ОЛИМПИАДА
«Русский медвежонок»-2001
Игра-конкурс «Русский медвежонок –
языкознание для всех» — младшая сестра
популярного международного математического
конкурса «Кенгуру – математика для всех» —
впервые была проведена два года назад по
инициативе Кировского центра дополнительного
образования одаренных школьников при поддержке
Института лингвистики Российского
государственного гуманитарного университета и
Российского оргкомитета «Кенгуру». Интерес к ней
вырос взрывообразно: если в «Медвежонке-2000»
участвовали 64 000 школьников, то через год в
«Медвежонка» играли уже более 259 000 учеников 3–11-х
классов из России, Украины, Белоруссии и Латвии.
У массовости «Медвежонка» две причины.
Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в
школах, занимает всего около полутора часов, и
участвовать в ней могут все желающие; записывать
решения не нужно — достаточно выбрать один из
предложенных пяти вариантов ответа и отметить
его номер на специальном бланке; среди 30 заданий
есть как трудные, так и совсем легкие, так что
почти каждому участнику удается верно выполнить
хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители
стараются подбирать задания, требующие не только
(и не столько) знания правил, но и общей культуры,
логики и размышления, а порой и чувства юмора.
Ведь главная цель игры — показать красоту
русского языка, преодолеть представление о нем
как формальном и скучном предмете.
Проведением конкурса в регионах
руководили 73 региональных оргкомитета.
Наиболее массовым он был в Санкт-Петербурге (34 709
участников), Башкирии (23 496), Пермской области (15
243), Кировской области (12 810), Нижегородской
области (12 378), Удмуртии
(12 157), Мурманской области (9 550), Томской области (9
143), Свердловской области (9 091), Татарстане (7 773),
Челябинской области (7 464), Ленинградской области
(7 329), Алтайском крае (7 092), Чувашии (6 597),
Ульяновской области (6 135), Карелии (4 745),
Калининградской области (4 644). Награждение
победителей во многих регионах прошло в
торжественной обстановке, например, в
Санкт-Петербурге оно проводилось в знаменитом
«Фонтанном доме» — музее Анны Андреевны
Ахматовой.
В 2002 году «Медвежонок» проводится 14
ноября. Участие в нем платное, но плата
невелика – 18 рублей. Желающие участвовать могут
обратиться за более подробной информацией в свой
региональный или центральный оргкомитет по
указанным адресам и телефонам. Если в вашем
регионе нет оргкомитета, вы можете попытаться
создать его сами, обратившись в центральный
оргкомитет с соответствующим предложением.
ОРГКОМИТЕТ
Контактные адреса и телефоны
ЦЕНТРАЛЬНЫЙЙ ОРГКОМИТЕТ
Председатель оргкомитета: Игорь
Соломонович РУБАНОВ (ЦДООШ, г. Киров).
Научный руководитель конкурса: Елена
Владимировна МУРАВЕНКО (Институт лингвистики
РГГУ, г. Москва).
Почтовый адрес: 610002, г. Киров, 2, а/я 2039,
ЦДООШ, «Русский Медвежонок».
Телефоны: (8332) 35- 15 -03,
35 -15 -04.
Электронный адрес: center@ezmail.ru
(с копией на sms@ezmail.ru
).
По мере поступления новой информации списки
региональных оргкомитетов будут обновляться в
HTML-версии брошюры, доступной в Интернете по
адресу: www.kirov.ru/~sms/bear.htm
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГКОМИТЕТЫ
Плюсом помечены регионы, где оргкомитет, кроме
города, охватывает и соответствующую область
(республику) или ее заметную часть. Регионы,
набранные курсивом, подчинены
Санкт-Петербургскому межрегиональному
оргкомитету.
Регион |
Региональный
представитель |
Телефон, организация |
Санкт-Петербург +
(межрегиональный) |
Плоткин Александр
Исаакович
Толмачева Наталья Константиновна |
2349459, Институт
продуктивного обучения РАО |
Беларусь (межрегиональный) |
Нехай Геннадий
Владимирович |
2399172 (Минск),
Белорусская ассоциация “Конкурс”, оргкомитет |
Алдан |
|
22816, гимназия |
Амурск |
Валова Нина Леонидовна |
e-mail: andrey@mail.amursk.ru |
Архангельск + |
Фефилова Елена
Федоровна |
239917, ИУУ |
Астрахань + |
Храмова Алла Васильевна |
345267, школа одар. детей |
Барнаул + |
Оскорбин Дмитрий
Николаевич |
624871 (ЦДООШ) |
Белорецк |
Нарушевич Татьяна
Анатольевна |
43832, БКШ |
Братск |
Сазонова Алевтина
Федоровна |
353251, школа 38 |
Владимир |
Бойченко Лариса
Владимировна |
244110, гимназия 23 |
Волгоград + |
Ионова Светлана
Валентиновна |
437322, ВГУ |
Вологда |
Смирнов Алексей
Иванович |
724332, школа 32 |
Геленджик |
Акопова Софья
Дмитриевна |
21735 (ЦРО), 54356 (дом.) |
Долгопрудный |
Пьянова Татьяна
Афанасьевна |
4087224, ФМШ 5 |
Дубна |
Фетисова Татьяна
Николаевна |
47506, гимназия 8 |
Екатеринбург + |
Пономарева Ирина
Николаевна |
358096 (дом.) |
Зеленогорск
Красноярского края |
Кутузова Юлия
Викторовна |
23066, школа 175 |
Ижевск + |
Евдокимова Марина
Геннадьевна |
375155, доб. 415, “Другая
школа” |
Иркутск + |
Ланина Инна Евгеньевна |
519725 (дом.) |
Йошкар-Ола + |
Семененко Людмила
Георгиевна |
113235 (дом.) |
Казань + |
Латышева Галина
Геннадьевна |
562731, школа 9 |
Калининград + |
Сидорова Евгения
Гавриловна |
220842, оргметодотдел при
ГУО |
Кострома + |
Федотова Наталья
Константиновна |
556373, ЦДООШ |
Красноярск |
Гридасова Татьяна
Алексеевна |
250234, школа 143 |
Краслава, Латвия |
Сенченкова Людмила |
школа |
Крымск |
Черемисина Татьяна
Васильевна |
42778 (дом.) |
Курган + |
Суханова Лидия
Ивановна |
69641, школа 7 |
Липецк |
Ершова Александра
Алексеевна |
774104 (дом.) |
Москва |
Муравенко Елена
Владимировна |
2506446 (раб.), lingvomishka@mail.ru |
Мурманск + |
Чинидина Анна
Васильевна |
313423, ОЦРТ “Лапландия” |
Мышкин Ярославской |
Пушкин Сергей
Станиславович |
21558, школа |
Нальчик + |
Мамхегова Раиса
Адальбиевна |
476101, ИПК |
Нарьян-Мар |
Безумова Лариса
Александровна |
42951 (раб.) |
Нижний Новгород + |
Альтшуллер Юрий
Борисович |
265221, пед. гимназия |
Нижний Тагил + |
Закарлюк Лариса
Ильинична |
325924 (дом.) |
Набережные Челны + |
Аникина Надежда
Алексеевна |
588604, школа 45 |
Нефтеюганск |
Надиева Ильшат
Атыковна |
37479, школа 3 |
Нижневартовск |
Сетисова Ольга
Сергеевна |
220982, школа 5 |
Новосибирск |
Верезубова Ирина
Викторовна |
465442, пед. колледж 3 |
Норильск |
Владимиренко Вера
Васильевна |
465489, гимназия |
Озерск, Снежинск |
Сосюрко Тамара
Филаретовна |
46733, ФМЛ 39 |
Олекминск |
Евстифеева Ольга
Васильевна |
22434, школа “Эврика” |
Омск |
Григорева Евдокия
Георгиевна |
242037, ГДДиЮТ |
Оренбург |
Шадрин Владимир
Юрьевич |
524853 (дом.) |
Пенза + |
Мигина Любовь
Викторовна |
335766, школа 65 |
Пермь + |
Тасс Наталия
Дмитриевна |
122881, ФМШ 146 |
Петрозаводск + |
Вальдман Игорь
Александрович |
741840, лицей 40 |
Пятигорск |
Тарасенко Марина
Николаевна |
33362, горметодкабинет |
Радужный Тюменской |
Баранова Ирина Львовна |
32660, школа 6 |
Раменское |
Сергеенкова Татьяна
Ивановна |
33804, Комитет по образов. |
Ростов-на-Дону |
Чирва Елена
Анатольевна |
250277 (раб.) |
Рыбинск |
Шувалова Светлана
Олеговна |
210003, горметодкабинет |
Салават + |
Астафьева Мария
Витальевна |
55010 (дом.) |
Саранск + |
Полежайкина Клавдия
Дмитриевна |
321735, ИПКРО |
Саров |
Захарова Валентина
Григорьевна |
16517, ГОО |
Серпухов, Чехов,
Подольск |
Скрипка Людмила
Ивановна |
753824 (дом.) |
Советская Гавань |
Мягкова Вера
Владимировна |
45889 (дом.) |
Сочи |
Белоусова Татьяна
Николаевна |
922779, упр. образования |
Сургут |
Сидорова Наталья
Николаевна |
247745, гимн.-лаб. Салахова |
Сыктывкар + |
Ворошилова Галина
Яковлевна |
421082, 311740, ФМЛ |
Таганрог |
Фролова Галина
Анатольевна |
21481, школа |
Тамбов |
Федорова Татьяна
Федоровна |
729110, ИПКРО |
Тихорецк |
Карпенко Ирина
Леоновна |
25828, школа 8 |
Тобольск |
Кугаевский Анатолий
Анатольевич |
55472, гимназия 10 |
Тольятти |
Вдовенко Светлана
Ивановна |
485875 (дом.) |
Томск + |
Пауль Татьяна
Александровна |
420547, фирма МПИ |
Трехгорный Челяб. |
Чумак Александр
Анатольевич |
61571, ИМЦ при ГУО |
Узловая Тульской |
Перегудова Людмила
Борисовна |
63267, ИМЦ |
Ульяновск + |
Самойлов Леонид
Михайлович |
254566 (дом.) |
Уфа |
Андронова Альбина
Юрьевна |
336000, ГНИМЦ |
Харьков |
Луговая Светлана
Федоровна |
ФМЛ27 |
Чебоксары + |
Мерлина Надежда
Ивановна |
497917, ЧГУ |
Челябинск + |
Корытов Сергей
Гелиевич |
330896 (раб.), 976694 (дом.) |
Череповец |
Лагунова Людмила
Петровна |
239765, НМЦ |
Ярославская
область(кроме Рыбинска и Мышкина) |
Зайдельман Яков
Наумович |
Переславль-Залесский:
36354 (дом.) 22325 (раб.), ЦТРиГО |
ЗАДАЧИ КОНКУРСА
3–5-е классы
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Из трех карточек с буквами К, О, Т
можно составить три трехбуквенных слова: кот,
ток и кто. А сколько трехбуквенных слов
можно составить из трех карточек с буквами В, Л, О?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
2. Два класса слили в один. Что
произошло?
(А) сливание; (Б) слияние; (В) слив;
(Г) слитие; (Д) сливка.
3. Посмотрите на список слов: жир,
цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В скольких
из них под ударением произносится тот же гласный
звук, что и в слове сыр?
(А) 0; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
4. Даны слова: полька, полка,
селедка, скалка, валко. Сколько из них
рифмуется со словом палка?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
5. В песне Александра Дулова
«Поселок дачный» есть строчки:
К чему скитаться розно?
Обнимемся в пути.
Теперь еще не поздно
На палубу взойти.
Что означает слово розно?
(А) по морям; (Б) подолгу; (В)
поодиночке; (Г) понемногу; (Д) по заграницам.
6. Сколько орфографических ошибок
сделал Вовочка в предложении Циган купил
красовки?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
7. В русском языке есть два разных
глагола жать. Значение одного из них –
‘давить’. Найдите в списке ответов значение
второго глагола.
(А) полоть сорняки; (Б) вести трактор;
(В) срезать стебли злаков; (Г) сеять;
(Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.
8. Какие варианты из перечисленных
можно поставить вместо многоточия во фразе Результаты
моих первых работ были ..., чем сейчас:
1) слабее, 2) более слабее, 3) слабже,
4) более слабыми?
(А) 1, 2; (Б) 1, 3; (В) 1, 4; (Г) 1, 2,
4; (Д) 1, 3, 4.
9. Исключите слово, которое
означает не такой вид растительности, как все
остальные слова из списка:
(А) джунгли; (Б) ельник; (В) бор;
(Г) луг; (Д) дубрава.
10. Владелец киоска задумался, как
подписать этикетку к Orbit. Помогите ему выбрать
верный вариант:
(А) жевачка; (Б) жувачка; (В) живачка;
(Г) жвачка; (Д) жывачка.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Строчка из известной песенки Жил-был
у бабушки серенький козлик в зашифрованном
виде выглядит так: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый
гёсрыг. А как с помощью этого же шифра записать Крокодил
Гена?
(А) Клёкотыр Гэмя; (Б) Глёгётыр
Кэня; (В) Клёкётыр Гэмя; (Г) Глёгёдыр Кэмя;
(Д) Глёгётыр Кэмя.
12. Кто написал произведение,
название которого здесь зашифровано?
(А) Пушкин; (Б) Крылов; (В) Ершов;
(Г) Чуковский; (Д) Маршак.
13. Вот список существительных:
1) очи, 2) бигуди, 3) жалюзи,
4) усы, 5) санки, 6) лыжи, 7) коньки,
8) каникулы.
У каких из них нет формы единственного
числа?
(А) 5, 6, 7; (Б) 5, 6, 7, 8; (В) 3, 5, 8; (Г) 2, 3, 5, 8;
(Д) 1, 2, 3, 5, 8.
14. Какие из этих слов обозначают
группу людей:
1) толпа; 2) гурьба; 3) стадо; 4) орава;
5) стая?
(А) 1, 4, 5; (Б) 1, 2, 4; (В) все; (Г) 2, 4; (Д) 1, 4, 5.
15. Даны предложения:
1) В соревновании участвовали ученики
обоих школ.
2) Скоро зажгется фонарь и осветит улицу.
3) Внимательно слушав учителя, он все усваивал.
Перечислите те из них, которые
содержат ошибки в образовании слов.
(А) 1; (Б) 2; (В) 2, 3; (Г) 1, 2; (Д) 1, 2,
3.
16. Какое из этих слов по смыслу
существенно отличается от остальных?
(А) буран; (Б) ураган; (В) вьюга;
(Г) метель; (Д) пурга.
17. Какие из этих слов происходят от
того же корня, что и слово стол:
1) столовая, 2) столица, 3)
столяр, 4) столько,
5) столешница, 6) столетник, 7) престол,
8) застолье?
(А) все; (Б) все, кроме 4, 7; (В) все, кроме 4,
5;
(Г) все, кроме 4, 6; (Д) все, кроме 4, 5, 6.
18. В каких словах на месте пропуска
пишется е:
1) в_сеть, 2) на в_су, 3) зав_сать,
4) занав_с, 5) в_сячий?
(А) 2; (Б) 2, 4; (В) 2, 3, 4; (Г) 4; (Д) 1, 2, 4, 5.
19. Как начинается поговорка: ...видит
издалека?
(А) моряк моряка; (Б) рыбак
рыбака; (В) рыбак моряка; (Г) свояк свояка;
(Д) дурак дурака.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
20. Даны формы слов: туч, лож, душ,
туш, плач. Сколько получится осмысленных слов,
если к каждому данному слову добавить букву ь?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
21. В старой песне поется:
По-армянски Ованес,
А по-русски – Ваня.
А как по-испански?
(А) Иоанн; (Б) Ян; (В) Жан; (Г) Хуан;
(Д) Юхан?
22. У вас с другом отцы хорошо
знакомы и в приятельских отношениях. Дополните
фразу: Они друг с другом ... .
(А) на равной ноге; (Б) на
короткой ноге;
(В) на близкой ноге; (Г) на одной ноге; (Д) на
двух ногах.
23. В русском языке некоторые имена
и понятия неразрывно связаны: скажешь Трифон
– и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот
четыре имени: Кузьма, Сидор, Макар, Демьян.
Какое из пяти перечисленных ниже слов не
связано в фольклоре ни с одним из них?
(А) мать; (Б) сын; (В) коза; (Г) телята;
(Д) уха.
24. Слово легкий многозначно,
поэтому имеет несколько антонимов. Подберите то
существительное, в сочетании с которым антонимом
к слову легкий будет серьезный.
(А) чемодан; (Б) урок; (В) ветер;
(Г) музыка; (Д) мужчина.
25. Имя Виктор означает:
(А) победитель; (Б) могучий; (В) славный;
(Г) загадочный; (Д) воин.
26. Вот пять несклоняемых
существительных:
1) кофе, 2) шимпанзе, 3) кашне,
4) какаду, 5) пальто.
Какие из них можно употребить вместо
многоточия в словосочетании черный ... ?
(А) 2, 4; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 5; (Г) 1, 2, 4; (Д) 1, 2, 3, 4.
27. Какие из десяти перечисленных
слов происходят от названий частей
человеческого тела: 1) подножка, 2) подушка,
3) подзатыльник, 4) подворотня, 5) поручение, 6)
намордник, 7) на запятках, 8) наручники,
9) лапник, 10) прохвост?
(А) все; (Б) все, кроме 4; (В) все, кроме 4, 9,
10; (Г) все, кроме 4, 6, 9, 10; (Д) 1, 2, 5, 7, 8.
28. Даны десять существительных: 1)
дуло, 2) рыло, 3) шило, 4) крыло, 5)
жало, 6) покрывало, 7) помело,
8) чернила, 9) кило, 10) пила. Какие
из них образованы от глаголов с помощью суффикса -л-(о/а)?
(А) все, кроме 9; (Б) все, кроме 9, 10;
(В) все, кроме 4, 9, 10; (Г) все, кроме 4, 5, 9, 10;
(Д) все, кроме 4, 5, 7, 9, 10.
29. Какое слово надо подставить
вместо многоточия во фразу: Нас не устраивает
уровень двусторонних отношений наших стран, и мы
сделаем все для его ...?
(А) активизации; (Б) усиления; (В) укрепления;
(Г) улучшения; (Д) повышения.
30. По-итальянски спасать – salvare,
спасаю – salvo, говоришь – parli, пою – canto,
говорить – parlare, поешь – canti. Как
по-итальянски будет петь и спасаешь?
(А) cantore и salve; (Б) canti и salvare; (В) cantare и
salvi; (Г) canto и salvo; (Д) cantare и salva.
6 - 7-е классы
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Какое из этих слов по смыслу
существенно отличается от остальных?
(А) буран; (Б) ураган; (В) вьюга;
(Г) метель; (Д) пурга.
2. Сколько общих звуков в словах серп
и перс?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
3. Укажите все сочетания слов,
составленные неправильно:
1) пара носок, 2) без чулок, 3) нет
солдат,
4) двести амперов, 5) группа
грузинов.
(А) 1, 5; (Б) 1, 4, 5; (В) 2, 3, 4;
(Г) 2, 4, 5; (Д) 1, 3, 5.
4. Что надо поставить вместо
многоточия во фразе:
Для участия в телешоу отобрали ...?
(А) трое людей; (Б) трое человек;
(В) трех человек; (Г) три человека; (Д) троих
девушек.
5. Вовочка написал диктант на
пятерку.
Как учителю правильнее выразить свое
удивление?
(А) Ого-го! (Б) Эх! (В) Эхе-хе!
(Г) Эге-гей! (Д) Ай!
6. В песне Вадима Егорова «Облака»
есть строчки:
Над землей бушуют травы,
Облака плывут, как павы.
Здесь павы – это:
(А) корабли; (Б) самолеты; (В) лодочки;
(Г) птицы; (Д) бревна?
7. Кто написал сказку, название
которой здесь зашифровано?
(А) Андерсен; (Б) братья Гримм; (В)
Перро; (Г) Чуковский; (Д) Маршак.
8. Посмотрите на список слов:
1) пешка, 2) опешить, 3) спешиться,
4) пешеход, 5) пехота.
Какие из них произошли от одного корня?
(А) только 3, 5; (Б) только 1, 4, 5; (В) только
1, 5; (Г) все, кроме 5; (Д) все.
9. Вот список приставок: у-, с-, от-,
до-, пере-, на-, за-, в-, раз-, по-, про-. Сколько из
них в сочетании с элементом -дел дают
осмысленное слово?
(А) 5; (Б) 6; (В) 7; (Г) 8; (Д) 9.
10. От каких глаголов (или
отглагольных существительных) можно образовать
наречные сочетания с предлогом на (типа на
лету от лететь):
1) ходить, 2) бегать, 3) скакать,
4) плавать, 5) ехать, 6) прыгать, 7) вешать,
8) падать, 9) парuть?
(А) от всех, кроме 5, 6; (Б) от всех, кроме 5;
(В) от всех, кроме 5, 9; (Г) от всех, кроме 5, 6, 8, 9; (Д) от
всех, кроме 5, 6, 8.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Укажите правильный разбор по
составу слова двумястами.
12. Как можно сказать про зайца,
который мчится очень быстро:
1) сломя голову, 2) свернув шею, 3) без
задних ног, 4) так, что за ушами трещит, 5) во
весь опор, 6) как угорелый?
(А) все варианты годятся; (Б) все, кроме 2,
4; (В) 1, 5, 6; (Г) 1, 3, 6; (Д) 1, 6.
13. Учитель спросил, где было
Бородинское сражение. Петя сказал: под
Бородиным, Вася: под Бородином, Коля: под
селом Бородино, Миша: под селом Бородиным.
Кто из них построил фразу правильно?
(А) только Петя; (Б) только Вася; (В)
только Коля; (Г) Вася и Коля; (Д) Петя и Миша.
14. Где надо вставить вместо
пропуска букву и:
1) лекц_й, 2) бледнолиц_й, 3) панц_рь,
4) ц_рюльник, 5) ц_лковый, 6) лиц_ист?
(А) везде; (Б) везде, кроме 6; (В) везде,
кроме 3, 6; (Г) 1, 4; (Д) 1, 3, 4.
15. Вот список словосочетаний:
1) попробовать (на)ощупь, 2) прикинуть
(на)глаз, 3) подбирать (на)слух, 4) знать
(на)зубок, 5) пробовать (на)вкус.
В каких из них на пишется
раздельно?
(А) во всех; (Б) во всех, кроме 4; (В) во
всех, кроме 1, 4; (Г) 3, 5; (Д) 5.
16. Какое из этих пяти слов лишнее с
точки зрения словообразования?
(А) волкодав; (Б) носорог; (В) козодой;
(Г) короед; (Д) шелкопряд.
17. У вас с другом испортились
отношения. Какими словами можно описать их после
этого печального события:
1) натянутые, 2) напряженные,
3) надутые, 4) наплевательские, 5) нахмуренные,
6) между нами черная кошка пробежала?
(А) 1, 2, 3, 4, 6; (Б) 1, 2, 4, 6; (В) 1, 2, 4; (Г) 1, 2;
(Д) 1, 2, 6.
18. Из трех карточек с буквами К, О, Т
можно составить три трехбуквенных слова: кот,
ток и кто. А сколько трехбуквенных слов
можно составить из трех карточек с буквами А, Б, Р?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
19. У какого из слов, приведенных в
форме родительного падежа множественного числа,
окончание не такое, как у остальных?
(А) ночей; (Б) батарей; (В) фонарей;
(Г) дверей; (Д) словарей.
20. В старой песне поется:
По-армянски Ованес,
А по-русски – Ваня.
А как по-испански?
(А) Жоан; (Б) Ян; (В) Жан; (Г) Хуан;
(Д) Юхан?
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Какие из перечисленных названий
обуви русские по происхождению:
1) босоножки, 2) сандалии,
3) чешки, 4) бутсы, 5) ботинки, 6) валенки?
(А) все; (Б) кроме 4; (В) кроме 2, 4; (Г) 1, 2,
6; (Д) 1, 3, 6.
22. Посмотрите на список слов:
1) распетушиться, 2) съежиться,
3) ишачить, 4) обезьянничать, 5) ощениться,
6) проворонить, 7) насвинячить, 8)
присобачить, 9) окрыситься, 10) опороситься.
Какие из них не означают ‘вести
себя, как существо, обозначенное корнем слова’?
(А) 5, 9, 10; (Б) 5, 10; (В) 6,
8; (Г) 5, 6, 8, 9, 10; (Д) 5, 6,
8, 10.
23. Что может быть постным, но не
может быть жирным:
1) мясо, 2) рыба, 3) физиономия,
4) день, 5) мина?
(А) 4; (Б) 5; (В) 4, 5; (Г) 3, 4; (Д) 1, 2, 4.
24. В каких словах на месте пропуска
невозможно вставить букву д:
1) по_вернуться, 2) по_скользнуться,
3) на_смехаться, 4) по_черк?
(А) 3; (Б) 1, 4; (В) 2; (Г) 2, 3; (Д) 2, 3, 4.
25. Слово прикол в литературном
языке имеет значение:
(А) шутка, анекдот; (Б) свая,
вколоченная в землю; (В) булавка; (Г) часовой,
охраняющий посаженного на кол; (Д) шутка,
анекдот и свая, вколоченная в землю.
26. С каким из этих слов связано по
происхождению слово горница?
(А) горн; (Б) загорать; (В) горевать;
(Г) горний; (Д) ни с каким.
27. Слово село можно отнести как
к глаголам (солнце село), так и к
существительным (вот вдали село большое). А
какие из следующих пяти слов можно отнести более
чем к одной части речи:
1) рассердит, 2) сердит, 3) поразит,
4) подвиг, 5) смог?
(А) 3, 5; (Б) 2, 3, 5; (В) 2, 4, 5; (Г) 2, 3, 4, 5; (Д)
все.
28. Как правильно обратиться к
незнакомому человеку в Испании?
(А) пан; (Б) сеньор; (В) месье;
(Г) мистер; (Д) дон.
29. Сколько различных смыслов имеет
предложение:
Родные тетки ждали дядю Игоря?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
30. Даны латинские слова и их
переводы на русский язык:
amo — я люблю, amat — он любит,
invitor — меня приглашают, invitaris — тебя приглашают,
rogas — ты просишь, rogatur — его просят.
Как будет по-латыни тебя любят, я
прошу, он приглашает?
(A) amas, rogo, invitat; (Б) amaris, rogo, invitat; (В) amaris,
rogor, invitas; (Г) amaris, rogat, invitatur; (Д) amaris, rogo, invito.
8 - 9-е классы
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Зуб болел все сильнее, и Витя...…
пошел к зубному врачу.
Как же Витя пошел лечить зуб?
(А) скребя сердце; (Б) скрепя
сердце; (В) скрипя сердцем; (Г) скривя
сердце; (Д) скрипя в сердце.
2. Сколько неверно написанных слов
в списке:
клеющий, бреющий, будующий,
пресмыкающее, думающий?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
3. В результате соединения каких
частей речи получилось имя доктора Айболита?
(А) наречие + глагол; (Б) наречие +
существительное; (В) междометие + глагол; (Г)
частица + глагол; (Д) существительное +
существительное.
4. Некоторые устойчивые
словосочетания «помещают» животных в
определенные места: [чувствовать себя] как рыба
в воде, [бежать] как крыса с тонущего корабля
и т.п. Вот пять животных: белка, слон, собака,
синица, журавль – и пять мест:
1) в руках, 2) в небе, 3) на сене, 4) в
колесе, 5) в посудной лавке.
Расположите места в том порядке, в каком идут
соответствующие им животные (например, ответ (А)
означает, что белке соответствует «в руках»,
слону – «в посудной лавке» и т.д.).
(А) 1–5–2–3–4; (Б) 3–5–2–4–1; (В)
4–1–2–5–3; (Г) 4–5–3–1–2; (Д) 5–4–1–3–2.
5. Согласно известной
математической шутке такая крыса, которая
бегает по углам и делит угол пополам, – это:
(А) бисектрисса; (Б) биссектрисса;
(В) бисектриса; (Г) бесектриса; (Д) биссектриса.
6. Кто написал сказку, название
которой здесь зашифровано?
(А) Чуковский; (Б) Маршак; (В)
Носов; (Г) Волков; (Д) Драгунский.
7. Исключите слово, которое
принадлежит не к той категории поэтических
терминов, что все остальные слова:
(А) ямб; (Б) эпиграмма; (В) амфибрахий;
(Г) гекзаметр; (Д) хорей.
8. В каких предложениях казалось
и кажется являются вводными словами и
требуют обособления?
1. Казалось все словно застыло.
2. Все казалось словно застыло.
3. Мне все кажется, что я здесь уже был.
4. Он кажется тут лишний.
5. Он тут кажется лишним.
(А) во всех; (Б) в 1, 2, 4; (В) в 2, 4; (Г) в 4; (Д) в
1, 4.
9. Какова форма единственного числа
именительного падежа существительного ножищи?
(А) ножище; (Б) ножища; (В) ножищ;
(Г) слово употребляется только во мн. числе;
(Д) ножище или ножища в зависимости от
значения слова.
10. Какие слова из списка: марена,
мурена, морена, сардинка, сурдинка, сарделька,
сурепка – являются названиями рыб?
(А) марена, сурдинка, сурепка; (Б) мурена,
сардинка; (В) морена, сардинка, сарделька; (Г)
морена, сурдинка; (Д) мурена, сардинка,
сурепка.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Какое слово образовано не так,
как остальные?
(А) лоботряс; (Б) сердцеед; (В) зубоскал;
(Г) лизоблюд; (Д) людоед.
12. Как правильно сказать?
(А) надеть оба туфля; (Б) надеть обе
туфли; (В) одеть оба туфля; (Г) одеть обе
туфли; (Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не верен.
13. Все приведенные ниже слова –
устаревшие, но четыре устарели по одной причине,
а одно – по другой. Какое?
(А) боярин; (Б) вече; (В) армяк;
(Г) ямщик; (Д) чело.
14. Какое слово надо подставить
вместо многоточия во фразу: Нас не устраивает
уровень двусторонних отношений наших стран, и мы
сделаем все для его ...?
(А) активизации; (Б) усиления; (В) укрепления;
(Г) улучшения; (Д) повышения.
15. Вот названия некоторых частей
дома (усадьбы):
1) ворота, 2) крыльцо, 3)
крыша, 4) окно, 5) наличник, 6) чердак,
7) черепица.
Какие из них исторически являются
однокоренными с названиями частей тела?
(А) 1, 5; (Б) 1, 4, 5, 7; (В) 2, 4, 5, 7; (Г) 1,
2, 4, 5, 7; (Д) 2, 3, 4, 5, 7.
16. Как можно прочитать «1,5» в
предложении: Дождь лил в течение 1,5 суток?
(А) полтора; (Б) полторы; (В) полутора;
(Г) полуторы; (Д) ни один из вариантов (А)–(Г)
не подходит.
17. Какое словосочетание нужно
поставить вместо пропуска во фразу:
Это был _________, как медвежонок?
(А) некто иной; (Б) не кто иной; (В)
кто не иной; (Г) ни кто иной; (Д) никто иной.
18. Выберите фразу, где нет
орфографических ошибок:
(А) Непогашенная конфорка стала
причиной инцедента.
(Б) Непогашеная комфорка стала причиной
инцидента.
(В) Непогашеная конфорка стала причиной
инциндента.
(Г) Не погашенная конфорка стала причиной
инцедента.
(Д) Непогашенная конфорка стала причиной
инцидента.
19. Первыми космонавтами Индии
(И), Венгрии (В), Франции (Ф) и Германии (Г)
были Берталан Фаркаш (1), Зигмунд Йен (2), Ракеш
Шарма (3) и Жан Лу Кретьен (4). Выберите правильное
соответствие космонавтов их родным странам:
(А) И2, В1, Ф4, Г3; (Б) И3, В1, Ф4, Г2; (В) И3, В1,
Ф2, Г4; (Г) И1, В4, Ф3, Г2; (Д) И3, В2, Ф4, Г1.
20. Неделю длится русская Масленица,
и каждый день ее замечателен по-своему. В среду –
«лакомку» – едят блины да кулебяки, в пятницу –
«тещины посиделки» в гостях у матери жены, а в
субботу – тоже посиделки, но уже у золовки. Кого
же по традиции надо навестить вечером
масленичной субботы?
(А) сестру мужа; (Б) сестру жены;
(В) жену брата; (Г) сестру матери; (Д) мать
мужа.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Сколько общих звуков в словах свой
и овсяный?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
22. Какие из названий головных
уборов русские по происхождению:
1) панама, 2) шапокляк, 3) цилиндр,
4) бейсболка, 5) сомбреро, 6) берет,
7) треуголка, 8) шапка, 9) ушанка?
(А) 1, 4, 6, 7, 8, 9; (Б) 1, 6, 7, 8, 9; (В) 6, 7, 8, 9; (Г)
7, 8, 9; (Д) 7, 9.
23. Какие из перечисленных глаголов
относятся к первому спряжению:
1) захотеть, 2) вертеть, 3) выбежать,
4) подержать, 5) прочитать, 6) грести?
(А) 5, 6; (Б) 1, 2, 5, 6; (В) 1, 2,
3, 5, 6; (Г) 3, 4; (Д) 1, 5, 6.
24. В каких словах выделяется
окончание -ий:
1) меньший, 2) вороний, 3) тихий,
4) учений, 5) не убий?
(А) 1, 2, 3; (Б) во всех; (В) 1, 3, 5;
(Г) 1, 3, 4; (Д) 1, 3.
25. Сколько различных смыслов имеет
предложение
Для дочери Нины Игорь принес новые
учебники и словари?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
26. Сколько слов/словосочетаний
написано неправильно: пол-задачи, в пол-оборота,
пол Москвы, вполудреме, не два не полтора?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
27. Даны предложения:
1) Живя за границей, она постоянно
испытывала ностальгию по родине.
2) Будучи истинным патриотом родины, он не
покинул Россию.
3) Пожилая старушка села на скамейку.
4) Этот футболист – настоящий патриот своего
клуба.
Укажите все предложения, содержащие
ошибки в употреблении слов.
(А) 1; (Б) 3; (В) 1, 3; (Г) 1, 2, 3; (Д) 1, 2,
3, 4.
28. Даны предложения:
1) Занятия проводятся согласно
расписания.
2) Этот стадион расположен в тридцати минут езды
от города.
3) Никому не секрет, что Сергей пишет стихи.
4) Вопреки ожиданиям Андрей отлично выступил.
Укажите все предложения, содержащие
ошибки в употреблении падежной формы.
(А) 2; (Б) 2, 3; (В) 1, 2, 3; (Г) все
предложения содержат ошибки; (Д) ни одно из
предложений не содержит ошибок.
29. Даны соответствующие друг другу
слова двух родственных языков – русские и
сербскохорватские: лев – лав, снег –
снег, размер – размер, ветер – ветар, грозен
– грозан. Как будет по-сербскохорватски век и
борец?
(А) век, борец; (Б) век, борац; (В) вак,
борец; (Г) вак, борац; (Д) век, барац.
30. Ознакомьтесь с предложениями на
японском языке и их переводами:
хэя-ни хаха-га иру — в комнате
находится мама
хэя-ни цукуэ-га ару — в комнате находится стол
нива-ни икэ-га ару — во дворе находится пруд
нива-ни нэко-га иру — во дворе находится кошка
икэ-ни сакана-га иру — в пруду находится рыбка.
Как переводится на японский язык
предложение: в комнате находится собака, –
если известно, что по-японски собака — ину:
(А) ину-ни хэя-га иру; (Б) хэя-га ину-ни
ару; (В) хэя-ни ину-га иру; (Г) хэя-ни ину-га ару;
(Д) хэя-ни ину-ни иру.
10–11-е классы
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Во фразе Есть в три горла
слово три означает ‘много’, а во фразе У
него все образование – три класса и коридор –
‘мало’. А в каких из этих пяти примеров три
означает ‘много’: 1) в трех соснах,
2) в три ручья, 3) в три шеи,
4) в три погибели, 5) втридорога?
(А) во всех; (Б) во всех,
кроме 1; (В) в 2; (Г) в 3 и 4;
(Д) в 2 и 4.
2. Сказуемое во фразе: Вовочка
слинял с уроков – это:
(А) архаизм; (Б) жаргонизм;
(В) латинизм; (Г) просторечное слово;
(Д) диалектизм?
3. В известной математической шутке
некая кривая определяется как «окружность,
вписанная в квадрат 3 на 4». Эта кривая на самом
деле называется:
(А) эллипс; (Б) элипс; (В) эллепс;
(Г) эллибз; (Д) эллебс?
4. Начался концерт. Прошло 5
минут, и прозвучала известная мелодия. После
концерта пять слушателей рассказали об этом так:
1) Через пять минут прозвучала
мелодия.
2) Пятью минутами позже прозвучала мелодия.
3) Пятью минутами спустя прозвучала мелодия.
4) Пять минут спустя прозвучала мелодия.
5) Спустя пять минут прозвучала мелодия.
Кто из них построил фразу правильно?
(А) все; (Б) все, кроме 3; (В)
все, кроме 2, 3; (Г) все, кроме
3, 4; (Д) 1, 5.
5. Пословица: Рука руку
оканчивается глаголом:
(А) кроет; (Б) мажет; (В) моет;
(Г) тянет; (Д) манит?
6. В каких словах из приведенных на
месте пропуска пишется -уу-:
1) опосс…_м, 2) индивид_…м, 3) уник_…м,
4) постскрипт…_м, (5) вак…_м?
(А) 1, 2, 5; (Б) 2, 5; (В) 2,
4, 5; (Г) 1, 2; (Д) 3, 5.
7. Посмотрите на список слов:
1) распетушиться, 2) съежиться,
3) ишачить, 4) обезьянничать, 5)
ощениться, 6) проворонить, 7) насвинячить,
8) присобачить, 9) окрыситься, 10)
опороситься.
Какие из них не означают ‘вести
себя, как существо, обозначенное корнем слова’?
(А) 5, 9, 10; (Б) 5, 10; (В) 6,
8; (Г) 5, 6, 8, 9, 10; (Д) 5, 6,
8, 10.
8. Вот шесть слов:
1) очевидно, 2) заочный, 3) воочию,
4) разочароваться, 5) очутиться, 6)
очки.
Какие из них исторически произошли от
общего корня?
(А) все; (Б) все, кроме 5; (В)
все, кроме 5, 6; (Г) все, кроме
2, 5, 6; (Д) все, кроме 4, 5.
9. Кто написал роман, название
которого здесь зашифровано?
(А) Булгаков; (Б) Достоевский;
(В) Толстой; (Г) Тургенев; (Д) Гончаров.
10. Даны четыре фразы:
Однако (1) я скрывать не стану.
Не стану я скрывать (2) однако.
Скрывать (3) однако (4) я не стану.
Ты скрыл (5) однако (6) я не скрою.
Где в местах, отмеченных цифрами, нужна
запятая?
(А) везде; (Б) 1, 5; (В) 2, 3,
4; (Г) 2, 3, 4, 5; (Д) 2, 3, 4,
6.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Каждое из пяти приведенных ниже
слов употреблено в прямом и переносном
значениях. В каком из слов перенос значения
произошел не по тому признаку, что во всех
остальных?
(А) колокольчик (звенит колокольчик
– цветет колокольчик);
(Б) класс (дружный класс –
просторный класс);
(В) шапка (вязаная шапка – шапка
снега);
(Г) яблоко (вкусное яблоко –
глазное яблоко);
(Д) игла (швейная игла – сосновая
игла).
12. В ряду тетрадь, тетраэдр,
терраса, квартет, квартал, квадрат, четверг
между всеми словами, кроме одного, есть некая
смысловая связь. Какое же слово лишнее?
(А) квадрат; (Б) тетрадь; (В) тетраэдр;
(Г) терраса; (Д) четверг.
13. Даны слова: 1) оптимальные;
2) самые оптимальные; 3) наилучшие;
4) самые наилучшие; 5) самые хорошие.
Какие из них можно подставить вместо пропуска во
фразу: Для работы были созданы _______ условия?
(А) все; (Б) 2, 4, 5; (В) 3,
4, 5; (Г) 1, 3, 5; (Д) 1, 3, 4, 5.
14. Какое из данных мужских имен,
имеющих общее происхождение, распространено
только в Венгрии?
(А) Чарлз; (Б) Карл; (В) Карой;
(Г) Карло; (Д) Шарль.
15. Какая из частиц указывает на
голландскую фамилию?
(А) Мак; (Б) О’; (В) бен; (Г)
ван; (Д) фон.
16. История неразрывно связала
некоторые имена и понятия: геростратова слава,
пиррова победа.… Вот шесть имен:
Ахиллес, Геркулес, Дамокл, Прокруст,
Сизиф, Эзоп.
А вот восемь понятий:
1) труд, 2) язык, 3) каша, 4)
кинжал, 5) ложе, 6) столбы, 7) пята,
8) меч.
Какие из восьми понятий не связаны
ни с одним из шести имен?
(А) 6, 8; (Б) 4, 6; (В) 3, 4;
(Г) 3, 8; (Д) 4, 2.
17. Депутат Сидоров на выборах в
городское собрание набрал 7245 голосов. Сколькими
голосами он был избран?
(А) семь тысяч двести сорока пятью;
(Б) семью тысячами двухстами сорока пятью;
(В) семи тысячами двумястами сорока пятью;
(Г) семью тысячами двумястами сорока пятью;
(Д) семью тысячами двести сорока пятью.
18. В слове документ ударение
должно ставиться на последний слог, а любое
другое ударение считается грубой ошибкой.
Найдите среди перечисленных слов все слова с
таким же свойством:
1) регламент, 2) аргумент, 3) инструмент,
4) орнамент, 5) ассортимент, 6) парламент.
(А) 2 и 3; (Б) 2, 3 и 5; (В) 2, 3, 4 и 5; (Г) все слова;
(Д) 2 и 5.
19. Выберите фразу, где нет
орфографических ошибок:
(А) Импрессарио посчитал условия
неприемлимыми и остался за рубежом.
(Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и
остался за рубежом.
(В) Импресарио посчитал условия неприемлимыми и
остался зарубежом.
(Г) Имприссарио посчитал условия неприемлимыми
и остался за рубежом.
(Д) Импресарио посчитал условия неприемлимыми и
остался за рубежом.
20. Какой тип придаточного
представлен в сложноподчиненном предложении:
Сергей стремился в Петербург, где
прошли годы его юности?
(А) присоединительное; (Б) места;
(В) изъяснительное; (Г) определительное;
(Д) причины.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Сколько раз встречаются звуки
[б], [п] и [в] в пословице Без труда не выловишь и
рыбку из пруда?
(А) [б] – 0, [п] – 2, [в] – 1;
(Б) [б] – 1, [п] – 2, [в] – 2;
(В) [б] – 1, [п] – 1, [в] – 1;
(Г) [б] – 2, [п] – 1, [в] – 1;
(Д) [б] – 2, [п] – 1, [в] – 0.
22. От какой основы слова или
псевдослова не могло бы произойти слово букашка?
(А) бука; (Б) *букан; (В) *букага;
(Г) *букаха; (Д) *букаша.
23. Какие из названий дней недели
нерусского происхождения?
(А) все русские; (Б) среда; (В)
четверг; (Г) суббота; (Д) среда и суббота.
24. Сколько различных смыслов имеет
предложение
Белые лилии и розы сменили обычные
ромашки?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
25. Определите род существительных топорище
и пожарище.
(А) оба мужского рода; (Б) оба
среднего рода;
(В) топорище – мужского рода, пожарище
– среднего рода;
(Г) топорище – среднего рода, пожарище
– мужского рода;
(Д) оба слова мужского или среднего рода в
зависимости от значения.
26. Некоторые слова пишутся слитно
или раздельно в зависимости от того, являются ли
они прилагательными или частью причастного
оборота. Например, допустимо как написание долгоживущий,
так и долго живущий. Найдите в списке еще одно
слово с тем же свойством.
(А) свежевымытый; (Б) легковоспламеняющийся;
(В) малозначительный; (Г) краснознаменный;
(Д) быстрорастворимый.
27. Современные русские фамилии
подчиняются правилам написания прилагательных.
Какие фамилии из следующего ряда нельзя считать
современными русскими по этому признаку: 1) Синицын,
2) Ельцин, 3) Живаго, 4) Дурново,
5) Польских?
(А) 3, 4; (Б) 2, 3, 4; (В) 3, 4, 5; (Г) 1,
2; (Д) 2, 3.
29. Даны японские слова в русской
транскрипции с переводами:
иэ-но нака-кара – из дома,
иэ-но нака-ни – в дом,
иэ-но соба дэ – у дома,
иэ-но соба-ни – к дому,
иэ-но усиро-дэ – за домом.
Как по-японски будет из-за дома?
(А) иэ-но усиро-ни; (Б) иэ-но
нака-дэ; (В) иэ-но кара-дэ; (Г) иэ-но
усиро-кара; (Д) иэ-но соба-кара.
30. Склонение какого из этих
существительных чем-то отличается от склонения
других:
(А) рука; (Б) борода; (В) нога;
(Г) голова; (Д) губа?
Авторы задач:
П.Аркадьев: 3 (3–5-е кл.), 30 (6–7-е кл.), 30
(8–9-е кл.), 28, 30 (10–11-е кл.).
К. Кноп – 5, 7, 9 (3–5-е кл.), 6, 25 (6–7-е
кл.), 5, 7, 19 (8–9-е кл.), 18, 26 (10–11-е кл.).
А. Кадыкова –10 (8–9-е кл.).
Л.Кандинский – 30 (3–5-е кл.)
Я. Миронов – 18 (8–9-е кл.), 19 (10–11-е
кл.).
А.Монастырский – 26 (8–9-е кл.).
Е. Муравенко – 8, 11, 12, 15, 16, 20, 24 (3–5-е
кл.), 1, 2, 7, 18, 19, 29 (6–7-е кл.), 6, 9, 12, 16, 21, 25, 27–29 (8–9-е
кл.), 4, 9, 11, 20, 21, 24, 25, 29 (10–11-е кл.).
Е. Муравенко и И. Рубанов – 4
(6–7-е кл.), 20 (8–9-е кл.).
Н.Муравенко – 3, 11 (6–7-е кл.), 13, 23 (8–9-е
кл.), 3, 6 (10–11-е кл.).
И. Рубанов – 1, 2, 4, 6, 21, 25, 29 (3–5-е кл.),
9, 20 (6–7-е кл.), 2, 14, 17 (8–9-е кл.), 2, 13, 17 (10–11-е кл.).
У. Синицына – 14, 26 (3–5-е кл.), 3 (8–9-е кл.).
Л. Федорова – 10, 13, 17–19, 22, 23, 27, 28 (3–5-е
кл.), 5, 8, 10, 12–17, 21-24, 26-28 (6–7-е кл.), 1, 4, 8, 11, 15, 22, 24
(8–9-е кл.), 1, 5, 7, 8, 10, 12, 14–16, 22, 23, 27 (10–11-е кл.).
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
3 - 5-е классы
1. Перечислим по алфавиту все
шесть трехбуквенных сочетаний, которые можно
составить из карточек с буквами В, Л, О: ВЛО, ВОЛ,
ЛВО, ЛОВ, ОВЛ, ОЛВ. Из них в русском языке имеют
смысл слова ВОЛ и ЛОВ. Ответ: (В).
2. Ответ: (Б) — слияние,
означает ‘объединение’.
Остальные слова не подходят. Сливание
и слитие — это ‘отливание’, ‘выливание’
или ‘соединение двух жидкостей в одном сосуде’.
Слово слив имеет те же значения плюс ‘лоток
для стока жидкости’ и появившееся совсем
недавно ‘преднамеренно допущенная утечка
информации’ (скажем, в грустном словосочетании
‘слив компромата’). А сливка — это вообще
‘маленькая слива’.
3. После твердых согласных, не
имеющих мягкой пары, а именно ж, ц, ш,
буква и обозначает звук [ы]. В приведенном
списке таких слов четыре: жир, цирк, шип,
дорожит. Ответ: (Г).
4. Со словом палка рифмуются
слова скалка и валко. Ответ: (В).
5. Розно — устаревшее ныне
наречие, означающее ‘врозь’, ‘порознь’,
‘поодиночке’. В. И. Даль приводит
поговорку: вместе тесно, розно тошно. В
современном языке сохранились однокоренные с
ним существительные рознь и розница. Но
даже если не вспомнить эти слова, можно
оттолкнуться от следующей строчки: обнимемся в
пути. Ответ: (В).
6. Следовало написать: Цыган
купил кроссовки. Значит, Вовочка сделал
три ошибки. Ответ: (Г).
Возможно, ошибки Вовочки — плод не
простой безграмотности, а неверных
умозаключений. Скажем, на написание «циган»
его могло навести смутное воспоминание о правиле
правописания жи и ши, а слово кроссовки
он мог ошибочно произвести не от слова кросс
(бег по пересеченной местности), а от слова красота.
Увы, дело Вовочки продолжили и многие участники
игры: в большинстве своем они считали, что
Вовочка сделал от 0 до 2 ошибок, и только один из
каждых шести дал верный ответ.
7. Если помнить, что жатва –
это уборка урожая (например, пшеницы), то
становится понятным, что правильный ответ — (Б)
или (В). А чтобы выбрать из этих двух ответов один,
достаточно сообразить, что исконно русское слово
жать появилось задолго до тракторов... Таким
образом, жать — это ‘срезать стебли злаков’.
Ответ: (В).
8. Возможно использование двух
форм сравнительной степени прилагательного слабый:
простой, образуемой с помощью суффикса -ее от
основы прилагательного (слабее), и составной,
образуемой сочетанием вспомогательного слова более
с исходной формой прилагательного (более
слабый), в данном контексте — в твор. падеже мн.
числа (более слабыми). Одновременное
применение суффикса и слова более (более
слабее) — грубая ошибка, а вариант слабже –
сугубо просторечный. Ответ: (В).
9. Джунгли, ельник, бор и
дубрава — это разновидности леса, т. е. эти
слова означают множество деревьев, тогда как луг
– участок, покрытый травянистой
растительностью. Ответ: (Г).
Ответ джунгли, который выбрали
больше четверти участников, мы не засчитывали –
хотя бы потому, что в тропиках, кроме джунглей,
бывают и луга (например, в горах).
10. Правильный вариант — жвачка.
Ответ: (Г).
Правописание этого слова надо знать,
искать подсказку в произношении – ложный путь.
Действительно, между согласными [ж] и [в]
присутствует гласный призвук неопределенного
качества; более всего он напоминает гласный [ы],
что могло бы оправдать вариант (Д) жывачка, но
по известному правилу [жы] и [шы] пишутся с буквой и,
что делает более обоснованным вариант (В) живачка.
Если же пытаться искать проверочные слова, можно
(что и сделали больше трети участников) прийти к
варианту (А) (жевачка – жеваный, типа реветь
– рев, зареванный) или к варианту Б (жувачка –
жуй). Однако все эти варианты ошибочны. На самом
деле в корне имеются исторические чередования: -ев-
(жевать) / -у- (жуй) и -е- (жевать) /
–Ж– (жвачный, жвачка).
11. Использован следующий способ
кодирования: звонкие согласные заменяются
соответствующими глухими, а глухие — звонкими;
буква л заменяется на р, буква м — на н
(и наоборот); гласные а, о, у, э, ы
заменяются соответственно на я, ё, ю, е,
и (и наоборот). В результате Крокодил Гена
заменяется на Глёгётыр Кэмя. Ответ: (Д).
12. Прочитаем ребус, используя
правила расшифровки ребусов: в О Р О на И лис(т)
(л)ица. Басню «Ворона и лисица» написал И. А.
Крылов. Ответ: (Б).
13. Единственного числа не имеют
существительные: бигуди, жалюзи, санки,
каникулы. Для остальных существительных
формами единственного числа будут: око, ус,
лыжа, конек. Ответ: (Г).
14. Слово гурьба —
разговорный синоним слова толпа, слово орава
— просторечие с тем же значением; слова стадо
и стая служат для обозначения групп животных
одного вида. Ответ: (Б).
15. В первом предложении ошибка в
выборе формы числительного оба: следует
говорить обеих школ, согласуя числительное с
существительным в женском роде. Во втором
предложении ошибка в образовании формы 3-го лица
ед. числа глагола зажечься: следует говорить зажжётся.
В третьем предложении ошибка в образовании
деепричастия — от глагола несовершенного вида слушать
деепричастие образуется с помощью суффикса -я:
слушая. Таким образом, все три предложения
содержат ошибки. Ответ: (Д).
16. Буран, вьюга, метель и пурга
— синонимы, они означают зимнее ненастье,
снежную бурю. Ураган же специально не связан
ни с зимой, ни со снегом; это ветер разрушительной
силы, который может возникнуть в любое время
года. Ответ: (Б).
17. Не родственны слову стол
два слова: столько и столетник. Столько
исторически связано с только, толика (ср. малая
толика); столетник образован от слов сто
и лет. Остальные слова происходят от корня стол
и связаны с ним по смыслу. Ответ: (Г).
18. Различия в написании корней
связаны с историческим чередованием и/е: висеть/вешать.
Ответ: (Б).
19. Рыбак рыбака видит издалека.
Ответ: (Б).
Верный ответ набрал лишь немногим
больше 21% голосов, а самым популярным (28%) был
ответ дурак дурака! Еще сложнее оказались
другие задачи на знание устойчивых
словосочетаний: 22 (10% верных ответов), 23 (18%), 24
(меньше 14%).
20. Ложь и тушь —
существительные женского рода 3-го склонения, плачь
— форма повелительного наклонения глагола плакать,
а вот слов *тучь и *душь в русском языке
нет. Ответ: (В).
21. Все перечисленные в вопросе
имена произошли, как и русское имя Иван, от
древнееврейского имени Йоханан, означающего
‘Бог помиловал’. Иоанн — это его
древнерусская форма, имя Ян присуще
польскому, чешскому и некоторым другим
западнославянским языкам, Жан — французское
имя, Юхан — шведское, а испанский вариант — Хуан
(вспомним, например, нынешнего испанского короля Хуана
Карлоса I или недавнего президента
Международного олимпийского комитета Хуана
Антонио Самаранча). Ответ: (Г).
22. Они друг с другом на короткой
ноге. Еще говорят: накоротке, коротко
сошлись. На короткой ноге буквально
значит ‘в шаге друг от друга’, фразеологизм
подчеркивает отсутствие дистанции. Другой
фразеологизм — на равной ноге — также
говорит об отношениях, вернее, об отсутствии
иерархических отношений. Остальные
словосочетания не фразеологичны. Ответ: (Б).
23. Известны фразеологические
сочетания: показать кузькину мать, бить как
сидорову козу, куда Макар телят не гонял, а
также стало устойчивым название басни И. А.
Крылова «Демьянова уха». Ответ: (Б).
24. Антонимом к слову легкий
будет серьезный в сочетании со словом музыка.
Для других значений прилагательного легкий
находим другие антонимы: легкий чемодан —
тяжелый чемодан, легкий урок — трудный урок,
легкий ветер — сильный ветер, легкий мужчина —
грузный мужчина. Ответ: (Г).
25. Виктор — имя латинского
происхождения. Латинское слово victor значит
‘победитель’. Ответ: (А).
26. При определении рода
несклоняемых существительных помогает их
отнесение к одушевленным или неодушевленным.
Бoльшая часть неодушевленных относится к
среднему роду (кашне, пальто), исключением
является слово кофе (м. р.); одушевленные, как
правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе,
какаду). Ответ: (Г).
27. От названий частей
человеческого тела не происходят следующие
из перечисленных в условии слов: подворотня
(под воротами), намордник (на морде), лапник
(еловые «лапы», т. е. пушистые ветки, похожие на
лапы животного), прохвост. Морда, лапы, хвост
— части тела животного, а не человека, причем
слово прохвост не имеет отношения даже и к
хвосту, старинная форма этого слова — профос
(от нем. Profoss, обозначавшего смотрителя за
арестованными солдатами, приводившего в
исполнение приговоры о телесном наказании). Ответ:
(Г).
28. Кило не образовано по данной
модели (и не могло бы быть образовано: *кить
отсутствует в языке); кило со значением ‘1000’
пришло к нам из греческого. Пить явно по
смыслу не связано с пилой; пила – древнее
заимствование из германских языков. Слово жало
связано с глаголом жалить, а не жать.
Сложнее со словом крыло. По форме оно могло бы
быть образовано от слова крыть, однако
происхождение слов крыть и крыло разное,
да и по смыслу их связать не просто.
Первоначально слово крыло имело вид крило,
и лишь позже в русском языке возникла форма крыло
под воздействием слова крыть. Ответ: (Г).
29. Активизировать, усиливать,
укреплять и улучшать можно сами отношения, а вот
их уровень можно только повышать. Ответ:
(Д).
30. Сравнивая данные в условии
формы, выделяем корни (salv- – спасать, parl- —
говорить, cant- — петь) и окончания (-are —
инфинитив, -o — 1-е л. ед. ч., -i — 2-е л.
ед. ч.). Таким образом, петь — cantare, спасаешь
— salvi. Ответ: (В).
6 - 7 классы
1. См. решение задачи 16 для 3–5-х
классов.
2. Запишем транскрипцию данных
слов: серп — [с’эрп], перс — [п’эрс]. Ясно,
что общих звуков в этих словах два: [э] и [р]. Звуки
[п] и [п’], [с] и [с’] различаются
твердостью/мягкостью. Ответ: (В).
3. Во всех данных сочетаниях
используется форма родительного падежа
множественного числа существительных мужского
рода. Стандартное окончание этой формы — -ов
(пара носков), однако в некоторых случаях
нормативным является нулевое окончание (без
чулок, нет солдат, двести ампер, группа грузин). Ответ:
(Б).
4. В данной фразе вместо
многоточия следует поставить прямое дополнение,
т. е. форму в винительном падеже. Варианты (А),
(Б) и (Г) не подходят, так как представленные в них
сочетания могут выступать только в роли
подлежащих (форма винительного падежа
одушевленных существительных и согласуемых с
ними числительных совпадает с формой
родительного падежа). Вариант (Д) не подходит, так
как собирательное числительное трое не
сочетается с существительным женского рода. Ответ:
(В).
5. Междометие Ого-го!
означает высокую степень удивления (как правило,
чем-то большим или множеством чего-то). Эхе-хе
обычно выражает самодовольство, Эх! —
возглас досады или решимости (Эх, была не была!),
Эге-гей! — удали, Ай! — неожиданности,
чаще неприятной. Ответ: (А)
6. Пава – это самка павлина. В
переносном значении слово употребляется по
отношению к женщине с величавой осанкой и
плавной походкой; помните, как у Пушкина описана
царевна: А сама-то величава, выступает, будто
пава... Ответ: (Г).
Правильный ответ выбрали около 34%
участников. А почти все остальные выбрали
корабли с лодочками, решив, очевидно, что если
что-то плывет, то оно – плавсредство.
7. Прочитаем ребус, пользуясь
правилами расшифровки ребусов: с Н Е Ж на Я коро(на)
Л Е в А. Сказку «Снежная королева» написал
Ханс Кристиан Андерсен. Ответ: (А).
8. Все слова имеют общий корень пех-/пеш-
и связаны по происхождению со значением
‘пеший’, ‘не всадник’. Ответ: (Д).
Слова пешка — ‘слабейшая из
шахматных фигур’ и опешить —
‘растеряться от неожиданности’ сформировались
под влиянием старинного противопоставления пеший
– конный, где всадник олицетворял хозяина,
господина, рыцаря, а пеший – слугу, холопа,
рядового. В частности, опешить первоначально
означало ‘лишиться коня’.
9. В русском языке есть слова удел,
отдел, передел, надел, задел, вдел
(нитку в иголку), раздел, продел, но нет
слов сдел, додел, подел. Ответ: (Г).
10. Возможны наречные сочетания: на
ходу, на бегу, на скаку, на плаву, на весу.
Сочетание на парy (варить) — не от глагола парuть
(держаться в воздухе на неподвижно раскинутых
крыльях), а от существительного пар. Ответ:
(Г).
11. Особенностью склонения
сложных числительных является наличие двух
окончаний. Ответ: (А).
12. Во весь опор может скакать
лошадь; без задних ног (т. е. крепко) — спят; так
что за ушами трещит (жадно) — едят. А вот про
зайца можно сказать: заяц мчится сломя голову;
как угорелый. Ответ: (Д).
А около 48% участников, выбравших
ответы (А), (Б) и (Г), считают, что заяц может мчаться
без задних ног: очевидно, только на двух
передних! Интересно, как они представляют себе
технику такого бега?
13. Можно сказать под Бородином,
под селом Бородино. Ответ: (Г).
14. В слове целковый,
исторически связанном с целый, в корне
пишется е; проверить ударением можно
также е в слове лицеист (лицeй). В
окончаниях после ц пишется ы (бледнолицый).
А вот в корне после ц звук [ы] обозначается
буквой и: лекций, панцирь, цирюльник. Ответ:
(Д).
15. В сочетании знать назубок
слитное написание обусловлено переносным
значением (в выражении попробовать на зуб/на
зубок с прямым значением написание
раздельное). Остальные словосочетания
употребляются в прямом значении и пишутся с на раздельно.
Ответ: (Б).
16. Во всех словах, кроме (Б),
отношения между корнями строятся по общей
модели: объект действия + действие; волкодав
— ‘тот, кто давит волка’, козодой — ‘тот,
кто доит козу’ (мифологическое объяснение
названия птицы), короед — ‘тот, кто ест
кору’, шелкопряд — ‘тот, кто прядет шелк’. И
только в слове носорог отношения иные: ‘тот,
у кого рог как нос’ (аналогичное по модели — лирохвост).
Ответ: (Б).
17. Наплевательское отношение
может быть к чему-либо, например, к делу; между
людьми отношения могут быть натянутые или напряженные,
можно их описать и фразеологизмом между нами
черная кошка пробежала; а надутые и нахмуренные —
это щеки и брови или выражение лица от огорчения
или обиды. Ответ: (Д).
18. Перечислим по алфавиту все
шесть трехбуквенных сочетаний, которые можно
составить из карточек с буквами А, Б, Р: АБР, АРБ,
БАР, БРА, РБА, РАБ. Среди них мы видим три
существительных в словарной форме (в форме
именительного падежа единственного числа): бар,
бра, раб. Ответ: (Г).
19. У слова батарей окончание
нулевое, тогда как у остальных приведенных слов
окончание -ей. Ответ: (Б).
20. Все перечисленные в вопросе
имена произошли, как и русское имя Иван, от
древнееврейского имени Йоханан, означающего
‘Бог помиловал’. Жоан — это его
португальская форма, имя Ян присуще
польскому, чешскому и некоторым другим
западнославянским языкам, Жан — французское
имя, Юхан — шведское, а испанский вариант — Хуан
(вспомним, например, нынешнего испанского короля Хуана
Карлоса I или недавнего президента
Международного олимпийского комитета Хуана
Антонио Самаранча). Ответ: (Г).
21. Русские названия обуви имеют
прозрачную словообразовательную структуру: босоножки
— ‘обувь для босых ног’, чешки — ‘чешские
тапочки’, валенки — ‘валяная обувь’.
Обрусевшие ботинки, как и родственные им боты,
— заимствования (фр. botte — сапог), так же, как и
бутсы (англ. boots — ботинки), которые в
русском языке удвоили окончание множественного
числа. Сандалии, как известно, носили еще в
Древнем Риме. Ответ: (Д).
22. Ощениться и опороситься
— ‘родить детенышей’, о собаке и свинье
соответственно. Присобачить — ‘пристроить
кое-как’, к собаке отношения не имеет вовсе. Проворонить:
‘упустить что-либо, отвлекшись, «считая ворон»’.
Все остальные слова имеют значение, описанное
формулой: ‘вести себя так, как животное,
обозначенное в корне’. Правда, слово
проворонить можно истолковать и по-другому:
‘раззявить рот, как ворона, упустившая сыр’, —
тогда и оно укладывается в общую схему. Но при
таком его толковании правильным был бы ответ «5, 8,
10», отсутствующий в списке ответов. Ответ: (Д).
23. По-русски невозможно сказать жирный
день, жирная мина (хотя во французском
существует Mardi gras — ‘жирный вторник’,
праздничный день, когда едят жирное). Мина, в
отличие от физиономии, — выражение лица, а не
лицо; она может быть постной, кислой в переносном
смысле; у слова же жирный нет подходящего
переносного значения. Ответ: (В).
24. Только в одном случае из
приведенных можно образовать слова с обеими
приставками по- и под-: повернуться (и
уйти) и подвернуться (под руку). В остальных
случаях приставка под- невозможна. Ответ:
(Д).
25. Значение ‘шутка, анекдот’
хорошо известно, но не входит в состав русского литературного
языка. Поэтому единственный правильный
ответ — свая, вколоченная в землю. Именно в
этом значении слово прикол употребляется в
устойчивом словосочетании поставить [судно]
на прикол. Ответ: (Б).
26. Горница входит в ряд
названий помещений, образованных по одной модели
— с помощью суффикса -иц(а) от прилагательных:
темный – темница, светлый — светлица,
горний — горница, т. е. верхняя комната,
от корня гор- со значением ‘верх’ (ср.
устаревш. очи горе, очи долу; и горний
ангелов полет у Пушкина). Ответ: (Г).
27. Сердит — краткое
прилагательное (Брат на меня сердuт) и глагол
в 3-м л. ед. числа наст. времени (Дочка часто
сeрдит мать своим непослушанием). Подвиг —
существительное и глагол в м. р. ед. ч. прош.
времени (Этот пример подвuг его на новые
свершения). Смог — кроме очевидного
глагола еще и существительное (Над городом
навис смог). Глагол поразит лишь по
звучанию совпадает с существительным паразит.
Рассердит — только глагол. Ответ: (В).
Здесь представлены омонимы разных
типов: сердит и подвиг — омографы, не
различаются на письме, но различаются в
произношении; поразит и паразит — омофоны,
не различаются в произношении, но различаются на
письме; две формы разных слов смог совпадают
и на письме, и в произношении, их называют омоформами.
«Изюминка» задачи состояла в необходимости
отделить омографы и омоформы, удовлетворяющие ее
условию, от омофонов, не удовлетворяющих ему. Это
сумела сделать только пятая часть участников.
28. Пан — обращение, принятое на
Украине, в Польше, Чехии и т.д., обращение месье —
французское, мистер — английское.
Обращения дон и сеньор — испанские, но дон
применяется в сочетании с именем собственным (дон
Кихот, дон Карлос), а при обращении к
незнакомому человеку используется слово сеньор.
Ответ: (Б).
29. Данное предложение содержит
два неоднозначных фрагмента: 1) родные тетки
— родные (чьи?) тетки или тетки (какие?)
родные; 2) дядю (чьего?) Игоря или ‘дядю
по имени Игорь’. Различные сочетания этих
смыслов дают 2х2 = 4 разных понимания данного
предложения. Ответ: (Г).
30. Латинские слова делятся на
корни: am- ‘любить’, invit- ‘приглашать’, rog-
‘просить’ — и окончания: -o — 1-е л. ед. ч.
действ. зал., -at — 3-е л. ед. ч. действ. зал., -or
— 1-е л. ед. ч. страд. зал., -aris — 2-е л. ед. ч.
страд. зал., -as — 2-е л. ед. ч. действ. зал., -tur
— 3-е л. ед. ч. страд. зал. Латинский действительный
залог переводится на русский язык двусоставным
предложением, в котором местоимение является
подлежащим, а латинский страдательный залог —
обобщенно-личным предложением, в котором
местоимение выступает в роли прямого дополнения.
Таким образом, тебя любят — amaris, я прошу —
rogo, он приглашает — invitat. Ответ: (Б).
Продолжение следует
|