УКАЗАТЕЛЬ
Опубликовано в I полугодии 2002 года
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
Евграфова С.М. Путешествие к центру
России: творческий отчет о командировке. № 19
Иванова Е.А. Подснежник поэзии. № 9
Прозябать ли языкознанию в
факультативах? № 5
Прощание со школой. № 24
МАРАФОН
Борисенко Н.А. Судьба нового свода
правил русского правописания зависит и от нас с
вами. № 18
Профессиональный разговор. № 18
ОЛИМПИАДА
VII Всероссийская олимпиада школьников
по русскому языку (г. Псков, 14–19 апреля 2002 года). №
22
VII Всероссийская олимпиада.
Впечатлениями делится победитель. № 23
ИНФОРМАЦИЯ
Абитуриенту 2002 г. о филологическом
факультете МПГУ. № 13
Итоги проведения экспериментального
письменного экзамена по литературе в 11-х классах
общеобразовательных учреждений Российской
Федерации в 2000/2001 учебном году. Официальный
документ. № 14
О проведении экспериментального
письменного экзамена по литературе в 11-х классах
общеобразовательных учреждений Российской
Федерации в 2001/2002 учебном году. Официальный
документ. № 14
Программа «Дня учителя русского
языка». № 8
УЧЕНЫЕ – ШКОЛЕ
Елистратов В.С. Беседа с Михаилом
Викторовичем Пановым. № 17
Еськова Н.А. О каком мире в
«Войне и мире»? № 18
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
Задунова Т.С. Искусство писать
сочинение. № 19
Лукашевич Е.В. Язык, слово, экзамен,
подросток. № 19
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Дмитренко С.Ф. Ё – не только моЁ.
Письмо РусскоЯзычным сЕстрам. № 18
Евграфова С.М. Быстрее, выше,
сильнее? № 11
Шапиро Н.А. Чуковский готовил детей
к восприятию великого наследия. № 10
ЮБИЛЕЙ
Аванесов Р.И. О моих учителях А.М.
Селищеве и Д.Н. Ушакове. № 6
Герцен А.И. Призыв к стыдливости. №
17
Гиндин С.И. «Работа над родным
языком в человеке не прекращается никогда». № 21
Гиндин С.И. Герцен на уроках
русского языка, риторики и словесности. № 17
Срезневский И. Держаться родного
языка как главной основы. № 21
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Чельцова Л.К. О Татьяне Григорьевне
Винокур. № 20
ПРАЗДНИКИ. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Корнеева Л.А. «Христос рождается,
славите». № 1
Счастливого Рождества! № 1
Зимние святки. № 2
БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ
Выпуск XXX. Гиндин С.И. Каким должно
быть языкознание в школе? Якубинский Л.П. Элементы
языкознания и история языка в школе. № 5
Выпуск XXXI. Гиндин С.И. Гоголь и...
свобода слова. В.Я. Брюсов. Гипербола и
фантастика у Гоголя. В.Я. Брюсов. Испепеленный.
К характеристике Гоголя. № 9
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
Валерий Брюсов. Пасха, праздникам
праздник. № 17
КсенияНекрасова. Стихотворения. №
9
Ярослав Смеляков. Ксеня Некрасова.
№ 9
Афанасий Фет. Ночь тиха... № 1
Саша Черный. Рождественское. № 1
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Евграфова С.М. И скучно, и грустно...
Авторское предисловие. № 7
Евграфова С.М. Ценишь шутку юмора –
думай мозгом ума головы! № 3
Еськова Н.А. Умницы и умники
продолжают потрясать эрудицией. № 15
Красных В.И. Центральный –
централизованный – центристский. № 11
Михайлов Константин. Язык, который
мы потеряли. На примере частных объявлений в
газете «Русское слово» за 1907 г. № 16
Хан-Пира Эр. И. Фигурант и персоналия
в языке и речи. № 2
ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
Иванова Е.А., Гардер М.О. Зачем учат
родной язык, или Перевод с английского как
диагностика владения русским языком. № 17
Чайковская И.И. Заметки о
Крокодиле, говорящем по-турецки. («Крокодил»
Корнея Чуковского в контексте жизни и культуры.)
№ 1
ЖИЗНЬ ЯЗЫКА
Капанадзе Л.А. Структура и
тенденции развития электронных жанров. № 21, 22
ЖИЗНЬ СЛОВА
Хан-Пира Эр. И. Знак, число, слово. №
20
РЕПЛИКА
Лазаревич К.С. Сластолюбцы. № 1
Лазаревич К.С. Так как же все-таки
писать? № 18
ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ
Романов А.С. Пословицы и поговорки
в письмах и произведениях Пушкина. № 7
Столбунова С.В. Роль
фразеологических единиц в «Преступлении и
наказании» Ф.М. Достоевского. № 15
Шумилина Л.П. Поэтика контраста. №
11
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Беднарская Л.Д. Изложения с
предварительным анализом текста (9-й класс). № 3
Гинзбург Л.Я. Из книги «“Былое и
думы” Герцена». № 17
Горячева И.А. Наглядное изучение
грамматики русского языка на уроках
лингвистического анализа текста (5-й класс). № 2
Шапиро Н.А. Задания по литературе
для Ломоносовского турнира. № 2
ПРОБЛЕМЫ ОРФОГРАФИИ
Осипов Б.И., Галущинская Л.Г., Попков
В.В. Фонетические и гиперические ошибки в
письменных работах 3–11-х классов средней школы.
№ 15
ПРОБЛЕМЫ ПУНКТУАЦИИ
Беликов В.И. «И пучину взворотила и
поставила вверх дном»? (Заметки об авторской
пунктуации.) № 7
Шапиро Н.А. Кто получит пятерку за
тест? № 7
УЧИТЕЛЬ И УЧЕБНИК
Начинаем разговор об учебниках. Общее
сопоставление учебников. Об особенностях
каждого комплекса. № 1
Селезнев В.М. «На ель ворона
взгромоздясь...». Продолжаем разговор об
учебниках. № 8
Столбунова С.В. Традиции и новации
в преподавании русского языка. № 22
Флоренская Э.А. Построение
учебника. № 13
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ. НАШИ РЕЦЕНЗИИ
Еськова Н.А. О новом издании
«Орфоэпического словаря русского языка». № 23
Кузьмина С.М. Взгляд
ученого-лингвиста. (Граник Г.Г., Бондаренко С.М.,
Концевая Л.А. Русская филология. Учебник для
5-го класса. М., 2000.) № 14
Лазаревич К.С. Толковый словарь
ушедшего или уходящего русского языка. (Словарь
архаизмов. Сост. И.Смирнов, М.Глобачев. М., 2001.)
№ 6
Новый тип учебника по русской
филологии авторского коллектива под
руководством Г.Г. Граник. (Граник Г.Г. О
некоторых проблемах создания учебников по
русской филологии. Соболева О.В. Как в
учебнике решается задача обучения пониманию.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.
Особенности нового комплекта учебников по
русскому языку. Борисенко Н.А. Я выбираю этот
учебник. Балашова Ю.Ю. Состояние тревоги у
школьников.) № 14
Пахнова Т.М. Особенности учебника
русского языка для старших классов. (Дейкина
А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык:
Учебник-практикум для старших классов. М., 2001.) № 10
Первые впечатления о книге. Учителя из
г. Курска о новом учебнике русского языка. (Дейкина
А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык:
Учебник-практикум для старших классов. М., 2001.) № 10
Степанова М.А. Школьникам о
языкознании. (Дроздова О.Е. Уроки языкознания
для школьников. 5–8-е классы: Пособие для
учащихся. М., 2001.) № 22
Хан-Пира Эр. И. Перед рассветом
(Сумерки лингвистики. Из истории отечественного
языкознания. Антология. М., 2001; Михаил
Горбаневский. Конспект по корифею. Статьи,
очерки, интервью. М., 2001) № 23
Хан-Пира Эр. И. Языковые средства
речевой шутки. (Санников В.З. Русский язык в
зеркале языковой игры. М., 1999.) № 3
Челнокова Т.С. Новый
этимологический словарь-справочник (Глинкина
Л.А. Словарь-справочник: этимологические тайны
русской орфографии. Оренбург. 2001.) № 10
ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК
Николаев М.М. Пятиклассник. № 11
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ
Вязоветская И.А. Уроки
толерантности в московской школе. № 10
Итоги конкурса «Урок толерантности».
№ 14
Каленкова О.Н. Дети беженцев учатся
русскому языку. № 14
Я ИДУ НА УРОК
Бубенщикова З.С. Работа с текстом.
(Работаем по учебнику С.Г. Бархударова.) № 9
Герасикова О.В. Урок-повторение по
теме «Сложное предложение» (8-й класс). № 13
Голова М.Н. Интегрированный урок на
тему «Типы речи» (на материале сказки Ю.Олеши
«Три Толстяка»). № 12
Жителева Ж., Жителев В. Первое
прикосновение к «Слову о полку Игореве». № 19
Кроликова В.Л. Урок-игра
«Счастливый случай». Обобщающее повторение по
теме «Лексика и фразеология» (6-й класс). № 15
Куманяева А.Е. Модальные частицы
(7-й класс). № 18
Курдюкова Т.А. Глагол. Урок-зачет по
русскому языку в форме праздника «Удивительная
часть речи – глагол!» (6-й класс). № 13
Курочкина М.В. Обращение и знаки
препинания при нем. 2 урока. (8-й класс). № 9
Резвая А.Ю. Роль бессоюзных сложных
предложений в художественной речи (9-й класс). № 14
Рухленко Н.М. Односоставные
предложения и особенности их употребления в
художественном тексте (8-й класс). № 5
Фолимонов С.С. Ключевые понятия
лексики. Повторение. 2 урока. (8-й класс). № 6
Черняева Т.С. Словообразование (6-й
класс). № 13
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Альбеткова Р.И. Слово и образ. № 15
Альбеткова Р.И. Слово и образ.
Языковые средства выражения комического. № 23
Иванова И.В. Методика работы над
переводом поэтических текстов. № 17
Колесник Е.В. Творческий диктант на
уроках изучения орфографии. № 6
Лобкова Е.В., Новикова Г.А.
Интонация. Логическое ударение. Порядок слов в
предложении (8-й класс). № 17
Степанова Л.С. Школьный словарь
перифраз. № 2
Сычугова Л.П. Словарь речевых
оборотов. Фрагменты учебного пособия-словаря (8-й
класс). № 5
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Гацуцын В.В. Как работать с
повтором. № 21
Колесник Е.В. Творческий диктант на
уроках изучения орфографии. № 6
Миттельман О.М. Всего и дело, что
вчитаться... № 3
Селезнев В.М. Несколько слов о
глаголах-исключениях. № 22
Селезнев В.М. О том, как собака
гавкала, а нога влезла в суконный носок. № 7
Шапиро Н.А. Полезные мелочи. № 4, 8, 12,
16, 18, 20
Шапиро Н.А. Разговор в учительской.
№ 4
Эхина О.П. Обучающее изложение (8-й
класс). № 11
НОВЫЙ ПОДХОД
Парменова Т.В. Функциональный
подход к изучению грамматики в школе. (Об одном из
путей модернизации.) № 24
РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ М.В.ПАНОВА
Громов И.А. Дидактический материал
к учебнику М.В. Панова. Словообразование (6-й
класс). № 16, 20
Дибобес В.В. Уроки Сургута. Заочный
семинар. Занятие 2. № 8
Иванова Л.А. Тестовая работа по
теме «Синтаксис. Предложение». Дидактический
материал (5-й класс). № 21
Иванова Л.А. Употребление и
правописание производных предлогов. Открытый
урок по русскому языку (6-й класс). № 8
ПРАКТИКУМ
Богданова Г.А. Правописание корней.
№ 16, 18
Великова Л.В.
Коррекционно-тренировочный курс. Занятие 5. Тема:
«Орфография». Правописание приставок пре-, при-,
пред-. № 8
Полежаева Е.А. Комбинированные
упражнения при повторении. № 22
ФАКУЛЬТАТИВ
Гиндин С.И. Начинаем разговор о
звуковой организации художественной речи. № 21
Ковтунова И.И. И.А. Гончаров. Язык
его произведений. № 21
Ковтунова И.И. Языковые портреты
русских поэтов. № 13, 17
Кожевникова Н.А. «Мертвые души»: из
истории субъективного авторского повествования.
№ 9
Норман Б.Ю. Основы языкознания.
Лексикология. № 4
Норман Б.Ю. Основы языкознания.
Морфология. № 5
Пахнова Т.М. Программа «Слово
Пушкина». (Факультативный курс по русскому языку
для учащихся 10–11-х классов.) № 21
Рочко Т.А. Жизнь языка. (Сборник
статей к 80-летию Михаила Викторовича Панова.) № 21
Шенгели Г.А. Техника стиха.
Инструментовка. № 21
ЗАОЧНЫЙ СЕМИНАР ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Вигдорова Е.И. Беседа третья.
Комедия Грибоедова «Горе от ума». № 20
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Безносов Э.Л. Основные виды сложных
предложений (9-й класс). № 20
Евграфова С.М. Маргинальная
лингвистика на вступительных экзаменах. (Заметки
о местоимениях.) № 22
Евграфова С.М. Тест для
старшеклассников. № 20
Каким будет Единый государственный
экзамен (ЕГЭ)? Выпускная экзаменационная работа
по русскому языку. № 8
Пахнова Т.М. Лексический разбор
текста. № 18
Разбор стихотворных текстов (Ольга
Павлова, Полян Александра, Сизов Илья.) (11-й
класс). № 19, 20, 21
Середа Е.В. Классификация
междометий по признаку выражения модальности. №
23
Соколова В.А. Советы учителя: как
писать сочинение. № 20
Тесты на вступительных экзаменах в
вузы. № 22, 23
Чупашева О.М. Определяем род
существительного. № 22
Шапиро Н.А. Опять про/тест. № 11
Шапиро Н.А. Упражнения по русскому
языку для 10-го класса. № 20
Широкова Е.Ю. Работа над ошибками в
сочинении. № 21
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ. ПОДСПОРЬЕ
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А.
Мягкий знак после шипящих. (Из нового учебного
комплекта по русской филологии под ред. Г.Г.
Граник.) (5-й класс). № 1
Вялых И.В. Карточки-тренажеры по
морфологии. № 13
Евграфова С.М. Правда языка или
правда образа? № 11
Елисеева М.Б. Все случаи постановки
тире. Повторение. Материал готовят ученики. № 24
Зайцева Н.А. Повторяем
лексикологию (10-й класс). № 15
Зелинская С.Г. Правописание
суффиксов. № 4
Купалова А.Ю. Синтаксис и
пунктуация. Материал для самостоятельной работы
учащихся 5-го класса. № 10, 11
Кушевич Т.А. «Сложное предложение»
(на материале стихотворения И.А. Бунина «Как все
спокойно и как все открыто!». Комплексное
повторение изученного. (9-й класс). № 3
Матвеев Б.И. Омонимы в упражнениях.
№ 6
Напутствие абитуриентам. № 24
Нарушевич А.Г. Тест или текст? № 7
Немыкина Н.И. Синтаксис сложного
предложения. (По страницам сказок Х.К. Андерсена.)
(5-й класс). № 5
Пахнова Т.М. Лексика: Повторяем
перед экзаменом. № 15
Пахнова Т.М. Учимся медленно читать
текст (9-й класс). № 4, 6
Перова Т.Е. Морфемика и орфография.
Материал для самостоятельной работы учащихся
5-го класса. № 10
Полежаева Е.А. Сложные предложения
в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9-й класс).
№ 3
Рухленко Н.М. Правописание тся и
ться в глаголах (на материале пословиц,
поговорок и загадок русского народа).
Дидактический материал. № 7
Столбунова С.В. Рабочая тетрадь по
лексике и фразеологии для 5–9-х классов. № 6
Филиппова Н.А. Афоризмы на уроках
русского языка. № 3
Шапиро Н.А. Повторение орфографии в
старших классах. Выборочные диктанты. № 1
Шевчук О.И. Модульный урок. Тема:
«Фонетика и графика» (6-й класс). № 9, 10
ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ
Евграфова С.М. Нет привычки – не
будет и навыка. № 16
Евграфова С.М. Загадка Екатерины.
(Тест для старшеклассников.) № 12
ИГРАТЬ ВСЕРЬЕЗ
Рухленко Н.М. Игра «Найди пару». № 8
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Ганькина М.В. Двадцать правил
грамматики. № 12
Кроликова В.Л. Освоение игрового
метода. № 12
Матвеев Б.И. Кроссворд «Культурное
наследие античного мира». № 6 (Ответы в № 7.)
Ответы на шарады и загадки,
опубликованные в № 48/2001. № 1
Петровский М. Странный герой с
Бассейной улицы. № 12
Рочко Т.А. В магазине мягких
изделий. Лингвистические сказки. № 5
Шапиро Н.А. Большая гоголевская
игра. № 12 (Ответы в № 17.)
Шефнер Вадим. Тесты дочери
Миквундипа. № 9
ВЕСЕЛАЯ СТРАНИЧКА
Столбунова С.В. Одно утро из жизни
Марь Иванны. № 16
Улыбка Михаила Светлова. № 12
УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ И ИССЛЕДУЮТ
Демиденко С.И. В основе программы –
творчество детей. № 4
Емельянова Наталья. (Руководитель –
И.Ф. Лейно.) Реферат на тему: «Освоение
заимствованных слов русской языковой системой».
№ 24
Инькова Саша. Изысканный
диктант. № 7
Костюлин В. «Всему начало здесь...».
№ 19
Меликьян Ольга. Лицо того, кто
рядом... № 24
Михайлов Константин. Язык, который
мы потеряли. На примере частных объявлений в
газете «Русское слово» за 1907 г. № 16
Панкратов Женя. Принц Вон де Кор. №
16, 22
Храмцова Р.А. Смешные диктанты. № 4
ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ. НА ДОСУГЕ
Муравенко Е.В. Язык в задачах. Из
серии «Пирамиды». № 16
Муравенко Е.В. Словарная
арифметика. № 24
Рыбакова О.Н. Игра «Кто хочет стать
отличником?» (6-й класс.) № 4
НАША ПОЧТА
Письмо Филипповой Н. № 3
Письмо Флоренской Э.А. № 13
|