МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Э.Л.БЕЗНОСОВ
Продолжение. Начало в № 20/2002
Особенности пунктуации в
сложносочиненном предложении
9 класс
I. Урок можно начать с закрепления
изученного материала. Для этого к доске выходят
два ученика и самостоятельно выполняют разбор
примеров, записанных на карточках (впрочем,
вызван может быть и один ученик. Все зависит от
особенностей конкретного класса).
Два крыла как два огромных
горя
Обняли холодную волну
И рыданью горе(с,ст)ному вторя
Журавли рванулись в вышину.
(Н.Заболоцкий)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
найдите и подчеркните грамматические основы.
Определите, к какому типу сложных предложений
относится данный пример. |
Мой старый пес стоит
насторожась
А снег уже бл_стает перл_мутром
И все яснее чу(в)ствуе(т,ть)ся связь
Души моей с холодным этим утром.
(Н.Заболоцкий)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
найдите и подчеркните грамматические основы.
Определите, к какому типу сложных предложений
относится данный пример. |
С классом в это время можно разобрать
следующее предложение:
И светлое льется сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.
(Н.Заболоцкий)
После разбора примера, предложенного
классу, можно перейти к проверке выполненных на
доске заданий и потом переписать их в тетради.
II. Материал для наблюдения.
(Форма проведения подготовки
материала для наблюдения остается такой же,
какой она была на всех предыдущих уроках.)
1) Еще вчера, на солнце млея, последним
лес дрожал листом.
2) Еще вчера озимь, пышно зеленея, лежала
бархатным ковром.
Задания:
1) Преобразуйте два простых
предложения в одно сложное. (В результате
трансформации примера дети должны восстановить
фетовские строчки: Еще вчера, на солнце млея, /
Последним лес дрожал листом / И озимь, пышно
зеленея, / Лежала бархатным ковром. Текст может
быть восстановлен в несколько этапов, не сразу,
но этого не следует опасаться.)
2) Разберите обе части по членам
предложения.
Вопрос:
К какой части относится
обстоятельство времени еще вчера, то есть от
какого сказуемого задаем к нему вопрос?
Далее ученикам предлагается на основе
анализа языкового материала сформулировать
правило об отсутствии запятой в
сложносочиненном предложении с общим
второстепенным членом, части которого соединены
неповторяющимся соединительным или
разделительным союзом. Сформулированное правило
записывается в тетрадь. Вопрос о тетрадях –
особый вопрос. Я практикую систему, при которой
на уроках все записи ведутся в толстой тетради
большого формата, в которой нумеруются страницы,
а в конце ее делается перечень изученных тем.
Такая форма работы, во-первых, приучает детей к
систематическому ведению записей и обучает их
составлению конспектов, а во-вторых, в итоге
тетрадь превращается в учебное пособие, к
которому ученик всегда может обратиться: все
основные сведения по грамматике и правописанию
он там найдет. Домашние же задания, какими бы они
ни были, можно делать в обычных ученических
тетрадях. Большие рабочие тетради тоже стоит
время от времени брать для общего контроля, чтобы
знать, грамотно ли ведутся записи.
Если приведенного материала оказалось
недостаточно для окончательного вывода
пунктуационного правила, то можно продолжить эту
работу со следующими примерами (задание
аналогично предыдущему):
1. За нами мельница едва-едва видна…
2. За нами берег посинел зеленый…
(Точно так же, как и в предыдущем
примере, ученики должны восстановить фетовские
строки: За нами мельница едва-едва видна / И
берег посинел зеленый… («На Днепре в
половодье».)
III. В качестве домашнего задания
можно предложить детям самостоятельно придумать
или подобрать из художественной литературы
соответствующие примеры.
Обобщение по теме
«Сложносочиненное предложение»
I. Урок начинается с закрепления
изученного на предыдущем уроке материала или
проверки домашнего задания. Вновь можно вызвать
к доске двух человек и предложить им на карточках
следующие задания:
Ниже по реке р_зд_лись два
глухих взрыва и сейчас(же) там начало
р_зл_ва(т,ть)ся в тумане мутное пунц_вое зарево.
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
определите характер смысловых отношений между
частями сложного предложения. |
В иных местах Терек подмыва_т
подошву скал и на дороге (в)виде пл_тины
навале(н,нн)ы деревья.
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
определите характер смысловых отношений между
частями сложного предложения. |
Классу в это время можно предложить
для разбора приведенный ниже пример или
выборочно прочитать придуманные или найденные
самостоятельно примеры на особенности
пунктуации в сложносочиненном предложении с
общим второстепенным членом.
Время стояло самое благоприятное, то
есть было темно, слегка морозно и совершенно
тихо.
II. Материал для наблюдения.
1) Убеждения внушаются теорией,
поведение же формируется примером.
2) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже
побледнели.
3) Вряд ли он примет это предложение, зато жена его
будет польщена.
Задание:
Во всех примерах найдите и обозначьте
средства связи.
Предложенные примеры расширят
сведения учащихся о сочинительных союзах, а
кроме того, на этих примерах можно разобрать с
ними вопрос о многофункциональности союза, т.е.
показать, как сочинительные союзы
(соединительный тоже и противительный же)
в данных предложениях выступают еще и в роли
усилительных частиц.
Для повторения морфемного состава
слова и словообразовательного анализа в
качестве дополнительного задания предлагается
разбор по составу слов: убеждения, поведение,
польщена. Здесь дети должны будут вспомнить о
необходимости выделения суффиксального j в
словах убеждения и поведение, а также о
чередовании щ//ст в корне слова польщена и
о беглой гласной в том же корне.
После этого урока можно провести
самостоятельную или контрольную работу или дать
диктант с грамматическим заданием по разбору
сложносочиненных конструкций. Примерный вариант
контрольной или самостоятельной работы:
Вариант 1
Вокруг села бродили грозы
И часто полные тоски
Удары молнии сквозь слезы
Ломали небо на куски.
(Н.Заболоцкий)
Скрипело свистало и выло в лесу
И гром ударял в отдален_ как молот
И тучи рвались в небесах но внизу
Царили затишье и сумрак и холод.
(Н.Заболоцкий)
|
Вариант 2
Суровой осени печален поз_ний
вид
Но (по)среди ночного небосвода
Она горит твоя звезда природа
И вместе с ней душа моя горит.
(Н.Заболоцкий)
Он этот дивный мир поисти(н,нн)е
впервые
Очаровал ее как чудо из чудес
И (в)глубь души ее как спутники живые
Вошли и этот дом и этот сад и лес.
(Н.Заболоцкий)
|
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
разберите предложения по членам и определите
морфологический способ выражения членов
предложения. Выделенное слово разберите по
составу и определите способ словообразования.
Определите характер смысловых отношений между
частями сложного предложения. Дайте
характеристику сложного предложения.
Сложноподчиненное предложение как
синтаксическая единица
I. Закрепляем материал по
сложносочиненному предложению. К доске можно
вызвать трех человек, предложить им на карточках
следующие задания.
Опять как в годы з_л_тые
Три стертых трепл_(т,ть)ся шлеи
И вязнут спицы р_списные
В расхляба(н,нн)ые колеи.
(А.Блок)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
разберите предложения по членам. |
И ни_ких нищих деревень
Н_ счесть н_ смерить оком
И светит в потемневший день
Костер в лугу далеком...
(А.Блок)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
разберите предложения по членам. |
Чудь начудила да Меря
намерила
Гатей дорог да столбов в_рстовых.
(А.Блок)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
разберите предложения по членам. |
С классом в это время можно разобрать
следующие примеры:
Но в океане первозданной мглы
Нет голосов и нет травы зеленой,
А только кубы, ромбы да углы,
Да злые, нескончаемые звоны.
(Н.Гумилев)
Как эмаль, сверкает море,
И багряные закаты
На готическом соборе,
Словно гарпии, крылаты...
(Н.Гумилев)
После разбора этих предложений
ученики переписывают их в тетради.
II. Изучение нового материала по
сложноподчиненному предложению можно начать со
следующей работы. Запись на доске:
Мы пришли. В доме уже горел свет.
Задания:
1) Два предложения преобразуйте в
предложение с равноправными частями;
– с неравноправными частями.
2) Обозначьте средства связи.
В предложении с неравноправными
частями (сложноподчиненном) средство связи может
оказаться как союзом, так и союзным словом. Еще не
употребляя этих терминов, важно показать
учащимся, что средство связи в таких
предложениях может быть членом предложения
зависимой части. Так формируется навык
различения союзов и союзных слов (относительных
местоимений и местоименных наречий), что важно
также и для орфографии.
Запись на доске:
Извозчики колотили лошадей. Лошади
упирались, фыркали и не хотели трогаться с места.
Задания:
1) Предложения преобразуйте в одно
предложение с неравноправными частями.
2) Дайте определение сложноподчиненного
предложения.
Сложноподчиненным
называется предложение, состоящее из двух
частей, одна из которых является главной, а
другая – зависимой. Зависимая часть называется
придаточной. Части связываются подчинительными
союзами или союзными словами. |
II. Материал для наблюдения:
1) Хотя было еще рано, ворота оказались
запертыми.
2) Сквозь листву деревьев было видно, как за рекой
в лугах садилось солнце.
3) Из лесного оврага, на дне которого бежал
маленький родничок, неслось воркование диких
голубей.
Задания:
1) Подчеркните грамматические основы и
обозначьте средства связи.
2) Разберите по членам придаточные части (для
определения характера средства связи).
3) Определите характер средств связи (союз или
союзное слово) и место придаточной части по
отношению к главной.
После выполнения заданий на основе
анализа наблюдений ученики сделают выводы о
характере средств связи в сложноподчиненном
предложении и о месте придаточной части по
отношению к главной. Все выводы должны
записываться в рабочие тетради.
Типы сложноподчиненных предложений
I. Закрепление материала,
пройденного на предыдущем уроке. Несколько
учеников выполняют на карточках работу с
грамматическим заданием:
Когда (же) опускал поводья
И шагом ехал верховой
Прокат_вало п_л_водье
(В)близи весь гул и грохот свой.
(Б.Пастернак)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы. Найдите и подчеркните
грамматические основы, определите вид сложного
предложения, найдите и обозначьте средство связи
и определите его тип. |
Как летом роем м_шкара
Летит на пламя
Сл_тались хлопья со двора
К око(н,нн)ой раме.
(Б.Пастернак)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы. Найдите и подчеркните
грамматические основы, определите вид сложного
предложения, найдите и обозначьте средство связи
и определите его тип. |
Она была так дорога
Ему чертой любою
Как морю бли_ки б_р_га
Всей лини_й пр_боя.
(Б.Пастернак)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы. Найдите и подчеркните
грамматические основы, определите вид сложного
предложения, найдите и обозначьте средство связи
и определите его тип. |
Остальные ученики разбирают следующие
примеры, выделяя грамматические основы частей,
средства связи и указывая на место придаточной
части по отношению к главной:
1) Не пора ль нам, братия, начать / О
походе Игоревом слово, / Чтоб старинной речью
рассказать / Про деянья князя удалого?
2) Пела древний киевский престол /
Поединок славила старинный, / Где Мстислав Редедю
заколол / Перед всей касожскою дружиной...
Разобранные примеры записываются в
тетради.
Теперь, когда в тетрадях у детей
достаточно примеров, можно попросить их
определить, к чему относятся придаточные части
во всех этих предложениях, т.е. к одному слову или
словосочетанию в главной части или же ко всей
главной части. Для этого надо спросить, от чего мы
ставим вопросы к придаточной части в этих
предложениях: от всей главной или от какого-либо
слова или словосочетания в главной. Затем можно
предложить им сформулировать определение
расчлененных и нерасчлененных
сложноподчиненных конструкций. В качестве
критерия различения следует указать на
фиксированное место придаточной части по
отношению к главной в нерасчлененных
конструкциях и свободное положение придаточной
– в расчлененных.
Как правило, большую трудность
представляет для учеников различение типов
придаточных частей. Трудности эти в основном
вызваны тем, что дети стремятся определить тип
придаточной части исключительно по средству
связи. Чтобы избежать ошибок, требуется помнить,
что тип придаточной части определяется
характером взаимоотношения ее с главной частью,
а выяснить это можно в большинстве случаев
только с помощью вопроса. Упражнения, обучающие
постановке вопроса от главной части к
придаточной, никогда не будут лишними, а в итоге
это приведет к автоматизму выделения
придаточной части и, следовательно, к выработке
пунктуационного навыка.
С этой целью предложим еще материал
для наблюдения:
1) К полудню мы вышли к той речке, где
заранее условились сделать привал.
2) Было так жарко, что первым делом мы искупались.
3) Потом я и еще несколько ребят стали
раздумывать, где бы лучше устроиться порыбачить.
4) Мы надеялись, что успеем наловить рыбы на уху
для всех, но поймали только пять маленьких
окуней, что нас очень огорчило.
Задание:
Выпишите средства связи и определите
смысловые отношения между частями
сложноподчиненного предложения:
1. Где – определение
существительного речка.
2. Что – степень проявления признака.
3. Где – раскрытие глагола раздумывать.
4. Что – распространение глагола надеялись.
Вопросы:
1) Можно ли определить смысловые
отношения только по средству связи?
2) От чего они зависят?
3) Чему подчинена вторая придаточная часть в
последнем предложении?
II. Материал для наблюдения
(продолжение работы).
4) Я спросил его, когда он приедет и что
мне нужно сделать к его приезду.
Вопрос:
Сколько здесь придаточных частей и
одинаковы ли смысловые отношения между главной
частью и каждой из придаточных?
В результате всех наблюдений приходим
к выводу:
В сложноподчиненном
предложении с одинаковыми видами смысловых
отношений между частями придаточные части могут
присоединяться разными средствами связи, а в
сложноподчиненных предложениях с одинаковыми
средствами связи придаточные могут быть разных
видов. |
Примечание. Материала в этом
уроке может оказаться многовато для одного
урока, тогда его можно разбить на два. Но
пренебрегать этой работой не стоит, так как она
закладывает фундамент для умения детей видеть и
определять сложноподчиненные предложения в
тексте.
В качестве домашнего задания
можно попросить учащихся придумать или
подобрать по пять примеров сложноподчиненных
предложений с одинаковыми средствами связи, но
разными видами придаточных частей, или наоборот.
|