Прощание со школой
Отзвенел последний звонок,
закончились экзамены, отшумело очередное
прощание с вчерашними одиннадцатиклассниками...
Кажется, не бывало такого выпускного вечера, на
котором бы не прозвучали – и не раз! – неизбежные
точные слова: «И грустно, и радостно... Грустно
потому, что... А радостно – потому, что...». Как не
грустить: растили, растили, полюбили или, во
всяком случае, привыкли, а теперь, когда они уже
почти взрослые и умные, – расставайся с такими
хорошими и начинай все сначала. Как не
радоваться: вот какие выросли красивые, тонкие,
остроумные, милые... Особая радость, если
выпускные экзамены прошли успешно. Еще одна
радость – если на прощание нам, учителям, сказаны
хорошие, теплые слова. Мы тоже всегда хотим
сказать – и говорим – ученикам хорошие, ласковые
слова. Как мы будем помнить каждого, как будем
рады их успехам, как всегда готовы помочь, как
будем ждать их прихода, их рассказов, а еще бы
лучше – их помощи в работе с новыми учениками.
Кроме грусти и радости, есть еще одно чувство:
страх. Как там они без нас? Как будут поступать –
во всех смыслах этого емкого слова? Как у них все
сложится? Иногда в непростом выпускном
переживании различаем и привкус облегчения: с
этими трудными отмучились... Что же, мы ведь люди,
чего тут стыдиться? Хотя этого обычно
выпускникам не сообщаем.
Говорим только о хорошем. Чаще прозой,
а иногда – для разнообразия – самодельными
стихами. И песни поем. На неизменную тему: «И
грустно, и радостно...».
Например, так.
Выпускается класс. Распадается мир
Общих жестов, словечек, привычек, свобод и
запретов...
...Распускается класс. Глянем пристально: что за
цветок?
Он сейчас, хоть садовник и тщится прослыть
беспристрастным,
Нам явился столь благоуханным, родным и
прекрасным,
Что – мгновенье, продлись! Не продлится: вот Бог,
вот порог.
Или так:
А может быть, все поменять?
Их выпустить – в лес погулять?
А после за парты зазвать:
Любить, поучать, не пускать?
Но мы против насильственных уз,
И тем наш прекрасен союз.
Хоть он порою тяжкая обуза,
Но в мире нет прочней, прекраснее союза!
А однажды показали что-то вроде
мини-спектакля на тему «Поиски жанра, или
Прощание славянки».
– Дорогие, родные, как горько...
– Это что-то на свадьбу похоже; и надрывно, и
сентиментально...
– В добрый час, господа, наконец-то!
– Чересчур торопливо, поспешно, с облегченьем,
ничем не прикрытым.
– Все пути перед вами открыты...
– Оптимизм чрезмерный возможен, но не моден и
очень банален...
– Опустели без вас эти стены...
– Не поминки, чтоб так убиваться...
– Да, но выступить все-таки нужно...
После обсуждения квартет классных
руководителей дружно пел на известный мотив:
Все пути перед вами открыты.
В добрый час, господа, в добрый час!
Жизнь идет, только сердце разбито
И пуста наша школа без вас.
Грусть и радость, страх и гордость
этого выпускного сезона мы попытались выразить
новой немудрящей песенкой:
И никто из вас не
Прогуляет урок,
Ведь уже прозвенел
Ваш последний звонок.
Блицев нет и домашних заданий,
Ни прогулов вам, ни опозданий.
Кабинет убирать
Не придется теперь...
В общем, не сосчитать
Всех счастливых потерь.
Но прервем это перечисленье –
Вам пора принимать поздравленья.
Вчерашние дети, вчерашние дети –
Совсем как большие, ну прямо смех и грех.
Сегодня на свете, сегодня на свете
Они всех роднее, они важнее всех.
Все теряет листки –
Календарь и тетрадь.
Тонкий голос тоски
Не дает ликовать.
И какая такая свобода
Принимает сегодня у входа?
Сотни ваших страниц
Больше не проверять,
И таких милых лиц
Каждый день не видать.
О своем мы сейчас не заплачем...
Вдруг от них отвернется удача?
Вчерашние дети, вчерашние дети –
Сегодня на свете они важнее всех.
Пусть все вас заметят, пусть все вас приветят,
Пусть завтра вас встретит блистательный успех!
Напутствие абитуриентам
Ситуация экзаменов у некоторых, как
известно, вызывает стресс. Вот вы уже сидите в
аудитории, и перед вами темы сочинений. Но какую
тему выбрать? Вместо того чтобы судорожно
метаться от одной темы к другой, возьмите себя в
руки, а ситуацию под контроль.
После того как вы прочли названия всех тем
сочинений и отбросили те (ту), которые вам
совершенно не подходят, сконцентрируйте свое
внимание на наиболее понятной и приятной вам
теме и выполните следующие мыслительные
операции.
1. Есть ли вам что сказать по данной
теме? (Это могут быть ваши собственные мысли,
выводы, а может быть, готовая концепция, с которой
вы согласны.)
2. Можете ли вы обосновать свои взгляды, т.е.
имеются ли у вас доказательства, подтверждающие
правильность вашего мнения, и материал (примеры),
иллюстрирующий ваши утверждения?
Отвечая на эти вопросы, вы проверяете,
достаточно ли у вас информации для работы по
данной теме, и как бы в сжатом виде представляете
себе будущее сочинение.
Выбрав тему, вы переходите к
обдумыванию композиции сочинения. Набросайте
план, определяя последовательность, в какой вы
будете излагать мысли. Отдельно поработайте над
первой и последней фразой. Они в каком-то смысле
ключевые – определяют настрой, ритм,
структурируют синтаксис создаваемого вами
текста.
Собственно, ничего нового мы вам не сообщили – вы
сами все знаете. Но, начав сразу действовать
по этому алгоритму, вы не заметите, как
включитесь в работу, – а от стресса и след
простыл.
Помните еще: времени у вас достаточно, не бойтесь
потратить его на работу с черновиком. А насколько
может преобразиться текст после хорошего
редактирования, вы узнаете из отрывка из книги Анатолия
Мариенгофа «Бессмертная трилогия».
«В последней сценической редакции
Городничий у Гоголя, как известно, говорит:
“Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить
вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор”.
Пятнадцать слов.
А в первой редакции было:
“Я пригласил вас, господа... Вот и Антона
Антоновича, и Григория Петровича, и Христиана
Ивановича, и всех вас для того, чтобы сообщить
одно чрезвычайно важное известие, которое,
признаюсь вам, чрезвычайно меня потревожило. И
вдруг сего дня неожиданное известие, что
отправился из Петербурга чиновник с секретным
предписанием обревизовать все относящееся по
части управления и именно в нашу губернию, что
уже выехал десять дней назад тому и с часу на час
должен быть, если не действительно уже находится
в нашем городе”.
То есть 78 слов.
Во второй редакции было – 45.
В третьей – 32.
А в четвертой, как сказано, в беловой, – 15.
Ну а у нас? Где они – эти четвертые редакции?
Не приучены. Некогда.»
|