Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2002

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

М.А.АРИНУШКИНА,
школа №1737, г.Москва


Когда происходит чудо и обычные, не обязательно талантливые ученики начинают творить, учитель испытывает истинное счастье. И как хочется поделиться им с понимающими людьми! Когда-то учителя должны были приучать учеников создавать идеологически выверенные тексты, а сейчас на уроках говорят о красоте и необычности окружающего мира.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задача педагога, особенно словесника, заключается в развитии творческой индивидуальности ребенка. По утверждению психолога Л.С. Выготского, «творчество – норма детского развития».

Ученик, выполняя задания учителя, может руководствоваться определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может самостоятельно выбрать из предложенных вариантов (активно-подражательная деятельность), может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Все эти виды деятельности учащихся я использую в своей работе. Ведь от природы все дети талантливы, обидно, когда творческие способности остаются незамеченными и нераскрытыми.

На уроках литературы и русского языка учитель, безусловно, должен учить детей понимать художественный текст, определять авторскую позицию, уметь анализировать произведение. Но это не всеобъемлющий подход, сковывающий инициативу детей. Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве, – это увлекает детей.

При изучении лирики А.С. Пушкина в 6-х и 8-х классах я рассказала ребятам о задании, которое когда-то предложил Кошанский юным лицеистам, – описать розу стихами. Безусловно, перед этим была проведена большая подготовительная работа: дети познакомились с силлаботоническим стихосложением, с понятием стихотворных размеров, ритма, видами рифм и способами рифмовки. Затем детям была прочитана пушкинская «Роза». Вот сочинения шестиклассников.

РОЗА

Друзья мне розы подарили,
Домой скорей их принесла,
Бутончики в горшочке были.
Я место на окне нашла.

Летели дни – бутон изящный
Возник из нескольких листов,
И первый лепесток прекрасный
Вдруг показался из оков.

Я розой долго любовалась,
Дарила ей свои мечты,
Но кошка шустрая подкралась
И... откусила лепестки.

Таня Ефимушкина

Алая роза растет в саду,
И о ней я речь поведу,
Ее там соловей воспевает,
А роза под трели его засыпает.

Саша Ершова

А вот романтический опыт ученицы 8-го «Г» класса Ольги Штефан, пытающейся сохранить высокий стиль начала XIX века.

О роза, роза! Ты красива,
Ясна, мила, но горделива.

Тобой любуюсь не напрасно,
Ты утром, как любовь, прекрасна,
Когда роса блестит звездой,
Все восхищаются тобой!

Тебя измучили шипы,
Но не найдешь в саду тропы,
Где не было бы лепестка
Сего прелестного цветка!

Уже эти робкие поэтические опыты позволяют судить о том, что учащиеся овладевают языковой материей стиха; они свободно употребляют сравнения, метафоры, эпитеты, переносы, широко используют обращения, восклицательные и вопросительные предложения, что придает стихотворениям эмоциональность, выразительность.

Большое место в нашей работе занимают упражнения по анализу учащимися их собственных произведений.

Ученики получают задания проверить знания при разборе своих произведений: найти стилистические фигуры, риторические вопросы, указать метафоры, эпитеты, их роль в тексте, определить строфику, виды рифмы, стихотворные размеры. Кроме того, подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают индивидуальные способности ребенка.

Меня заинтересовала нестандартная методика учителя Александра Лобка, у которого ученики третьего класса читают «Онегина», просто читают на разные лады, с разными интонациями, с помощью толкового словаря пытаясь разобраться в значении мудреных слов. На уроках звучит взрослая поэзия. А.Лобок справедливо считает, что в собственном творчестве дети не следуют строгим законам силлаботонического стихосложения. Поэтому в пятом классе он прочитал детям стихи современного американского поэта Уоллеса Стивенса «Тринадцать способов видеть черного дрозда» и предложил им написать что-нибудь в этом же духе. Он получил удивительные результаты. Дети написали на уроке поразительные произведения: «Пять способов увидеть черного козла», «Шесть способов видеть утро», «Шесть способов увидеть фантазию» и т.д.

Воспользовавшись его находкой, я своим детям, тогда тоже пятиклассникам, прочитала это же произведение Уоллеса Стивенса и обратилась к ребятам с просьбой попробовать себя в импровизации на уроке. Результаты тоже были радостными. Как и Лобок, я получила детские тексты, удивительно поэтичные и вместе с тем лаконичные:

ТРИ СПОСОБА УВИДЕТЬ ЛУНУ

1. Среди мрачной темноты
Я вижу золотой рог на небе.

2. Я вижу блестящую полосу луны
Во мраке темной воды.

3. Я вижу луну
В глазах своей собаки.

ДВА СПОСОБА УВИДЕТЬ ЧЕРНОЕ КРЫЛО

1. Черное крыло черного орла
Закрывает город
Темной пеленой.

2. В классе на доске
Растекалась вода,
Я увидела черное крыло.

Наташа Меснянкина, 10 лет

Из «Пяти способов увидеть рысь» процитирую фрагмент, очень меня тронувший:
«Когда наступила зима, мне показалось, что стоит замерзшая рысь, и мне стало ее жалко, и ее душа жила во мне».

Ребятам это понравилось, и они иногда дома стали фантазировать по поводу «Нескольких способов отклониться от еды манной каши» или «Нескольких способов подлизаться к маме».

Развитию умения мыслить, рассуждать, дискутировать, облекать свои мысли в хорошую словесную форму очень помогает работа с «Пушкинскими проповедями», которые так талантливо составил удивительный педагог С.Л. Соловейчик. Я собрала все его проповеди и предлагаю их для обсуждения ученикам начиная с 7-го класса.

Это и проповедь «О гордой юности», прослушав которую ученики тоже утверждают, что «гордость юности – в ожидании, в предчувствии, в возможностях, в чистоте». Воспитательная сила этих проповедей огромна.

«Душа твоя чиста; унынье чуждо ей;
Светла, как ясный день, младенческая совесть», –

писал А.С. Пушкин.
И мы читаем проповедь «О чистоте души». Что такое уныние? Имеем ли мы право предаваться ему? Что есть надежда? Ребята приходят к выводу, что самые прекрасные люди те, кто умеет вселить надежду и в других, кто не знает уныния и помогает другим не впадать в уныние.
Их много, подобных проповедей: «О вдохновении», «О милости», «О нынешней молодежи» и др.

Было бы иллюзией предположить, что в процессе изучения литературы поэзию будут любить все. Но можно научить ребят видеть изобразительно-выразительные средства языка. Помните, несколько месяцев тому назад в метро проводилась необычная акция – «Английские и русские поэты в метро». Прекрасные четверостишия находились перед глазами едущих в метро. Мои ученики сразу обратили на них внимание, собрали их и принесли на урок, где мы поговорили о тех средствах языка, которыми пользовались поэты, о рифмах. Даже пришли к забавному выводу, что неплохо было бы представить в метро лучшие детские стихи.

Вот строки, ставшие предметом нашего обсуждения.

Не раньте ангелов словами,
Они открыты, словно дети.
Дарите ласку им. За ней
И сходят к нам созданья эти.

Д.Константайн

Девятиклассники вспомнили лермонтовского «Демона», поговорили об этом четверостишии, которое пронизано добротой.

Строки Арсения Тарковского потрясли узнаваемостью чувств, овладевших поэтом, оказалось, что каждый хоть раз да испытывал эту «немыслимую жажду чуда».

Порой по улице бредешь –
Нахлынет вдруг невесть откуда
И по спине пройдет, как дрожь,
Немыслимая жажда чуда.

Или философские строки четверостишия англичанина Марка Гова:

Я лидером стал бы, я лидером стану.
Я лидером стану ль? Смогу ли? Могу?
Могу, говорите? Я лидер? Да, лидер!
А дальше-то что?

Интонационное разнообразие четверостишия было оценено ребятами, а дальше возник актуальный разговор о политике, о том, что движет людьми, взваливающими на себя труднейшую, ответственнейшую ношу лидерства. Они пытались по-юношески максималистски ответить на вопрос: «А дальше что?».

Их рассуждения были довольно неожиданны. Все это, как мне кажется, способствует развитию речи и аналитического мышления, даже если не всегда есть прямая связь с литературным произведением.

Сочинения на литературоведческие темы («Образ», «Сравнительная характеристика...», «Художественные особенности») иной раз не вызывают у ребят энтузиазм, а провоцируют списывание, благо есть откуда. По-моему, все эти сборники сочинений, простых и «золотых», издаются только с целью делать деньги. Эти работы (часто довольно примитивные) вовсе не служат образцом, а, как и готовые упражнения по русскому языку и «Сборник изложений для экзаменов в 9-м классе», искушают детей, заставляют хитрить, изворачиваться, обманывать. Впрочем, в этом мы убедились на практике.

Мне больше нравились небольшие сочинения на свободные темы, которые предлагались девятиклассникам несколько лет назад: это побуждало их к размышлению, давало возможность проявить творческие способности.

Теперь мы вынуждены пользоваться открытым сборником, предлагая ребятам наиболее интересные тексты для прочтения и написания «элементов сочинения», т.е. для выражения своей точки зрения по поводу прочитанного.

В программных произведениях я пытаюсь найти ключевые выражения, которые могут подтолкнуть учеников к рассуждению, вызвать работу мыслей и чувств.

Например, при изучении «Мцыри» я обращаю внимание на строки поэта:

«...а душу можно ль рассказать?» –

и ребята пишут миниатюру на эту тему, достигая довольно интересных результатов.

Или еще одна тема:
«...для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?»

В начале учебного года вместо традиционного «Как я провел лето» предлагается тема «Лето – это маленькая жизнь» (строчка из песни прекрасного барда О.Митяева), эта тема предполагает рассказ не только о проведенных где-то каникулах, но и о лете как совершенно особой, прекрасной для всех поре.

В IV четверти пишем «И это время называется весна». В работы включаются необходимые элементы описания. После программного изучения в 7-м классе отрывков из «Детства» Л.Толстого пишем «Эта неповторимая прекрасная пора детства», где уже присутствуют элементы рассуждения; работы бывают трогательными, удивительно лиричными.

Ученики любят викторины на литературные темы под общим названием «Внимательный читатель». Предлагаемые готовые викторины часто не устраивают класс, и я составляю вопросы сама.

1) Найдите четвертую строку:

Надпись на стене больницы:
Вот здесь лежит больной.
Его судьба неумолима.
............................
Несите прочь медикамент

(Ответ: Болезнь любви неизлечима.)

2) Допишите 2 слова в стихотворении Пушкина «Моя эпитафия»:

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою
С любовью, леностью провел весенний век.
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, ...

(Ответ: добрый человек.)

3) К кому (чему) обращается поэт?

Подруга думы праздной, ...

(Ответ: к своей чернильнице.)

4) Найдите пушкинский глагол:

Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и ...

(Ответ: страдать.)

5) Найдите эпитет:

Пустое вы ... ты
Она, обмолвясь, заменила.

(Ответ: сердечным)

6) Найдите глаголы:

Все мое – сказало злато,
Все мое – сказал булат,
Все ... – сказало злато,
Все ... – сказал булат.

(Ответ: куплю; возьму)

На примерах собственного творчества детьми легче усваивается теория стихосложения: если поначалу они интуитивно используют таинственные художественные приемы (это, по выражению Г.Н. Поспелова, «скрытое» изучение теории литературы), то позже, постигая законы жанра, они сочиняют неплохие былины, в которых представлены довольно полно элементы устного народного творчества, оды, которые они пытаются писать «высоким штилем»; восхваляя, они по примеру Державина шутят, но демонстрируют, что законы оды ими усвоены неплохо. С увлечением в 7-м классе сочиняют хокку, хайку, танку.

В младших классах использую развивающую игру в буриме. В каждой строке или четверостишии должны соблюдаться заданные двухсложные или трехсложные размеры.

Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями по проведению Недели русского языка и литературы. Чтобы избежать привычной надоевшей формы, мы придумали игру «Путешествие по стране ЛиР», в которой в назначенный день команды по 6–7 человек из каждого класса, имея маршрутный лист, путешествуют по классам, на дверях которых таблички: «Река слов» (в этом классе команда отвечает на интересные вопросы по лексике), «Острова звуков» (фонетика), «Правильный материк» (орфография), «Страна литературных героев» и «Вершина эрудитов» (здесь самые сложные интересные вопросы). В маршрутном листе отмечается время прибытия и отправления команды. Затем подсчитываются баллы. Победители награждаются грамотами, в холле вывешивается красивое объявление с фамилиями победителей. Ребята участвуют в этой игре с большим энтузиазмом и интересом.

Вопросы для «Вершины эрудитов» хорошо брать из страницы «Новой газеты» «Game-Назия», которая появляется довольно часто (у нас накопилась целая коллекция таких страниц). Там есть разделы «Polyglot», «Шароидальная азбука», «Логические цепочки», «Верификатор», «www-тест», «Энворд» и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что русский язык и литература предоставляют большие возможности для развития способностей детей. Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей при написании сочинений (кстати, я их пишу всегда вместе с учениками, потом они выслушивают меня и оценивают работу), интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу.

Я очень признательна моим ученикам за отзывчивость, понимание, взаимопомощь. Они делятся со мной своими открытиями, увлеченные поэзией (например, Рубцова, Заболоцкого), пытаются сочинять музыку на эти стихи, и, надо сказать, получается неплохо.

«Manum de tabula!», т.е. «руку от доски», пора кончать.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерные вопросы для конкурса «Вершины эрудитов»

1. Что называют краеугольным или пробным? (Для 6-го класса.)

2. «Ходячий ум народа» по В.Далю. Приведите три примера. (Для 5-го класса.)

3. Ценность слова по русской пословице. (Для 5-го класса.)

4. «Съел собаку» на русской фразеологии:

  • Не пользуется сам и не дает другим.

  • Живут в постоянной вражде.

  • Самая дешевая колбаса.

И т.д. (для 7-го класса).

5. По народным приметам на создание письменности в Японии оказали влияние:

а) коровы;
б) черепахи;
в) медузы;
г) куры.

Литература

1. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.: Педагогика, 1982.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997.
3. Газеты «Первое сентября», «Русский язык», «Литература».
4. Суворова Екатерина. Мне снятся свечи. «Литература», № 31/1994.
5. Соловейчик С.Л. Пушкинские проповеди. «Первое сентября», 1992–1995.
6. Розенталь Д., Голуб И., Кохтев Н. Русский язык для школьников 5–9-х классов. М.: Дрофа, 1995.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. Секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1991.
8. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. М.: Владос, 1996.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru