МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
В.В.ТИХОВА,
г. Кострома
Изучение строения, семантики и
функционирования цельных словосочетаний в школе
Цельные словосочетания (ЦС) изучаются
в школе недавно [1]. Введение этой темы в программу
и учебный комплекс под ред. В.В. Бабайцевой
мотивировано идеей усиления практической
направленности преподавания русского языка в
школе: учить школьников хорошей речи [2] на родном
языке. А, как известно, цельные словосочетания
часто употребляются в речи.
Изучению этой непростой темы отведен
всего один урок, и учитель испытывает трудности,
определяя цель и отбирая материал для обучения.
Главной целью этого урока может быть
такая: формировать у учащихся понятия цельного
словосочетания, ознакомить их со значением,
функционированием этой синтаксической единицы в
языке и речи. Как известно, в языке цельное
слововосетание выступает в роли одного члена
предложения, а в речи его употребление порождает
ряд проблем: согласование сказуемых с
подлежащим, выраженных ЦС, точный отбор
лексических компонентов и их грамматических
форм, целесообразность употребления и др.
Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой
дает описательное определение этого понятия,
дифференцирующими признаками которого называет
недостаточную смысловую полноту главного слова
и способность данной конструкции
выступать в роли одного члена предложения.
Представленные словосочетания охарактеризованы
как с формальной, так и с семантической стороны.
Правда, не совсем полно. Не указано значение
первого словосочетания (количественное) и
последнего (портретно-описательное). А
информацию об особенностях функционирования ЦС
в речи авторы вообще оставили за пределами
учебника.
Практическая часть комплекса
представлена главным образом упражнениями
опознавательного характера. Их недостаточно,
чтобы выполнить задачу данного урока. Необходимы
упражнения, обеспечивающие совершенствование
речевых и коммуникативных умений,
способствующие формированию сознательного
отбора этих языковых единиц в речи.
Предлагаем материалы к уроку, которые,
на наш взгляд, помогут учителю научить детей
правильно и уместно использовать эту
синтаксическую единицу в речи.
I. Объяснение нового материала
Работа со схемами практической части
учебника В.В. Бабайцевой (см. с. 18).
1. Рассмотрим словосочетания: пять
минут, часть задания, юноша с загорелым лицом,
одного из знакомых. Эти словосочетания
называют цельными. Заглянем в «Словарь
лингвистических терминов» О.С. Ахмановой [3]:
«Цельный. То же, что неразложимый».
– Проверим, действительно ли
неразложимы цельные словосочетания? Попробуем
оставить в речи только один какой-либо компонент
этого словосочетания и установим, сохраняется ли
при этом его смысл?
Итак, заложенный в цельных
словосочетаниях смысл утрачивается. Таким
образом, они неразложимы.
2. Теперь прочитаем первый абзац § 160 и
установим, почему эти словосочетания разложить
нельзя. (В них главное слово не имеет
достаточной для члена предложения смысловой
полноты, т.к. основную смысловую нагрузку несет
зависимое слово.)
– Какую же роль в языке выполняют эти
словосочетания? (Являются одним членом
предложения.)
– Докажите это, анализируя
предложенные в учебнике примеры. Запись
рассуждения фиксируйте в тетрадях.
– На доске записаны термины,
указывающие на значения цельных словосочетаний.
Прочитайте их: значение количества,
избирательности, совместимости, портретной
детали. Укажите значения цельных
словосочетаний в только что проанализированных
примерах.
– А теперь перечитайте обозначенные цифрами
абзацы § 160 и установите, какие термины
используют авторы, а какие – нет?
II. Констатирующее закрепление
Упражнение № 50. Списывание с
грамматическим заданием. Укажите, какое значение
имеют цельные словосочетания, какими частями
речи выражены, какую синтаксическую роль
выполняют?
III. Тренировочное закрепление
УРОВЕНЬ А
Задание 1
Сравните два предложения. Посмотрите,
как согласуется сказуемое с подлежащим, укажите,
в каком случае оно согласуется по смыслу и
грамматически (т.е. в роде, числе), а в каких –
только по смыслу. Ответьте на вопрос, в каком
случае подчеркивается значение подлежащего, а в
каком – сказуемого?
1. К крепости шли двадцать лодок. – К
крепости шло двадцать лодок. 2. Несколько
человек лежали, закрыв лицо руками. – Несколько
человек лежало, закрыв лицо руками. 3.
Множество восковых свечей озаряло палату. –
Множество восковых свечей озаряли палату.
Задание 2
Опираясь на результаты только что
проведенного наблюдения, закончите сложные
предложения с подчинительной связью, включая
подходящую по смыслу информацию.
При подлежащем со значением
количества сказуемое может употребляться как в
единственном, так и во множественном числе. Это
значит, что допускается согласование двух видов:
1) только по смыслу и 2) по смыслу и грамматически.
Чтобы сосредоточить внимание на
значении подлежащего, используется согласование
по ___ ___ ___ . Если надо подчеркнуть в речи группу
сказуемого, то его согласуют с подлежащим ___ ___ ___ .
– Запишите только сложные
предложения, графически объясните знаки
препинания.
Задание 3
В какой форме вы употребили бы
сказуемое в следующих примерах, включающих в
себя подлежащее со словами множество,
большинство, ряд, число и со значением
количества? Обоснуйте, когда вы выбирали
согласование по смыслу и грамматически, а когда
– только по смыслу. Запишите полученные
предложения.
1. Большинство писателей (вести)
записные книжки.
2. Множество свечей (озарять) хоромы барина.
3. Значительная часть школьников (сознавать)
важность экзаменов.
4. Ряд заданий контрольной работы (оказаться)
очень легким.
УРОВЕНЬ Б
1) Составьте четыре предложения с
цельными словосочетаниями, предложенными в
схемах.
2) Укажите, словами каких частей речи выражены
зависимые компоненты цельных словосочетаний, а
также установите их значение.
IV. Домашняя работа (творческое
закрепление)
Составьте письменное рассуждение
«Какую роль в совершенствовании моей речи
сыграло изучение темы “Словосочетание”». Или §
160 – пересказ; упражнение № 50.
Литература
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский
язык: Теория: учеб. для 5–9-х кл. общеобразоват.
учеб. заведений. 2-е изд. М.: Просвещение, 1993. 256 с.
Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений:
Учеб. пособие для 8–9-х кл. общеобразоват. учеб.
заведений / Сост. Ю.С. Пичугов; науч. ред. В.В.
Бабайцева. М.: Просвещение, 1996. 224 с.
2. Капинос В.И. Культура речи // Методика
развития речи на уроках русского языка (под ред.
профессора Т.А. Ладыженской). М., 1991. С. 20–21.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических
терминов. М., 1968. С. 510.
|