МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
А.И. ПАРАМОНОВ0В,
школа № 10, г. Чайковский, Пермская обл.
Как поддержать интерес к нашему
предмету?
Как сделать интересным строгое
грамматическое правило? Можно ли вообще
построить обучение на уроке так, чтобы ученика не
покидало чувство новизны от услышанного и
увиденного на занятии? Как поддержать
естественное желание детей узнать что-то новое и
необычное, если речь идет о правилах
правописания? Учитель, сталкиваясь с этими
проблемами, пытается найти оригинальные пути их
решения, используя в обучении такие приемы, в
силу которых он верит.
Один из таких приемов – игровой урок. В
нашем случае урок-путешествие. Особенно
эффективно проходят такие занятия при
повторении изученного. Например, на уроке по теме
«Глагол как часть речи» учащиеся 5-го класса
побывали в Королевстве спряжений, прогулялись по
Лесу частицы не, искупались в Реке времен.
На каждой станции был привал, где
ученики работали, выполняя то или иное задание с
пословицами, рифмованными правилами, шутливыми
стихами, отрывками из сказок А.С. Пушкина,
инсценировали сказку «Сила любви» (о
правописании частицы не с глаголами),
смотрели рисованное кино по этой же сказке.
СИЛА ЛЮБВИ
(сказка)
Гордую и упрямую частицу Не
полюбил благородный Глагол. Трудной и
печальной была эта любовь. Не постоянно
перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а
она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а
она – «Не верю». Частица Не никогда не
подходила к Глаголу близко и писалась от
него только отдельно. Однако Глагол был
постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не
и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если
докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул
печально Глагол и отправился скитаться
по словарям да учебникам. Когда же возвратился к
своей любимой, она, как обычно, отскочила от него
с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла
от неожиданности: на этот раз Глагол
остался с ней рядом. Так он доказал, что в
некоторых случаях действительно жить без нее не
может.
Урок «Путешествие в лингводилижансе»
проходит в 6-м классе по теме «Соединительные
гласные о – е». Проезжая по стране
Словообразование, ребята побывали (с целью
повторения изученного материала) и в деревне
Дедушки Корня (чередование гласных о – а
в корнях кос- – кас-, гор- – гар-; е – и
в корнях бер- – бир- и т.д.), и в Королевстве
приставок Пре- и При-, а на гласной
станции «Крепкий орешек» (соединительные
гласные о – е) учащиеся получили задание,
сравнивая написание слов, сделать вывод, от чего
зависит написание соединительной гласной о –
е. Расколоть орешек удастся только в том
случае, если вывод будет сделан верно.
Интерес к сложному материалу вызывает
и такой прием, как инсценирование. При изучении
темы «Обозначение глухих и звонких согласных на
письме» (5-й класс, декабрь) на учительском
столе появляется еловая ветка, украшенная
игрушками. Под елкой проходит сказочная встреча
Ежа и Лисы:
– А что, Лиса, я с колючками-то
некрасивый, что ли?
– Да не то что некрасивый...
– Может, я с колючками неуклюжий?
– Да не то что неуклюж...
– Да какой же я с колючками-то?
– Да какой-то ты, брат, несъедобный.
На примере этого текста (он записан на
доске) решаются важные грамматические задачи:
повторение пунктуации при диалоге, в конце
предложения, при обращении и вводных словах,
анализируются сомнительные согласные (оглушение
на конце слова). Включены в этот урок элементы
опережающего обучения: объяснить через подбор
синонимов написание не с
прилагательными.
Помогает поддержать интерес к
предмету и нестандартное начало урока. Урок
может начинаться с загадки, шарады, с чтения
стихотворения, рифмованного правила по теме,
необычного задания. Например, первый урок по теме
«Имя числительное как часть речи» начинается с
работы по рисунку «Незнайка у ворот Числограда».
Ворота открываются тогда, когда
учащиеся правильно определят, к какой части речи
относятся слова, написанные на стене Числограда: два,
двойной, второй, двойка, удвоить, дважды, вдвоем.
Можно начать урок с создания
проблемной ситуации для решения грамматической
задачи.
1. Петя Ошибкин утверждает, что в слове сделал
надо писать букву з, потому что после
приставки идет звонкий согласный звук [д].
Согласны ли вы с Петей?
2. Петя Ошибкин написал в слове здесь
букву с, потому что приставки з- не
бывает. Верно ли объяснил Петя Ошибкин?
Хорошо работает на запоминание и
овладение новыми знаниями «Веселый урок
радионяни» (в арсенале учителя 20 записей).
Улучшить усвоение, осознание трудного
материала помогает работа с текстом –
высказываниями ученых о русском языке, частях
речи. Например, в качестве эпиграфа к уроку в 7-м
классе по теме «Причастие как особая форма
глагола» были взяты слова В.И. Даля: «Часть
речи, причастная к глаголу, в образе
прилагательного». Привлекалось высказывание
М.В. Ломоносова: «Они (причастия) служат
сокращением человеческого слова, заключая в себе
имени и глагола силу».
Беседа проводится по вопросам:
1. Как вы понимаете выражение причастная
к глаголу? Что значит быть причастным к
какому-то делу?
2. Почему в облике прилагательного?
3. Сравните словосочетания веселый ветерок и веселящийся
ветерок, просклоняйте их.
4. Что значит заключают имени и глагола силу?
5. Какую силу глагола имеют причастия?
Ученики делают вывод о причастии,
отвечая на вопросы:
Изучая тему «Разносклоняемые
существительные» (6-й класс), в качестве
закрепления можно использовать прием интервью.
При ответе ученики должны употреблять слово время
в нужной форме. Например:
– Почему вы так спешите?
– Нет времени.
– О чем рассказал дедушка?
– О своем времени.
– Что значит не отставать от жизни?
– Идти в ногу с временем.
– Как иначе сказать фразу Который час?
– Сколько времени.
Принципиально значима и
систематическая работа над выразительностью
речи учеников. Ребята слушают грамзаписи с
чтением дикторов – знаменитых актеров,
проговаривают фразы вслед за пластинкой или
учителем, на уроках разыгрывают фрагменты сказок
или маленькие сценки. Таким образом формируется
культура общения между учащимися.
|