ИНФОРМАЦИЯ
Турнир им. М. В. Ломоносова –
традиционное многопредметное соревнование
московских школьников. Бессменным председателем
оргкомитета Ломоносовского турнира является
Николай Николаевич Константинов. Ломоносовский
турнир проводится в Москве (а последние
несколько лет – и в других городах: Харькове,
Оренбурге, Санкт-Петербурге и др.) ежегодно в
конце сентября – начале октября.
Внимание!
Очередной, 25-й, Ломоносовский турнир
состоится 29 сентября 2002 года.
Последний, 24-й, турнир им. М. В.
Ломоносова состоялся в воскресенье 30
сентября 2001 года. В нем приняли участие примерно
5500 школьников, из них 3500 – в Москве, включая
пригороды. В Москве турнир проводился
одновременно по единой программе в 13 местах: в
Московском государственном университете им.
М. В. Ломоносова, Московском
государственном станко-инструментальном
институте, Московском авиационном институте,
Московском институте электронного
машиностроения, московских школах и гимназиях №
444, 520, 602 (Зеленоград), 905, 1018 (Солнцево), 1299 (МТШ ОРТ),
1567, 1580, 1678. В организации мероприятия и работе
жюри также приняли участие сотрудники, учащиеся,
выпускники Института лингвистики РГГУ, МФТИ,
МИОО, московской школы № 57, московской гимназии
на Юго-Западе № 1543, лицея «Вторая школа», турнира
городов, Малого мехмата МГУ и др., в Оренбурге
турнир был организован и проведен Оренбургским
государственным педуниверситетом, в Харькове –
физико-математическим лицеем № 27, в
Санкт-Петербурге – академической и классической
гимназиями. Основную финансовую поддержку
турниру оказали Московский комитет образования
и Международная соросовская программа
образования в области точных наук,
организационную поддержку – Московский центр
непрерывного математического образования
(МЦНМО).
Участником турнира может стать любой
школьник (задания ориентированы на учеников
6–11-х классов, но никаких запретов и ограничений
для остальных нет). Это соревнование проводится
совместно представителями разных наук и
включает несколько конкурсов по различным
предметам: математике, физике, наукам о Земле,
химии, биологии, истории, астрономии (в 2001 году
впервые был организован конкурс по литературе)...
Среди этих предметов обязательно
присутствует лингвистика. Несмотря на то, что в
большинстве школ лингвистика не изучается как
предмет, лингвистический конкурс вызывает
неизменный интерес у школьников.
Задачи по лингвистике для 24-го
Ломоносовского турнира были составлены в
Институте лингвистики Российского
государственного гуманитарного университета.
Проводить лингвистический конкурс и проверять
задачи помогали студенты Института лингвистики
РГГУ.
Для решения задач конкурса не
требуется предварительной подготовки, но нужно
уметь логически рассуждать и обладать языковой
интуицией.
Предлагаем вашему вниманию
лингвистические задачи 24-го турнира им.
М. В. Ломоносова.
XXIV турнир им. М. В. Ломоносова 30 сентября
2001 года
КОНКУРС ПО ЛИНГВИСТИКЕ
Условия задач
№ 1 (автор
Е. В. Муравенко)
В слове воск четыре звука. Для
каждого из этих звуков определите, сколько раз он
встречается в пословице Всякому овощу своё
время и укажите, в каких словах.
№ 2 (автор
Е. М. Алексеева)
В норвежском языке представлены три
рода: мужской (показатель en), женский (ei) и средний
(et). Даны норвежские существительные в форме
единственного и множественного числа с русским
переводом:
ei elv – elver ‘река’, et svin – svin ‘свинья’,
ei seng – senger ‘кровать’, en feil – feil ‘ошибка’, en by –
byer ‘город’, et sted – steder ‘место’, ei geit – geiter
‘коза’, et egg – egg ‘яйцо’, en hund – hunder ‘собака’.
Известно, что два из них в процессе
своего развития поменяли род. Определите, какие.
Объясните свое решение.
№ 3 (автор А. М. Алексеева)
Даны арабские слова с русскими
переводами:
№ 4 (автор Е. В. Муравенко)
Некоторые русские предложения
неоднозначны. Неоднозначность можно
продемонстрировать различными способами: 1)
установлением связей между словами, например: Он
умел заставить себя слушать (заставить себя
или слушать себя?); 2) постановкой вопроса
от главного слова к зависимому, например: письмо
знакомой (кому? или чье?); 3)
перефразированием, например: посещение друга
(друг посещает или друга посещают?).
Сколько смыслов имеет предложение Соседа
Игоря встретил вчера возвратившийся из поездки в
Москву Олег? Продемонстрируйте различные
смыслы каким-нибудь способом.
Решения задач в следующем
номере
|