Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

А.И. ПАРАМОНОВ0В,
школа № 10, г. Чайковский, Пермская обл.


Как поддержать интерес к нашему предмету?

Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Можно ли вообще построить обучение на уроке так, чтобы ученика не покидало чувство новизны от услышанного и увиденного на занятии? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.

Один из таких приемов – игровой урок. В нашем случае урок-путешествие. Особенно эффективно проходят такие занятия при повторении изученного. Например, на уроке по теме «Глагол как часть речи» учащиеся 5-го класса побывали в Королевстве спряжений, прогулялись по Лесу частицы не, искупались в Реке времен.

На каждой станции был привал, где ученики работали, выполняя то или иное задание с пословицами, рифмованными правилами, шутливыми стихами, отрывками из сказок А.С. Пушкина, инсценировали сказку «Сила любви» (о правописании частицы не с глаголами), смотрели рисованное кино по этой же сказке.

СИЛА ЛЮБВИ
(сказка)

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.

Урок «Путешествие в лингводилижансе» проходит в 6-м классе по теме «Соединительные гласные о – е». Проезжая по стране Словообразование, ребята побывали (с целью повторения изученного материала) и в деревне Дедушки Корня (чередование гласных о – а в корнях кос- – кас-, гор- – гар-; е – и в корнях бер- – бир- и т.д.), и в Королевстве приставок Пре- и При-, а на гласной станции «Крепкий орешек» (соединительные гласные о – е) учащиеся получили задание, сравнивая написание слов, сделать вывод, от чего зависит написание соединительной гласной о – е. Расколоть орешек удастся только в том случае, если вывод будет сделан верно.

Интерес к сложному материалу вызывает и такой прием, как инсценирование. При изучении темы «Обозначение глухих и звонких согласных на письме» (5-й класс, декабрь) на учительском столе появляется еловая ветка, украшенная игрушками. Под елкой проходит сказочная встреча Ежа и Лисы:

– А что, Лиса, я с колючками-то некрасивый, что ли?
– Да не то что некрасивый...
– Может, я с колючками неуклюжий?
– Да не то что неуклюж...
– Да какой же я с колючками-то?
– Да какой-то ты, брат, несъедобный.

На примере этого текста (он записан на доске) решаются важные грамматические задачи: повторение пунктуации при диалоге, в конце предложения, при обращении и вводных словах, анализируются сомнительные согласные (оглушение на конце слова). Включены в этот урок элементы опережающего обучения: объяснить через подбор синонимов написание не с прилагательными.

Помогает поддержать интерес к предмету и нестандартное начало урока. Урок может начинаться с загадки, шарады, с чтения стихотворения, рифмованного правила по теме, необычного задания. Например, первый урок по теме «Имя числительное как часть речи» начинается с работы по рисунку «Незнайка у ворот Числограда».

Ворота открываются тогда, когда учащиеся правильно определят, к какой части речи относятся слова, написанные на стене Числограда: два, двойной, второй, двойка, удвоить, дважды, вдвоем.

Можно начать урок с создания проблемной ситуации для решения грамматической задачи.

1. Петя Ошибкин утверждает, что в слове сделал надо писать букву з, потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Согласны ли вы с Петей?

2. Петя Ошибкин написал в слове здесь букву с, потому что приставки з- не бывает. Верно ли объяснил Петя Ошибкин?

Хорошо работает на запоминание и овладение новыми знаниями «Веселый урок радионяни» (в арсенале учителя 20 записей).

Улучшить усвоение, осознание трудного материала помогает работа с текстом – высказываниями ученых о русском языке, частях речи. Например, в качестве эпиграфа к уроку в 7-м классе по теме «Причастие как особая форма глагола» были взяты слова В.И. Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Привлекалось высказывание М.В. Ломоносова: «Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

Беседа проводится по вопросам:

1. Как вы понимаете выражение причастная к глаголу? Что значит быть причастным к какому-то делу?
2. Почему в облике прилагательного?
3. Сравните словосочетания веселый ветерок и веселящийся ветерок, просклоняйте их.
4. Что значит заключают имени и глагола силу?
5. Какую силу глагола имеют причастия?

Ученики делают вывод о причастии, отвечая на вопросы:

  • Чем отличаются причастия от прилагательных?

  • Что общего у причастия и глагола?

Изучая тему «Разносклоняемые существительные» (6-й класс), в качестве закрепления можно использовать прием интервью. При ответе ученики должны употреблять слово время в нужной форме. Например:

– Почему вы так спешите?
– Нет времени.
– О чем рассказал дедушка?
– О своем времени.
– Что значит не отставать от жизни?
– Идти в ногу с временем.
– Как иначе сказать фразу Который час?
– Сколько времени.

Принципиально значима и систематическая работа над выразительностью речи учеников. Ребята слушают грамзаписи с чтением дикторов – знаменитых актеров, проговаривают фразы вслед за пластинкой или учителем, на уроках разыгрывают фрагменты сказок или маленькие сценки. Таким образом формируется культура общения между учащимися.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru