НАШИ РЕЦЕНЗИИ
Эр.ХАН-ПИРА
Перед рассветом
Сумерки лингвистики. Из
истории отечественного языкознания. Антология.
М.: Academia, 2001. 576 с.
Михаил Горбаневский.
Конспект по корифею:
Статьи, очерки, интервью. М.: Галерия, 2001. 304 с.
Обе книги, о которых рассказываю,
приурочены к пятидесятилетию важного события в
истории отечественной лингвистики – дискуссии,
посвященной теоретическим вопросам языкознания
и шедшей на страницах газеты «Правда» с 9 мая 1950 г.
более двух месяцев. В дискуссии принял участие
Сталин. Как выяснилось гораздо позже, он был ее
инициатором. Дискуссией закончился более чем
двадцатилетний мрачный период советского
языкознания. Антология целиком посвящена ему. А в
«Конспекте по корифею» этому времени отведен
один из разделов книги.
Сумерки отечественной лингвистики
начались в конце 20-х – начале 30-х годов XX в. Они
возникли и существовали на фоне сфабрикованных
ОГПУ «дела Промпартии», «дела славистов», «дела
меньшевистского центра» – на фоне, как говорят
иногда историки, «отстрела интеллигенции».
Академик Н.Я. Марр в двадцатые годы
создал так называемое «новое учение о языке»,
согласно которому язык представляет собой
идеологическую надстройку и имеет классовую
природу. Марр полагал, что все языки мира
возникли из четырех элементов: сал, бер, йон, рош.
И искал, и призывал других искать следы этих
четырех элементов в глубинах истории всех
языков, называя это занятие палеонтологией
языка. Марр выдвинул идею стадиального развития
языков: переход общества из одной
общественно-экономической формации к другой
влечет за собой переход языка в иное качество.
Несогласных с ним он третировал как буржуазных
ученых. Еще дальше пошли молодые его
последователи. Они прибегали к политическим
обвинениям и даже друг на друга бодро навешивали
политические ярлыки. Стоило только Т.П. Ломтеву в
статье «За марксистскую лингвистику» (1931 г.),
отдав должное теории Марра, отметить, что она по
существу «примитивный материализм в области
языковедения», как другой, более продвинутый
маррист Ф.П. Филин в сборнике статей «Против
буржуазной контрабанды в языкознании» (1932 г.)
заявил о духе «меньшевиствующего идеализма» у
Ломтева (кстати, этот термин придумал не Филин, а
философы новой формации: до них философии были
известны объективный и субъективный идеализм
без всяких политических подкладок). Ломтев
принадлежал к группе молодых языковедов,
назвавшей себя «Языкофронт». Статья Филина
заканчивалась так: «“Языкофронт” – это знамя
маскирующейся реакции в языкознании, знамя наших
врагов». Как замечает М.В. Горбаневский, Филин
прямо приложил руку к изгнанию Ломтева из
ведущих лингвистических центров Москвы в
Белоруссию. Трагично сложилась судьба великого
языковеда Евгения Дмитриевича Поливанова,
посмевшего в 1928–1929 годах открыто выступить
устно и печатно против марризма. Как
рассказывает М.Горбаневский, марристы называли
Е.Поливанова «идеологическим агентом
международной буржуазии», «разоблаченным
монархистом-черносотенцем», «кулацким волком в
шкуре советского профессора». К концу 1929 г.
Е.Поливанова снимают со всех должностей,
запрещают заниматься научной и педагогической
деятельностью в Москве. Рассыпались в
типографиях наборы его работ. Поливанов уезжает
в Самарканд. В 1937 г. его арестовали, объявив
японским шпионом. 25 января 1938 г. «тройка»
приговорила Поливанова к расстрелу. В этот же
день его не стало. По «делу славистов» было так
или иначе репрессировано немало известных
языковедов (подробнее об этом в книге Ф.Д. Ашнина
и В.М. Алпатова «Дело славистов: 30-е годы». М., 1994).
Как и Поливанову, им вменялись в вину вовсе не их
лингвистические взгляды, а их якобы
антигосударственная деятельность.
Н.Марр умер в 1934 г. Марристы на время
угомонились. То ли их испугала судьба не в меру
ретивых рапповцев, то ли насторожил разгром
исторической школы М.Н. Покровского (это
Покровский сказал, что учение Марра вошло в
«железный инвентарь материалистического
понимания истории»), то ли они сделали свои
выводы из критики Сталиным статьи Энгельса о
внешней политике царизма, то ли поспособствовал
их размышлениям даже возврат старых воинских
званий «капитан», «майор», «полковник», а перед
самой войной – и генеральских званий, то ли
удовлетворило на время исчезновение или отсидка
видных лингвистов, то ли все это вместе, – во
всяком случае они поутихли на предвоенные и
военные годы. Но вот наступило «жаркое лето» 1946 г.
с постановлениями ЦК о журналах «Звезда» и
«Ленинград» и кинофильмах, потом дискуссия о
книге Г.Александрова по истории философии,
публикация докладов А.Жданова, в 1948 г.
постановление ЦК о музыке и печально известная
сессия Всесоюзной академии сельского хозяйства,
затем широкая кампания против низкопоклонства
перед Западом. Уже осенью 1947 г. в «Литературной
газете» появляется статья «Нет, это не русский
язык!», содержащая совершенно некомпетентную
заушательскую критику книги академика В.В.
Виноградова «Русский язык. Грамматическое
учение о слове». Авторы статьи К.Зелинский и
Б.Агапов ставили в вину академику обилие ссылок
на буржуазных и к тому же закордонных лингвистов.
Другая его вина – в употреблении иноязычных по
происхождению терминов. И, наконец, В.Виноградова
уличали в рассуждениях о семантике... когда идет
война в Индокитае с французскими колонизаторами.
Эту статью обсуждали на языковедческих кафедрах
вузов. И принимали решения. Начиналась травля
одного из виднейших русистов. Открыто в защиту
книги Виноградова посмели выступить три
человека: профессор МГУ Е.М. Галкина-Федорук,
доцент МГПИ С.Е. Крючков и аспирант (впоследствии
академик) Б.А. Серебренников. За что их печатно
назвали апологетами Виноградова. В декабре того
же года в «Литературной газете» маррист
Г.П. Сердюченко узрел в учебнике «Введение в
языковедение» А.А. Реформатского «полное
раболепие перед буржуазной наукой». Не оставил
без внимания и Виноградова: «Объективизм,
отсутствие марксистской методологии, излишне
заботливое отношение к трудам различных
буржуазных ученых...».
Вдохновленные погромом в
отечественной биологии, учиненным Лысенко в
августе 1948 г., марристы с новой силой принялись за
искоренение еретиков. 22 октября того же года на
заседании совета Института языка и мышления
имени Марра и Ленинградского отделения
Института русского языка АН СССР выступил
академик И.И. Мещанинов с докладом «О положении в
лингвистической науке». И на том же заседании
Ф.Филин произнес большую речь «О двух
направлениях в языковедении» (прямо как у
Лысенко: мичуринская биология и враждебная ей,
реакционная вейсманистско-морганистская). И вот
резолюция заседания: «Вплоть до последнего
времени реакционные языковеды отстаивают
отжившие свой век традиции дореволюционной
либерально-буржуазной лингвистики в нашей
стране и рабски отражают гнилые теории
соссюрианства и структурализма, ставшие модными
в среде зарубежных буржуазных языковедов в
последние два десятилетия. Лингвисты этого толка
(акад. В.В. Виноградов, проф. М.Н. Петерсон, Г.О.
Винокур, А.А. Реформатский, Р.И. Аванесов, П.С.
Кузнецов, В.Н. Сидоров, А.С. Чикобава и др.) вели и
ведут борьбу с советским материалистическим
языкознанием, проповедуя идеалистические и
оторванные от жизни взгляды». И в конце
резолюции: «Ученый совет рекомендует дирекциям
институтов разработать совместно с бюро
партийной организации конкретные мероприятия,
направленные к разгрому реакционной
идеалистической лингвистики». Когда такие люди
пишут о разгроме, они разумеют не победу в
схватке идей, а чистку кадров, изгнание с работы.
11 мая 1949 г. орган ЦК ВКП(б) газета
«Культура и жизнь» напечатала статью «За
передовое советское языкознание». Жаль, что эту
статью составители антологии не включили в нее.
Включены две резолюции ученого совета Института
русского языка и Московского отделения
Института языка и мышления им. Марра АН СССР и
ученого совета ленинградских отделений
Института языка и мышления им. Марра и Института
русского языка. На заседаниях этих советов
обсуждалась статья в газете «Культура и жизнь». В
обеих резолюциях признается справедливость
газетного упрека языковедам в том, что они не
извлекли необходимых уроков из решений ЦК по
идеологическим вопросам и из итогов философской
и биологической дискуссий. Резолюции совершенно
согласны с утверждением статьи, что в Советском
Союзе «еще и сейчас» существуют два направления
в языкознании – прогрессивное
материалистическое, основанное Марром, и
реакционно-идеалистическое, представленное
противниками нового учения о языке. В обеих
резолюциях звучит тема космополитизма в том его
понимании, которое было задано памятной
январской редакционной статьей «Правды» об
«одной антипатриотической группе театральных
критиков». В ленинградской резолюции Марр был
назван основоположником советского языкознания.
Обе резолюции называли тех же языковедов, не
принявших марризма, что и газетная статья.
Ленинградская резолюция утверждала, что
«буржуазная компаративистика» исходит «из
антинаучной расистской теории языка».
Удивительно, что борцы за новое учение не
заметили плеоназма: расистское не может не быть
антинаучным. И не удосужились пояснить, в чем
расизм компаративистики, т.е.
сравнительно-исторического изучения языков.
В том же году президиум АН СССР на
специальном заседании рассмотрел «положение на
лингвистическом фронте» и назвал «новое учение»
Марра единственной материалистической теорией
языка, а все противоречащее ей призвал
решительно устранить. Вспоминая об этом,
А.Чикобава замечает: «Правда, это не было
постановлением директивного органа, но
постановление исходило из самого авторитетного
научного учреждения страны...». Вот это
недирективное происхождение документа и спасло
молодого доцента В.Д. Левина. Его за критику Марра
и за непризнание оригинальным известного
высказывания В.И. Ленина («Язык есть важнейшее
средство человеческого общения») исключили из
партии и уволили с работы. Он обжаловал решение
райкома. На заседании парткомиссии горкома
председательствующий задал райкомовцам
несколько вопросов: «Существует ли
постановление партсъезда об учении т. Марра?»,
«Есть ли решение какой-либо партконференции об
этом учении?», «Может быть, есть постановление ЦК
о нем?». На все вопросы райкомовцы отвечали:
«Нет». И тогда председатель спросил их: «Товарищ
Марр – ученый?» – «Да.» – «А товарищ Левин –
ученый?» – «Да.» – «Значит, ученый спорит с
ученым, а вы его за это с работы и из партии? На
работе и в партии восстановить. А вам, молодой
человек, не следовало так относиться к
сказанному Лениным. Все-таки Владимир Ильич...».
Доцент отделался выговором. А между тем марристы
готовились перекрыть кислород «непокорным
антимарристам», коих они поминали в своих
резолюциях и статьях. Мои старшие коллеги
рассказывали, что Филин, ставший к тому времени
одним из ученых секретарей президиума АН,
договорился о встрече с министром высшего
образования для передачи списка языковедов,
подлежащих увольнению из вузов. С проскрипцией в
портфеле Филин в назначенный час вошел в
приемную. К министру не пригласили. Через
какое-то время тот вышел и, бросив: «Извините, мне
некогда» – уехал. Видимо, по своим каналам
министр узнал, что наверху заинтересовались
учением Марра, и решил переждать. А.С. Чикобава в
статье «Когда и как это было», помещенной в
антологии, вспоминал, что весной 1949 г. первый
секретарь ЦК компартии Грузии К.Н. Чарквиани
предложил ему написать доклад о марровской
теории стадиального развития языков. Доклад был
написан. Однако А.Чикобава не сообщает, как
объяснил свое предложение Чарквиани. Прошел год.
В начале апреля Чикобаву предупредили из
республиканского ЦК, что скоро предстоит поездка
в Москву: там будут обсуждаться с секретарями ЦК
вопросы языкознания. 10 апреля вечером
Чикобава, К.Чарквиани, а также председатель
Совмина Грузии и два министра приехали на дачу
Сталина. Обсуждались замечания Сталина по
первому тому Толкового словаря грузинского
языка и вопрос о «новом учении» Марра. Чикобава
вспоминает: «Было решено провести дискуссию:
дискуссионную статью поручили написать мне.
“Напишете, посмотрим. Если подойдет, напечатаем.
А это ваш доклад, возвращаю” – и Сталин положил
на стол папку (с докладом о стадиях языка), но тут
же добавил: “Впрочем, пока оставлю у себя:
посмотрим, как об этих вопросах вы теперь
напишете, а потом доклад верну”». Статью
Чикобавы Сталин читал два раза и делал замечания,
для обсуждения которых Чикобава приглашался
дважды. Обсуждения продолжались по 2–3 часа.
Чикобава вспоминает, что еще на первой встрече
Сталин сказал: «Марр много кричал о марксизме, но
он не был марксистом».
Марристы все послевоенные годы до
середины 50-го продолжали твердить о
принадлежности языка к надстройке и о его
классовости, а также о классовости языкознания,
как, впрочем, и науки вообще. Они не знали, что
написал Сталин летом 1949 г. на полях доклада,
который Лысенко представил на рассмотрение в ЦК
перед биологической дискуссией. Возле
утверждения, что всякая наука классовая, Сталин
поставил несколько вопросительных знаков и
ехидно заметил: «И математика тоже?». Сталинские
пометы были опубликованы только в 90-е годы. Знай о
них, марристы могли бы не только снять тезис о
классовости всякой науки, но и сообразить, что
поскольку цифры, математические формулы и
символы (как, впрочем, и химические формулы) – это
иероглифика, постольку письменная речь
математиков, химиков не имеет никакого отношения
к их классовой принадлежности и политическим
взглядам. Эта речь общепонятна специалистам. И
эта общепонятность сохраняется, когда
математики (и химики) обсуждают вопросы своей
науки в звуковой речи, озвучивая с помощью
фонетики и лексики родного языка иероглифику.
В начавшейся 9 мая 1950 г. дискуссии
приняли участие марристы и антимарристы. 20 июня
была напечатана статья Сталина «Относительно
марксизма в языкознании». Начав с того, что к нему
обратилась «группа товарищей из молодежи»
(вполне возможно, мифическая) с предложением
высказаться по вопросам языкознания, Сталин
перешел к ответам на четыре вопроса,
поставленных неустановленными товарищами. Ответ
на первый вопрос сокрушал догму марризма о
надстроечности языка. Ответ на второй – догму о
классовости языка. Ответ на третий – догму о
стадиальном развитии языка, внезапных взрывах в
языке, революции в нем как условии перехода от
старого качества к новому. Ответ на четвертый
обосновывал правильность открытия дискуссии в
«Правде». Упоминались преследования языковедов
за «малейшее неодобрение» марризма, создание в
лингвистике «аракчеевского режима», «не
свойственного науке и людям науки». Сталин
возвращался к теме дискуссии еще четыре раза в
ответах на письма. Потом все это вместе было
издано огромным тиражом брошюрой под названием
«Марксизм и вопросы языкознания». Дискуссия и
участие в ней Сталина дали возможность
языковедам спокойно работать, не опасаясь
увольнений, а то и репрессий. Активные марровцы
бойко и многократно покаялись. Никого из них не
лишили возможности работать. Советская
лингвистика стала оживать. Это не был еще восход,
но уже явственно ощущалось его приближение. Проф.
В.А. Звегинцев отметил в статье, включенной в
антологию: «Главное и бесспорное значение
выступления Сталина состояло в том, что оно
покончило с фантасмагориями “нового учения” о
языке и освободило советскую науку от <...> ярма
марровских догм». Конечно, сам аракчеевский
режим в языкознании, как, впрочем, и в биологии,
был возможен только в условиях тоталитарного
режима в стране. Сказанное Сталиным о свирепых
марристах: «Создалась замкнутая группа
непогрешимых руководителей, которая, обезопасив
себя от всякой возможной критики, стала
самовольничать и бесчинствовать» – с полным
основанием можно отнести к нему самому и его
ближнему кругу. Разумеется, сталинские статьи
были объявлены сталинским учением о языке. В
вузах читался курс под таким названием. Сталин не
сказал ничего нового о языке, если не считать
сенсационного для русистики открытия, что в
основу русского национального языка лег
курско-орловский диалект. Ни один историк
русского языка никогда до той поры такого не
говорил. Однако нашелся языковед, который в
хорошем темпе сочинил докторскую диссертацию,
где пытался обосновать языковыми фактами
сталинское открытие. И на этой диссертации как на
белом коне перебрался в Москву с территории
курско-орловского диалекта, успев это сделать до
XX партсъезда, т.е. до того времени, когда стало
возможным печатно не соглашаться с отдельными
местами «Марксизма и вопросов языкознания».
Сталин утверждал: «Какие бы мысли ни
возникли в голове человека, они могут возникнуть
и существовать лишь на базе языковых терминов и
фраз. Оголенных мыслей, свободных от языкового
материала, свободных от языковой “природной
материи” не существует... Только идеалисты могут
говорить о мышлении <...> без языка». Однако уже
в ответе Д.Белкину и С.Фуреру, которые спрашивали
о людях, не говорящих, о глухонемых, Сталин
вынужден был смягчить категоричность прежнего
высказывания. Он признает, что у глухонемых
«работает мышление, возникают мысли». И
продолжает: «Ясно, что коль скоро глухонемые
лишены языка, их мысли не могут возникать на базе
языкового материала... Мысли глухонемых
возникают и могут существовать лишь на базе тех
образов, восприятий, представлений, которые
складываются у них в быту о предметах внешнего
мира и их отношениях между собой благодаря
чувствам зрения, осязания, вкуса, обоняния».
Как считают современные
исследователи, не только глухонемые, но и
говорящие люди обладают способностью к
невербальному (несловесному) мышлению. Не только
поэты и живописцы способны мыслить зрительными
образами, а композиторы – музыкальными,
скульпторы и архитекторы – объемами, но даже
физики и математики (по признанию некоторых из
них, например, Эйнштейна) могут мыслить без слов
– образами, представлениями.
Досадно, что в антологию не вошло
выступление акад. Виноградова «О преодолении
последствий культа личности в языкознании»,
состоявшееся весной 1963 г. и опубликованное в 1964 г.
В нем Виктор Владимирович обратился, в частности,
к формуле Маркса и Энгельса из их ранней работы
«Немецкая идеология», к формуле, которую часто
цитировали марристы, когда говорили о
классовости языка, и которую цитировал Сталин в
ответе Е.Крашенинниковой: «Язык есть
непосредственная действительность мысли», «язык
есть действительное сознание». Виноградов,
напомнив о различии явлений и терминов,
называющих эти явления, – язык и речь,
предложил уточнить формулу: «речь есть
действительное сознание», она – а не язык – есть
непосредственная действительность мысли. Это
вполне согласуется с известным тезисом Гегеля в
его «Лекциях по истории философии»: «Вообще язык
выражает, в сущности, лишь общее; но то, что
мыслится, есть особенное, отдельное. Поэтому
нельзя выразить в языке то, что мыслится». Да, в
языке нельзя, но с его помощью, при его посредстве
можно. В речи, внутренней и внешней. И мысли
(любые!) входят в то, что в 1935 г. Алан Гардинер
назвал остатком, а А.И. Смирницкий в 1954 г. –
сверхъязыковым остатком в речи.
Независимо от Виноградова М.М. Бахтин
пришел к тому же уточнению формулы Маркса и
Энгельса: «Текст является <...>
непосредственной действительностью мысли и
переживаний» (М.М. Бахтин. Эстетика
словесного творчества. М., 1979. С. 301). Истинность,
ложность – внеязыковые категории. Вот как об
этом сказал Бахтин: «Только высказывание может
быть верным (или неверным), истинным, правдивым
(ложным), прекрасным, справедливым и т.п.» (Указ.
соч., с. 301). Только оно может выражать или не
выражать классовые интересы. Оно, а не язык. В
языке есть только общее. А речь индивидуальна,
персонифицирована.
Антология содержит статьи Марра,
Мещанинова, Ломтева, Филина, Якубинского и других
языковедов. Воспоминания С.Б. Бернштейна о
гонениях на специалистов в области славянских
языков и литератур. В антологию полностью
включена работа Сталина «Марксизм и вопросы
языкознания». В книге много досадных опечаток.
Персонаж обеих рецензируемых книг –
Ф.П. Филин. Набивший руку в период господства
марризма на административных методах чисток, он
использовал эти навыки в 60–70-е годы. Став в 1968 г.
директором Института русского языка АН и
подобрав покорный ему ученый совет, он, уловив
тенденцию к закручиванию гаек при входящей в
силу брежневщине, начал расправу с диссидентами
и просто неугодными ему людьми. Вынуждены были
уйти Ю.Д. Апресян (которому Филин не давал
защитить докторскую диссертацию, теперь Юрий
Дереникович – академик), М.В. Панов –
известнейший русист и многие другие. Некоторым
Филин предлагал покаяться, признать свои
«ошибки». Попались на садистскую удочку три
женщины, которые вынуждены были полупризнать
свои мнимые ошибки трижды: в секторе, на дирекции
и ученом совете. И после этого там им накидали
необходимое число черных шаров.
Редактор книги М.Горбаневского, декан
факультета журналистики МПГУ Т.И. Иванова
вспоминает в предисловии: «...я застала Федота
Филина, когда он был директором Института
русского языка. Зная, с каким бойцом имею дело, я
все-таки попыталась спасти от него
замечательного старого ученого с молодыми
учениками и ученицами. Это были специалисты по
русским говорам, а происходило все в глухие
застойные годы...». Татьяна Ивановна пыталась
спасти заведующего фонетической лабораторией
Сергея Сергеевича Высотского. А спасти его она
хотела публикацией очерка о нем в «Неделе». Очерк
был напечатан, а рядом с ним – заметка одной из
сотрудниц лаборатории, ныне здравствующего
доктора наук. В заметке приводились разные
предположения об этимологии слова Москва, и в
их числе давно известная науке гипотеза об
угро-финском происхождении этого топонима. Узнав
о публикации, Филин позвонил прямо главному
редактору «Известий» и выразил ему свое
возмущение непатриотическим поступком и газеты,
и автора заметки. Татьяне Ивановой пришлось уйти
из «Известий»... Главред наверняка не знал, что в
ряде областей к северу от Москвы немало
угро-финских топонимов: Вологда, Вычегда, Ижора,
Ладога, Шуя и т.д. А Филин-то знал, но знал и
другое: на какую педаль следует нажать, чтобы
испугать несведущего номенклатурщика.
В фашистской Германии говорили об
«арийской физике». У нас говорили о буржуазных
лингвистике, литературоведении и других
общественных науках. Но не противопоставляли им
при этом пролетарские лингвистику,
литературоведение и иные общественные науки. За
явной бессмысленностью таких словосочетаний.
Вместо этого говорили о марксистском или
марксистско-ленинском языкознании,
литературоведении, архивоведении и т.д.
И годы спустя после памятной дискуссии
о языкознании в ходу были сочетания буржуазный
ученый имярек, буржуазное литературоведение
и т.п. Наличие классов и классовой борьбы было
открыто французскими историками в первой
четверти XIX в. Смешно отрицать наличие классов и
ныне. Еще смешнее делить науку по классовой
принадлежности. Любую из наук, тем более физику,
математику, биологию, астрономию и т.п.
|