МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова
И.А.ГРОМОВ,
Владимирская обл.
Продолжение. См. № 16, 20, 27–28/2002
Словообразование
Дидактический материал к
учебнику М.В. Панова
6 класс
§ 5. Аффиксы и части речи
Задание 58. Иван Семенович
Полупшенный построил на даче новый забор. Глядит
на него, радостно потирает руки:
– Хорош заборчик получился!
– Да не забор это вовсе, а так, заборик, –
произнес свысока жираф, прогуливавшийся по
дачному поселку после обеда в зоопарке.
– Да уж скажешь тоже, заборик – целый заборище! –
пискнул мимоходом мышонок, стараясь найти дырку
в плотно подогнанном штакетнике. – Щелей нет, а
пока на такую высоту поднимешься, кошка как раз
сцапает!
– Ой, уморили: заборик, заборище... Не то и не
другое, так себе, заборишко, – буркнул сосед
Ивана Семеновича по даче, давно недолюбливавший
Полупшенного за хвастовство и чрезмерную
самонадеянность.
Вопросы и задания
Выпишите все словообразовательные
пары с исходным словом забор. Каким
значением различаются производные основы в
каждой из них?
Почему все участники диалога называют забор
по-разному?
Какой частью речи являются исходное и
производное слово во всех парах?
(Вы уже готовы сделать вывод? Производное и
исходное слово могут относиться к одной части
речи!)
А можете ли вы привести примеры, в которых
исходные и производные слова являются разными
частями речи?
Тем, кто пока не сумел их назвать, предлагаю
выполнить следующее задание, а остальные могут в
это время нарисовать заборик, заборчик,
заборище, заборишко и просто забор.
Задание 59. Прочитайте (если хотите,
запишите) следующие предложения.
Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот...
(Л.Ошанин)
Тебя в первую очередь должна учеба
заботить, а не танцы-шманцы!
Озаботил ты меня своим проектом построить
подземный переход от нашей засохшей яблони к
соседским спелым сливам.
Василий, какой ты беззаботный! Картошку пора
выкапывать, а он все на печи лежит.
Озабоченные отсутствием денег, лиса Алиса и кот
Базилио решили хитростью и обманом завладеть
пятью золотыми монетками Буратино.
Что ты все озабоченно вздыхаешь? Не вздыхай, а
дело делай.
Сынок-то у меня такой заботливый: поскользнулась
я, упала, а он мне подушку принес, под голову
подложил, чтоб лежать на земле не так жестко было.
Вопросы и задания
Найдите однокоренные слова к слову забота.
Запишите их в виде словообразовательных пар.
Во всех ли парах производные и исходные слова
относятся к одинаковым частям речи?
Задание 60. Ведущая программы ОРТ
«Доброе утро» Е.Стриженова не смогла выговорить
до конца глагол браконьерн... (16 мая 2001 г.).
Она обратилась за помощью к мужу – соведущему
А.Стриженову. Тот выговорил: браконьерничать.
И тут же добавил: или браконьерить?
Что бы вы ему ответили?
Какое значение придает суффикс -нича-
глаголу?
Назовите подобные глаголы, образованные от
существительных. Что их объединяет?
Задание 61. Чем различаются слова в
данных словообразовательных парах?
а) Гладкий – гладь,
глубокий – глубь,
глухой – глушь,
тихий – тишь,
немощный – немощь,
рваный – рвань,
сухой – сушь,
синий – синь,
нечистый – нечисть,
зеленый – зелень,
высокий – высь;
б) подвозить – подвоз,
перевозить – перевоз,
переходить – переход,
уходить – уход,
пробегать – пробег,
откормить – откорм,
вывозить – вывоз,
зажимать – зажим,
переносить – перенос,
поливать – полив,
вскрикнуть – вскрик,
загореть – загар,
ударить – удар;
в) просечь – просека,
запрудить – запруда,
накипеть – накипь,
переписать – перепись,
записать – запись,
надписать – надпись.
Существительные, образованные от
глаголов, обозначают отвлеченное название
действия, а от прилагательных – отвлеченное
название признака!
Какие существительные с нулевым суффиксом
образуются от прилагательных?
Каких существительных, образованных от глаголов
с помощью нулевого суффикса, больше – мужского
или женского рода? Для доказательства
попытайтесь продолжить пункты б) и в).
Задание 62. Только что мы говорили о
существительных со значением отвлеченного
названия действия и отвлеченного названия
признака. Ну и что, скажете вы, мы и без таких
существительных можем обойтись. Пусть они живут
только в словообразовании! Поспешные выводы!
Попробуем убедиться.
Прочитайте отрывки из повести Н.И. Сладкова «За
пером синей птицы», где писатель увлекательно
рассказывает о необыкновенном мире природы,
который для многих из нас остается неразгаданным
до конца жизни...
И в этот раз, двенадцать лет спустя, я
снова сижу у гнезда. Так же неистово грохочет
река, заглушая другие звуки. И так же, пронзая
грохот, слышится где-то в стороне свист синей
птицы. Все так же она осторожничает и не
подлетает к гнезду. Все как всегда, словно и не
было этих долгих двенадцати лет.
Выбрать – значит в чем-то себя ограничить? Или
нет? Наверное, нет. Ведь мы выбираем свое.
Каков ты, таков и твой выбор. Одному тоска без
толпы, другому тоска в толпе, один не может без
леса, другой без города. И это, наверное, хорошо,
когда ты без чего-то не можешь и что-то тебя
сильно влечет.
Синюю птицу иногда называют лиловым дроздом. В
облике ее и в самом деле есть что-то дроздиное, а
перо отливает лиловым. Птица эта стоит того,
чтобы попытаться увидеть ее на воле – в сыром и
гремящем ущелье, загроможденном глыбами скал и
заросшем кустами. Увидеть птицу и землю, ее
породившую.
О чем бы человек ни рассказывал, он прежде всего
рассказывает о себе. И если это рассказ о природе,
то это непременно и рассказ о его отношении к ней.
Я охотник до мозга костей. Но охочусь я не за
шкурами и не за мясом, а за удивительной жизнью
птиц и зверей, за их красотой. И ружье мое – это я
сам, и патроны мои заряжены не дробью и не
картечью, а моим любопытством. Я прицеливаюсь
собой и собою же стреляю.
Человек из шестидесяти лет двадцать спит – тоже
немало, треть своей жизни. А черепаха из
шестидесяти спит пятьдесят пять. Хоть и долго
живет, да мало что – кроме снов! – видит.
Вопросы и задания
Что вы можете сказать об авторе по
приведенным отрывкам?
Найдите однокоренные слова. Во всех ли
фрагментах они составляют словообразовательную
пару?
С какой целью употребляются в одном тексте (и
очень близко друг от друга!) производное и
исходное слово?
Нет ли здесь «лишнего» отрывка (с точки зрения
образования указанных вами слов)? Какова причина
этого «излишества»?
Мы уже знаем, что производное и исходное слова
могут относиться и к одной части речи, и к разным.
А нет ли таких аффиксов, которые образуют слова
только одной определенной части речи? Давайте
посмотрим.
Задание 63. Даны исконно русские
приставки: в-, вз-, вы-, до-, из-, на-, по-, об-, с-, о-,
от-. Слова какой части речи можно образовать
с их помощью? Можно ли утверждать, что приставка в-
избирается как средство словообразования
существительными? Ну, к примеру, вход ¬ ход?
А другие приставки?
Задание 64. Давно прижились в
русском языке и заимствованные приставки: вице-
(в значении «заместитель, второе лицо». Запомните:
эта приставка всегда пишется через дефис!); контр-
(в значении «против», пишется она всегда слитно –
хоть и обозначает «против», но подчиняется
основному закону правописания наших приставок!
Исключение: контр-адмирал); экс- (т.е.
«бывший»; пишется, как и вице-, через дефис
– не обрусели пока эти приставки!). Догадайтесь:
какая часть речи использует их для
словообразования?
Кто не догадался, спишите следующие примеры и
сделайте вывод.
Контратака, экс-чемпион,
вице-президент, экс-президент, контрудар,
контрреволюция, вице-премьер, экс-премьер,
контрразведчик, экс-губернатор, вице-губернатор,
вице-мэр и экс-мэр.
Какие из этих производных слов звучат
для вас привычнее? А можно ли выделить приставку
в слове экскаватор?
Задание 65. Даны схемы производных
слов. На схемах присутствуют только суффиксы,
участвовавшие в словообразовании. Можно ли
исходя из этой довольно-таки скудной информации
определить принадлежность производного слова к
той или иной части речи? А исходного?
Постарайтесь обосновать свое мнение.
________ость_, _________изн_, __________ун_, _______ниц_,
________ива/ыва_, ___________е_, __________ец_, _________оват_.
Задание 66. Кто возьмется доказать,
что суффикс -ну- образует только глаголы,
суффикс -от- – только существительные, а -еньк-
– только прилагательные?
Задание 67. Запишите текст,
восстановите пропущенные в некоторых словах
суффиксы с уменьшительно-ласкательным
значением.
Объевшиеся скакуны-кузнечики так
брякаются толстыми животами о сухую землю, что
страх берет – вот сейчас животы полопаются.
Две большие бронзовки вгрызлись в сочный
стебель. К ним сбегаются муравьи: сок пить и
грызть сочную мякоть. Зеленые мягкие квакши
прилепились к изнанке листьев дикого винограда.
В узенькой проточ_е бьется голубая жил_а воды –
как лихорадочный пульс. Шлепнулась в воду
пятнистая змей_а и, чтобы не унесло, зацепилась
хвостом, как крючком, за стебель и тоже бьется
вместе с водой, как водоросель_а.
На тропе медвежья метка – вся из косточек алычи.
Оскома у медведя сейчас от кислых плодов и ягод,
не раскусить ему ослабевшими зубами крепких
косточек.
(Н.Сладков)
Какой суффикс был везде пропущен?
Почему вы не ошиблись в выборе суффикса? (Подсказка:
сравните род исходного и производного
существительного.)
Приведите примеры, доказывающие, что многие
существительные женского рода избирают для
образования слов с уменьшительно-ласкательным
значением суффикс -к-. А существительные
мужского рода? А среднего?
В чем необычность образования слова водороселька?
Можно ли выделить уменьшительно-ласкательный
суффикс в слове кузнечик?
Как вы догадались о значении слова квакша?
От каких еще слов в этом тексте можно образовать
слова с уменьшительно-ласкательным значением?
Только ли при помощи суффикса -к-?
Найдите в тексте еще слова с суффиксом -к-.
Какое значение он в них имеет?
Задание 68. Кто тут лишний с точки
зрения словообразования?
Перед вами три слова: тень, парта, игла.
Все – существительные женского рода.
Непроизводные. Образуют производные – тенек,
парточка, иголка. Получается: с точки зрения
словообразования они вполне справедливо
включены в один ряд? Если вы так думаете, вы
ошибаетесь: есть здесь одно лишнее! Посмотрите:
тень – тенистый;
игла – иглистый.
У двух производных прилагательных
одинаковый суффикс с одним и тем же
словообразовательным значением «имеющий что-то,
состоящий». А слово парта? Не образует оно
такого прилагательного! И вообще никакого
прилагательного не образует! Выходит, что оно-то
здесь и является лишним.
А теперь попробуйте самостоятельно
найти «лишнее» слово в каждом ряду.
(Учтите: производные от них должны быть
общеупотребительными, а не придуманными вами
неологизмами!)
Грязный, зеленый, дальний, грубый.
Работа, коса, помощь, защита.
Выломать, уловить, посягнуть, наверстать.
Задание 69. Прочитайте
стихотворение Давида Самойлова.
Что-то вылепится
Из глины
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца.
Будь как будет!
Не торопись!..
Выпишите глаголы с одинаковыми
приставками. Что они обозначают?
Помогают ли эти глаголы понять суть
стихотворения?
Задание 70. Прочитайте текст (или
запишите под диктовку).
Горожанин привык, что все вокруг –
зачем-то. Машины, дома, магазины. Телефоны, кино,
рекламы. Во что бы он пальцем ни ткнул – все
«зачем-то» и «для чего-то». И ничего нет вокруг
«просто так» и «самого по себе». Горожанин и в
лесу начинает тыкать пальцем: дерево – дрова,
зверь – воротник, птица – жаркое, а вся
природа – кладовая или лечебница. И тут он
пытается утвердить свой привычный
удобно-съедобный мир. Понюхать цветок,
поваляться на солнце, ягоды пощипать, посшибать
грибы. Прошвырнуться с ружьем, удочкой помахать,
сжевать рябчика или окуня и растянуться в тени.
Взял, попользовался – и никаких обязанностей
и забот. Но проходит время, и вспоминаешь уже не
как ты «щипал и сшибал», а совсем другое, что было
тогда вроде бы и ни к чему. Так солдат в окопах
вспоминает не березовые дрова, а березы. А на
чужбине вспоминают не рябчиков или карасей в
сметане, а запахи оттаивающих дорог и
простенькие песни овсянок...
И выходит, что самое главное совсем не то, что так
бесспорно нам иногда представляется. Не потребы
желудка, а память сердца.
(Н.Сладков)
Найдите все глаголы с одинаковой
приставкой. Какое значение придает приставка по-
и этим глаголам, и тексту в целом? Только ли
приставка по- придает глаголам это
значение?
Вы согласны с позицией автора?
Напишите продолжение, в котором либо поддержите,
либо опровергните мнение автора: «Самое
главное...».
Задание 71. Спишите текст.
Среди зеленого леса бурый мирок –
завал из бурых стволов. В сухих сучьях шнырит
бурый крапивник, буроватенькая зорянка скачет по
лохмотьям коры. Буренькая полевка шуршит под
валежиной, удирая от бурой ласки. А если еще
посидеть, то, наверное, увидишь и бурую ящерицу
ветреницу, и жука оленя или бурого козодоя.
Крошечный – весь на глазах! – мирок. А целой
жизни не хватит, чтобы его до конца понять и
разобраться во всех тонкостях его отношений!
(Н.Сладков)
Найдите однокоренные прилагательные.
Здесь отсутствует еще одно прилагательное с
корнем -бур-, имеющее суффикс, характерный
только для этой части речи. Теперь вам не
составит труда записать все эти четыре
прилагательных в виде словообразовательных пар
и выделить словообразовательные суффиксы.
Определите разницу в значении производных
прилагательных.
Как вы поняли смысл последнего предложения?
Задание 72. Тестовые вопросы.
Образец. Дано слово – тараканище.
Отвечайте быстро:
Производное или непроизводное?
Исходное?
Словообразовательный аффикс (приставка,
суффикс)?
Его значение?
Какую часть речи образует?
Примеры существительных с тем же
значением суффикса? Кто больше?
Слова для теста: жонглер, прилечь,
ковшичек, баранина, беззлобный, жердочка, зажечь,
гастролировать, коварство, матросский, лиловатый.
Задание 73. Я задумал слово. Ваша
задача – отгадать его, задавая мне
«словообразовательные» вопросы. Например, такие.
Вопросы
Производное или непроизводное?
Исходное?
Сколько словообразовательных аффиксов?
Приставочный или суффиксальный?
Какую часть речи образует?
Его значение?
Ответы
– Производное.
– Бежать.
– Один.
– Приставочный.
– Глагол.
– Удаление.
Убежать!
А теперь поиграйте в такую игру с
соседом по парте. (А можете и с домашними на сон
грядущий вместо детектива или «ужастика».)
Задание 74. Этимологическая
страничка.
СЛОВО БЕЗ КОРНЯ
Корень – обязательная часть слова. В
слове может не быть суффикса и приставки, но
корень должен быть. Мы легко можем найти тысячи
слов без суффиксов и приставок, но все они имеют
корень: стол, мяч, шкаф, пол, рука.
Оказывается, однако, что слово без корня есть. И
не какое-нибудь редкое, а самое обыкновенное и
частое. Это слово вынуть. Попробуем его
разделить на морфемы: вы- – приставка (ср. вы-бросить,
вы-прыгнуть); -ну- – суффикс глагола,
обозначающий краткость действия, ср. прыг-ну-ть,
крик-ну-ть; -ть- – показатель
инфинитива (неопределенной формы глагола).
Где же корень? Куда он делся?
Корень в слове вынуть исчез в результате
звуковых изменений, которые претерпело это
слово. Глагол вынуть (несовершенный вид –
вынимать) – родственник глаголов отнять
(отнимать), занять (занимать), снять (снимать)
и т.п. Глаголы отнять, занять, снять и т.п.
имеют древний корень -я- со значением
«брать». Состав этих слов с исторической точки
зрения можно изобразить так: от-н-я-ть,
за-н-я-ть, с-н-я-ть. А что такое звук [н] в
составе этих слов? Звук [н] – часть приставки.
Этот звук появился после некоторых приставок в
тех случаях, когда корень слова начинался с
гласного звука. Такого же происхождения
начальный звук [н] в наших местоимениях,
употребляемых с предлогами: к нему (но пишут
ему), с ним (но доволен им), к
ней (но говорю ей). Теперь нам
осталось понять только одно – почему корень -я-
изменился в -у- в слове вынуть. Это
объясняется просто. Корень -я- очень
коротенький, невыразительный, самостоятельно в
словах без приставок перестал употребляться.
Значение его забылось. Сочетание -ня- в
слове вынять (как было ранее) стало
непонятным. Зато во многих глаголах встречался
деятельный, активный суффикс -ну-. По
аналогии с этими глаголами слово вынять
изменилось в вынуть, потеряв при этом
корень. Во многих народных говорах и теперь
говорят: вынять, он выняет. Это – сохранение
старой формы.
А в литературном языке живет слово без корня вынуть,
и все его понимают. Значит, и без корня оно имеет
значение. Это очень интересный и редкий
словообразовательный парадокс.
(Е.А. Земская)
Продолжение следует
|