УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ
Ольга МЕЛИКЬЯН,
11 класс,
г. Москва
Сегодня мы говорим о том, что школа
должна «развивать», «формировать»,
«воспитывать» культуру речи (этот ряд глаголов,
активно употребляющихся в методике, можно
продолжать и еще). Впрочем, о том, что в школьном
курсе русского языка нужно не только обучать
грамотности, но и учить «порождать» тексты (еще
один методический термин!), устные и письменные,
мы тоже знаем давно. Не для того ли существуют в
программе уроки «по развитию речи»? Нередко, в
том числе и на страницах газеты «Русский язык»,
мы, учителя, рассказываем друг другу, как это у
нас получается. Однако, несмотря на достижения
методики, каждый из нас знает: научить школьника
свободно писать на заданную тему нелегко. Еще
труднее показать ему, как находить эту тему
самому. А ведь темы и проблемы – на каждом шагу,
нужно только приглядеться. О том, какие
неожиданно интересные вещи можно открывать в
самом будничном, пишет ученица 11-го класса
московской школы Ольга Меликьян.
Е.Абелюк
Лицо того, кто рядом...
Не правда ли, чаще всего мы едем в
метро, погруженные в свои мысли, и не обращаем
внимания на тех, кто вокруг? Всегда куда-то
торопимся, спешим; времени катастрофически не
хватает. А для того, чтобы увидеть другого, нужно
только... остановиться, оглядеться. Как часто...
это даже не приходит нам в голову... Москва не
располагает к размеренному ритму жизни. Одним
будним летним днем, как обычно, никого и ничего не
замечая вокруг, я ехала в метро. Напротив сидела
девушка. Мой взгляд остановился на ней, и я
почувствовала, что смотрю на нее не одна – она
словно притягивала к себе взгляды людей,
случайно оказавшихся рядом. В вагоне их было не
много, может быть, именно потому это было
особенно заметно. Что в ней привлекало? В отличие
от остальных, она, казалось, не спешила и просто
наслаждалась жизнью, вот этим самым мгновением.
Она рассматривала фотографии, улыбалась,
смеялась вслух и чуть-чуть стыдилась своего не
совсем обыкновенного поведения «в общественном
транспорте». Быть может, возвращаясь из
института, она забежала в фотостудию и взяла
наконец давно отпечатанные фотографии. И теперь
ей не терпелось снова взглянуть на них –
наверное, в этих фотографиях было что-то очень ей
дорогое. А атмосфера в вагоне непривычно
изменилась. Пассажиры с интересом наблюдали за
девушкой. Ее настроение словно передалось людям
в вагоне – никто не остался равнодушен. Правда,
находились и те, кто смотрел на девушку с укором,
зато другие улыбались, а некоторые уже говорили о
милой девушке, так неожиданно появившейся в
жизни нашего вагона и каждого его пассажира.
На одной из станций она вышла, двери
захлопнулись, отделяя нас от нее и возвращая
каждого к своей жизни. На минуту мне показалось,
что свет в метро стал не таким ярким... Почему-то
она запомнилась мне надолго, и я часто вспоминаю
ту случайную встречу, а вспомнив, понимаю, что
стала немножко иначе смотреть на тех, кто
вокруг... Московское метро... Здесь людей можно
наблюдать такими, какие они есть, – они не
стараются произвести впечатление. Удивительно,
как в зависимости от времени суток меняются и
лица людей в метро. Утро... Все спешат на работу, в
школу или институт. Пытаешься заглянуть в лица
людей, но в это время их так много, что даже не
успеваешь выхватить из общего потока какое-то
отдельное лицо. Только присмотришься к человеку,
начинаешь фантазировать, а ему уже выходить. Вот
один напряжен, он думает о чем-то важном,
серьезном. Похоже, мысленно этот человек уже не
здесь и для него рабочий день начался. Другой
спокоен и даже улыбается своим мыслям. Он,
наверное, напротив, где-то в прошлом. Кто-то
слушает плеер, об этом можно догадаться по тому,
как он беззвучно подпевает никому не слышимой
музыке. Женщина напротив читает газету или
журнал, но глаза опущены, и кажется, что они
закрыты. Моя ровесница, тоже, видимо, школьница,
готовится к предстоящему занятию, пытается
сконцентрироваться на тетрадке, однако ее клонит
в сон и одна и та же строчка прочитывается уже в
который раз. Пожилой мужчина просто стоит и
смотрит перед собой – сон уже ушел, но мысли еще
не пришли в порядок. Все ждут, когда же откроются
двери на нужной остановке, с ожиданием и
вниманием вслушиваются в монотонный голос:
«Осторожно. Двери закрываются. Следующая
станция...». Поток людей нескончаем... Все
сливаются в одно целое, и все торопятся выскочить
из замкнутого подземного пространства.
Постепенно наступает день, и люди
сейчас немножко другие. Вот две женщины. Они
знакомы и поэтому тихонько о чем-то
разговаривают. Видимо, этот разговор их не очень
интересует, просто нужно чем-то занять время. Вот
бабушка с внуком. Он очень горд тем, что куда-то
едет. А она внимательно за ним наблюдает, смотрит
на него с такой нежностью, что и ты невольно с
улыбкой посмотришь на мальчика. Вот двое ребят:
они с задором обсуждают недавний случай из жизни:
глаза горят, и чувства будто написаны на лице.
Вечером все возвращаются с работы или учебы. На
мгновение вспоминается утро. Тогда тоже был час
пик, но сейчас все по-другому. Теперь люди
возвращаются домой. Уставшие или задумчивые, они
тихо сидят или стоят, отдыхая после трудного дня.
Вот женщина с усталыми глазами. Она смотрит в
одну точку и, кажется, ничего не замечает вокруг.
Чем ближе к вечеру, тем больше пар или групп,
привлекающих к себе внимание шумом, смехом,
громкими разговорами. Но впереди самое
интересное время суток – поздний вечер, когда
день уже кончился, а до ночи еще далеко. У дверей
юноша; он скорее всего едет на свидание – в
глазах ожидание, по лицу бродит задумчивая
улыбка.. Неподалеку небольшая компания... Как
видно, этот вечер они решили не проводить дома.
Глаз не заметит среди этих людей одинокую
женщину, которая с тоской наблюдает за ними.
Сейчас она выйдет и сразу же затеряется в толпе.
Проходит еще час или два... Кто-то припозднившийся
возвращается домой, предвкушая мягкий диван и
телевизор. Чем ближе к ночи, тем пустыннее метро и
тем грустнее бежит поезд. Сейчас чувствуешь себя
неуютно и одиноко. Усталый пассажир тихо
устроился на сиденье. Может быть, он обратит
внимание на ребят, вдруг вбежавших в вагон со
смехом и громким разговором, но скорее всего они
даже не заметят друг друга и уж точно не запомнят
лиц. Другой ночной путешественник будет мысленно
подгонять поезд, чтобы успеть попасть на нужную
пересадку и поскорее вернуться домой. Кажется,
даже поезд торопится попасть в депо, в котором
можно будет отдохнуть от столь насыщенного
впечатлениями дня.
|