Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

А.И.АЛИМБЕКОВА,
учитель русского языка и литературы,
школа №18,
г.Бишкек, Кыргызстан


Задуманный американцами международный проект «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (см. статью Дэвида Клустера) поддержан в 20 странах, в том числе и в России. Благодаря Фонду Сороса в пяти городах России проводились эксперименты и семинары по обучению учителей американской технологии. Участвуют в проекте и наши коллеги из ближнего зарубежья.
Поскольку для учителя-практика наибольший интерес представляет не замысел, а его воплощение в технологии проведения урока, мы решили опубликовать не только статью Д.Клустера, в которой разъясняется понятие критического мышления и излагаются идеи, лежащие в основе предлагаемой технологии обучения, но и выполненную в соответствии с принципами РКМЧП разработку урока.

Как писать изложение в школе?

9 класс

В работе над связной речью учащихся существенное значение придается изложениям. В соответствии с общепринятыми методическими установками они учат школьников излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка, обогащают словарный запас учащихся, содействуют развитию их логического мышления и познавательного интереса, способствуют расширению кругозора, приучают к самостотельности, умению преодолевать трудности в учении. Казалось бы, изложения действительно способствуют формированию умений и навыков, необходимых всякому культурному человеку. Но всем известно, что этот вид работы не вызывает особого восторга у школьников.

Почему же все-таки учащиеся не любят писать изложения? Этот вопрос я задавала себе каждый раз, когда готовилась к очередному уроку по развитию речи. Ответ нашелся сам собой: потому и не любят, что в школе изложения проводятся однообразно и скучно! Пересказать текст: сжато, подробно, выборочно... Но главное – всего лишь передать чужую идею, выделить основную мысль чужого текста и его частей, составить его план... То есть только следовать за предложенной, «готовой» логикой и послушно действовать по указке учителя. Никакого творчества, полета фантазии – скучно!

Пришла пора по-иному взглянуть на методику обучения изложению. Может быть, и не стоит отказываться от классической схемы вообще. Но ведь ее можно сочетать с новыми методиками. Например, воспользоваться стратегиями критического мышления. Такие уроки, можно надеяться, будут занимательными, интересными для всех учащихся, а не только, как всегда, лишь для прилежных и терпеливых.

Пользуясь на уроках литературы стратегией «направляемое чтение», я заметила, как ребята всякий раз оживлялись, когда им предлагалось принять участие в судьбах героев либо вообразить себя на месте положительного или отрицательного героя, описать его внутреннее состояние, воссоздать портрет. Ребята чувствовали себя соавторами писателя. Это активизировало читательскую деятельность учащихся, их внимание, мышление. После таких уроков я задумалась: а почему бы не попробовать, проводя изложения, тоже сделать ребят соавторами текста? И чтобы никто не оставался равнодушным. Чтобы текст был воспринят и осмыслен в контексте их собственных представлений. Вот тогда-то и возникла идея проведения урока, условно названного мной «Направляемое изложение».

При подготовке к такому уроку по развитию речи учитель разбивает текст на части (размечая «остановки») и подбирает к каждой части вопросы, учитывая систему мыслительных навыков, предложенную Б.Блумом. В основном это будут вопросы концептуального характера, которые должны стимулировать определенные мыслительные навыки учащихся – такие, как синтез, анализ, понимание, применение, оценка.

Но хочу сразу оговориться: не всегда заранее подготовленные вопросы будут востребованы в полном объеме. Иногда ход урока определяют сами учащиеся, которые порой мыслят свободнее нас, взрослых; поэтому учитель должен быть готов к такому повороту событий, а следовательно, и к импровизации.

Но прежде чем начать подобный урок, необходимо создать творческую, доверительную атмосферу в классе. Для этого вместе с ребятами вырабатываем «золотые» правила, способствующие активизации умственной деятельности на уроке. Правила эти таковы:

  • Активно участвовать в работе.

  • Выслушивать друг друга, не перебивая.

  • Не высмеивать друг друга.

  • Быть толерантными.

  • Уважать мнение собеседника.

Вспоминаю, как впервые вошла в класс, вдохновленная своей идеей, и сообщила: «Изложение». Реакция школьников, как обычно, эмоционально-отрицательная. Недовольные, разочарованные лица и возгласы: «Может быть, не надо?». Но как только я начала урок, все изменилось; ребята активизировались, глаза заблестели, появился интерес. Урок прошел успешно. Как, впрочем, и все последующие. Учащиеся были в восторге. Теперь они с нетерпением ждут следующего изложения. Невероятно? Но это так. Попробуйте поэкспериментировать со мной – и убедитесь сами!

Предлагаю далее разработку проведенного мною урока направляемого изложения в девятом классе. Называется текст «Поединок в море» (по Татьяне Тэсс). Текст – повествовательно-публицистический, содержит элементы рассуждения и описания. Предварительно разделен мною на несколько частей, с остановками. Вопросы были составлены заранее.

В начале урока читаю название текста. Задаю вопрос:

– Как вы понимаете лексическое значение слова поединок? Подберите синонимы.

Ребята отвечают по-разному: Борьба, драка, сражение, битва, бой, атака, дуэль. Каждый ученик записывает свою версию в черновике.

Еще раз читаю название «Поединок в море». Спрашиваю: как вы думаете, что описывается в этом тексте? Ребята отвечают: поединок человека с природой; битва между кораблями; битва морских животных; противоборство моря и людей; может быть, рыбак будет сражаться с рыбой; битва с пиратами; бой подводных лодок; сражение с акулами. Ответы начали повторяться, и обмен догадками прекращается.

Теперь предлагаю ребятам послушать начало текста. Читаю:

Это был первый рейс, когда Александр Котляров стал капитаном, первый рейс, в который он отправился после назначения его капитаном танкера «Ростов». Первый рейс по Черному морю, мирному и доброму, дышащему летним теплом, сияющему могучей лазурью.

Ребята слушают внимательно, ожидая подтверждения своих версий. Прочитав до первой остановки, задаю вопросы. (В дальнейшем беседа проводится по схеме: вопрос учителя – обсуждение в парах – запись в черновике – обсуждение в группе.)

– Каким вы себе представляете капитана танкера «Ростов»? Обсудите в парах. Запишите ответ в черновике. Обсуждение в группе (молодой, худой, с бородой; высокий, плотный, сильный; мужественный, с русыми волосами, сильный).

– Каким было море? (Черное море было тихое и спокойное; доброе, сияющее лазурью; мирное, тихое, могучее.)

– Кто сможет объяснить значение слова танкер? («Танкер – это грузовое судно для перевозки нефтепродуктов»; «и не только нефтепродуктов, но и сухих грузов».) Учитель корректирует ответ: «Танкер – наливное судно, приспособленное для перевозки жидких грузов без тары».

– Как мы можем назвать этот кусочек текста? Что важного мы узнали из него? (Каждый записывает свой вариант названия после обсуждения в паре, затем озвучиваем в группе: «Первый рейс»; «Молодой капитан»; «Первый рейс Александра Котлярова».) Учитель не должен выписывать на доску какое-либо из условных названий абзаца, потому что в таком случае учащиеся будут считать план на доске образцом. Тогда никакой самостоятельности, творчества – ведь учащиеся будут надеяться на учителя, не проявляя себя, а ожидая его решений.

– Как вы думаете, по началу текста можно определить, о чем пойдет речь дальше? (Очень сложно, но мне кажется, что-то обязательно произойдет, ведь это первый рейс; на танкер нападут пираты; случится шторм; танкер потеряет управление; начнется буря.)

– Задаю дополнительный вопрос: кто знает (или думает, что знает), как, каким образом корабли выходят из порта? (Поднимают якорь и отплывают, отдают швартовы.)

Читаю до второй остановки.

Вот прозвучал на баке первый удар колокола: это значило, что якорь, глубоко зарывшийся в грунт, «подорвали». Снова звучит колокол – якорь вышел из грунта. Его выбирают дальше, сейчас якорь выйдет из воды. Должен третий раз ударить колокол. Но неожиданно наступает тишина. Колокол молчит.

Веду беседу дальше:

– Почему колокол не ударил в третий раз? Что случилось? (Произошла авария; что-то случилось с капитаном: может, заболел или сильно волнуется; якорь оборвался.)

– Давайте запишем ориентировочное название абзаца. («Момент ожидания»; «Подготовка танкера к отплытию»; «Колокол молчит».)

Читаю до третьей остановки.

Капитан ждет. Нет, колокол безмолвствует. Пауза тянется бесконечно. Наконец раздается голос третьего помощника. Он хрипловат, в нем звучат какие-то новые, незнакомые капитану нотки. Третий помощник докладывает: «Якорь не чист. На нем какой-то предмет». Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный морской краб. Предмет, зацепившийся на якоре, грозно знаком. Капитан узнает его очертания – округлые, хищные, полные затаенной злой силы...

– Ребята, как вы думаете, что может быть на якоре? (Осьминог, акула, страшное существо, мина, морское животное, бомба, кальмар.)

– Предложите название для прочитанного абзаца. («Якорь не чист»; «Страшная находка»; «На якоре какой-то предмет»; «Помощник растерялся».)

Продолжаем чтение до четвертой остановки.

На лапе якоря висит авиабомба. Капитан глядел на ее черное оперение, охваченный глубоким раздумьем. Только что в танкер были залиты тысячи тонн автомобильного бензина. Капитан думал не только о своем судне, но и о других танкерах, тоже залитых бензином и нефтью, стоящих неподалеку от причала.
Котляров пошел к телефону. Надо было сообщить начальнику порта о случившемся. Капитан поднял трубку. «Сколько времени пройдет, пока прибудут минеры?» – подумал он. Бомба может взорваться каждую минуту. Разве можно угадать, когда зверь покажет свои клыки? Капитан поглядел на берег.
И чем дольше вглядывался молодой капитан в мирный берег, в стоящие у причала суда, в людей, беззаботно ожидающих на пристани, тем глубже зрело в его душе решение.

– Опишите предмет на якоре, вспомните его очертания (большой; страшный; хищный, злой; с затаенной силой; с черным оперением; с колючками; с затаенной злобой).

– Как вы думаете: что предпримет капитан? (Уплывет в море подальше от берега; утопит бомбу в море; отцепит якорную цепь; уплывет в море и будет ждать минеров; уплывет в море – и сам обезвредит бомбу.)

Предложите ваши названия отрывка («Что делать?»; «Капитан в раздумье»; «Тысячи тонн бензина»; «Как спасти людей и суда?»).

Движемся по тексту дальше.

Он решил немедленно, не дожидаясь прибытия из Севастополя минеров, уйти из порта в море. Уйти и там попытаться утопить бомбу.
Танкер «Ростов» отплыл от порта на несколько миль. Капитан скомандовал постепенно опускать якорную цепь, погружая бомбу в воду. Танкер дал задний ход. Капитан рассчитал, что сильная водяная струя, дойдя до носовой части, столкнет с якоря бомбу.
И снова из воды выбирают якорь. И моряки увидели, как вслед за металлической лапой медленно высовывает из воды свое злобное рыло авиабомба. Гостья, пришедшая из мрака, не хотела уходить.

Задаю вопрос, направленный на обогащение словарного запаса учащихся.

– Как автор называет авиабомбу? (Гостья, пришедшая из мрака; авиабомба со злобным рылом.)

Названия этого абзаца, предложенные ребятами: «Неудачная попытка»; «Расчет капитана»; «Гостья из мрака не хочет уходить».

– Как вы думаете, что произойдет дальше? (Капитан продолжит попытку; отцепит якорную цепь; отпустит команду, а сам останется; попробует еще раз; посадит команду в шлюпку и подождет минеров.)

Знакомимся с предпоследним абзацем.

«Может быть, якорь опустили слишком глубоко в воду? – подумал Котляров. – Что если мы опустим якорь не так глубоко?» Надо сказать, чем глубже уйдет в море авиабомба, тем меньше опасности. Если же бомба будет находиться на небольшой глубине, в непосредственной близости от судна, то, оторвавшись от якоря, она может ударить о корпус. И тогда... Но другого выхода не было. И капитан решил рискнуть.

– Что решил капитан? (Рискнуть, нет другого выхода; совершить еще одну попытку.)

Основная мысль фрагмента, предложенная учащимися: «Риск капитана», «Еще одна попытка».

Последний абзац.

И все повторилось сначала. Моряки следили за ползущей вверх якорной цепью, не отрывая глаз. Метр за метром двигалась вверх якорная цепь. И наконец из блистающей синевы выползли мокрые металлические лапы. И люди увидели, что бомбы на них нет. Якорь был чист.

Следует вопрос «фактологический»:

– Чем закончился поединок в море?

Предлагаемые названия абзаца: «Якорь чист», «Поединок закончен», «Бомбы нет» (и другие).

Предлагаю ребятам поразмышлять о характере капитана, основываясь на его поступках (обсуждают в парах, затем в группе).

После обсуждения читаю текст вторично, без остановок. Планы переписывают начисто (каждый – свой вариант, внося в него при желании коррективы, основываясь уже на целостном впечатлении от всего очерка). Затем приступаем к последнему этапу.

Задание
  • Закончить изложение письменным рассуждением: «Как этот поступок характеризует молодого капитана».

Опираясь на записи в черновике, пишем изложение с элементами сочинения.
«Поэтапное» чтение текста; вопросы, мобилизующие читательское предвосхищение; вариативность планов, отражающая личностное восприятие; обсуждение морально-психологических аспектов очерка – все это предопределило успех работы. Выполняли ее мои ученики с повышенным интересом. И у каждого было что-то свое, выражавшее его переживание события и индивидуальную точку зрения на него.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru