МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
С.П.ЛЕОНОВА,
гимназия №3,
г.Сургут
Лексика
Дидактический материал к
учебнику М.В. Панова
5 класс
Предлагаем вашему вниманию дидактические
материалы по русскому языку для школьников 5-х
классов, обучающихся по программе развивающего
обучения (Эльконин – Давыдов), к учебнику М.В.
Панова «Русский язык» (в контексте
личностно-ориентированного обучения).
§ 6–10. Понятие о лексике
Упражнение 1. Допишите
предложение, используя один из ответов.
Лексика – это_______________ .
А. Слова одной темы.
Б. Словарный запас языка.
В. Морфема.
Упражнение 2. Определите слова по
их лексическому значению и запишите их:
1. Все слова языка: ____________.
2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но
различные по значению: __________________________.
3. Раздел лингвистики, изучающий лексику
________________________.
4. Слова, имеющие несколько лексических значений:
______________.
5. Слова, имеющие одно лексическое значение:
___________________.
6. Словарный запас одного человека:
____________________________.
7. Слова, обозначающие одно и то же, но
различающиеся оттенками значений: _________________________.
Упражнение 3. «Четвертое лишнее»
(найдите устаревшее слово).
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты,
кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
§ 45. Словари
Упражнение 4. Прочитайте текст.
Составьте его план и, пользуясь им, перескажите
содержание текста. Свой ответ дополните
сведениями о том, какие типы словарей вы знаете,
какими словарями вы пользовались.
СЛОВАРЬ НА ВАШЕМ СТОЛЕ
Все знают, что такое словарь. Это
сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с
пояснениями, толкованиями или с переводом
значений слов с другого языка.
Существуют разные типы словарей. Имеются словари
для специалистов, для широкого круга читателей,
для школьников. В зависимости от задач словаря
разным будет состав слов, по-разному они будут
располагаться и объясняться. Чтобы получить
настоящую помощь от словарей, необходимо не
только знать, какие они бывают, но и как ими
пользоваться. Если вас интересует, что означает
то или иное слово, в каких случаях уместно его
употреблять, обращайтесь к толковому словарю. В
толковых словарях, помимо объяснений слов, вы
также найдете сведения об ударении в слове, о его
правописании, наиболее типичные словосочетания,
получите краткую справку о происхождении слова и
другие сведения. В толковых словарях значения
слов подтверждаются примерами из произведений
художественной, научной, научно-популярной и
другой литературы.
(В.Н. Сергеев)
Составьте схему последнего
предложения.
План
1. __________________.
2. __________________.
3. __________________.
Упражнение 5. Прочитайте
словарные статьи к словам стадо, стая. Чем
различаются эти слова?
СТАДО – группа животных одного вида, а
также пасущийся вместе скот.
СТАЯ – группа животных одного вида, держащихся
вместе, преимущественно птиц, рыб.
Выразительно прочитайте
стихотворение. О какой особенности употребления
слов в речи говорится в нем? Все ли оттенки
значений слов стая и стадо учел автор?
СТАЯ И СТАДО
Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется. А стая летает.
Стая гусей улетает на юг,
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом – отличие стаи от стада!
Это запомнить как следует надо!
(А.Усачев)
Раскройте скобки и запишите
словосочетания.
Стадо или стая? (Журавли, коровы,
лебеди, воробьи, волки, олени, дельфины.)
§ 22–25. Многозначность слова. Прямое и
переносное значение слова
Упражнение 6. Составьте и
запишите словосочетания, в которых бы каждое из
указанных слов выступило в разных значениях. Как
называются эти слова?
Корень ______________________.
Мягкий _____________________.
Ходить ______________________.
Упражнение 7. Укажите, в каких
лексических отношениях находятся выделенные
слова. В случае затруднений справляйтесь в
толковом словаре.
1. Вид растения; здоровый вид;
альбом с видами Крыма.
2. Ему везет; везет песок; везет массу
новостей.
3. Лисий мех; ходить в мехах; кузнечный мех.
4. Карнавальный наряд; наряд на уголь; наряд
милиции.
5. Сделать добро людям; чужое добро.
Упражнение 8. Прочитайте
словосочетания. Укажите, используя условные
обозначения, какие слова употреблены в прямом, а
какие – в переносном значении.
Плачущая береза; плачущий ребенок;
дремлет лес; дремлет собака; разыгравшиеся воды;
разыгравшиеся дети; спят цветы; спят дети;
крылатый звук; крылатая ракета; волнистое облако;
волнистые волосы.
Используя понравившиеся вам
словосочетания со словами, употребленными в
переносном значении, напишите
сочинение-миниатюру о природе.
Упражнение 9. Прочитайте «вредный
совет» Г.Остера. В каком значении употребляется
слово мягкий?
Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню:
В кухне твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу,
Папа мягкий. Он простит.
Упражнение 10. Найдите
однозначные и многозначные слова.
– Сбрасывают елки и сосны иголки?
– Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько
в хвойном лесу опавших иголок.
– Видела. А вот голых елок не видела, – задумчиво
сказала Алена.
§ 26–29. Понятие о тропе
Упражнение 11. Выпишите слова и
выражения, употребляемые в переносном значении и
создающие образные представления о предметах и
явлениях, назовите их.
Нахмурился, словно туча.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(А.Пушкин)
Горит восток зарею новой...
(А.Пушкин)
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф.Тютчев)
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.
(М.Исаковский)
...Спит земля в сиянье голубом.
(М.Лермонтов)
...Звезда с звездою говорит.
(М.Лермонтов)
§ 30. Понятие об омонимах
Упражнение 12. Вставьте
пропущенные буквы. Выразительно прочитайте
тексты стихотворений. Определите и укажите при
помощи условных обозначений, в каком тексте
используются омонимы, а в каком – многозначное
слово..
ДВЕ СЕМ_И
Жила-была сем_я:
Сп_шили, семеня,
По следу мамы Утки
Три радос_ных малютки.
Жила-была сем_я:
Весь день спала Свин_я,
Л_жали с ней в закутке
Три радос_ных малютки.
Вес_ло утята
в реч(?)ку заплывали,
С визгом поросята
Ж_ром заплывали.
В реч(?)ке было ч_сто,
А в закутке грязно:
Каждый жил как х_чет –
Это так прекрасно!
(М.Яснов)
СНЫ
П_тух,
Во сне увидев ч_рвяч(?)ка,
Сказал:
«Не заморить ли ч_рвяч(?)ка?».
«Ужасный сон!» –
Подумал ч_рвячок.
И повернулся
На другой бочок.
(М.Яснов)
Упражнение 13. Прочитайте, найдите
омонимы, объясните их значение.
ОВСЯНКА
Вот этой овсянки
Не хочется киске.
(Вот этой овсянки,
Которая в миске.)
Какой же овсянки
Она захотела?
Не той ли, что мимо
сейчас пролетела?
(А.Шибаев)
§ 31. Паронимы
Упражнение 14. Выберите нужные
слова и составьте с ними словосочетания. В случае
затруднений справляйтесь в толковом словаре.
Цветастый, цветной (платок, телевизор);
эффективный, эффектный (костюм, способ); сытый,
сытный (обед, человек); благодатный, благодарный
(край, взгляд); дипломат, дипломант (конкурса
скрипачей, опытный).
§ 32–37. Синонимы
Упражнение 15. Вставьте
пропущенные буквы. Выразительно прочитайте
стихотворение. Как бы вы назвали такие советы?
Как вы поступите в подобных ситуациях? Свой ответ
запишите.
Когда состари_ся, ходи
По ул_це пешком.
Не ле_ь в трамваи – все равно
Стоять приде_ся там.
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать,
А к тем далеким вр_менам
Не станет их совсем.
Если дру_ твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покаж_ на друга пал_цем
И хватайся за ж_вот.
Пусть он вид_т, лежа в луже,
Ты ничуть не огорчен –
Настоящий дру_ не любит
Огорч_ть своих друзей.
Пот_рявшийся ребенок
Должен помнить, что его
Отведут домой, как только
Наз_вет он адрес свой.
Надо действовать умнее,
Г_ворите: «Я живу
Возле пальмы с обез_яной
На Гавайских _стровах».
Пот_рявшийся ребенок,
Если он не дурачок,
Не упуст_т верный случай
В дальних странах побывать!
(Г.Остер)
Подберите синонимы к выражению хвататься
за живот, к слову огорчать.
Упражнение 16. Выразительно
прочитайте данные отрывки. Вспомните и укажите,
из каких стихотворений они взяты, кто автор этих
строк. Найдите и обозначьте синонимы. Устно
объясните, какой лексический оттенок вносит
каждый из них.
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив.
(_____________)
Бразды – здесь борозды. Дровни –
крестьянские сани без кузова. Салазки –
санки.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(______________)
Упражнение 17. Продолжите ряд
синонимов.
Интересный, занимательный,____
______________________.
Большой, громадный, __________.
Хороший, славный, ____________.
Упражнение 18. Соедините линиями
синонимы из разных колонок.
Багрянец
Схематизм
Несгибаемость
Индивидуальность
Текст
Абзац
Ваятель |
Своеобразие
Высказывание
Шаблонность
Стойкость
Скульптор
Отступ
Пурпур |
Упражнение 19. Напишите
сочинение-миниатюру на тему «Моя мечта». Для
того, чтобы ваш рассказ был более выразительным и
убедительным, советуем использовать синонимы.
При желании воспользуйтесь предложенными рядами
синонимов.
1. Хотеть, желать. 2. Стремиться,
тянуться, устремляться, стараться. 3. Заветная,
сокровенная, заповедная. 4. Думать, размышлять,
мыслить, раздумывать, помышлять. 5. Думаю, полагаю,
считаю.
Упражнение 20. Найдите
слова-синонимы.
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркальце наводит,
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...
(А.Пушкин)
Упражнение 21. Продолжите
высказывания словами-синонимами.
1. Перечень букв в определенном порядке
– это _____________.
2. Предмет, при помощи которого измеряют
температуру, – это ________.
3. Человек на лошади – это _______.
Упражнение 22. В каждом ряду
синонимов выделите слово, в котором признак
выражен с большей силой.
А. Большой, громадный, колоссальный.
Б. Стеречь, караулить, охранять.
В. Храбрый, мужественный, неробкий, смелый,
отважный.
§ 38. Антонимы
Упражнение 23. Запишите пословицы,
в которых встречаются попарно соединенные здесь
слова. Как называются такие слова? Укажите их
названия с помощью обозначения.
1. Дело – безделье. 1___________
________________________________
2. Посеешь – пожнешь. 2_________ _________________________________
3. Труд – лень. 3______________ _________________________________
4. Свет – тьма. 4______________ _________________________________
5. Дело – потеха. 5_____________ _________________________________
Упражнение 24. Соедините линиями
антонимы из разных колонок.
Традиции
Авангард
Активный
Альтруизм
Анализ
Банальный
Бездарь
Великан
Передовой
Гениальность |
Отсталый
Талант
Синтез
Новаторство
Арьергард
Посредственность
Эгоизм
Оригинальный
Пассивный
Пигмей |
Упражнение 25. Выделите антонимы в
пословицах. Объясните, как вы понимаете эти
пословицы.
1. Правой рукой строит, а левой
разрушает.
2. Велик день для лодыря, а для ударника мал.
3. Ученье – свет, а неученье – тьма.
4. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
5. Корень учения горек, да плод его сладок.
6. Полный колос к земле клонится, пустой к небу
тянется.
Упражнение 26. Укажите, какие
антонимы употребляются для большей
выразительности, какие для сопоставления и
противопоставления.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь.
(Н.Некрасов)
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(А.Пушкин)
§ 39–43. Фразеологизмы
Упражнение 27. Соедините слова из
разных колонок, создайте фразеологизмы.
Объясните их значение.
Хромать
Бить
Камень
Принять
Рог |
Изобилия
В набат
На обе ноги
Преткновения
За чистую монету |
Упражнение 28. Составьте
фразеологизмы, соединив нарицательное и
собственное существительное. Объясните значения
фразеологизмов.
1) Азбука, бочка, конь, лампа, меч, нить,
осел, пята, узел, победа.
2) Аладдин, Дамокл, Пирр, Гордий, Морзе, Троя,
Ариадна, Буридан, Диоген, Ахиллес.
|