ИССЛЕДУЮТ УЧЕНИКИ
Ирина ЛЕЙНО
Защита реферата в 9-м классе
Ни для кого не стало неожиданностью,
что несколько человек из 9-го «А» выбрали защиту
реферата как форму сдачи устного экзамена по
русскому языку. Такая работа им давно и хорошо
знакома...
С улыбкой вспоминаю муравьиную возню,
которая сопровождала подготовку к первой
научно-практической конференции. Они были
шестиклассниками. Времени для доклада им
давалось по... 3 минуты.
Тем не менее все было «по-правдашнему»:
читали источники, выбирали темы, подавали в
оргкомитет тезисы, спорили на обсуждении
докладов.
Сейчас они выросли – и объем работ
увеличился, и проблемы углубились, на количество
наименований в «Списке литературы» я смотрю с
уважением. От реферирования дети перешли к
постановке проблем, самостоятельному поиску
пути их решения, работы постепенно приобретают
исследовательский характер.
И что еще важно: результат этот не
случаен. Занимаясь русским языком по Панову, дети
привыкли наблюдать за явлениями языка,
анализировать языковые факты, находить им место
в системе языка, не бояться неоднозначных
решений, научились отстаивать свои взгляды, даже
говорить научились на лингвистические темы не
абы как, а используя средства научного стиля.
Не нужно, чтобы они стали филологами.
Пусть только это любопытство, эта пытливость ума,
эта независимость суждений останутся.
|