Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2002

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Н.А.ШАПИРО,
г.Москва

Продолжение. Начало в 34/2002г.


Учимся размышлять

2

Прежде чем продолжить наши размышления о том, как успешнее развивать письменную речь школьников, договоримся о предмете разговора. Чему мы, собственно, собираемся учить? Сочинения нередко называют творческими работами, даже специальные тетради так подписывают: «для творческих работ». Однако к детскому творчеству можно отнести, на наш взгляд, лишь сказки, загадки, повествования о действительно бывших или вымышленных происшествиях и т.п. – то, что дети сочиняют преимущественно в начальной школе и гораздо реже – в среднем звене. Хотя даже и для этих случаев слово творчество звучит слишком возвышенно и обязывающе. Конечно, очень полезно развивать детскую фантазию, наблюдательность, стремление найти точное и яркое слово. Но планомерная и эффективная работа в этом направлении, увы, невозможна в условиях массовой школы, это скорее дело для специальных студий или кружков, хотя и там вряд ли выучат на писателя или журналиста. А вот научить внятному, логичному, толковому изложению мыслей – тому, что нужно специалисту в любой области, да и вообще всякому человеку – наша обязанность. Иными словами, обучать будем прежде всего рассуждению как самому востребованному типу речи.

Обычно мы сообщаем на уроке основные теоретические сведения: в рассуждении должны быть сформулированы мысли (тезисы) и приведены доказательства (аргументы) – и анализируем тексты – школьные сочинения или фрагменты статей известных авторов – на тему, близкую той, какую собираемся дать ученикам для самостоятельной работы. Хотим мы этого или не хотим, образцы задают не только форму (нередко довольно примитивную), но и готовое содержание, стиль и даже определенный эмоциональный ключ, в сознании ученика закрепляется этот сплав, так что самостоятельная работа часто оборачивается простым изложением, подражанием или варьированием. Многие учителя уверены, и не без оснований: если детям не рассказать, о чем писать, они и двух слов не свяжут. А если рассказать, можно ли считать полученный текст сочинением?

Раз и навсегда заключить, должно ли обсуждаться содержание того, о чем предстоит писать, полезно это или вредно, не так-то просто. Ведь в форме рассуждения создаются тексты разного назначения, в том числе работы по многим учебным предметам, например, письменные ответы на вопросы по географии или истории (Причины и характер какой-л. революции, Особенности размещения промышленных предприятий в каком-л. регионе). Ученик может высказать свои догадки и соображения, но главное в такой работе – демонстрация точного, конкретного знания и понимания того, что необходимо написать, отвечая на тот или иной вопрос. Собственно к развитию речи здесь относится лишь умение правильно построить текст и грамотно оформить мысли. К этому же типу работ нужно отнести и сочинения на многие литературные темы (Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Мысль народная» в «Войне и мире» Л.Н. Толстого» и т.п.). Поэтому, кстати, таким искусственным кажется применительно к подобным сочинениям требование самостоятельности суждений или личного отношения, настойчиво внедряемое в список критериев оценки за содержание.

Другое дело – проблемные сочинения с опорой на жизненный опыт ученика. Здесь ни в коем случае нельзя подсказывать возможные ответы и тем более аргументы – задание сразу же обессмыслится и будет для ребенка не более интересно, чем кроссворд с уже вписанными в клеточки буквами.

Вот темы, которые, по нашему мнению, пригодны для работы по развитию речи (разумеется, это всего лишь примеры с минимальной систематизацией, а не исчерпывающий список; особенно серьезной проработки требуют типы формулировок).

1. Альтернативный вопрос с неочевидным ответом.

Нужно ли добиваться того, чтобы зоопарков становилось как можно больше? Нужно ли давать сдачи, если тебя ударили? Хорошо ли, что продается много разных видов жевательной резинки? Нравится ли тебе, что в вашем городе вырубают тополя? Считаешь ли ты, что решение, принятое большинством голосов, самое правильное? Нужно ли уступать место в транспорте девочкам-ровесницам? (Вариант для девочек: Хотите ли вы, чтобы вам уступали место ваши ровесники?)

2. Представление и/или анализ явления без вопроса (оценка с разных сторон). Прозвище человека. Плеер в нашей жизни. Цензура. Обязательная военная служба. Домашние задания. Оценки. Единый государственный экзамен. Высшее образование. Спортивные соревнования в школе. Физическое развитие человека.

3. Сравнение двух явлений.

Математика и история. Авторитарный и демократичный руководитель.

Ученику предлагается подумать над тем, что имеет или может иметь к его жизни прямое отношение. А мы учим его, как это делать.

В простейшем случае, т.е. если тема сформулирована в виде вопроса, последовательность операций может быть такой. Прежде всего нужно проверить себя: точно ли понят смысл вопроса; если ответ кажется очевидным, сформулировать его; правильно было бы сразу же записывать каждый шаг рассуждения. (Полезно время от времени упражняться в умении повторить вопрос и дать оформленный ответ – без доказательств и примеров, но в соответствии с вопросительным словом и характером вопроса. Вопросы могут быть такими: Как отличить сухие дрова от сырых? Зачем нужно знать свою группу крови? Почему заводят собак в городских квартирах? – и т.п.)

С этим этапом обычно справляется каждый ученик. Но многие готовы на нем и остановиться, с недоумением спрашивая: «А что еще писать?». Поэтому особенно важно, чтобы были освоены как обязательные и следующие шаги. Пусть автор подумает, какие возможны другие ответы, кроме первым пришедшего на ум, и решит, надо ли выбирать из них единственно верный или они не противоречат один другому и все вместе делают картину более полной. Затем, конечно, к каждому ответу (тезису) нужно подобрать доказательство – пример, разъяснение, отсылку к известным источникам – книгам, фильмам и др. А потом (а может быть, и раньше – возможны варианты) следует спросить себя, почему вообще мог возникнуть вопрос темы, в чем его актуальность или сложность, и написать об этом во вступлении.

Такие умственные операции в той или иной последовательности предстоит совершать всякий раз, работая над сочинением, и они должны стать для школьников естественными и привычными, а достичь этого можно только многократными и разнообразными упражнениями. О типах упражнений, способствующих развитию связной речи, мы поговорим в следующий раз.

>Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru