ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
С.М.ЕВГРАФОВА
Потренируемся перед экзаменом
Если вы хотите потренировать ваших учеников
перед экзаменом, письменным или устным, можете
воспользоваться этими тестами. Предлагаем еще
дополнительные задания: объяснить устно все
сложные места; найти сложные предложения с
однородными придаточными; найти предложения,
структура которых трактуется неоднозначно.
ТЕСТ 1
Пр_ехал он в С. утром и занял в
гостин_ице лучший номер где весь пол был обтянут
серым солда_ским сукном и была на столе
чернильница серая от пыли со всадником на лошад_
у которого была поднята рука со шляпой а голова
отбита. Шве_цар дал ему нужные сведения фон
Дидериц живет на Гончарной улице в собствен_ом
доме это (н_)далеко от гостин_ицы живет хорошо
богато имеет своих лошадей его все знают в
городе.
Гуров (н_)спеша пошел на Гончарную
от(и,ы)скал дом. Как(раз) против дома т_нулся забор
серый длин_ый с гвоздями. Он со_бр_жал день се_одня
(н_)пр_су_твен_ый и муж вероятно дома. Да и все
равно было бы бе_тактно войти в дом и смутить.
Если же послать записку то она пожалуй попадет в
руки мужу и тогда все можно и_портить. Лучше всего
положит_ся на случ_й. И он все ходил по улице и
около забора и подж_дал этого случ_я. Он вид_л как
в ворота вошел нищ_й и на него напали с_баки
(по)том час спустя слыш_л игру на роял_ и звуки
дон_сились слабые (н_)яс_ные. Должно быть Анна
Сергеевна играла. Парадная дверь вдруг
отв_рилась и из нее вышла какая(то) старушка а за
нею бежал знакомый шпиц. Гуров хотел позвать
с_баку но у него вдруг забилось сер_це и от
волнения он (н_)мог вспомнить как зовут шпица.
Он ходил и все больше (н_)навидел
серый забор и уже думал с р_здр_жением что Анна
Сергеевна забыла о нем и быть может уже
развл_кает_ся с другим и это так есте_ствен_о в
пол_жени_ молодой жен_щины которая вынужден_а с
утра до вечера вид_ть этот проклятый забор. Он
вернулся к себе в номер и долго с_дел на диване не
зная что делать (по)том обедал (по)том долго
спал.
«Как все это глупо и бе_покойно думал
он проснувшись и глядя на темные окна был уже
вечер Вот и выспался (за)чем(то). Что же я теперь
ночью буду делать?» Он с_дел на постел_ покрытой
деш_вым серым точно больничным од_ялом и др_знил
себя с досадой «Вот тебе и пр_ключение... Вот и
сиди тут».
(А.Чехов)
(323 слова)
Задания
1. Сколько звуков в слове пр_су_твен_ый?
(13, 14, 15)
2. Есть ли окончание в слове зачем, а если есть,
то какое?
3. Какой частью речи является слово что в
подчеркнутом предложении?
4. Каким членом предложения является слово глупо
(в предложении Как все это глупо!)? Слово другим
в выделенном предложении? Слово которая (там
же)?
5. Составьте схему выделенного предложения.
6. Найдите синоним слова положиться: лечь,
улечься, довериться, доверить, не доверять.
ТЕСТ 2
(В)начале нын_шнего столетия случилось
важное событие у на(д,дд)ворного советника Ивана
Мироновича Заедина родился сын. Когда первые
порывы родительских восторгов прошли и силы
матери (н_)сколько во_становились что случилось
очень скоро Иван Миронович спросил жену:
– А что душка как вы дума_те моло_чик(то) должно
быть будет вылитый я?
– Уж как (н_)так! Да и не дай того Бог!
Тут начались взаимные доводы и
опр_в_ржения которые кон_чились ссорою. Так как
на лице новорожден_ого еще нельзя было (н_)чего
разобрать то (н_)сколько усп_ко_вшись родители
решили ждать удобнейшего времени для р_зрешения
спора и заключили на сей конец следу_щее п(а,о)ри
если сын которого предпол_галось назвать
Дмитрием будет похож на отца то отец имеет право
воспит_вать его единствен_о по своему усм_трению
а жена (н_)(в)праве иметь в то дело (н_)малейшего
вм_шательства и (н_)оборот если выигрыш будет на
стороне матери... Но Митенька ок_залось
(н_)сколько (н_)пох_дил (н_) на отца (н_) на мать.
Юн_ость Дмитрия Ивановича была самая
(н_)з_видная. (В)следстви_ неожидан_ой развязки
п(а,о)ри (н_) отец (н_) мать (н_)стали его воспит_вать.
За каждую шалость свойствен_ую ребя_ческому
возр_сту его строго наказ_вали. Образец кротости
и послушания угн_таемый (н_)кем (н_)любимый Дмитрий
Иванович достиг (на)конец пятнадцат_летнего
возраста. (Н_)балован_ый от юн_ости он вступил в
жизнь (в)полне с позволения сказать
целомудрен_ым. Наружность его была прекрасна
однако одного ему (в)проч_м (н_)дост_вало его
чудес_ные глаза были ч_резвычайно близоруки и он
(н_)вид_л дальше своего носу. За(то) какой богатый
отрадный рудник представляла (н_)и_порчен_ая душа
его! Можно сказать что если б разр_ботать этот
рудник из него вышел бы целый четверик
добродетели без примеси зав_сти ч_столюбия
нахальства и корыстолюбия. Таков был Дмитрий
Иванович (в)начале своего жизнен_ого попр_ща.
В гимназии он учился хорошо и вел себя
и_правно курса однако (н_)кон_чил (по)тому(что)
однажды (в)торопях наткнулся на д_ректора в
кор_идоре (з,с)бил его с ног за что и был выключен.
Он поступил вольным слушателем в университет и
начал готовит_ся к экзаменам да (на)кануне
испытания (з,с)делалась у него горячка и он
пролежал (пол)года в постел_. Сказав себе «Видно
(н_)сужден_о мне быть ученым» решил он поступить в
военную службу.
(По Н.Некрасову)
(329 слов)
Задания
1. Какой фонетический процесс можно
наблюдать в слове экзамен: ассимиляцию
согласного по глухости, ассимиляцию согласного
по звонкости, оглушение согласного на конце
слова, упрощение группы согласных?
2. Какой корень в слове наткнулся? А в слове вылитый?
3. Какой частью речи является слово накануне в
подчеркнутом фрагменте?
4. Каким членом предложения является слово (н_)завидная
(в предложении Юность его была самая
(н_)завидная)?
5. Составьте схему выделенного предложения.
6. Найдите синоним к слову ч_столюбие: тщеславие,
амбициозность, педантизм, карьеризм,
чинопочитание.
|