Я ИДУ НА УРОК
Е.Н.ЛУЧКИНА,
школа №3,
г. Бийск, Алтайский край
Глубокое, вдумчивое чтение является
неотъемлемой частью обучения пониманию (а ему
действительно можно и нужно учиться, это умение
не дано нам свыше в готовом виде). Умение понять
собеседника, почувствовать замысел писателя –
это тоже творчество, и оно, безусловно, требует
блестящего знания родного языка!
Уроки внеклассного чтения по рассказу
Л.С.Петрушевской «Глюк»
8 класс
Тема уроков предложена
восьмиклассником (Кудрявцевым В.): «Рассказ Л.С.
Петрушевской “Глюк” как зеркало социальных и
нравственных проблем современного общества».
Некоторую подготовительную работу
нужно провести до уроков, посвященных обсуждению
рассказа.
Познакомим восьмиклассников с
особенностями творчества писательницы. Для Л.С.
Петрушевской характерен жесткий натурализм в
изображении темных сторон внутреннего мира и
общественной жизни человека. Однако
Петрушевская не считает, что цель ее творчества
– показать неприглядные черты современника. Она
полагает, что задача писателя – честно ставить
вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить
людей задуматься о себе, о своей нравственности,
человеческой состоятельности.
Родилась Петрушевская в Москве в 1938
году, окончила МГУ. Литературным творчеством
начала заниматься после 25 лет. Первая книга вышла
в 1988 году – это сборник рассказов
«Бессмертная любовь». В 80-е годы ее произведения
часто публиковались в журнале «Новый мир».
Писательница известна в мире, время от времени
читает лекции по русской литературе в
Гарвардском университете. Многожанровый
писатель, она продолжает тему «маленького
человека», рассказывая о человеке наших дней.
Л.Петрушевская – мрачный «взрослый» прозаик и
драматург, но при этом – один из самых светлых
детских писателей. Ею написаны сценарии
мультипликационных фильмов «Ежик в тумане»,
«Сказка сказок», циклы «Сказки для всей семьи»,
«Дикие животные сказки», пьесы «Два окошка»,
«Чемодан чепухи», «Золотая богиня» и др.
Если есть возможность, стоит показать
детям мультфильм «Ежик в тумане».
Рассказ «Глюк» напечатан в «АиФ». 1999. № 99.
На втором уроке были предложены для
небольшой письменной работы (10 мин.) три вопроса:
– Когда вы слышите слово глюк, какие
ассоциации у вас возникают?
Вот что ответили дети:
Глюк: сумасшедший человек;
привидения; галлюцинация; иллюзия; композитор;
появление человека и в ту же минуту исчезновение;
наркомания; больное воображение; видение;
наркотик; рассказ, прочитанный в газете; бред;
сумасшествие; болезнь; игра в лагере; непорядок в
голове; лихорадка; жар; смерть; простыня; зияющая
дыра во времени; поехала крыша; гадюка; в пустыне
часто бывают глюки; дальтоник; писатель.
– С каким цветом ассоциируется у вас
это слово?
Ответы детей: темно-желтый; красный;
белый; темный; цвет нефти; зеленый; серый;
гусеница; голубой; мутное что-то; темно-синий;
фиолетовый; черные пятна.
– Если бы к вам пришел волшебник и
предложил выполнить три ваших желания, что бы вы
загадали?
Если бы пришел волшебник в 8-й «Д» класс
школы № 3 г. Бийска Алтайского края, то ученики
попросили бы его выполнить следующие желания:
чтобы все были здоровыми;
чтобы не было никаких бед;
чтобы жили счастливо и долго;
хорошо учиться;
бессмертия;
самому стать волшебником;
здоровья себе и своей семье;
оценку «5» по всем предметам во втором
триместре;
чтобы люди не умирали;
чтобы весь мир был чище и красивее;
благополучия Земле;
окончить школу с медалью;
поступить в институт;
найти такую работу, чтобы можно было
прожить на зарплату;
хороших отношений в семье между мамой
и папой;
получить хорошую работу;
чтобы скорее настал Новый год;
чтобы сегодня было 31 мая;
хочу в Москву;
чтобы вместе с дождем на землю падали
конфеты, со снегом – шоколад, с градом –
мороженое;
чтобы у нас в классе все были умными и
счастливыми;
чтобы не было двоек;
чтобы наша страна возродилась;
чтобы не было войн;
чтобы открылись другие планеты во
Вселенной;
чтобы у меня было много интересных
книг;
чтобы школа стала моим вторым домом,
т.е. интересной, веселой;
чтобы я была меньше ростом;
чтобы люди забыли слово война;
чтобы мир стал добрее;
чтобы исчезли деньги с лица Земли;
уметь летать, ездить на рыбалку и
охоту;
хочу стать интеллигентной;
хочу, чтобы всем, живущим на этой
планете, было уютно, место найдется для всех;
я бы попросила шкатулку с деньгами и
драгоценностями;
встретиться со своим умершим дедом;
дожить хотя бы до 50 лет;
чтоб не было на планете лжи,
коварства, наглости;
хочу особенно хорошо учиться по
русскому языку и литературе;
поступить в медицинский институт.
Рассказ должен быть прочитан вслух. На
дом предлагается письменная работа: «Как вы
поняли рассказ?». Приводим некоторые работы
учащихся.
Саша Рачковский:
Рассказ Л.Петрушевской «Глюк» мне
понравился тем, что в нем жизнь показана
натурально – во всех ее проявлениях. Главная
героиня рассказа – Таня, девушка 16–17 лет,
представляет довольно большую часть молодежи
сегодняшнего дня. Ее прототип можно найти на
любой дискотеке и тому подобных мероприятиях.
Рассказ Л.Петрушевской я понял как жестокую
прозу жизни. В нем удивительным образом
переплетаются фантастика, сюрреализм,
действительность. Это составляет такую
композицию, что произведение притягивает с
первого абзаца, с первой строки. В «Глюке» есть
тайна, из-за которой долго ломаешь голову, есть и
юмор, приводящий в хорошее настроение, а есть и
такие минуты, о которых трудно думать без
содрогания в душе: чего только стоит сцена,
идущая после того, как ребята приняли наркотики.
В некотором роде произведение двояко: казалось
бы, что все это Тане привиделось в наркотическом
бреду, а оказывается, что все ребята из ее класса
неделю болели чем-то странным.
Справка
Сюрреалисты изображают мир как
бессмысленный, враждебный человеку хаос.
Юля Ершова:
Я бы озаглавила тему урока по рассказу
«Глюк» Л.Петрушевской так: «Влияние зла
окружающего мира на молодое поколение». Трудно
подобрать эпиграф, который бы точно отражал ее,
потому что все более или менее подходящие
кажутся слишком «мягкими». Может быть, здесь
будет к месту высказывание древнеримского
мыслителя «О времена, о нравы!».
Если бы у меня была возможность воочию увидеть
Людмилу Стефановну Петрушевскую, прежде всего я
спросила бы ее, что она хотела сказать своим
рассказом, что заставило ее его написать и
правильно ли я его поняла.
Я считаю, что в рассказе отображены не просто
какие-то конкретные люди, а превратности и пороки
всего нашего тяжело больного общества. Они
показаны правдиво и точно, без малейших попыток о
чем-то умолчать, скрыть. Возможно, в рассказе
выражена личная боль писательницы за новое
поколение, страх за его судьбу.
Наверное, я не права, но лично мне рассказ не
понравился. Мне в принципе не нравится все, что
убивает надежду, загоняет в тупик. Конечно, нужно,
как воздух необходимо говорить правду о том зле,
которое нас окружает, и ни в коем случае нельзя
замалчивать ее, тешить себя и других
беспочвенными иллюзиями. Это так же недопустимо,
как уверять безнадежно больного человека в том,
что он скоро поправится. И все же слово должно
исцелять, врачевать раны, помогать, окрылять,
возвращать надежду, но не убивать ее. Однако это
всего лишь мое мнение.
Наташа Облог:
В рассказе Людмилы Стефановны
Петрушевской «Глюк» между собой связаны
реальность и фантастические видения.
Главный герой рассказа – девочка Таня. У Тани
было мало друзей, и поэтому она пыталась их
завоевать, исполняя все их прихоти и желания. Она
соглашалась со всеми дурными идеями своих
сверстников, но в итоге получилось не то, чего ей
так хотелось. Таня была девочкой, не думавшей о
судьбе других людей, она думала о том, как бы на
нее обратили внимание и чтобы ее считали самой
красивой. У Тани отсутствовало представление о
последствиях творимого ею зла. Таня, по моему
мнению, была девочкой странной, потому что в свои
четырнадцать лет она еще смотрела мультики.
Может, ей просто в детстве родители не дали
достаточно ласки и любви. Я думаю, что после ее
фантастических видений она задумается о своем
поведении, о людях, которые ее окружают, о
важности различения зла и добра в жизни людей и,
конечно же, исправится в лучшую сторону.
К двухчасовому уроку были предложены
задания: подобрать эпиграф, проиллюстрировать
рассказ (по желанию), узнать значения непонятных
слов, сделать наблюдения над речью героини.
Словарь, составленный учениками
Чипсы (англ.) – картофель,
зажаренный в масле в виде хрустящих ломтиков.
Гамбургер (англ.) – мягкая
теплая булочка, проложенная посередине
бифштексом и овощами.
Хиппи (англ.) – 1) группы
молодежи в западных странах, отвергающие многие
ценности и нормы общества на основе и в духе
«контркультуры»; 2) человек экстравагантного
поведения, нарочито небрежно и претенциозно
одетый.
Саранча – насекомое, вредитель
сельского хозяйства. Наброситься на что-н., как
саранча (с жадностью, опустошая все).
Эгоизм (эго – я) – себялюбие,
предпочтение своих личных интересов интересам
других людей.
Альтруизм (фр.) – бескорыстная
забота о благе других, готовность жертвовать для
других своими личными интересами (противопол. эгоизм).
Третий урок начался с минутки поэзии.
Ученица читала стихотворение Б.Ш. Окуджавы
«Пожелание друзьям».
Учитель:
– Вглядитесь в портрет писательницы.
Что можно сказать о ней, глядя на ее фотографию?
Неравнодушна к судьбам людским,
переживает за подрастающее поколение,
испытывает боль.
Смотрит испытующе, пристально, взгляд
пронизывающий, вопрошающий, как будто задается
мыслью: «Что ты, человек, собой представляешь?».
Учитель:
– На одном из уроков вам было
предложено ответить на три вопроса. Хотите
узнать, какие ассоциации у вас вызвало слово глюк?
(Запись на доске до урока, читает вслух
учащийся.)
– Какие толкования близки сути
произведения? (Подчеркиваются те слова и
словосочетания, которые проливают свет на смысл
рассказа.)
– А если бы к вам пришел волшебник,
какие бы три желания вы загадали? Одна из вас
хотела бы быть тоже волшебницей. Надеваем ей
перчатки, даем в руки указку, ученица касается
шкатулки со словами «крибле, крабле, бумс»,
вынимает свиток с ответами одноклассников,
читает вслух (и элементы драматизации, и ответы
вызвали оживление в классе, нескрываемый интерес
к тому, что прозвучало).
Учитель:
– А Таня, героиня рассказа, хотела
иметь большой дом и чемодан денег, жить за
границей.
Есть что-то общее в ваших желаниях и Тани, а может
быть, есть и разница? Какие потребности у нее и у
вас?
Ученики:
– У нас больше духовные, у Тани –
материальные, физиологические. Таня далеко не
пай-девочка. Дискотека, тусовки, пиво, двойки по
математике – вот и вся ее жизнь.
После ответов учеников можно
послушать записи песен Б.Ш. Окуджавы «Пожелание
друзьям», «Грузинская песня», прочесть
стихотворение Семена Богуславского:
Давайте восклицать, друг другом
восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с
полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, –
тем более что жизнь короткая такая.
* * *
Виноградную косточку в теплую землю
зарою,
и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
и друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
Собирайтесь-ка, гости мои, на мое
угощенье,
говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.
Царь небесный пошлет мне прощение за
прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
В темно-красном своем будет петь предо
мной моя дали,
в черно-белом своем преклоню перед нею главу,
и заслушаюсь я, и умру от любви и печали.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
И когда заклубится закат, по углам
залетая,
пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
белый буйвол, и синий орел, и форель золотая.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
(Б.Окуджава)
Необязательно богатство.
Бывает рай и в шалаше.
Ни зависти, ни святотатства.
Пора подумать о душе.
Необязательны вериги.
Мне не за что себя казнить.
Но что-то есть. И к Вечной книге
Судьба протягивает нить.
Необязательны гордыня,
Успех, почет и фимиам.
Но есть величие святыни
И то, что нас приводит в храм.
Необязательно... Но все же
Земная жизнь, какая есть,
Нам с каждым новым днем дороже,
И мы живем не там, а здесь.
Мы ищем, где теплей и чище,
Но даже с Богом, даже с ним
Питаемся земною пищей
И дышим воздухом земным.
(С.Богуславский)
Учитель:
– Как соотносится содержание
прозвучавших стихов и песен в рассказе
Л.Петрушевской?
Учитель предлагает ученикам
рассказать о героине «Глюка». (Напомнить, что
характеристика литературного героя включает
внешность, речь (и внутренний голос), отношение к
окружающим, поступки, отношение автора.)
– Таня, способная, красивая, много
гуляет по рынку, любит поспать, не моет голову,
ест без конца сладкое, нервная (кричит), не
уважает родителей («Мать тоже базарит так же»),
она их считает больными. Воровала у них деньги
(всегда их отыскивала, куда бы они их ни прятали),
пьет пиво с одноклассниками.
Ей всего казалось мало: «И все, что нужно для
богатой жизни», «Надо, чтоб с садом и бассейном»,
не умеет постирать. Жизнь у нее беспечная. В ней
отсутствует брезгливость (пьет из брошенных
бутылочек воду). В ее возрасте предпочитает
смотреть мультики. Лжет родителям.
Грубая, об этом свидетельствует ее речь: Анька,
вали, прям, нахрюкался, базарит, дураки, Ленка,
гнида, Сережка, телик, стиралка.
Лексика разговорная, сниженная, имена – клички.
Считает ерундой занятия математикой.
Учитель:
– А теперь постарайтесь представить
рассказ в целом и ответьте на вопрос: какие
проблемы подняты автором в рассказе?
– Таня не ценит жизнь, в произведении
прослеживаются мотивы утраты (какой?), причем в
болезненной форме; мотив жажды (какой?).
В Тане просматривается бездуховность,
отсутствие представления о важном и неважном.
Писательница уводит читателя в мир жестокости,
грязи. Это эпатаж, с помощью которого хотят
достичь шоковой терапии. Как сказал кто-то:
«Проза должна врачевать, несмотря на черноту
жизни».
У Тани приземленные желания, это от
опустошенности, духовного упадка.
– Выпишите в тетради имена существительные,
называющие то, чего желает Таня. (Запись
получится примерно такая.)
Еда:
пиво, курица, мороженое, сладкое;
чипсы, гамбургеры, пиццы, сигареты.
Одежда:
купальник, полотенце; зонтики, платья (штук 10),
шапки, шарфы.
Аксессуары:
очки, перчатки.
Электробытовые приборы:
стиральная машина, холодильник (одного мало –
два надо), плита.
Обувь:
тапочки, туфли.
Мебель:
диван, зеркало, ковер; шкафы.
– Как вы поняли сущность Глюка?
Глюк – темная, страшная сила, в любом
обличье может прийти. Он искуситель, дьявол,
сатана, зло.
Глюк – это кошмарная жизнь, пустая квартира.
По религиозным представлениям – дьявол (глюк)
все знает о человеке, он искушает его.
На уроках мы занимаемся нестандартным
заданием – переводом с русского языка на русский
слова глюк.
– Как по-разному можно его понимать?
«Глюк – герой рассказа», «композитор Глюк»,
«“Глюк”» – название». А еще есть слово Das Gluck
по-немецки – «счастье».
В тексте Глюк – бред – страшный сон – t 40° –
невидимый с фонариком – чудовище с огромным
ртом, как заходящее солнце, всех и вся пожирает,
он – жерло ненасытное, жернов, перемалывающий
судьбы, Молох.
Когда холодильник полный, друзья Тани
играют в саранчу, а саранча прожорлива, все
уничтожает на своем пути, ее несметные полчища.
В качестве эпиграфа к уроку учителем
были предложены слова Фирдоуси:
Лишь в разуме счастье, беда без него,
Лишь разум – богатство, нужда без него...
Коль разум вожатым не станет тебе,
Дела твои сердце изранят тебе...
Вот эпиграфы, подобранные
восьмиклассниками к уроку:
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
(Н.Некрасов)
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
(А.Ахматова)
(Последний эпиграф предложен Катей
Шатковской, может быть, в защиту писательницы,
Л.С. Петрушевской.)
Дальше на уроке идет свободное
обсуждение рассказа; учитель предлагает
восьмиклассникам обсудить высказывания и
вопросы учеников десятого класса, а также совсем
взрослых читателей.
Мнение десятиклассницы:
«Рассказ “Глюк” помогает каждому подростку
взглянуть на себя со стороны и, может быть,
измениться».
У другого десятиклассника по ходу чтения
рассказа появились такие вопросы:
«Умнее ли человек, когда многое переживет?»,
«Нужно ли без разбора потакать своим прихотям?»,
«Какие бывают последствия, когда привыкаешь
многое терять?».
На последний вопрос можно услышать два
диаметрально противоположных ответа: становится
чище, становится способным сопереживать,
сострадать – с одной стороны; а другое мнение
– приобретает неверие в себя, пессимизм,
становится мрачным, озлобленным.
В песне Окуджавы поется: «На любовь
свое сердце настрою»; Таня тоже настраивала свое
сердце, но не столько на любовь, сколько на
удовлетворение своих потребностей, на получение
удовольствий. И эта любовь эгоистичная,
недеятельная.
Вот мнение взрослого читателя о рассказе:
«Рассказ – исследование бездны человеческой
души. Чего в ней больше? Гуманизм Петрушевской в
том, что сквозь пелену наркотического бреда Таня
просит спасти тех, кто пытался лишить ее
свободы». И то, что Петрушевская возвращает жизнь
героям, не есть еще торжество добра. «Ничего не
кончилось, – пишет Петрушевская. – Проблемы
остались те же».
Вот еще вопросы, которые рождались у
восьмиклассников по ходу чтения рассказа:
«Почему Глюк пришел именно к Тане? Откуда Глюк
все знает о ней?» и др.
Одна восьмиклассница попробовала свои силы в
составлении киносценария.
Сценарий по рассказу «Глюк» (отрывок)
Общий план. Розовая спальня. Таня
лежит на кровати.
Крупный план. Широкое окно. Веет легкий
морской ветерок.
Крупный план. Столик. На нем лежит раскрытый
чемодан с деньгами.
Внутренний голос Тани: «У меня спальня, как у
Барби. Я видела такую спальню в витрине магазина
“Детский мир”».
Общий план. Таня идет, осматривает дом. Везде
розовая мебель.
Внутренний голос Тани: «Мечта!».
Средний план. Изумляется, охает.
Средний план. Прыгает на диване, смотрит, что
в шкафах (ничего). Идет на кухню. Открывает
холодильник... пусто. Пьет воду из-под крана.
Внутренний голос Тани: «Жалко, что не
подумала сказать: “Чтобы всегда была еда”. Надо
было добавить “и пиво”».
Голос за кадром: «Таня любила пиво, они с
ребятами постоянно покупали баночки. Денег
только не было, но Таня брала их иногда у папы из
кармана. Мамина заначка была хорошо известна. От
детей ничего не спрячешь!».
Внутренний голос Тани: «Нет, надо было
сказать Глюку так: “И все, что нужно для жизни”,
нет, “для богатой жизни”».
Крупный план. Стиральная машина, незнакомая
Тане.
Средний план. Хочет включить телевизор, но не
знает как.
Общий план. Таня видит, что дом на краю
тротуара.
Внутренний голос Тани: «Надо было сказать “с
садом и бассейном”».
Крупный план. Ключи на крючке в прихожей.
Общий план. Таня поднимается на второй этаж,
берет чемодан и идет на улицу, но по дороге вниз
замечает, что она в ночной рубашке и старых
шлепках.
Внутренний голос Тани: «Еще не хватало!».
Общий план. Но она идет в таком виде.
Алена Курбатова
Другая школьница, которая учится в
музыкальной школе, подобрала музыку к некоторым
эпизодам произведения.
Музыка к сценарию по рассказу «Глюк»
1. Таня читает журнал и, увидев Глюка,
разговаривает с ним.
Г.Берлиоз. Фантастическая симфония. 1-я
часть – «Мечтание и страсти».
2. Таня оказалась в роскошном доме, а
затем блуждает по пляжу, потеряв все.
Г.Берлиоз. Фантастическая симфония. 2-я
часть – «Бал» (противопоставление роскоши и
одиночества).
3. Таня с ребятами из класса веселится в
новом доме.
Г.Берлиоз. Фантастическая симфония. 4-я
часть – «Шествие на казнь».
4. Все обступили Таню, и распадающиеся
зеленые трупы окружили кровать.
Г.Берлиоз. Фантастическая симфония. 5-я
часть – «Сон в ночь шабаша».
5. Очнувшаяся Таня увидела остатки
сгоревшего дома и обуглившуюся руку.
П.И. Чайковский. Шестая симфония (главная тема
– трагическая).
6. Возвращение Тани обратно к
родителям. Ничего не кончилось. Но все были живы.
Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт» – «Утро»
(оптимистическая нота).
Юля Прибыткова
Заключительная часть урока –
творческие работы учащихся.
– Продолжите мысль, попробуйте свои
силы в создании лимерика, акростиха, хокку,
верлибра. (Задания даются на выбор.)
Строки для творческих работ:
1. Над собственной жизнью. (Р.Рождественский)
2. Вечные судьи мои. (Р.Рождественский)
3. Не люблю я истин прописных. (Р.Рождественский)
4. Счастлив дом, где... (Б.Окуджава)
5. Зачем на земле этой вечной живу. (Б.Окуджава)
6. Все, что нужно для жизни...
7. Нам выпало счастье...
Афиширование
АКРОСТИХ
Гляделся в зеркало,
Любуясь ты собой,
Юродствуя над вечным.
Как жизнь ты прожил, человек?
Витя Кудрявцев
ХОККУ
Хрупкий мотылек
у пламени огня –
жизнь человека.
Витя Кудрявцев
Над собственной жизнью стою,
Как над обрывом...
За жизнь я свою
Не дам ни гроша.
И со смерти порывом
Упаду в никуда.
Отдам все, что было
В жизни моей,
Для мира, Земли,
Для добрых людей.
Игорь Сазонов
Над собственной жизнью
Мы думаем вечно,
Что вычеркнуть и что
В судьбе изменить,
Что жизнь наша вовсе не долговечна,
Что гордо ее нам надо прожить.
Лена Потеряхина
Закончилась жизнь, я лечу в вышину,
И качается небо над моею головою,
И я знаю, что больше никогда не умру,
Что в ночи засверкаю далекой звездою.
Я хотела бы жить, но не в том злобном мире
Быть пылинкой средь жадных и глупых глыб.
Был бы мир, где б играли на скрипках и лире,
Где бы жили, к чужим бедам не глухи.
Но я знаю, мне не дано вновь пройти этот круг,
И лишь небо перед моими глазами,
И луна – мой извечный единственный друг –
Бредит придуманными мною мирами.
Алена Курбатова
Несчастлив тот дом, где есть все, но нет
самого главного – любви и взаимопонимания.
Аня Воробьева
Счастлив дом, где живут добрые и чистые
люди, охраняемые ангелами.
Иван Рыкунов
Зачем на земле этой вечной живу?
На это ответить я вам сейчас не смогу.
Но думаю, что не напрасно
На этой земле я проживу.
Илья Лопатин
– Рассказ заканчивается словами: «Но
все были живы». А что же дальше? Продолжите
рассказ Л.С. Петрушевской.
Вот продолжения, созданные детьми:
«Ничего не кончилось. Но все были живы.
И уже через неделю Таня и ее одноклассники ходили
в школу, но после случая с Глюком Таня стала
уважать родителей и лучше учиться в школе. Она
поняла, что ее жизнь зависит полностью от нее
самой. А самое главное, спасибо Глюку».
Наташа Облог
«Пока снова не появился Глюк. Он
соблазнял ее своими мечтами, от него пахло гнилью
и вонью. Он взял ее с собой в ад, откуда и пришел.
Играла хорошая музыка, ее одноклассники сидели
на роскошной карусели и приглашали ее
покататься. Таня сделала роковую ошибку,
поддалась соблазну».
Артем Долбахеев
«Все, что нужно для жизни, легко
представить в мечтах, но трудно воплотить в
реальность».
Артем Долбахеев
СОВЕТЫ ТАНЕ
1. Я тебе советую выкинуть таблетку.
2. Начать новую жизнь без наркотиков, сигарет,
алкоголя.
3. Сменить друзей или не делать то, что «все
делают».
4. Так как, я думаю, тебе будет сначала трудно, то
займись чем-нибудь, например, вязанием,
вышиванием.
Аня Воробьева
ВЫБОР
«У каждого человека есть свобода
выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно.
Разный по своей серьезности. Неодинаковый по
своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть?
Промолчать или ответить? Стерпеть или не
стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет?
Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?
Вопросы-громады и вопросы-карлики.
Вопросы-океаны и вопросы-капли...»
(По Р.Рождественскому)
РЯШ. 2000. № 4
Текст Р.И. Рождественского выбран не
случайно, ведь его написал алтайский поэт.
Вот работа Юли Ершовой:
ВЫБОР
«...Вопросы подстерегают нас повсюду. И даже
самые пустячные, мелкие требуют ответа, причем
продуманного ответа, который в конечном итоге не
приведет к плачевным последствиям. Ведь из
мелочей, какими бы ничего не значащими они ни
казались, как говорится, складывается жизнь. Но
все же не стоит в них увязать. Лучше обратиться к
вопросам более глобальным. Но для любого выбора,
каким бы он ни был, главное – разум. В любом
выборе нужно руководствоваться не только
чувствами, наитием, но прежде всего разумом. Он
для того и дан Богом людям, чтобы им пользоваться,
хотя бы изредка».
|