Я ИДУ НА УРОК
Л.А.АКСЕНОВА,
Липецкая обл.
Определяем части речи.
Слитное и раздельное написание не с разными
частями речи
6 класс
Цели урока: совершенствовать
умение определять части речи и производить их
морфологический разбор; систематизировать и
обобщить правила правописания не с
разными частями речи, совершенствовать
соответствующие орфографические умения и
навыки.
ХОД УРОКА
I. Чтение стихотворения А.А. Фета:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
Слова какой части речи преобладают в
этом стихотворении А.А. Фета?
(Имена существительные встречаются 36 раз.)
Назовите имена существительные, которые
встретились в этом стихотворении.
На какие группы делятся части речи? Раскройте
смысл их названий.
(В русском языке 10 частей речи. Они делятся на
самостоятельные, служебные и междометия.
Самостоятельные части речи называют предметы,
признаки, действия, количество и являются в
предложении его членами. Служебные части речи не
имеют предметного лексического значения и не
являются членами предложения; они служат для
связи слов в словосочетаниях и предложениях и
связи предложений, образуют формы слова или
вносят в предложение различные оттенки
значений.)
Назовите склоняемые части речи.
Назовите спрягаемую часть речи.
Какие части речи изменяются по родам?
Чем местоимение отличается по своему значению от
других частей речи?
(Местоимение лишь указывает на предметы,
признаки, количество, но не называет их.)
На какие признаки следует обращать внимание,
если в тексте нужно найти, например, глаголы?
Выполните задания по карточке
«Найди “третье лишнее”»:
1) Пять, пятерка, пятерня.
2) Два, две третьих, тридцать пять.
II. Сегодня на уроке мы будем
совершенствовать умение определять части речи и
производить их морфологический разбор,
совершенствовать орфографические умения и
навыки в правописании не с разными
частями речи.
Запишите в тетради число, тему урока. Старайтесь
писать ровным, красивым почерком.
Выполните задания:
1. Прочитайте слова, найдите ошибки,
исправьте их и обоснуйте свой выбор: [гЩлубыjь
// н’ьзЩбудк’и].
2. Запишите слова в транскрипции. Назовите и
охарактеризуйте указанные звуки: непоседа
[н’ьпЩс’эдъ],
ненастье [н’иэнас’т’j’ь].
Слова какой части речи вы записали?
3. «Соберите» слово из морфем: Корень
такой же, как в слове посветлело; суффикс, как
в слове осенний; приставки позаимствуйте у
слов расписание и предвечерний;
окончание возьмите у слова красивый.
Какое слово у вас получилось?
4. Послушайте текст (текст записан на
доске):
«В предрассветный час зарождается
жизнь нового3 дня, а потому, если хочешь понять,
как сложится день, непременно надо выйти из дома
и наблюдать этот3 предрассветный час... Трудно
передать словами3 все, что видишь и чувствуешь,
когда наблюдаешь3 рассвет.»
«Нарисуйте портрет» слов, указанных в
тексте (т.е. сделайте их морфологический разбор).
Дальше будете работать самостоятельно; выберите
себе задание, найдите свою карточку и
приступайте к работе. (Карточки с номерами – на
партах, в виде развернутой книги; одна – на
доске.) Ученики подходят к учительскому столу,
«вытягивают» номер карточки и садятся работать
за соответствующую парту. Учитель контролирует
(«тихий опрос»).
5. А сейчас очень ответственное задание:
запишите предложение для синтаксического
разбора:
Наверное, каждый замечал, как
успокаивается душа, когда гуляешь в лесу или
сидишь у речки.
III. Раскройте скобки и определите,
какое слово в каждом ряду лишнее. Замените его
таким, которое подходит к данному ряду.
а) (Не)удача, (не)поседа, (не)здоровье.
б) (Не)высокий, (не)большой, (не)взрачный.
в) (Не)годовать, (не)истовствовать, (не)написать.
В чем сходство правописания имен
существительных, прилагательных с не и
правописания не в глаголах? В чем
различие?
Диктант «Проверь себя»
Вскрикнуть от неожиданности;
необыкновенное утро; необъяснимые чувства; не
громкие, а тихие голоса; нерешительные лучи
солнца; неприветливый ветер; непробудная тишь; не
испытывал ничего подобного; не доносились ничьи
голоса; не рассчитывай ни на кого; исчезли через
несколько минут; замечаешь не каждый раз.
Права ли я?
а) прилагательное необыкновенное
надо писать раздельно с не, так как слово
без не употребляется – обыкновенное;
б) не доносились надо писать слитно, так как
нет зависимых слов и противопоставления с союзом
а;
в) ничего надо писать раздельно, так как не
и ни с местоимениями пишутся раздельно;
г) не каждый надо писать слитно, так как не
с местоимениями пишется слитно;
д) ни на кого надо писать слитно, так как не
и ни пишутся с местоимениями слитно;
е) ненавидеть надо писать слитно, так как не
с глаголами пишется слитно.
Докажите, что умение различать части
речи, знание их морфологических признаков
помогает выбрать правильное написание
орфограммы в слове.
Как пишется не с числительными?
(Не с числительными
употребляется крайне редко, новых слов не
образует и пишется всегда раздельно, например: не
пять, не первый, не пятеро, не два с половиной.)
IV. Игра «Эрудит» (карточки разных
цветов).
Разрозненные слова расположите в
соответствии с указанными мною частями речи,
чтобы получилась определенная фраза. Если в
предложении несколько слов относятся к одной и
той же части речи, то я буду указывать
дополнительную категорию (падеж, число, род, вид и
т.д.).
Возьмите зеленые карточки:
Прочтите фразу, которая у вас
получилась.
Вы хорошо вчитались в эти слова? Эта мудрая мысль
принадлежит русскому мыслителю, художнику,
миссионеру культуры Николаю Константиновичу
Рериху (1874–1947) (показываю портрет Н.К. Рериха).
Возьмите синие карточки, расположите слова в
соответствии с указанными мною частями речи.
Прочтите фразу.
Самого главного глазами не увидишь –
зорко одно лишь сердце.
Надеюсь, вы сами назовете автора этих
слов.
(Антуан де Сент-Экзюпери, французский летчик и
писатель, автор повести-сказки «Маленький
принц».)
V. К следующему уроку выполните
одно из заданий:
1) Подготовьте сообщение «Роль слов
разных частей речи в тексте».
2) Напишите сочинение-миниатюру «Раннее утро».
Встаньте в выходной пораньше,
понаблюдайте ранний предрассветный час. Не
забывайте великую истину, которую нам поведал
Сент-Экзюпери. И опишите этот ранний час, все, что
вы увидите и почувствуете. Это нелегко, но
Пришвин, Паустовский, Бианки, Тургенев и другие
мастера слова доказывают, что вполне возможно.
Сумейте заставить работать слова и собственное
воображение, попытайтесь увидеть в обыкновенном
необыкновенное. Помните, как у Пришвина в
«Золотом луче»?
Желаю удачи.
VI. К сегодняшнему уроку я просила
вас попробовать сочинить такое стихотворение, в
котором преобладали бы слова какой-нибудь одной
части речи.
Почитайте свои работы. (У слушающих
можно спросить, слова какой части речи
преобладают в том или ином стихотворении.)
Вот какое стихотворение сочинил ученик 6-го
класса Яков Захаркин:
ЛЕТО
Вот и лето. Я опять
Буду плавать, загорать,
Спортом буду заниматься,
Бегать, прыгать, кувыркаться.
Буду маме помогать:
Подметать, белье стирать.
А еще шутить, смеяться,
Летней жизни удивляться!
|