МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
С.М.БОНДАРЕНКО,
г. Москва
О чем пишут школьники на уроках
русского языка?
Меньше всего – о том, что относится к
их жизни. Тексты для закрепления нужных
орфограмм и пунктограмм весьма далеки от того,
что для них важнее всего. Им нужно уметь
самоутверждаться, развивать свои способности,
строить отношения с окружающими, преодолевать
собственные комплексы и невротические
состояния, определять свое место в жизни. Это для
них по-человечески гораздо более значимо, чем те
или иные грамматические проблемы.
Специальный подбор текстов для
тренировочного письма мог бы оказать им
некоторую помощь в умении жить в ладу с
окружающими и с собой. Поэтому мы предлагаем в
качестве тренировочного материала (в данном
случае при повторении частиц не и ни
в старших классах) несколько советов психологов.
Как именно использовать эти тексты на уроках –
дело самого учителя.
Не спешите считать себя неудачником!
Не огорчайтесь, если вам не удается
быть отличником. Не торопитесь думать о себе как
о несчастном, беспомощном человеке, из которого
ничего не выйдет. Знаменитый биолог Карл Линней,
физики Веньямин Франклин, Пьер Кюри,
изобретатели Морзе и Эдисон, писатели и поэты
Вальтер Скотт, Байрон, Эдгар По, Роберт Бернс,
Гоголь и даже Ньютон, Дарвин и Лобачевский
считались в школе неспособными учениками.
Эйнштейн в студенческие годы считался
неспособным к математике. Великого певца
Шаляпина, обладателя прекрасного и мощного баса,
в молодости «по неспособности» не приняли в
хористы. Антон Павлович Чехов писал
гимназические сочинения на тройки.
Так что не спешите говорить себе: «Из меня ничего
не получится». Можно только говорить: «Пока не
получилось».
Как увеличить личное обаяние?
Наверное, среди вас нет никого, кто не
хотел бы стать более привлекательным, более
обаятельным в глазах других людей. Для этого у
вас есть немало возможностей.
1. Будьте внимательны к собеседнику. Не
избегайте смотреть ему прямо в глаза. Если по
ходу разговора вам очень хочется прервать
собеседника, сделайте несколько раз глубокий
вдох и медленный выдох. Развивая в себе такую
привычку, вы научитесь терпеливо слушать
говорящего, не перебивая его.
2. Никогда не отбивайте у окружающих
стремление сделать что-нибудь полезное. Не нужно
говорить: «Вы не правы». Это вызовет только
внутренний протест. Если предлагается не
заведомый абсурд, лучше скажите: «Какую
интересную идею вы предложили!». После этого в
ходе обсуждения вы можете прийти к
противоположному выводу, не нужно отвергать
предложение сразу же.
3. Не держите злобы. Никогда не злитесь
на своего обидчика ни одной минутой больше, чем
это действительно необходимо. Не стоит
фантазировать о способах мести. Пока вы
истощаете свою нервную систему, злясь на кого-то,
этот человек, возможно, неплохо проводит время и
получает удовольствие.
4. Не упускайте возможности сказать
человеку приятное: не так уж много в жизни
положительных эмоций! Не скупитесь на
комплименты. Замечайте все хорошее и не
стесняйтесь высказывать людям.
5. Если вы расстроены, постарайтесь не
показывать этого. Не взвинчивайтесь, не
нервируйте других.
6. Не жалуйтесь, не хнычьте, но и не
говорите, что все хорошо. Постоянные жалобы на
жизненные обстоятельства и неудачи невыигрышны:
вас будут воспринимать как неудачника. По поводу
своих проблем лучше слегка пошутить. Научитесь
смотреть на свои неудачи с юмором. Но еще больше
избегайте заявлений, что у вас все отлично, –
наживете немало врагов. Для некоторых людей
успехи окружающих еще более неприятны, чем их
постоянные жалобы. Не зря Будда сказал: «Победа –
причина ненависти, и победитель несчастен».
|