Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №34/2002

ИНФОРМАЦИЯ

Турнир им. М. В.  Ломоносова – традиционное многопредметное соревнование московских школьников. Бессменным председателем оргкомитета Ломоносовского турнира является Николай Николаевич Константинов. Ломоносовский турнир проводится в Москве (а последние несколько лет – и в других городах: Харькове, Оренбурге, Санкт-Петербурге и др.) ежегодно в конце сентября – начале октября.


Внимание!

Очередной, 25-й, Ломоносовский турнир состоится 29 сентября 2002 года.

Последний, 24-й, турнир им.  М. В.  Ломоносова состоялся в воскресенье 30 сентября 2001 года. В нем приняли участие примерно 5500 школьников, из них 3500 – в Москве, включая пригороды. В Москве турнир проводился одновременно по единой программе в 13 местах: в Московском государственном университете им.  М. В.  Ломоносова, Московском государственном станко-инструментальном институте, Московском авиационном институте, Московском институте электронного машиностроения, московских школах и гимназиях № 444, 520, 602 (Зеленоград), 905, 1018 (Солнцево), 1299 (МТШ ОРТ), 1567, 1580, 1678. В организации мероприятия и работе жюри также приняли участие сотрудники, учащиеся, выпускники Института лингвистики РГГУ, МФТИ, МИОО, московской школы № 57, московской гимназии на Юго-Западе № 1543, лицея «Вторая школа», турнира городов, Малого мехмата МГУ и др., в Оренбурге турнир был организован и проведен Оренбургским государственным педуниверситетом, в Харькове – физико-математическим лицеем № 27, в Санкт-Петербурге – академической и классической гимназиями. Основную финансовую поддержку турниру оказали Московский комитет образования и Международная соросовская программа образования в области точных наук, организационную поддержку – Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО).

Участником турнира может стать любой школьник (задания ориентированы на учеников 6–11-х классов, но никаких запретов и ограничений для остальных нет). Это соревнование проводится совместно представителями разных наук и включает несколько конкурсов по различным предметам: математике, физике, наукам о Земле, химии, биологии, истории, астрономии (в 2001 году впервые был организован конкурс по литературе)...

Среди этих предметов обязательно присутствует лингвистика. Несмотря на то, что в большинстве школ лингвистика не изучается как предмет, лингвистический конкурс вызывает неизменный интерес у школьников.

Задачи по лингвистике для 24-го Ломоносовского турнира были составлены в Институте лингвистики Российского государственного гуманитарного университета. Проводить лингвистический конкурс и проверять задачи помогали студенты Института лингвистики РГГУ.

Для решения задач конкурса не требуется предварительной подготовки, но нужно уметь логически рассуждать и обладать языковой интуицией.

Предлагаем вашему вниманию лингвистические задачи 24-го турнира им.   М. В.  Ломоносова.

XXIV турнир им. М. В.  Ломоносова 30 сентября 2001 года

КОНКУРС ПО ЛИНГВИСТИКЕ

Условия задач

№  1 (автор Е. В.  Муравенко)

В слове воск четыре звука. Для каждого из этих звуков определите, сколько раз он встречается в пословице Всякому овощу своё время и укажите, в каких словах.

№  2 (автор Е. М.  Алексеева)

В норвежском языке представлены три рода: мужской (показатель en), женский (ei) и средний (et). Даны норвежские существительные в форме единственного и множественного числа с русским переводом:

ei elv – elver ‘река’, et svin – svin ‘свинья’, ei seng – senger ‘кровать’, en feil – feil ‘ошибка’, en by – byer ‘город’, et sted – steder ‘место’, ei geit – geiter ‘коза’, et egg – egg ‘яйцо’, en hund – hunder ‘собака’.

Известно, что два из них в процессе своего развития поменяли род. Определите, какие. Объясните свое решение.

№ 3 (автор А. М.  Алексеева)

Даны арабские слова с русскими переводами:

№ 4 (автор Е. В.  Муравенко)

Некоторые русские предложения неоднозначны. Неоднозначность можно продемонстрировать различными способами: 1)   установлением связей между словами, например: Он умел заставить себя слушать (заставить себя или слушать себя?); 2)  постановкой вопроса от главного слова к зависимому, например: письмо знакомой (кому? или чье?); 3)   перефразированием, например: посещение друга (друг посещает или друга посещают?).

Сколько смыслов имеет предложение Соседа Игоря встретил вчера возвратившийся из поездки в Москву Олег? Продемонстрируйте различные смыслы каким-нибудь способом.

Решения задач в следующем номере

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru