АНАЛИЗ ТЕКСТА
Как ни жаль, лето кончилось, а кажется, что оно и
не начиналось. Пройдет еще два-три дня, и, слегка
поеживаясь от утренней сентябрьской прохлады,
девчонки и мальчишки с букетами в руках высыплют
на улицы, сольются в ручейки и речушки, текущие к
школам. И колдовское многоцветье георгинов, астр
и гладиолусов чудесно исцелит недогулявших
учителей и учеников от горького сожаления по
поводу безвозвратно утерянного, безвременно
скончавшегося зеленоглазого лета. И отшумит
праздничная линейка, и прозвенит звонок. И
начнется ваш урок – первый в этом учебном году.
Вы думали об этом уроке: в мае увлеченно, в июне
нехотя, потом, в июле, вы начисто забыли о нем, а в
августе он вдруг выскочил откуда-то из вашего
подсознания и запрыгал упруго, как мячик, –
круглый, безупречно продуманный, звенящий. И от
этого упругого звона вы сразу свято уверовали в
то, что сумеете завоевать с первого слова ваш
новый класс, а старый, подросший и похорошевший,
опять влюбится в вас, хотя за лето попросту забыл
о вашем существовании. И закружится сумасшедший
вихрь нашей невыносимой, тяжелой, неблагодарной,
неповторимой, прекрасной и самой любимой работы
– учить, любить, прощать и расставаться. И будет
нас кружить до самого лета, то вознося до небес,
то бросая в пропасть. И пусть нам достанет
терпения!
К радости редакции газеты, многие учителя,
обдумывая предстоящие уроки, успевают записать
свои идеи в тетрадку и присылают нам конспекты
будущих занятий. Сегодня мы с удовольствием
знакомим вас с некоторыми из полученных
материалов.
Нашим постоянным читателям знакомы уроки А.Ю.
Резвой из Челябинска. Она считает, что покорять
умы и сердца учеников лучше всего, обращаясь к
художественному слову. Можно, например, начать
новый учебный год с воспоминания о пролетевшем
лете – с великолепного стихотворения Бориса
Пастернака «Июль».
А.Ю.РЕЗВАЯ,
г.Челябинск
Слово в тексте
Роль глагольных форм в тексте
Об организации повторения написано
немало. Но пути совершенствования урока
повторения неисчерпаемы. Для меня главное
направление поисков – развитие речевых навыков,
так как одной из актуальных проблем сегодняшней
школы стало снижение общей языковой культуры,
косноязычие, резкое падение интереса учащихся к
чтению. Оскудение же речи ведет к духовному
оскудению, эстетической глухоте. Поиски средств
и методов, которые позволили бы решить эту
проблему, привели меня к разработке уроков
словесности.
Основная цель таких уроков – научить ребенка
понимать и чувствовать слово, осмысленно
управлять собственной речью, уметь выразить себя
в слове. На уроках словесности демонстрируются
выразительные возможности родного языка, дети
учатся видеть и слышать его красоту, понимать,
какими изобразительными средствами она
достигается. Объектом анализа могут
последовательно стать все уровни языка – от
фонетического до синтаксического.
Буду рада, если мои уроки словесности, они же
уроки морфологии, кого-то заинтересуют.
ТИП УРОКА: обобщающее повторение.
ТЕМА УРОКА: «Глагольные формы –
причастие и деепричастие».
ЦЕЛИ УРОКА: 1) обобщить знания по темам
«Причастие» и «Деепричастие»; 2) изучить роль
причастий и деепричастий в художественном
тексте.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
Задача сегодняшнего урока – обобщить
знания о глагольных формах, которые так не похожи
на глагол, что их иногда выделяют в особые части
речи. Мы вспомним об их грамматических
особенностях, а также выясним, какова их роль в
художественных текстах.
Начнем мы с формы, о которой М.В. Ломоносов сказал:
«Она служит сокращением человеческого слова,
заключая имени и глагола силу».
Что это за форма? (Причастие.)
Как вы понимаете выражение М.В. Ломоносова?
(Причастие соединяет в себе качества имени
прилагательного и глагола. От прилагательного
оно унаследовало способность определять,
обозначать свойства предмета, от глагола –
представлять эти свойства в развитии,
меняющимися во времени.)
Попробуем доказать это на конкретных примерах.
II. Работа с художественным текстом
Давайте прочитаем отрывок из
стихотворения Б.Л. Пастернака, написанного в 1956 г.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Как бы вы его озаглавили? («Июль»,
«Июль-проказник».) Да, авторское название этого
стихотворения – «Июль».
Каким предстает перед нами июль? (Июль
– нечесаный растрепа, бесцеремонно заходящий в
дом через окна, громко говорящий, пропахший
ароматами деревьев и трав.)
Какой художественный прием использует
поэт в создании образа июля? (Олицетворение, то
есть оживление неодушевленного предмета,
явления, наделение его человеческими
качествами.)
Какие слова и обороты помогают создать
образ шумного гуляки – июля? (Яркие, интересные
причастия и причастные обороты: таскающий в
одёже, все громко говорящий вслух, пропахший
липой и травой.)
Найдите случаи перехода причастий в
прилагательные. (Нечесаный растрепа;
приближается по значению к причастию и
отглагольное прилагательное вхожий.)
Когда возможен такой переход? (В том
случае, когда слово приобретает постоянное
значение, перестает передавать изменение
признака во времени.)
Чем различаются причастие и
прилагательное? (Прилагательное обозначает
постоянный, неизменяемый признак, причастие –
свойство предмета, имеющее временную
характеристику.)
Выпишите из отрывка в два столбика
прилагательные и причастия. Проанализируйте
особенности употребления каждого из них.
Сделайте вывод об изобразительных свойствах
причастия. (Причастие совмещает в себе
изобразительные свойства глагола и
прилагательного, что позволяет передать красоту
этого летнего теплого дня образно, необычно, в
движении, в динамике; причастия позволяют
представить июльские дни в движении, в звуках, в
красках и запахах.)
III. Лингвистический эксперимент
Теперь давайте проведем
лингвистический эксперимент. Попробуйте
заменить причастия прилагательными в следующем
отрывке из стихотворения М.Лермонтова «Родина».
До замены:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
После замены:
Люблю дымок паленой жнивы,
В степи ночной обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белых берез.
Сравните авторский текст с тем,
который получился после замены. Что ушло из
стихотворения (не считая, конечно, ритма)? Какой
вариант обладает большей изобразительной силой?
Объясните причину. (Искусственный вариант
отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется
неподвижной. Авторский текст с причастиями
обладает большей изобразительной силой, так как
в нем пейзаж живет, меняется во времени.)
IV. Изобразительные свойства
причастного оборота
Часто причастие в художественных
текстах употребляется с зависимыми словами.
Поэтому нам важно выявить роль причастного
оборота в художественной речи.
Проведем эксперимент. В следующем
отрывке из произведения И.Бунина найдите
причастные обороты и замените их придаточными
предложениями со словом который.
Вскоре полили, не прекращаясь, дожди,
растрепавшие по-осеннему опустевший сад и
прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от
которой исходил, смешиваясь с влажным холодным
воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о
бесследно ушедшем лете.
Измененный текст:
Вскоре полили, не прекращаясь, дожди,
которые растрепали по-осеннему опустевший (*)
сад и прибили к земле траву, которая вдруг
почернела и от которой исходил, смешиваясь с
влажным холодным воздухом, аромат, который был
едва различим и напоминал о лете, которое
бесследно ушло.
(* Можно добавить также Сад, который
уже по-осеннему опустел.)
Какой вариант более выразителен и
емок? В чем причина? (Измененный вариант
перенасыщен однотипными синтаксическими
конструкциями, он получился громоздкий, тяжелый
для чтения. Причастный оборот, совмещая значение
признака и действия, является более лаконичной
формой выражения мысли по сравнению с
придаточными определительными со словом который.
Причастные обороты обладают выразительной
краткостью. Пушкин ценил это их качество, а
придаточные определительные называл «вялыми»
оборотами.)
Продолжение следует
* * *
От редакции
А.Ю. Резвая предложила
урок-повторение для 7–8-х классов, но нам
показалось, что этот же материал подойдет и для
старшеклассников, если сделать акцент на
выразительные свойства различных частей речи.
Во-первых, стоит вначале прочитать
стихотворение «Июль» целиком, и вот его
начальные строфы:
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
Обратите внимание: взятое целиком,
стихотворение напоминает по структуре загадку.
Загадка всегда метафорична: мы мысленно
отождествляем задуманный объект с другим,
сходным с ним по некоторому признаку. Так и в
стихотворении «Июль»: ощущение лета зашифровано
олицетворением.
В первой части (собственно загадка)
поэт описывает некое живое существо – то ли
человека-невидимку, то ли призрак. В этом
фрагменте нет ни одного прилагательного и ни
одного причастия. Признаки таинственного
персонажа задаются либо именами
существительными (привиденье, домовой,
призрак – эти мифические существа обладают
важным свойством: невидимостью; тень –
признак наличия невидимого существа, слово двойник
всегда подчеркивает неопределенность личности, баловник,
невежа – существительные,
характеризующие человека по определенному
признаку), либо глаголами, которые изображают
действия невидимки (бродит, болтается,
мешается, вбегает, взвивается и др.). При этом ни
одно имя существительное не называет объекта, то
есть не выполняет своей номинативной функции, и
это подчеркивается как тем, что объекту
изначально присваивается имя-«пустышка» (привиденье),
так и тем, что даже это имя дублируется тремя
другими «пустышками» (домовой, призрак,
двойник), из которых только призрак является
синонимом первого наименования. Иными словами,
загадочный персонаж можно было бы назвать
неопределенным местоимением некто, но оно не
могло бы создать необходимую атмосферу
таинственности.
Любопытно, кстати, что в первой части
Пастернак ни разу не использует личного
местоимения он (по-видимому, по его ощущению,
анафорическая отсылка уже создает нежелательную
в данном случае определенность). Нет тут и
притяжательных местоимений, и только собственно
в вопросе (Кто этот баловник-невежа / И этот
призрак и двойник?) появляется определительное
местоимение этот, предваряющее ответ на
поставленный вопрос.
Во второй части (она начинается со
второй половины четвертой строфы: Да это наш
жилец приезжий...) частеречный состав
предложений резко меняется. Появляется
существительное июль, дающее ответ на
прозвучавший в первой части вопрос и тем самым
полновесно выполняющее свою номинативную
функцию. Появляются имена прилагательные,
причастия, личные и притяжательные местоимения:
они описывают различные качества объекта (июля) и
помещают его в микровселенную, в которой обитает
лирический герой (он наш жилец, мы ему сдаем дом,
он снял у нас комнаты).
Каковы же функции прилагательных и
причастий в финальной части стихотворения?
Наш жилец приезжий. Слово приезжий
в современном русском языке чаще употребляется
как существительное, означающее «нездешний
житель, тот, кто приехал». Здесь оно выступает в
роли прилагательного. Будучи отглагольным, оно
передает признак, обусловленный действием, но –
поскольку это не причастие – этот признак не
может изменяться во времени.
Наш летний дачник-отпускник.
Прилагательное летний передает постоянный
признак («характерный для лета»); это первый
намек на отгадку, на июль, который появится в
следующей строфе.
Недолгий роздых.
Прилагательное недолгий (обозначает признак,
не меняющийся во времени, но зависящий от позиции
говорящего, от его оценки) относится к слову роздых,
семантически обусловленному предшествующей
строфой (дачник-отпускник). Поскольку
значение «отдых» является иносказательной
характеристикой слова июль, прилагательное недолгий
опосредованно характеризует и сам июль, летнюю
пору.
Целый дом. Дом и является той
микровселенной, в которой обитает
привидение-июль. Поэтому прилагательное целый
(по значению оно приближается к определительному
местоимению весь) подчеркивает всевластие
июля в доме, в мире.
Июль с грозой. Формально здесь
нет прилагательного. Однако с грозой –
несогласованное определение – выполняет
функции, которые могло бы выполнять
прилагательное грозовой. Выбор формы с
грозой, по-видимому, диктуется олицетворением,
ср.: денди с тросточкой, мужик с косой, июль с
грозой... Грозовой, с грозой – типичный
признак июля.
Июльский воздух.
Прилагательное июльский выполняет функции
притяжательного прилагательного (особый воздух
– неотъемлемая принадлежность июля).
Июль, таскающий в одёже пух
одуванчиков, лопух. Причастие таскающий
подчеркивает «очеловеченность» июля. Нарочитая
разговорность (таскающий, а не носящий),
усиленная синтаксической связью с просторечным
словом одёжа, помогает поэту создать образ
существа грубоватого, неряшливого. В причастии таскающий
кроется неоднозначность: прицепившиеся пушинки,
репьи таскают скорее на одежде, а в
одежде (скажем, в подоле или, завязав рукава, в
рубашке) таскают неожиданно попавшуюся и
собранную добычу – грибы, орехи. Поэтому можно
нарисовать и такую картину: июль придумал себе
работу – таскать пух и репьи, и теперь ходит
весь перепачканный.
Июль, домой сквозь окна вхожий.
Отглагольное прилагательное вхожий означает
сейчас «тот, кому позволено запросто входить в
какое-то общество, в чей-то дом». Однако в данном
контексте его глагольность оказалась резко
усилена, и вхожий здесь означает и «постоянно
входящий».
(Июль) все громко говорящий вслух.
Причастие говорящий семантически
обусловлено словом громко, которое –
фонетически и по смыслу – связано со
словосочетанием июль с грозой (гроза – гром
– громко – говорить). Второй смысловой пласт,
вызванный к жизни олицетворением, – это создание
образа бесцеремонного, грубоватого человека,
который все громко говорит вслух.
Степной нечесаный растрепа.
Прилагательное степной рождает ассоциации и
со степным привольем, с запахами степных трав
(подтверждается следующей строкой), и с дикостью,
нецивилизованностью (подкрепляется
синтаксической связью со словом растрепа).
Отглагольное прилагательное (причастие) нечесаный
не только поддерживает образ
растрепы-отпускника, но и вызывает ассоциацию с
буйно растущими травами, закрепляемую в
следующей строке.
Пропахший липой и травой, ботвой
и запахом укропа. Причастие пропахший не
столько характеризует июльский воздух, от
которого оно синтаксически зависит (о воздухе
более естественно было бы сказать пахнущий),
сколько дорисовывает образ июля-отпускника (о
грубоватом мужике уместно сказать пропахший
– например, табаком).
Июльский воздух луговой. О
прилагательном июльский уже говорилось выше.
Прилагательное луговой поддерживает
предшествующие ассоциации со степью, буйными
травами, растительными запахами.
Итак, мы видим, что прилагательные и причастия в
стихотворении характеризуют только вполне
определенный объект, причем прилагательные
помогают описывать его статично, а причастия –
динамично.
|