УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
О.Н.ЕЛЯСОВА
Игра «Грамматический бой»
В свое время я с большим интересом
познакомилась на страницах приложения с
фрагментами из книги Л.Петрановской «Игры на
уроках русского языка». Хочу предложить вам
несколько игр, используемых мною при проведении
уроков и внеклассных мероприятий. Подобные игры
способствуют формированию навыков правописания,
обогащают словарный запас.
Игра «Грамматический бой»
разработана по аналогии с известной игрой
«Морской бой». Для ее проведения учащихся можно
объединить по парам или по группам в четыре-пять
человек. Если играющих немного, то каждый может
играть сам за себя.
I этап. Записать за определенный
заранее учителем промежуток времени как можно
больше слов, в которых встречаются различные
орфограммы.
II этап. По очереди представители
команд называют записанное слово, объясняют его
правописание. Все, у кого есть слова, которые
подчиняются этому правилу, встают, называют
слово, вычеркивают его. Один ученик на доске
записывает названные слова, остальные учащиеся
производят записи в тетради. Следует заранее
условиться, что, например, словарные слова
составляют одну группу, слова с гласными,
проверяемыми ударением, – другую, если речь идет
о чередовании гласных, то каждое чередование
выделяется особо, и т.д. В случае, когда ни у кого
нет слова с данной орфограммой, «выстрел» не
попал в цель. Слово может быть «ранено» и
продолжить участие в игре, если в нем несколько
орфограмм. Возможна передача «хода» команде, у
которой встретилось такое слово, и работа со
следующим правилом.
III этап. Учащиеся подсчитывают,
сколько слов осталось невычеркнутыми.
Выявляется команда, у которой больше слов.
Совместно с классом проверяется, нет ли среди
этих слов тех, которые должны быть вычеркнуты. По
желанию учителя все слова или часть их
записываются и комментируются.
IV этап. Перед тем как объявить
победителя, производится взаимопроверка записей
в тетради. За каждую ошибку снимается балл.
Подобную игру можно проводить и при
изучении отдельного правила. В этом случае
ученикам предлагается записать как можно больше
слов на данную орфограмму, повторяющиеся слова
вычеркиваются. Игру можно провести быстрее, если
дать на дом задание подготовить определенное
количество слов для «Грамматического боя».
В основу следующей разработки легла
телеигра «Два рояля». На доске спрятано
трудное слово – желательно, чтобы в нем было как
можно больше орфограмм. Например:
В игре участвуют две команды или два
ученика. Один из учеников называет цифру, на
доске открывается часть слова. Учащийся
вспоминает правило, приводит три примера,
подтверждающих его, примеры записываются на
доске и в тетрадях. В ходе игры можно поработать
также и над значением приставок и суффиксов и
предложить привести примеры слов с данными
приставками и суффиксами. Если команда или
играющий не могут вспомнить правило – переход
хода. Не могут привести примеры – переход хода.
Выигрывает тот, кто первым угадает слово.
На дом можно дать задание подобрать
слова для проведения игры.
Для расширения кругозора дошкольников
используется игра «Бывает и не бывает». Можно
перенести ее и на уроки русского языка. Учащиеся
делятся на команды по 4–5 человек. За
определенный учителем промежуток времени
играющие составляют или вспоминают предложения,
в которых повторяется изученный материал.
Сведения, привлекаемые для игры, могут
относиться к любому разделу: орфографии,
пунктуации, лексике, стилистике и т.д. Среди
верных утверждений должны попадаться неверные.
Количество тех и других определяют члены
команды. Затем – по кругу – сведения
предоставляются соперникам, которые должны
согласиться с данными утверждениями или
опровергнуть их, приведя необходимые объяснения.
При подведении итогов учитываются количество
правильных ответов, уровень сложности
задаваемых вопросов и степень участия каждого
члена команды.
Дети дошкольного возраста играют
также в игру «Я знаю... пять имен девочек,
...пять имен мальчиков... и т.д.». На уроке эта
игра будет выглядеть так. Учащиеся, разделившись
на команды, придумывают задания соперникам. «Я
знаю пять имен существительных общего рода...», «Я
знаю пять имен прилагательных с суффиксом -ан-»,
«Я знаю пять синонимов к слову...» и тому
подобное. Затем по кругу предлагают другим
называть пять обозначенных в задании слов.
Задающие должны иметь свои варианты ответов, и в
случае, если соперники не справляются, или по
просьбе учителя, назвать их. По ходу игры
некоторые или все слова могут быть записаны на
доске или в тетради. Так же, как и в предыдущей
игре, при подведении итогов учитываются
правильность ответов, уровень сложности заданий
и участие каждого члена команды.
Давно используется учителями такой
игровой прием, как эстафета. Недостаток его вижу
в том, что во время выполнения задания одним
учеником остальные бездействуют. Я попробовала
разработать такую модель урока-эстафеты, при
которой заняты будут все учащиеся. Класс делится
на три команды по рядам.
I этап. Опрос по изучаемой теме.
II этап. За определенное учителем
количество времени играющие выписывают в
тетрадь слова с заранее условленной орфограммой
и письменно объясняют условия ее выбора. Для этой
цели используются словари, учебники, записи на
доске или заранее отпечатанные списки слов,
которые лежат на каждой парте. Необходимо
построить работу так, чтобы учащимися разных
команд были задействованы разные слова. Эту
работу можно предложить выполнить дома с целью
экономии времени.
III этап. Каждый ученик пишет
на заранее выданном листочке слово, пропускает
букву на месте изучаемой орфограммы. Затем
передает листочек впереди сидящему – 1-й
вариант, сзади сидящему – 2-й вариант,
получает взамен другой листочек и пишет
следующее слово. На одном листочке слова не
должны повторяться. По сигналу учителя работа
прекращается, на листочках обозначается ряд,
листочки собираются.
IV этап. Работы первой команды
раздаются второй, работы второй – третьей,
работы третьей – первой. Во время сбора и раздачи
заданий возможны проведение опроса, шуточной
викторины, заслушивание заранее приготовленных
небольших сообщений учащихся. Далее листочки
двигаются по кругу, как и в первом случае, только
на этот раз участники игры вставляют буквы и
графически объясняют условия их написания.
Выбирать и пропускать слова нельзя. Номер ряда
обозначается.
V этап. Еще раз между командами
происходит обмен листочками. Производится
проверка правильности написанного. Для этой цели
можно разрешить учащимся прибегнуть к помощи
справочного материала. Проверяющий работу
подписывает ее. Слова, в которых были сделаны
ошибки, комментируются и записываются в тетрадь
в исправленном виде. Целесообразно также
выяснить, в написании каких слов учащиеся
встретили затруднения, и поработать над ними.
Итог игры учитель объявляет после
проверки всех заданий. Он сможет оценить и знания
отдельных учеников по качеству проверки.
|