ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Светлана МОРОЗОВА,
г. Москва
Интегрированность – путь к успеху
Сейчас новым программам и учебникам несть
числа, но, как и прежде, учителя-русисты заботятся
о том, чтобы заинтересовать учеников своим
предметом и приучить их думать и творить. Не все
умеют складно рассказывать о том, как они этого
добиваются, но ведь ученическая работа говорит
об учителе больше, чем перечни изученных тем и
внеклассных мероприятий...
На одной из московских улиц, носящей
имя Народного ополчения, расположена обычная
средняя общеобразовательная школа № 1605
(директор – Е.Н. Колесникова) Северо-Западного
учебного округа. Зданию школы более 20 лет.
Сегодня здесь работают молодые, творческие
учителя.
С 1998 года в нашей школе введено
углубленное изучение общеобразовательных
дисциплин (для учащихся этих классов увеличено
количество часов на изучение математики,
экономики, русского языка и литературы).
Свободное владение родным языком –
эту цель ставят все школьные программы курса
русского языка. Осуществлять ее можно разными
способами. Свою задачу я вижу в усилении
практической направленности в обучении русскому
языку, повышении эффективности каждого урока.
Начиная с 7-го класса я провожу уроки-зачеты,
уроки-семинары по темам «Морфология», «Культура
речи». Семинары требуют от учащихся большой
активности, самостоятельности, умения работать с
научной литературой, творчески мыслить. Меняются
и функции, выполняемые учителем и учениками.
Ученики занимаются информационно-творческой
деятельностью, а учитель – организационной.
Вид семинаров, их количество в течение
учебного года зависят от уровня подготовки
учащихся. Я провожу семинары не более одного раза
в полугодие.
Проведение зачетов
Класс |
Количество зачетов |
Тема |
7-й |
4 |
1. Причастие
2. Деепричастие
3. Наречие
4. Предлог |
8-й |
4 |
1. Виды односоставных предложений
2. Вводные слова
3. Обособленные определения и обособленные
приложения
4. Уточняющие обособленные члены предложения |
9-й |
4 |
1. Сложноподчиненные и сложносочиненные
предложения
2. Бессоюзные сложные предложения
3. Сложные предложения с разными видами связи |
Проведение семинаров
Класс |
Полугодие |
Тема семинара |
5-й |
I
II |
Хлеб – имя существительное
Его величество Глагол |
6-й |
I
II |
Вместо имени
Орфография и математика (имя числительное) |
7-й |
I
II |
Разные признаки
(сравнительно-сопоставительный анализ имени
прилагательного и причастия)
Знакомые незнакомцы (наречие) |
Составной частью обучения
является не только работа по современным
дидактическим пособиям, но и создание наглядного
дидактического материала. Учащиеся
самостоятельно подбирают предложения из
изучаемых произведений для разных видов разбора.
Например, в I полугодии ученики 9-го класса
выписывают на карточки № 1 примеры из
произведений А.С. Пушкина, на карточки № 2 –
примеры из произведений М.Ю. Лермонтова.
Сейчас я работаю над пакетом домашних
заданий диагностирующего характера для учащихся
10-х классов (программа Власенкова). Ученики
получают в начале каждого полугодия 17 заданий по
темам «Орфографический и пунктуационный анализ
текста», «Исправление речевых ошибок»,
«Синтаксис, пунктуация». На каждого ученика
составляется «Лист учета и контроля выполнения
домашнего задания по русскому языку», где
указаны темы, цель, вид работы, дата выполнения.
После каждого выполненного задания учитель
ставит отметку (можно по 10-балльной шкале). Такая
система позволяет, например, увидеть, как усвоены
знания, насколько хорошо овладели ученики
умением расстановки знаков препинания в сложном
предложении самой разной структуры.
Проанализировав свою многолетнюю
работу, я пришла к убеждению, что необходимо
сблизить преподавание русского языка и
литературы, литературные произведения изучать
как творения словесного искусства.
В 10–11-х классах я веду спецкурс
«Русская словесность» (2 часа в неделю), цель
которого – изучение языковой основы словесного
произведения.
Задача спецкурса – обобщить,
систематизировать и углубить полученные ранее
сведения о языке как о материале словесности.
Анализируя словесную ткань
произведения, учащиеся не только постигают смысл
и эстетические качества художественного текста,
но и начинают более осмысленно относиться к
средствам языка, использовать его богатства в
письменной речи. Пример тому – наши литературные
альманахи: «Школьная пора» (1999 г.), за него мы
удостоены звания лауреата конкурса «Юные
таланты Московии»; «Литературный дилижанс» (2000
г.) отмечен грамотой Северо-Западного окружного
методического центра. К пушкинскому юбилею был
выпущен окружной литературно-поэтический
сборник «Родничок», где были напечатаны
творческие работы учеников (прозаическая
зарисовка о природе; стихотворения).
Внеклассная работа по русскому языку
помогает пробудить и поддержать интерес
школьников к предмету, позволяет ярко,
эмоционально представить язык не только как
знаковую речевую систему, но и как часть духовной
жизни народа.
Ежегодно в школе проходит Неделя
русского языка. Дети решают фонетические,
грамматические, лингвистические задачи,
построенные на увлекательном языковом и
познавательном материале.
В 1999/2000 учебном году была проведена
Неделя культуры речи, в 2000/2001 учебном году –
Неделя фразеологии.
В путешествие в страну Грамматику в
этом году отправляются ученики классов с
углубленным изучением русского языка. В рамках
Недели русского языка проводятся КВН;
лингвистические конкурсы «Слова и буквы»,
«Загадочные круги», «Магическое слово»;
предлагаются орфографические и
фразеологические загадки, инсценируются
пословицы.
С 1998 года мы плодотворно сотрудничаем
с юношеским центром районной библиотеки № 53.
Обучение ведется по программе факультативных
занятий «Основы книжной культуры» для учащихся
8–9-х классов, где большое внимание уделяется
работе со словарями, справочной литературой.
Библиотека, в свою очередь, проводит
библиотечные уроки (2 часа в полугодие).
Мне хотелось бы познакомить читателей
газеты «Русский язык» с творчеством моей дочери
и моей же ученицы. Ее успехи, возможно, косвенно
свидетельствуют и о результате проводимой мной
работы. Ирина Морозова окончила с отличием в 2001
году 9-й класс, ей 15 лет, она победительница
школьных олимпиад и городского конкурса. Пишет с
12 лет. Вначале это были прозаические зарисовки о
природе, небольшие стихотворения, которые
напечатаны в школьном и окружном альманахах.
В прошлом году Ира написала шесть
рассказов, разных по тематике, но в них уже
чувствуется индивидуальность стиля. Ирина хочет
послать повесть на Всероссийский конкурс,
объявленный по телевидению. Сейчас она над ней
работает.
|