языку). Неизменяемое.

III. В предложении является несогласованным определением.

В приметах заключено много точного знания и поэзии. (К.Паустовский)

Точного – имя прилагательное, определяет признак слова знания, нач. форма – точный.

I, II. Качественное прилагательное, полное, согласовано с существительным в форме ед. ч., м. р. и род. п.

III. В предложении является согласованным определением.

Имя числительное

Этот грамматический класс слов еще не окончательно сформировался в современном русском языке. К нему относятся слова, обозначающие количество и называющие число, но из-за несформированности грамматических признаков некоторые слова, имеющие значение количества, принадлежат к другим частям речи. Слова тысяча, миллион, миллиард – существительные, один – прилагательное (так как способно изменяться и по родам, и даже по числам: один день, одна ночь, одно занятие, одни сутки). Все порядковые числительные по набору грамматических признаков – относительные прилагательные. Лишь три числительных способны частично изменяться по родам; это слова: два (друга, солнца) – две (девочки), оба (друга, солнца) – обе (девочки), полтора (дня, яблока) – полторы (страницы).

I. Таким образом, общеграмматическое значение, объединяющее слова в класс числительных, – обозначение количества или порядкового номера предмета.

II. Грамматические признаки. Изменяются по падежам. Свои особые признаки у упомянутых уже слов.
При разборе числительных принято отмечать их структуру и разряд по значению. По своему строению числительные бывают: непроизводные (два, четыре, десять, сто, сорок), производные (пятнадцать, двадцать, восемьдесят), составные (двадцать один, две десятых, одна тысяча шестьдесят три). По значению выделяют количественные (семь, восемнадцать, шестьдесят два), дробные (одна девятая, пять шестых), собирательные (двое, четверо), порядковые (третий, двадцать пятый, сто пятьдесят первый).

III. Синтаксическая роль. Если числительное называет число, оно обычно выступает в предложении как подлежащее либо как сказуемое: Пять плюс пять будет десять. Если же числительное обозначает количество предметов, что бывает чаще всего, то числительное вместе с существительным образуют неделимую по смыслу синтаксическую единицу, и уже вместе с существительным они выполняют в предложении ту работу, какую необходимо: Два дивана стояли в гостиной. Пончик съел на обед пять булочек. В отряде недосчитались троих ребят. Его не было две недели.

Пример морфологического анализа. Температура в воде достигала всего лишь плюс семи градусов. Семи – числительное.

I. Общеграмматическое значение – обозначает количество (градусов), нач. форма – семь.

II. Грамматические признаки: числительное количественное, непроизводное, стоит в форме род. падежа.

III. В предложении вместе со словом градусов формирует составной второстепенный член предложения – дополнение.

Наречие

I. Общеграмматическое значение – признак действия или признака (быстро понимать, очень быстро, весьма смешливый).

II. Обычно у наречия отмечают разряд по значению: определительное (качественное, количественное, образа и способа действия, сравнительно-уподобительное), обстоятельственное (места, времени, причины, цели и др.).

О грамматике наречия можно сказать только одно – оно не изменяется, не имеет форм словоизменения, кроме одного типа наречий, тех, которые образованы от прилагательных при помощи суффикса -о (-е): у них может быть степень сравнения – исходная (высоко, глубоко), сравнительная (прыгнул выше, нырнул глубже), превосходная (высочайше награжден, глубочайше тронут заботой).

III. В предложении обычно бывает обстоятельством.

Пример морфологического анализа. Эта мысль меня не покидала и мешала мне обходиться с ним по-прежнему. (А.С. Пушкин)

По-прежнему – наречие.

I. Общеграмматическое значение – признак действия, обозначенного глаголом обходиться.

II. Относится к разряду качественных наречий, не изменяется.

III. В предложении является обстоятельством образа действия.

Глагол

I. Общеграмматическое значение глагола – обозначение процессуального признака предмета. Процессуальный признак тот, который изменяется, протекает во времени, «оживляет» неподвижный предметный мир, противостоит тем статичным признакам, которые были названы предшествующими частями речи. Набор грамматических признаков у глагола самый большой.

II. А. Постоянными признаками грамматической системы глагола являются следующие.

1. Вид: совершенный и несовершенный. Самый простой способ отличить один вид от другого – поставить к глаголу вопрос. На вопрос что делать? отвечают глаголы несовершенного вида, а на вопрос что сделать? отвечают глаголы совершенного вида. Грамматическое значение, которое стоит за названием вида и за вопросами, конечно же, разное. Так, глаголы совершенного вида указывают на то, что называемое действие внутренне исчерпало себя, пришло к завершению: прочитать, сплясать, прилететь, запеть и т.п. Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое не имеет ни начала, ни конца и не содержат указания на завершенность.
Напомним, что в русском языке существуют двувидовые глаголы, которые сами по себе, вне контекста, не способны указать на вид действия: казнить, женить, телефонизировать, газифицировать. Но каждый раз в конкретном тексте они приобретают то или иное видовое значение: Собирались (что сделать?) женить сына. Каждый год он женит (что делает?) то одного, то другого сына.

2. Переходность – непереходность. Значение этой грамматической категории состоит в том, что некоторые из глаголов способны указывать на процесс, который охватывает объект их действия целиком. Это переходные глаголы: строить (дом), красить (стену), вязать (носки), петь (романс). Формально переходность выражается в том, что глаголы управляют существительными, стоящими в форме винительного падежа без предлога, и в редких случаях, а именно когда выражается значение части предмета или отрицание, переходные глаголы управляют существительным в форме родительного падежа: отрезать сыра, не иметь таланта. Все остальные глаголы – непереходные: думать об отдыхе, жить на Канарских островах, звонить в колокол, подражать поэту и т.п.
Даже если в анализируемом вами предложении глагол употреблен с существительным, стоящим не в винительном падеже, но принципиально у него такая возможность имеется, следует отметить его как переходный глагол: красить на скорую руку, вязать из ниток, строить с рабочими, петь за плату и т.д.

3. Возвратность – невозвратность. Этот грамматический признак характеризует действие с точки зрения направленности: невозвратные глаголы указывают направление действия на какой-то объект, а возвратные глаголы обращают действие на то лицо, которое его производит, сравните: полоскать – полоскаться, причесывать – причесываться, встретить – встретиться и т.д. Формальным показателем возвратного глагола является постфикс -ся (-сь). Следует добавить, что все возвратные глаголы – непереходные.

4. Спряжение. В русском языке два словоизменительных типа глаголов, так называемые первое и второе спряжения. Нужно вспомнить изучавшиеся в начальной школе и повторяемые из года в год признаки определения глаголов I и II спряжений. Не забывать, что в русском языке есть несколько разноспрягаемых глаголов. Это слова есть, дать, бежать, хотеть и приставочные образования от них: придать, отдать, наесться, отбежать и т.п.

Б. Непостоянные грамматические признаки.

1. Наклонение: изъявительное, условное (или сослагательное), повелительное.

2. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по:

а) временам. Напомним: у глаголов несовершенного вида три формы времени: прошедшее (читал), настоящее (читаю), составное будущее (буду читать). У глаголов совершенного вида две формы времени: прошедшее (прочитал), простое будущее (прочитаю);
б) в прошедшем времени – по родам и числам,
в) в настоящем и будущем времени – по лицам и числам.

3. В условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам.

4. В повелительном наклонении – по числам.

III. В предложении глагол в личной форме всегда является сказуемым. Инфинитив, или неопределенная форма глагола, может быть практически любым членом предложения, а о других глагольных формах – причастии и деепричастии – речь идет далее.
Найти глагол в предложении нетрудно. Ни у кого никогда не вызывало затруднений определение слова как глагола. Сомнения могут возникать только в тех случаях, когда одна форма глагола употребляется вместо другой формы. Например, форма условного наклонения в значении формы повелительного наклонения: Петя, сходил бы ты за хлебом. При разборе глагола так и надо отмечать, что слово стоит в одной форме, а значение имеет совсем другое. Таким образом, вы показываете, что умеете различать форму и содержание.

Может быть и наоборот, что форма повелительного наклонения употребляется в значении условного наклонения: Щепотки волосков лиса не пожалей – остался б хвост у ней. (И.А. Крылов)

В эмоционально окрашенной речи часто бывает, что одни глагольные формы могут принимать на себязначение других глагольных форм и иметь при этом стилистическую окраску. Рассказывая о важном или необычном событии в своей жизни, мы часто начинаем свой рассказ так: Иду я как-то по улице... или Возвращаюсь я однажды домой... Форма настоящего времени в этих высказываниях имеет значение прошедшего времени, но одновременно фиксирует внимание слушателя на процессе протекания события, приковывает его внимание, делает его как бы соучастником действа, которое разворачивается перед его глазами.

«Что я наделал! / Я погиб! / Ко мне по доброй воле, / Само, / Раскинув луч-шаги, / Шагает солнце в поле», – восклицает лирический герой известного стихотворения В.В. Маяковского. Но герой жив. Форма прошедшего времени имеет сильную эмоциональную окраску, глагол в данном случае по значению близок междометию, но не несет в себе значения прошедшего времени изъявительного наклонения.

Другой пример. А.С. Пушкин рассказывает о том, как однажды он среди арестантов увидел своего лицейского друга: Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга – и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг к другу в объятия.

Настоящее время, в окружении форм прошедшего времени. Ситуация, о которой сообщается в предложении, растягивается, даже замирает во времени – как на замедленной съемке, когда прокручивают фильм. Этот момент так важен в рассказе, что нельзя его «пробежать», как остальные, побочные действия. Форма настоящего времени не на своем месте придает должную стилистическую окраску тексту.

Пример морфологического анализа. Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, траве видны алмазы. (Л.Толстой)

Пойдешь – глагол.

I. Общеграмматическое значение – процессуальный признак предмета (предмет в предложении не выражен). Нач. форма – пойти.

II. Грамматические признаки:

А. Постоянные: совершенный вид, непереходный, невозвратный, относится к I спряжению.
Б. Непостоянные: изъявительное наклонение, форма простого будущего времени, 2-го лица (употреблено в обобщенно-личном значении), ед. число.

III. В предложении работает сказуемым.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru