ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Е.В.СЕРЕДА
Классификация междометий по признаку
выражения модальности
Междометие представляет собой
малоизученный грамматический класс слов, особая
группа которых – глагольные междометия, –
несмотря на ее длительное изучение и в
отечественном, и в зарубежном языкознании, до сих
пор вызывает споры между учеными,
рассматривающими глагольные междометия как
усеченные глагольные формы (Ф.И. Буслаев),
глагольные частицы (И.И. Срезневский, В.А.
Богородицкий) или формы «ультрамгновенного
вида русского глагола» (А.М. Пешковский).
Некоторые ученые отрицают какую бы то ни было
связь этих форм с междометиями, другие ученые
отстаивают междометную принадлежность так
называемых глагольных междометий (В.В.
Виноградов, А.И. Германович и др.).
Особое положение этой группы
междометий обусловливается тем, что, на наш
взгляд, нет строгой, непротиворечивой
классификации всех междометий, т.к. не определен
общий признак, который можно было бы положить в
ее основание.
Поиск общего признака для единой
классификации междометий приводит к пересмотру
и расширению имеющихся знаний обо всей
категории. Для этого следует обратиться к общей
системе всех частей речи современного русского
литературного языка, основанной на
классификации по принципу самостоятельности –
служебности (см. схему 1).
Как мы видим, образование новых частей
речи происходит за счет средств самой системы
языка, за счет углубленного изучения уже
известных частей речи. Так, изучение местоимения
показало его грамматическую связь с именными
частями речи и определило его место в системе
языка; изучение наречия и глагола позволило
выделить особую грамматическую группу слов
категории состояния; при ближайшем рассмотрении
были отделены друг от друга междометие и
звукоподражание.
По своей структуре междометия (так же,
как и звукоподражательные слова) близки к
служебным частям речи, а по значению – к такой
самостоятельной части речи, как глагол. В общей
системе частей речи междометия выполняют по
отношению к глаголу такую же роль, что и
местоимение – по отношению к именам
(существительному, прилагательному,
числительному). Так же как местоимение указывает
на предмет и его качественный и количественный
признак, так и междометие указывает на действие.
Междометие всегда действенно. Эта
действенность междометия содержится в его
семантических и словообразовательных
характеристиках. Императивные междометия близки
к повелительному наклонению глагола (брысь,
айда, марш, стоп), некоторые из них до сих пор
сохранили свою этимологическую близость к
глаголу (марш – маршировать, чай – чаять).
Эмоциональные междометия оформляют действие или
же заменяют его, становясь в предложении на место
сказуемого (Татьяна ах! а он реветь...
А.Пушкин). При помощи суффиксов -а- и -ну-
(на стыке с гласным или j на конце междометия
перед суффиксом ставят вставной к) эти
междометия сами образуют группу эмоциональных
глаголов (ах: ахать, ахнуть; ой: ойкать,
ойкнуть; хи-хи: хихикать, хихикнуть).
Междометия этикета этимологически связаны с
глаголом (Здравствуйте! – глагол здравствовать
в повелительном наклонении, «желаю вам
здравствовать». Спасибо! – от «спаси Бог»,
глагол спасти в повелительном наклонении,
«желаю, чтобы вас спас Бог». Удачи! – от «желаю
вам удачи» и т.д.). Глагольные междометия уже
своим названием указывают на генетическую
близость к глаголу и передают ультрамгновенное
действие, обозначают резкие, частые или
стремительные движения. Многие из глагольных
междометий образуют соотносительные ряды с
глаголами совершенного вида, передающими
мгновенные, стремительные действия, формально
выраженные в глаголе суффиксом -ну- (толк
– толкнуть, хлоп – хлопнуть, шнырь –
шнырнуть, бряк – брякнуть и т.д.).
Действенность междометия ярко
проявляется в том, что междометия могут
участвовать в выражении модальности, значения
которой при использовании глагольных форм в
тексте передаются наклонением и временем
глагола. Под модальностью следует понимать
категорию, выражающую отношение содержания
предложения к действительности в плане
реальности – осуществляемости или
осуществленности – и ирреальности
(неосуществленности), передающую градацию
значений в диапазоне «реальность – вероятность
– предположение – нереальность», например:
У нас было тихо (реальная
модальность, действие совершено в прошлом,
поддерживается наклонением и видо-временной
характеристикой глагола) – Было б у нас
потише... (ирреальная модальность, выражение
желательности действия, сослагательное
наклонение) – Потише!
Они не успели и рты открыть, как
соседская кошка – юрк мимо... (реальная
модальность, действие совершено в прошлом,
выражается глагольным междометием). – Э! Да ты,
как я вижу, ни на что не годишься (Н.Лесков;
ирреальная модальность первого предложения,
образованного эмоциональным междометием,
выражение сожаления). – Стоп! – резко остановил
он Арчибальда. – Привал! (Стругацкие;
ирреальная модальность первого предложения,
образованного императивным междометием, приказ).
Все разряды междометий указывают на
действие и способны выражать модальные значения:
передавая то или иное отношение к
действительности, они могут выражать значения
реальной и ирреальной модальности. Междометия с
реальной модальностью могут передавать
действие, происходящее в прошлом, настоящем и
будущем, которое мыслится как мгновенный,
неожиданный акт или длительный многоактный
процесс.
Так, план прошедшего времени в
предложениях с междометием передается
темпоральностью заключенного в междометии
действия, абстрактно происходящего в прошлом;
например: Подзадорили детинушку – он почти всю
правду – бух! (Некрасов). Ср.: он почти всю
правду выложил (сказал) – прошедшее время. Снял
с полки железную коробку – и бряк ее на верстак...
(Н.Ляшко). Ср.: снял коробку и брякнул (бросил) ее
на верстак – прошедшее время.
План настоящего времени в
предложениях с междометием передается
темпоральностью заключенного в междометии
действия, абстрактно происходящего в настоящем;
например:
По ночам соседи слышат странный шум:
Это я башкой о стенку бум-бум-бум-бум-бум!
(П.Рыбников)
Ср.: это я головой о стенку бьюсь – настоящее
время.
И смех и шум, и смех и шум!
А я стою – и ни бум-бум. А вы – бум-бум? (А.Галич)
Ср.: а я стою и не понимаю, а вы понимаете? –
настоящее время.
А план будущего передается
темпоральностью заключенного в междометии
действия, абстрактно происходящего в будущем;
например:
Если мне не хватит в пистолете пуль,
Привяжу на шею камень и буль-буль-буль-буль!
(П.Рыбников)
Ср.: привяжу на шею камень и утоплюсь – будущее
простое время.
«В деревне книги стал читать.
– Вот молодость!.. – читать!.. а после хвать!»
(А.Грибоедов) Ср.: вот молодость! – читать! А
после спохватятся – контекстно-обусловленное
абстрактное будущее время.
Как можно заметить, все значения
реальной модальности междометий реализуются
глагольными междометиями.
В выражении ирреальной модальности
участвуют императивные, эмоциональные
междометия и междометия этикета, например: Марш!
Марш работать! (Г.Караславов); Ах, если б
говорить он мог, Осенний плачущий листок...
(И.Колечкин); Розовый луч! Пожалуйста, не
торопись, Прежде, чем скрыться за лесом, на землю
спустись... (И.Колечкин).
Важно отметить, что по своему
функционированию в языке эмоциональные
междометия и междометия этикета отличаются от
императивных междометий. По отношению к
последним эмоциональные междометия и междометия
этикета можно объединить под общим названием –
коммуникативные.
Коммуникативные междометия – это
междометия, оформляющие («обрамляющие собою»)
речевое общение людей; так как они в наибольшей
степени по сравнению с императивными и
глагольными междометиями передают
эмоционально-этикетную сторону речи, выражающую
чувства, отношения и переживания людей, то их еще
можно назвать «сентиметивные» (от лат. sentimentum
– чувство).
Таким образом, междометие – это
класс неизменяемых слов, которые указывают на
действие, не называя его, и служат для
нерасчлененного выражения чувств, ощущений,
душевных состояний и других (часто
непроизвольных) эмоциональных и
эмоционально-волевых реакций на
действительность.
При таком подходе можно выявить
ближайшие связи междометия с генетически
родственными частями речи. Так, группа
глагольных междометий со значением действия,
абстрактно происходящего в прошлом, структурно и
семантически ближе расположена к глаголам
изъявительного (реального) наклонения
прошедшего времени, а группа коммуникативных
эмоциональных междометий близка по форме и
значению к звукоподражаниям (см. связи на схеме 1).
Классификация междометий по признаку
выражения модальности (см. схему 2) оставляет
открытыми вопросы, связанные с частью слов,
способных участвовать в выражении реальной
модальности. Эту группу слов составляют
глагольные междометия, с которыми в современной
грамматике русского языка связано много спорных
вопросов. Mеждометия, выражающие ирреальную
модальность, хорошо представлены и в
академических, и в школьных грамматиках, что дает
возможность в процесс обучения внедрить эту
классификацию при изучении темы «Междометие»
как в школе, так и в вузе.
|