АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Н.А.ШАПИРО,
г.Москва
Продолжение. См. № 34, 35/2002
Учимся размышлять
3
Работая над сочинением, автор решает
сразу множество задач: он должен сделать
содержание умным и интересным, логично и
правильно выстроить текст, продемонстрировать
богатство словаря и владение разнообразными
синтаксическими конструкциями. Каждым из умений
надо бы заниматься по отдельности. Остановимся
на структуре текста.
Когда мы ощущаем, что рассуждение
построено неправильно? Когда подряд идут
отвлеченные идеи, не подкрепленные примерами,
доказательствами (в рецензии на сочинение по
литературе мы в таком случае пишем: «Нет опоры на
текст»); когда доказательства как будто бы есть,
но по существу они ничего не доказывают или
доказывают совсем не только что высказанную
мысль, а какую-то другую (наша реакция –
«нарушена логика»); когда в начале работы
сформулирован общий тезис, а весь остальной
текст – череда конкретных фактов, случаев,
эпизодов (мы можем заключить: «Пересказ вместо
анализа»); когда каждая высказанная мысль
доказана, но связь между мыслями непонятна и
текст воспринимается как набор фрагментов; когда
основной текст не полностью соответствует
сформулированной во вступлении задаче,
неоправданно сужая или расширяя ее, и т.д.
Подобные ошибки очень часты в
ученических работах, но они обычно сочетаются с
недостатками содержательными, речевыми и проч.,
поэтому при анализе сочинений структурным
проблемам трудно уделять достаточное внимание.
Стоит добавить к привычным видам
деятельности еще один, очень полезный – анализ и
исправление неправильно построенных чужих
текстов.
К сожалению, богатые возможности для
наблюдений над неправильно построенными
текстами открывают перед нами некоторые
школьные учебники. Не побоимся предложить
ученикам внимательно прочесть отдельные
страницы и осознать, что в них не так. Например, в
«Общей биологии» для 10–11-х классов во вступлении
к главе «Химический состав клетки» читаем: В
живых организмах содержится большое количество
химических элементов. Они образуют два класса
соединений – органические и неорганические.
Химические соединения, основой
строения которых являются атомы углерода,
составляют отличительный признак живого. Эти
соединения называются органическими.
Органические соединения чрезвычайно
многообразны, но только четыре класса их имеют
всеобщее биологическое значение: белки,
нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды.
Нетрудно видеть, что здесь явно не
хватает слов о неорганических соединениях,
которым будет посвящен первый параграф этой
главы.
А вот фрагмент из учебника по русскому
языку для 9-го класса.
Спонсор публикации статьи: школа английского языка Speak Up, работающая по методике, разработанной международной командой специалистов Лондонского Лингафонного института. Эта инновационная методика обучения, основанная на максимальном погружении учащихся в языковую среду, признана одной из наиболее эффективных на сегодняшний день. Современные инновационные технологии изучения языка, применяемые преподавателями школы, позволяют студентам уже с самых первых занятий читать, писать и говорить на английском. Чтобы начать обучение английскому в школе Speak Up, необходимо предварительно пройти тестирование на определение уровня владения языком, записаться на которое можно как по телефону, так и подав on-line заявку. На основе результатов теста консультанты школы подберут наиболее оптимальную для Вас программу обучения и рассчитают ее стоимость. Кроме того, на сайте по адресу: http://spk-up.ru/speak.html можно записаться на бесплатное демо-занятие.
Понятие сложносочиненного
предложения
Из предыдущих параграфов вы уже
получили представление о сложносочиненном
предложении. Углубим теперь эти сведения.
1. Сложносочиненными называются такие сложные
предложения, предикативные части которых
связаны между собой интонацией и сочинительными
союзами.
2. Связь предикативных частей в составе сложного
предложения передается с помощью: а)
сочинительных союзов; б) интонации...
Налицо имитация логической
расчлененности текста: дважды в разных пунктах
сказано одно и то же, только во второй раз уже не
упоминается о том, что речь идет не о любом
сложном предложении, а именно о
сложносочиненном.
Очень полезными представляются
специальные упражнения на восстановление
структуры, для которых избираются хорошие,
интересные тексты и подвергаются порче – в них
нарушен порядок предложений или абзацев,
пропущены необходимые части. Выполняя такие
упражнения, ученикам не надо работать над
содержанием – оно уже дано в готовом виде. Все
умственные усилия обращаются на осознание того,
как построен текст, в каких предложениях
содержится тезис, в каких – доказательство,
каких тезисов или аргументов недостает, и на
исправление дефектов.
Подобные задания каждый учитель может
составить сам, подбирая тексты по своему вкусу и
в соответствии с возрастом и интересами своих
учеников. Образцы таких упражнений можно найти в
недавно вышедшей в серии «Педагогический
практикум» книге «Учимся понимать и строить
текст». М.: Первое сентября, 2002; некоторые из них
вошли и в книгу «Русский язык в упражнениях».
Рассмотрим некоторые примеры.
№ 40
1. При помощи остр_умных соображений
Аристотель док_зал шар_образность Земли.
2. Своим авторитетом Аристотель на
много веков закр_пил ложное мнение, что Земля –
неподвижный центр Вселенной.
3. Он утв_рждал, что лунные затмения
прои_ходят, когда Луна поп_дает в тень,
отбрасываемую Землей.
4. Таким путем Аристотель пришел к
выводу, что Земля, безусловно, шар_образна и что
шар_образны, по-видимому, все небесные тела.
5. И сама Луна имеет выпуклую, скорее
всего шар_образную, форму.
6. На диске Луны мы видим край земной
тени всегда круглым.
Задание. Восстановите правильный
порядок предложений, чтобы получился текст о
важном научном открытии. Какое предложение здесь
лишнее?
Следующее упражнение предназначено
для девятиклассников, знакомящихся с историей
русской литературы. Они должны увидеть,
почувствовать, что 1-й части текста недостает
конкретных примеров, которые бы сделали рассказ
о поэте более живым, понятным и интересным,
наметить места, в которых необходимы
вставки-цитаты, и подобрать подходящие во 2-й
части. А потом нужно понять назначение
фрагментов 2-й части, оставшихся пока не
востребованными (среди них есть переходы от
мысли к мысли, комментарии к сообщениям, тезис,
цитаты, выражающие противоположные точки зрения
и лучше всего подходящие для заключения, вывода),
и найти им место в восстанавливаемом тексте (он
взят из книги В.Баевского «История русской
поэзии». Смоленск: Русич, 1994). После того как
основная работа выполнена, стоит предложить
ученикам как можно более точно озаглавить
полученный текст.
№ 69
Часть I
Осенью 1730 г. двадцатисемилетний
Василий Тредиаковский, только что вернувшийся из
Парижа, издал свой перевод романа
третьестепенного французского писателя XVII в.
Поля Тальмана «Езда в остров любви».
В переводе, как и в оригинале, стихи
перемежаются прозой. «Езда» имела огромный
успех. Образованные люди впервые читали любовные
стихи на русском языке. Помимо переводов, в книгу
вошли оригинальные стихотворения
Тредиаковского на русском и французском языках.
Преодолевая традицию назидательности,
Тредиаковский положил начало русской любовной
лирике, поэзии в современном понимании этого
слова вообще. Стихи выражают разные чувства и
разную степень чувств: смущение, грусть, робкую
мечту, надежду, счастье любовника, отчаяние
отвергнутого после измены возлюбленной и скорое
его утешение.
Столь счастливо начавшееся,
творчество Тредиаковского продолжалось и за
пределами «Езды в остров любви». Им введен жанр
идиллии, широко распространенный в поэзии
европейских народов начиная с древних греков и
римлян. Обжитой дом посреди чуждого мира, своя
семья, чадородие, чадолюбие, природа, которая
дает человеку все необходимое для жизни, – вот
некоторые из идиллических тем. Первую русскую
идиллию написал Тредиаковский, дав вольное
подражание Горацию. У него все видимо, слышимо,
осязаемо, конкретно.
Он нашел слова и интонации, чтобы
выразить любовь к родине.
Часть II
1
Часто днями ходит при овине,
При скирдах, то инде, то при льне;
То пролазов смотрит нет ли в тыне
И что делается на гумне.
2
А сей остров есть Любви, и так он
зовется,
Куда всякой человек в свое время шлется.
3
Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.
Россия мати! Свет мой безмерный!
4
Без любви и без страсти
Все дни суть неприятны:
Вздыхать надо, чтоб сласти
Любовны были знатны.
5. Тредиаковский положил начало и
патриотической лирике.
6. Любовной лирикой он не
ограничивался.
7. В русской литературе идиллия как
особый жанр не привилась, но ее мироощущение
стало важной частью многих художественных
систем и школ, например, к разрушению идиллии
сводится сюжет «Бедной Лизы» Карамзина и
«Старосветских помещиков» Гоголя.
8. В 1907 г. академик Пыпин напечатал в
«Истории русской литературы»: «Не будем
останавливаться на стихотворстве
Тредиаковского, неудовлетворительность
которого видели уже его современники». Но
вспомним другую оценку: «Вообще изучение
Тредиаковского приносит более пользы, нежели
изучение прочих наших писателей». Она
принадлежит Пушкину.
9. В этом отношении Тредиаковский
проложил путь многим поколениям своих
преемников; достаточно вспомнить пушкинские
поэмы и «Евгения Онегина», где стихотворный
текст сопровождается прозаическими
примечаниями, а также «Доктора Живаго»
Пастернака.
Задание. Восстановите правильную
последовательность предложений в тексте,
дополнив тезисы первой части переходами,
разъяснениями и иллюстрациями из второй.
Очень эффективными могут стать и более
сложные упражнения, в которых требуется не
только восстановить нарушенный порядок частей,
но и дописать данный текст:
записать подытоживающий вывод;
придумать вступление; придумать тезис,
объединяющий факты, которые при наличии тезиса
становятся его доказательствами; найти в тексте
места, где пропущены тезисы или доказательства, и
вписать необходимое.
Вот пример такого упражнения.
№ 42
Географическая карта (н_)раз служила
подсказкой при выборе имени для вновь открытых
химических элементов. Взгляните на таблицу
Менделеева – вам охотно подтвердят это германий
и франций, европий и америций, скандий и
калифорний. Считают, что (по)острову Кипр названа
(по)латыни медь – купрум.
В XVI в. испанский капитан Себастьян
Кабот плыл (в)верх по течению реки в Южной
Америке; пораж_ный количеством серебра, которое
его матросы награбили у мес_ых жителей, живших на
берегах реки, он решил назвать ее Ла-Платой, т.е.
серебр_ной (по)испански плата – серебро).
(От)сюда (в)последстви_ произ_шло и название всей
страны. (В)начале XIX в. владычество Испании
кончилось, и, что(бы) н_ вспоминать об этом
печальном п_риоде, жители страны латинизировали
ее название. Так на географических картах
появилось слово Аргентина.
Задание. Найдите главную мысль
первого абзаца и подумайте, доказывается ли она и
во втором абзаце. Сформулируйте переход от I
части ко II части и мысль, которую иллюстрирует
история, рассказанная во втором абзаце.
Упражнение побуждает учеников
вникнуть в содержание текста и понять, что факт,
изложенный во втором абзаце, вовсе не
иллюстрирует мысль из первого (в рассказанной
истории не химический элемент получил связанное
с географией название, а, наоборот, страна
названа по химическому элементу). В исходном
тексте (он взят из книги С.Венецкого
«Рассказы о металлах». М.: Металлургия, 1986)
пропущенные переход и тезис выглядят так: Таких
примеров много. А вот случай, когда крупная река и
даже целое государство получили название в честь
металла, пожалуй, уникален. Разумеется, ученики
не в состоянии угадать именно эти предложения, да
это и не нужно. Но задание можно считать
выполненным правильно только в том случае, когда
не только восстановлен пропущенный тезис
(бывает, что географическое название дано по
названию химического элемента), но и показано,
что новая мысль противопоставлена первой (с
помощью противительного союза, вводного слова и
пр.). О том, как можно работать над
семантико-синтаксическими связями в тексте, мы
расскажем позже.
Продолжение следует
|