Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

М.Н.ГОЛОВА,
"Школа сотрудничества",
г. Москва


Пять уроков повторения в 8-м классе

УРОК 1

Функции русского языка в современном мире

Вступительное слово учителя.

На земном шаре существует множество языков. Количество их определяется по-разному, называют от 2800 до 3000 языков. Выделяют славянскую группу языков, куда входит наш русский язык. Эта группа – самая молодая среди индоевропейских языков. До середины I тысячелетия н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называют праславянским. Постепенно накапливались различия в языках восточных, западных и южных славян.
Восточнославянский язык иначе называют древнерусским. Этот язык сформировался к VII–VIII вв. и существовал примерно до XIV–XV веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.
Русский язык (раньше его называли великорусским) – государственный язык России, один из мировых языков, на нем говорят более 250 миллионов человек.

На доске записан текст:

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни.

(К.Д. Ушинский)

Вопросы и задания
  • Какова основная мысль текста?

  • Определите тип речи и стиль речи.

  • Назовите ключевые слова.

  • Каковы средства связи предложений в тексте?

  • Найдите предложение, которое с вашей точки зрения является тезисом. Докажите правильность этого тезиса.

  • Оформите этот тезис как предложение с прямой речью.

  • Почему К.Д. Ушинский считает, что язык народа никогда не увядает и вечно распускается?

  • Пользуясь словарями, приведите примеры общеупотребительных слов, диалектных, профессиональных.

  • В чем отличие устаревших слов от архаизмов?

Выборочный диктант

Выпишите в две колонки архаизмы и историзмы.

В тот колокол, что звал народ на вече, вися на башне у кривых зеркал, попал заряд, летевший издалече. Оторваны от прялки и орала, палимы солнцем, брошены во тьму, – рабы царя. (Д.Кедрин) И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. (А.Пушкин) Звенит заветная полтина, женой зашитая в треух. (Д.Кедрин) И кровь бросается в ланиты, и слезы счастья душат грудь. (А.Блок) Он держит в беспощадной длани весы таинственных судеб. (В.Брюсов) Нам, смердам, двери заперты повсюду, кроме паперти. (Д.Кедрин) И торчит, указуя во тьму, на нелепой дуэли простреленный палец длани, коей писалась комедия «Горе уму». (Д.Кедрин)

  • Какие слова называются исконно русскими, а какие заимствованными?

  • Можно ли сказать, что язык – застывшее явление?

Задание. Выпишите неологизмы, произведите их словообразовательный разбор.

Я крикнул солнцу: «Погоди! послушай, златолобо...» (В.Маяковский) И струится с гор зеленых златоструйная вода. (С.Есенин) Какая ночь! Я не могу! Не спится мне. Такая лунность. (С.Есенин)

Запись на доске:

«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудесные законы его», – писал Н.В. Гоголь.

Задание

Напишите мини-сочинение в доказательство, что русский язык – громада. Какое наслаждение получает человек, изучая русский язык? О каких чудесных законах с вашей точки зрения писал Н.В. Гоголь?

Задание (для сильных учеников)

Представьте, что вы присутствуете на научной конференции, где решается вопрос: какой язык признать единым для всего мира? Люди разных национальностей приводят доказательства, почему именно их язык может быть и должен быть мировым. Вы представляете Россию. Как бы вы смогли доказать, что русский язык самый лучший, что есть все основания сделать именно его мировым языком?

Изложение-миниатюра
(диктант, работа с текстом)

Мы говорим, произнося слова, предложения. Наш собеседник, слушая и понимая значение слов, образованных с помощью звуков, «расшифровывает» наши мысли, чувства и отвечает на них словом и делом. Смысл работы, выполняемой словом, художественно передал известный писатель В.Г. Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям... Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы...».
Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы ни определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

(В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке)

Беседа по тексту
  • Объясните все знаки препинания.

  • Какова тема отрывка?

  • Какими эпитетами награждается словосочетание дар слова в данном тексте? Что бы вы еще могли добавить?

  • Объясните написание частиц не и ни.

Домашнее задание. Напишите мини-сочинение «Мой родной язык».

УРОК 2

Орфография, фонетика, графика

Запись на доске:

Когда-то, в незапамятные времена, звуки речи, сложившись в определенном порядке, стали словами. Каждое слово имеет значение, смысл; каждый звук в слове занимает свое место.

Вопросы и задания
  • На какие два разряда делятся все звуки языка?

  • В чем различие между этими звуками?

  • Назовите гласные звуки.

  • Какие бывают согласные звуки?

  • Назовите согласные мягкие непарные, согласные твердые непарные.

  • Выпишите из данного текста слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.

  • Найдите слова, не имеющие окончания.

  • Как обозначается мягкость согласных?

  • Когда пишутся буквы ъ и ь?

Распределительный диктант

Запишите следующие слова в три колонки:

1) с разделительным ъ;
2) с разделительным ь;
3) без ъ и ь.

В_явь, фельд_егерь, ад_ютант, комп_ютеризация, транс_европейский, с_экономить, компан_он, мурав_ед, контр_удар, с_узить, трех_электродный, пред_юбилейный, бар_ер, овощ_ной, нав_ючить, транс_океанский, дву_язычный.

Поработаем учителями в 5-м классе

Задание. Ученик 5-го класса написал сказку «Алфавития». Исправьте все орфографические, пунктуационные ошибки, речевые недочеты, неправильную запись звуков и т.д.

(Каждому ученику на парту дается текст сказки, ошибки не исправлены учителем.)

Давным-давно, когда еще и людей не существовало, была на Земле маленькая страна. Находилась она на острове по середине океана. Называлась эта страна – Алфавития. Жили там очень забавные маленькие существа – Буквы. Они умели произносить только свои имена. Буква «я» все время кричала; «Я! Я! Я!» Из нее вылетала два звука [й] и [а]. А буква «ш» шипела как змея звуком [ш]. Когда им нужно было что-то купить, они вместе шли в «Маго бук» (магазин). Там все выстраивались в нужное слово и получали то, что хотели. Скажу вам по секрету – ели Буквы только чернила. Вот и все, что дошло до наших дней об этой удивительной стране. Ой! Чуть не забыл самого главного! Когда на земле появились люди и начали развиваться, Буквы решили им помочь и стали их лучшеми друзьями. С начала они произносили звуки. Позже стали складывать слова. И, наконец, появилась грамота.

Объясните написание ь после шипящих.

Очертания крыш_, мимо дач_, какая(то) фал_ш_, с_еш_те пирожок, искусственный плащ_, несеш_ся вскач_, унять дрож_, перейти рубеж_, упасть навзнич_, обнаруж_те недочет в сочинени_, совсем невтерпеж_, оприч_ души (против желания), не откажеш_ся от встреч_ с ровес_никами, напишеш_ точ_(в)точ_, ландыш пахуч_, песок горяч_.

Работа с текстом

Гроза надвигалась. Все чаще слышались раскаты грома. Нависли над степью тяжелые тучи, опустились низко и обняли ее. Они двигались неторопливо, точно раздумывали, где бы им поудобнее лечь на еще горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, которая предвещала близость дождя. Все растения насторожились: подсолнухи, лопухи, ростки сочной лебеды, которая росла возле дороги. Все птицы, кроме жаворонка, который еще вился в небе и напевал что-то веселое, почуяли запах дождя и умолкли. Дождь уже был близко, уж чувствовалось его дыхание.
И вот разразился ливень. Крупные капли упали на землю, заблестели на листьях, смочили траву. Промокнув насквозь, мы побежали домой, уже не разбирая дороги.

  • Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне слова. Объясните графически написание гласной. Приведите примеры чередований, отсутствующих в данном тексте.

  • Укажите слова с безударными гласными в корне слова, подберите к ним проверочные.

  • Сгруппируйте все орфограммы, встречающиеся в данном отрывке. Приведите примеры на каждое правило.

Устные тесты

1. Укажите правильную форму р.п. мн. ч.

А. Пять килограммов.
Б. Три пары чулков.
В. Взвесьте пять мандарин.
Г. Пара носок.

2. Найдите примеры предложений с ошибками при передаче чужой речи.

А. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
Б. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».
В. Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

Домашнее задание по вариантам

Вариант 1. Найдите стихотворение, в котором встречаются слова с разделительными ь и ъ.

Вариант 2. Напишите словарный диктант с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».

Вариант 3. Подберите слова с безударными гласными в корне слова.

УРОК 3

Словообразование, морфология, орфография

Проверка домашнего задания.

Три ученика у доски в роли учителя. Сами ведут урок, сами ставят оценки.

Комментированный диктант

Прист_жная в русской тройке, прист_жной воротник, укр_титель тигров, раздр_жать своим поведением, покр_вительство друга, гр_дущее поколение, прив_дение к общему знаменателю, ласково ут_шать внука, раск_лить докрасна, ув_дающий цветок, благосл_влять на подвиг, скр_пить печатью, просл_влять героя, страшное прив_дение.

Расположите слова в порядке их словообразования.

Уверенно, вера, уверить, уверенный, верить;
удивить, диво, удивительный, дивить, удивительно;
воз, перевоз, перевозить, возить;
осмотрительность, осмотреть, осмотрительный, смотреть.

Восстановите опущенные звенья словообразовательной цепи.

Чары – очаровательно;
свет – светать;
ставить – выставочный.

В каждой группе укажите четвертое лишнее.

1. Жемчужинка, изюминка, дождинка, смородинка.
2. Бревенчатый, кольчатый, узорчатый, матерчатый.

Вспомните и напишите как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками пре- и при-.

Словарный диктант

Бездна премудрости; камень преткновения; превозносить до небес; преклонный возраст; преклонить колени; приклонить голову; принимать за чистую монету; принять резолюцию; привести к общему знаменателю; пришел, увидел, победил; присутствие духа.

Беседа с учащимися
  • Зачем нужно изучать орфографию?

  • Зачем необходимо грамотно писать?

  • Можно ли писать грамотно, но неаккуратно?

После беседы записать слова известного ученого-лингвиста Л.В. Щербы.

«Многие из орфографических ошибок школьников являются результатом распущенности. Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости. Безграмотное письмо читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение к времени своего соседа».

Произведите морфологический разбор одного глагола и одного имени существительного.

Устное задание

Прочитайте предложения. Исправьте, где необходимо, стилистические неточности, определив, какое требование к построению предложений с деепричастным оборотом не выполнено.

1. Войдя в трамвай, неожиданно начался дождь.
2. Выполнив работу, я пошел гулять.
3. Дочитав до конца интересную книгу, солнце уже скрылось.
4. Обидевшись на что-то, сестра перестала со мной разговаривать.
5. Поработав полгода, отца перевели на другую работу.

Осложненное списывание. (Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.)

Ассоль пр_никла в высокую брызгавшую р_сой луговую траву. Д_ржа руку л_донью (в)низ над ее метелками она шла улыбаясь струящемуся прик_сн_вению. З_сматр_вая в особе(н,нн)ые лица цветов в пута(н,нн)ицу ст_блей она разл_чала там почти ч_лов_ческие намеки позы усилия дв_жения ч_рты и взгляды. Ее (н_)удивила (бы) т_перь проце(с,сс)ия п_левых мышей бал сусл_ков или грубое в_селье ежа пуга_щего спящего гнома св_им фукан_ем.
Так в_лнуясь и тр_пеща она под_шла к склону х_лма скрывшись в его зар_слях от лугового пр_странства но окруже(н,нн)ая теперь исти(н,нн)ыми св_ими друз_ями.
Это были крупные старые дерев_я среди жимол_сти и орешника. Их свисшие ветви к_сались верхних лист_ев кустов. В сп_койно т_готе_щей крупной листве каштанов ст_яли белые шишки цв_тов и их аромат м_шался с зап_хом р_сы и см_лы. Тр_пинка усе_(н,нн)ая выступами скол_зких к_рней то пад_ла то взб_ралась на склон. Ассоль чу_ствовала себя как дома.
Она выбр_лась п_р_пачкав ноги з_млей к обрыву над морем и встала на краю обрыва з_дыхаясь от поспешной ход_бы.

(А.Грин)

Домашнее задание

Повторите правописание н и нн в разных частях речи. Найдите прозаический или поэтический текст, в котором встречаются слова на эту орфограмму.

УРОК 4

Пунктуация и орфография

Проверка домашнего задания.

Диктант с продолжением

Вариант 1

Эскимосы реки Коппер приветствуют чужеземцев ударом кулака по голове или по плечам, а жители северо-западных районов Амазонки хлопают друг друга по спине в знак приветствия. Полинезийцы, обнимаясь, потирают друг другу спину. Южноамериканские испанцы приветствуют друг друга стереотипным объятием: голова над правым плечом партнера, три хлопка по спине, голова над левым плечом партнера, еще три хлопка... Двое курдов при встрече хватают друг друга за правую руку, поднимают руки и, не разжимая их, попеременно целуют друг другу руки. Адаманцы садятся друг другу на колени, обнимаются за шею, при этом плача. Прощальное приветствие состоит у адаманцев в том, что подносят руку партнера ко рту и тихонько дуют на нее...

Комплексный анализ текста
  • Выделите в тексте слова с чередующимися гласными в корне.

  • Объясните написание букв о–е в окончаниях и в суффиксах существительных и прилагательных.

  • Какие буквы, о или е, пишутся в следующих случаях и почему?

Ож_г руки, подж_г листву, береж_т, сгущ_нка, увлеч_нный наукой.

Задание

Продолжите текст диктанта. Как будут, по-вашему, здороваться в будущем или как здороваются инопланетяне? Используйте причастные и деепричастные обороты.

Вариант 2

Книга вошла в каждый дом, в любую квартиру. И по справедливости любителя книги мы именуем Большим Читателем. Большой Читатель не расстается с книгой в метро и электричке; он гоняется, не жалея сил, за новинками; он покупает стихи и прозу, о которых спорят критики.
Библиофил же не просто ценит книгу и пользуется ею, а бесконечно влюблен в нее, для него важно все, что связано с прелестью старокнижия, с чудом, вышедшим из типографии или из-под руки древнего писца.
В старом, забытом издании, появившемся на свет в начале XX века, метафорически рисуется образ старого библиофила: «На тихой, лежащей в стороне от “торговых дорог литературы” лужайке библиографии все вырастают новые цветы... Вот выходит на лужайку одинокий дед. Склоняется, срывает цветок, долго втягивая носом его аромат. Это библиофил».

(Е.Осетров)

  • Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова. Вспомните остальные орфограммы на чередующиеся гласные в корне слова, приведите свои примеры.

  • Произведите разбор слова и словообразовательный разбор слова расстается.

  • Сгруппируйте орфограммы, встретившиеся в данном тексте.

Задание. Продолжите текст диктанта, описав, каким вы себе представляете библиофила. Используйте причастные и деепричастные обороты.

Устное задание

Найдите ошибки в образовании причастий и деепричастий.

1. Они увидели покошенный на один бок дом.
2. Это была сцена, запоминаемая на всю жизнь.
3. Ее бровей почти не видно из-за низко спадавшей пряди волос.
4. Ей очень идут постриженные волосы.
5. Ветки стоят в красиво сплетенной корзине.
6. Сестра, не ожидав такой встречи, очень удивилась.
7. Лось, расширяя ноздри, почуял в воздухе какой-то незнакомый и странный запах.

Повторение правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Распределите слова в две колонки.

Пуга_ая ворона, серебря_ый дождь, кваше_ая в бочке капуста, зва_ый обед, нехоже_ые тропы, переперче_ая еда, выдолбле_ый челн, золоче_ые украшения, броше_ая тетрадь, искусстве_ый цветок, оловя_ый солдатик, масля_ая краска, бракова_ая вещь.

Самостоятельная работа

Вставьте пропущенные буквы и расставьте пропущенные знаки препинания.

Предлагается два текста (на выбор учителя).

1. Люди занимающ_ся ловлей слонов используют дли(н,нн)ые веревки сплете(н,нн)ые из кожи затягивающ_ся на шее животного. Охотники снабж_(н,нн)ые таким арканом распол_жившиеся (в)доль дороги ведущ_й к водопою ждут слонов возвр_щающихся (по)ней. Факелы за(ж,жж)_(н,нн)ые из высуше(н,нн)ых листьев и гремящие барабаны пугают животных. Охотники наметивш_ жертву набрас_вают петли на испуга(н,нн)ое животное и привяз_вают конец к р_стущ_ рядом большому дереву. Можно и (по)другому ловить. Бараба(н,нн)ым боем охотники загоняют слонов в специально построе(н,нн)ые огр_жде(н,нн)ые и хорошо укрепле(н,нн)ые места называемые краалями. Пойма(н,нн)_ животное постепе(н,нн)о пр_ручается. Пр_уче(н,нн)ые к работе слоны становятся пр_красными помощниками человеку.

2. Это был гр_мадный лес т_нувш_ийся на десятки верст (в)верх и (в)низ по реке. Это была глух_ сторона мало посещаем_ людьми и здесь(то) и было настоящее раздолье для всякого зверя и птицы. Жизнь к_пела в лесу (не)омраче(н,нн)ая пр_шествием человека.
(Редко)редко разд_вался в лесах этот выстрел а когда разд_вался то звонко ра_кат_вался по холмам и возвр_щался уже послабевш_м и протяжн_м.
Белки р_няли иногда шишки и взл_тали на в_рхушку дерева; зайцы на лежаках вст_вали столбиками; лоси наставив уши минуту слуш_ли и бе_звучно передв_гались на другое место; рыси дремл_щие в чащ_бах пр_обтесывали др_мучие ж_лтые глаза; и только волки лучше всех знающие бр_сали всё взб_гали на ближний бугор и долго нюхали ст_раясь и б_ясь одн_време(н,нн)о поймать с ветерком н_навис_ный зап_х человека.

(По Ю.П. Казакову)

Выпишите сначала простые предложения, расставив предварительно знаки препинания, а потом сложные.

1. Благовещенье самый большой у Бога праздник.
2. Покров не лето Благовещенье не зима.
3. Ранняя весна признак того что летом будет много непогожих дней.
4. Новый год к весне поворот. Месяц январь зимы государь. Январь весне дедушка.

Домашнее задание. Придумайте юмористический рассказ о споре причастных и деепричастных оборотов по поводу того, кто важнее в русском языке. Используйте в рассказе причастные и деепричастные обороты.

УРОК 5

Орфография

Словарный диктант

Взр_стить, накл_нить, ум_рать, бл_стает, бл_с_нуть, возл_жить, ра(с,сс)т_латься, обм_кнуть сухарик, водор_сли, прик_сновение, неудачное ср_внение, пор_вняться с ним, Р_стислав, выск_чка, отр_сль, душеразд_рающий крик, уп_раться, самовозг_раемый.

Устное задание. Исправьте стилистические неточности.

1. По обоим сторонам дороги росли белоствольные березки.
2. Трое подруг ехали на дачу.
3. Обоими ногами малыш стоял в луже.
4. Летом в нашем спортивном лагере работали тренерами пятеро студенток.

Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте рассказ. Придумайте его продолжение, используя в нем производные предлоги.

Северное лето кончилось. (В)течени_ недели шли (не)прерывные дожди. (Не)смотря на испортившуюся погоду работа шла так(же) напряже(н,нн)о. Все решили (во)(что)(бы)(то) (не, ни)стало собрать ко_екцию цветов для научной конференц_. Боялись только одного что(бы) (в)следстви_ дождей группа уч_ных (не)осталась (бы) (на)долго в лесу. (В)виду ухудшения погоды научный руководитель договорился с ко(л,лл)егами соб_раться в обратный путь завтра. Но ноч_ю...

Что же случилось ночью? Придумайте небольшое продолжение рассказа.

Спишите, обозначая условия выбора написания не и ни.

Где (н_)когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (А.Пушкин) Время, когда его (н_)(на)что тратить, становится (н_)стерпимым грузом. (А.Чаковский) Солнце своего света (н_)(для)кого (н_)жалеет. (Пословица) (Н_)куда теперь без книжки нет дороги для мальчишки. (Л.Ошанин) (Н_)(при)каких обстоятельствах человек (н_)должен бросать своих весел. (В.Лидин) Кто (н_)слышал его, всех поражало его красноречие. Кто (н_)приезжал в город, тот не видел эту выставку. Нельзя (н_)любить отечество, какое бы оно (н_)было.

Замените слова синонимами, являющимися устойчивыми сочетаниями, имеющими в своем составе ни.

Никуда, сколько нужно, перепуган, недостаточно, некстати, нечто неопределенное, никто, напрасно, никаких вестей, тесно, без всякой причины, как раз, никому, рано.

Слова для справок: ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни слуху ни духу, ни конному ни пешему, ни к селу ни к городу, ни стать ни сесть, ни рыба ни мясо, ни больше ни меньше, ни пава ни ворона, ни с того ни с сего, ни за что ни про что, ни тот ни другой, ни два ни полтора, ни взад ни вперед, ни много ни мало.

Домашнее задание (или классное, если останется время)

А. Напишите письмо другу (подруге) о своем впечатлении от книги, прочитанной летом, используя не и ни.

Б. Мини-изложение с продолжением.

Древняя Русь ценила книги как редчайшие сокровища. Иметь несколько книг – это означало обладать целым состоянием. «Повесть временных лет» называет книги реками неизмеримой глубины, поящими вселенную мудрости. «Если прилежно поищешь в книгах мудрости, – замечает летописец, – то найдешь великую пользу душе своей».

(Е.Осетров)

С чем бы вы могли сравнить книги? Продолжите текст.

Домашнее задание. Приготовьтесь к диктанту.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru