Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2002

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Светлана МОРОЗОВА,
г. Москва


Интегрированность – путь к успеху

Сейчас новым программам и учебникам несть числа, но, как и прежде, учителя-русисты заботятся о том, чтобы заинтересовать учеников своим предметом и приучить их думать и творить. Не все умеют складно рассказывать о том, как они этого добиваются, но ведь ученическая работа говорит об учителе больше, чем перечни изученных тем и внеклассных мероприятий...

На одной из московских улиц, носящей имя Народного ополчения, расположена обычная средняя общеобразовательная школа № 1605 (директор – Е.Н. Колесникова) Северо-Западного учебного округа. Зданию школы более 20 лет. Сегодня здесь работают молодые, творческие учителя.

С 1998 года в нашей школе введено углубленное изучение общеобразовательных дисциплин (для учащихся этих классов увеличено количество часов на изучение математики, экономики, русского языка и литературы).

Свободное владение родным языком – эту цель ставят все школьные программы курса русского языка. Осуществлять ее можно разными способами. Свою задачу я вижу в усилении практической направленности в обучении русскому языку, повышении эффективности каждого урока. Начиная с 7-го класса я провожу уроки-зачеты, уроки-семинары по темам «Морфология», «Культура речи». Семинары требуют от учащихся большой активности, самостоятельности, умения работать с научной литературой, творчески мыслить. Меняются и функции, выполняемые учителем и учениками. Ученики занимаются информационно-творческой деятельностью, а учитель – организационной.

Вид семинаров, их количество в течение учебного года зависят от уровня подготовки учащихся. Я провожу семинары не более одного раза в полугодие.

Проведение зачетов

Класс

Количество зачетов

Тема

7-й

4

1. Причастие
2. Деепричастие
3. Наречие
4. Предлог

8-й

4

1. Виды односоставных предложений
2. Вводные слова
3. Обособленные определения и обособленные приложения
4. Уточняющие обособленные члены предложения

9-й

4

1. Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения
2. Бессоюзные сложные предложения
3. Сложные предложения с разными видами связи

Проведение семинаров

Класс

Полугодие

Тема семинара

5-й

I
II

Хлеб – имя существительное
Его величество Глагол

6-й

I
II

Вместо имени
Орфография и математика (имя числительное)

7-й

I

II

Разные признаки (сравнительно-сопоставительный анализ имени прилагательного и причастия)
Знакомые незнакомцы (наречие)

Составной частью обучения является не только работа по современным дидактическим пособиям, но и создание наглядного дидактического материала. Учащиеся самостоятельно подбирают предложения из изучаемых произведений для разных видов разбора. Например, в I полугодии ученики 9-го класса выписывают на карточки № 1 примеры из произведений А.С. Пушкина, на карточки № 2 – примеры из произведений М.Ю. Лермонтова.

Сейчас я работаю над пакетом домашних заданий диагностирующего характера для учащихся 10-х классов (программа Власенкова). Ученики получают в начале каждого полугодия 17 заданий по темам «Орфографический и пунктуационный анализ текста», «Исправление речевых ошибок», «Синтаксис, пунктуация». На каждого ученика составляется «Лист учета и контроля выполнения домашнего задания по русскому языку», где указаны темы, цель, вид работы, дата выполнения. После каждого выполненного задания учитель ставит отметку (можно по 10-балльной шкале). Такая система позволяет, например, увидеть, как усвоены знания, насколько хорошо овладели ученики умением расстановки знаков препинания в сложном предложении самой разной структуры.

Проанализировав свою многолетнюю работу, я пришла к убеждению, что необходимо сблизить преподавание русского языка и литературы, литературные произведения изучать как творения словесного искусства.

В 10–11-х классах я веду спецкурс «Русская словесность» (2 часа в неделю), цель которого – изучение языковой основы словесного произведения.

Задача спецкурса – обобщить, систематизировать и углубить полученные ранее сведения о языке как о материале словесности.

Анализируя словесную ткань произведения, учащиеся не только постигают смысл и эстетические качества художественного текста, но и начинают более осмысленно относиться к средствам языка, использовать его богатства в письменной речи. Пример тому – наши литературные альманахи: «Школьная пора» (1999 г.), за него мы удостоены звания лауреата конкурса «Юные таланты Московии»; «Литературный дилижанс» (2000 г.) отмечен грамотой Северо-Западного окружного методического центра. К пушкинскому юбилею был выпущен окружной литературно-поэтический сборник «Родничок», где были напечатаны творческие работы учеников (прозаическая зарисовка о природе; стихотворения).

Внеклассная работа по русскому языку помогает пробудить и поддержать интерес школьников к предмету, позволяет ярко, эмоционально представить язык не только как знаковую речевую систему, но и как часть духовной жизни народа.

Ежегодно в школе проходит Неделя русского языка. Дети решают фонетические, грамматические, лингвистические задачи, построенные на увлекательном языковом и познавательном материале.

В 1999/2000 учебном году была проведена Неделя культуры речи, в 2000/2001 учебном году – Неделя фразеологии.

В путешествие в страну Грамматику в этом году отправляются ученики классов с углубленным изучением русского языка. В рамках Недели русского языка проводятся КВН; лингвистические конкурсы «Слова и буквы», «Загадочные круги», «Магическое слово»; предлагаются орфографические и фразеологические загадки, инсценируются пословицы.

С 1998 года мы плодотворно сотрудничаем с юношеским центром районной библиотеки № 53. Обучение ведется по программе факультативных занятий «Основы книжной культуры» для учащихся 8–9-х классов, где большое внимание уделяется работе со словарями, справочной литературой. Библиотека, в свою очередь, проводит библиотечные уроки (2 часа в полугодие).

Мне хотелось бы познакомить читателей газеты «Русский язык» с творчеством моей дочери и моей же ученицы. Ее успехи, возможно, косвенно свидетельствуют и о результате проводимой мной работы. Ирина Морозова окончила с отличием в 2001 году 9-й класс, ей 15 лет, она победительница школьных олимпиад и городского конкурса. Пишет с 12 лет. Вначале это были прозаические зарисовки о природе, небольшие стихотворения, которые напечатаны в школьном и окружном альманахах.

В прошлом году Ира написала шесть рассказов, разных по тематике, но в них уже чувствуется индивидуальность стиля. Ирина хочет послать повесть на Всероссийский конкурс, объявленный по телевидению. Сейчас она над ней работает.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru