МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Е.А.КУЗЬМИНА,
г.Москва, школа №7
Диктанты с грамматическим заданием
Диктант 1 (проводится после
изучения темы «Синтаксис и пунктуация»)
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Все лето листья подставляли солнцу
свои ладошки, щечки, спинки и животики. И так
пропитались солнцем, что сами стали багряными и
золотыми.
Лес стал очень красив, когда все листья
раскрасились в яркие цвета. Капля по листику
щелкнет, и сорвется лист, а за ним и другой летит
(I вариант). Спешит, торопится осень. Смывает
холодный дождь золотой убор листьев (II
вариант). Закружится пестрый смерч из листьев,
когда вдруг налетит сильный ветер. Они шуршат,
скребутся, летят, качаются, бегут. Шумит золотой
дождь. «Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?»
– грустно шепчутся в лесу листочки.
(87 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
выделенного курсивом предложения.
2. Выпишите из текста по 2 словосочетания.
3. Укажите в тексте сложные предложения
(I вариант) и предложения с однородными членами (II
вариант).
4. Составьте предложение по схеме:.
« », – . (I вариант);
: « !». (II вариант).
Диктант 2 (после изучения темы
«Словообразование»)
ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ
Многие растения раскрывают и
закрывают венчики своих цветков по
определенному расписанию.
Дневные цветы пробуждаются, когда чуть
начинается рассвет. Раскрывает голубые
звездочки своих цветов цикорий, расправляет
широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие
огоньки маков. К шести часам утра начинают тянуть
к ранним солнечным лучам желтые головки
одуванчики, а за ними широко открывает лепестки
гвоздика. Солнце уже заливает ослепительным
светом лес, поле и речку. Тогда раскрывает
белоснежный венчик лилия, которая растет на воде.
Дневные цветы обычно первыми и засыпают.
Кончается летний день, солнце опускается все
ниже. И тут начинают оживать ночные цветы.
(По В.Ветлиной)
(89 слов)
Грамматическое задание
1. Разберите по составу слова:
рассвет, широкие (I вариант);
звездочки, расправляет (II вариант).
2. Запишите однокоренные слова и формы
одного и того же слова:
цветы (I вариант);
вода (II вариант).
3. Запишите по 5 слов с чередующимися
гласными в корне слова. Обозначьте орфограмму.
Диктант 3 (тема «Имя
существительное»)
О ДЕЛЬФИНАХ
Существует много легенд о
замечательной сообразительности дельфинов, об
их общительности и дружелюбии.
Вы знаете чудесную историю о дружбе дельфина с
греческим мальчиком. Вы слышали много рассказов
об интересе и о любви этих животных к людям.
Наблюдения ученых показали, что дельфины легко
поддаются приручению и дрессировке. Они быстро
обучаются различным цирковым трюкам, с
увлечением играют в мяч, гоняют его по
поверхности бассейна, прыгают через обруч.
С трогательной заботливостью относятся они друг
к другу. Дельфины не думают об опасности и мчатся
по первому зову на помощь товарищу, когда с ним
случается беда.
Фильм «Флиппер» рассказывает об одном из них.
(97 слов)
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста 3 существительных
в д.п. (I вариант);
3 существительных в в.п. (II вариант).
2. Просклоняйте слова:
увлечение (I вариант);
история (II вариант).
3. Приведите примеры существительных,
на конце которых после шипящих пишется ь (I
вариант) и не пишется ь (II вариант).
Обозначьте орфограмму.
4. Выполните морфологический разбор
существительного товарищу (I вариант); о
дружбе (II вариант).
Диктант 4 (тема «Имя
прилагательное»)
ШУСТРИК
Маленькая беспомощная белочка лежала
на мокрой тропинке и дрожала всем тельцем. Я
положил ее на ладонь. Белочка почувствовала
тепло, уткнулась носиком в теплую ладонь.
Это сильный порыв ветра сбросил несчастную
белочку с дерева. Левая передняя лапка у нее была
сломана.
Пришлось взять белочку домой. Папа отдал ей для
домика свою меховую рукавицу. Мы лечили белочку и
поили ее теплым молоком.
Постепенно она стала поправляться. У нее зажили
носик и лапка, а хвостик стал пушистым, красивым.
Белочка любила теперь бегать и резвиться. За ее
веселый характер мы назвали ее Шустриком.
(88 слов)
Грамматическое задание
1. Определите падеж прилагательных
1-й, 2-й абзацы (I вариант);
3-й, 4-й абзацы (II вариант).
2. Образуйте однокоренные
прилагательные от следующих существительных:
дом (I вариант);
ветер (II вариант).
3. Выполните морфологический разбор
прилагательного:
теплым (молоком) (I вариант);
на мокрой (тропинке) (II вариант).
4. Образуйте краткую форму
прилагательного в м.р.:
свежий, хороший, могучий (I вариант);
певучий, горячий, блестящий (II вариант).
Диктант 5 (тема «Глагол»)
ЛЕСНОЕ ПОВОДЬЕ
Лесных зверей половодье гонит на
возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в
птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и там
сидят в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от
воды бегством или собираются большими группами
на бугорках, которые еще не затопила вода. Здесь
зайцам чаще всего удается переждать половодье.
Для спасения зверей снаряжается экспедиция.
Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на
островке зайцы становятся столбиком, замирают.
Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу,
барсука. Беда всех примирила.
Появление лодки встречается со страхом. Зайцы
начинают кидаться в воду, но им приходится быстро
возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно
отряхиваются и ждут своей участи.
(По В.Пескову)
(101 слово)
Грамматическое задание
1. Составьте предложения с глаголами:
гордиться, гордится (I вариант);
приготовится, приготовиться (II вариант).
2. Запишите глаголы в следующих формах:
гнать (3-е л. мн. ч.), стелить (2-е л.
ед. ч.), хлопотать (1-е л. мн. ч.) (I вариант);
смотреть (1-е л. мн. ч.), построить (3-е л. ед.
ч.), щебетать (2-е л. ед. ч.) (II вариант).
3. Выпишите из текста 2 глагола
совершенного вида (I вариант) и 2 глагола
несовершенного вида (II вариант).
4. Образуйте возможные временные формы
глагола:
читать (I вариант);
изучить (II вариант).
|